ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7561
Скачиваний: 2
границах Большого княжества Литовского была ликвидирована система местных
княжений и созданный институт наместничеств, организована единственное
государственное управление, введена единственное закана-даўства, что свидетельствовало
о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усиления
политических сувязей между ее разными территориями.
Однако политическое объединение полностью не уничтожила локальной автономности
отдельных зямель. В зависимости от условий перехода разных беларуских, русских и
украинских зямель во ВКЛ определялся и их статус, некоторые территории длинное время
сохраняли в значительной степени свою со-мастойнасць. В общем, в общественно-
политической жизни ВКЛ наблюдались как объединительные, да и сепаратистские
тенденции, что усложняло процесс формирования беларуской народности.
Образованию беларуской народности содействовал и шеренга экономичных факторов.
Экономичной основой этнаўтваральных процессов появились дальнейшее развитие
сельского хозяйства (замена двуполья и других архаичных форм - лесного пералогу,
пахота наездам, падсекі - по-парной зерновой системой трехполья), совершенствование
ремесла (вместе из традиционными ремеслами - гончарное, ткацкое, бондарское, сля-
сарнае, обработка дерева, кости, металлов и другие распространялись новые виды
ремесленнической деятельности - изделие бумаги, отливка стекла в стекольных заводах,
кнігадрукарства и др.), расширение торговли на территории от Припяти к Западной Двине
и от Немана к Днепру. Возрастала роль крупных городов Беларуси - Полоцко, Бреста
(Бреста), Могилева, Гродно (Гродно), Витебско и других как центров региональной и
транзитной торговли, средств укрепления территориально-экономичных сувязей
беларуских зямель.
Постепенно в Большом княжестве Литовским устанавливалась единственная денежная
система, основной монетой становился денежный знак мясцо-вай производства -
литовский паўгрош, который чеканился на монетном дворе в Вильно. Также шел процесс
установления торгово-измерительных
стандартов, некоторые из их были узаконенный в статусах ВКЛ. Развитие товарно-
денежных отношений и внутренних хозяйственных сувязей содействовала
интенсификации этнических, экономичных и социальных контактов, этнокультурной и
языковой итеграции.
Вместе из тем в условиях феодального способа производства из его на-туральнай
системой хозяйствования объединительные процессы ограничивались региональными, а
не общегосударственными связями, созданием локальных рынков кругом городов и
мястэчак. Несмотря на определенную унификацию отдельных весовых единиц, на
территории Беларуси наблюдалась устойчивость локальной метрологии (бочка и полу-
бочка "минская", "лукомская", "ведро пинской", "берестейское", веса "полоцкие" и др.).
Это отображало слабость экономичной и союзо-най из ей этнической итеграции.
3 предыдущими этнаўтваральнымі факторами тесно связанный сацы-яльныя факторы.
Дальнейшее развитие феодальных отношений, паступо-вае установление крепостного
права содействовали консолидации многочисленных категорий населения зямель
Беларуси в социальные группы из общими п'равамі и обязанностями для каждой из их. Да,
разные категории светских феодалов консолидировались в шляхетское сословие,
которому принадлежала ведущая роль в государственном управлении. Отдельным
сословием являлось духовенство. Формировались также сословия при-гонных крестьян и
мещан - жителей городов и мястэчак. Этот процесс содействовал установлению болып
широких сувязей в границах каждого сословия и между ими. Да социальные условия
влияли на образование беларуской народности.
Вместе из политическими, экономичными и социальными факторами отыгрывал
определенную этнакансалідуючую роль конфессиональный фактор. Конфессиональные
антагонизмы активизировали сложение и укрепление разных форм самосознания
населения. Признак веры становилась своеобразным признаком народа, а борьба за веру
являлась частью борьбы за его самобытность.
Большинство восточнославянского населения придерживалась про-васлаўя. Однако после
Кревской унии началось активное наступленне католической веры. Литовской шляхте,
которая принимало католичество, были данный привилегии, которых не имела
православная шляхта. К активному участию в государственных делах длинное время не
допускались также и высшие колеса православного духовенства.
Совокупность деятельности этнаўтваральных факторов способствовала формированию
беларуской народности и таких ее общих признаков, как этническая территория,
относительная общность языка, своеобразная матэры-яльная и духовная культура,
этническое самосознание и самоназвание.
Важным признаком беларуской народности периода ее формирования было
государственно-территориальное единство расся-лення восточнославянского населения.
Ядро этнической территории беларуской народности в основных чертах соответствовала
ареалам расселения ее древних предков - крывічоў,
дрыгавічоў, радимичей. Заходнерускае население, которое проживала на бывшей
территории крывічоў, было втянута в процессы формирования беларуской (смоленско-
полоцкая группа крывічоў) и русской (северо-восточная группа крывічоў, которая
примыкала к верхней Волге) народ-насцей. Южная граница этнической территории
беларусов охватывало правобережье Припяти и в основном совпадала из ареалом
расселения дрыгавічоў, а в период феодальной раздробленасці - из южной мя-жой
Туровского княжества. Территория, на которой формировалась бело-русская народность,
частично включала земли расселения радимичей. Восточная граница радимичей доходила
к линии - Рослаўль, Хотимск, Клетня, Десна, Стародуб, Трубчэўск.
Этническая граница между балтским и славянским населением, которая установилась к
XIII. ст. примерно по линии Мерач - Трабы (около Ашмян) - воз. Свирь (около Браслава),
в следующие три столетия почти не изменилась. Кроме того, на формирование этнической
территории бело-русской народности влияли колонизационные процессы, которые
происходили в разных регионах Занеманья, Подляшье, Папрыпяцця, Северо-западной
Беларуси.
На территории современной Беларуси существовал довольно компактный ареал
расселения восточнославянского населения. Кроме его в состав беларуского этносу были
влитый отдельные группы западнославянского (польского), балтского (как
восточнобалтского - литва, латыголы, да и западнобалтского - тараканы, ятвяги, жемайты)
и .тюркского (татары) население. Яны жили рядом со славянами и появились
дополнительным компонентом образования беларуской народности. Но их наличие в
общем не нарушала целостности этнической территории беларусов.
На этнической территории беларусов произошли значительные смены в языке
восточнославянского населения. В течение XIV - XVI вв. на основе древнерусского языка
развивались такие специфичные черты беларуской речи, как твердое "р" (раввина, береза),
"дзеканне" и "цеканне" (ребята вместо детіі, тень вместо тень), "аканье" и "яканье"
(король, лебеда), приставные звуки на начале слова (осень вместо осень, образ вместо
образ). Формировался разговорный язык как сро-дак сношений между людьми. В лексику
этого языка траллялі заимствования из польской, балтской и некоторых
западноевропейских языков, что нада-вала ей специфичную окраску.
Материальная и духовная культура нового, восточнославянского этносу базировалась на
шеренге элементов, получившихся в наследство первейше с древнерусского времени.
Второй ее састаўной частью были нововведения, которые затронули семейный и
абшчынны быт, на-вуку и просвещение, фольклор, уставы и обряды, искусство. Третьей
частью комплекса культуры были элементы, заимствованные в соседних наро-дал.
В XV - XVI вв. на территории Беларуси является шеренга новых типов поселений:
городок (переходный тип поселения между горя-дам и деревней, местный центр ремесла,
домашних промыслаў и торговли, в
различие от города не имела оборонческих построек); фольварк (небольшое поселение из
нескольких или даже одного двора, центр хозяйства феодала); застенок (поселение из
одного или нескольких дворов за границами, "стенами", отведенных деревне полей,
обычно в застенках жила шляхта); околица (небольшое поселение шляхты за границами
деревни, обнесенное ограждением). Изменилась планировка некоторых типов пася-
ленняў, в особенности деревень. Этому в значительной степени способствовала
правядзен-не аграрной реформы 1557 г., когда было введена падворнае землека-рыстанне
вместо абшчыннага и распространился погонный тип двора из свойственным ему
размещением построений в один ряд. В Северной и Восточной Беларуси установился
преимущественно веночный тип двора, когда построения размещаются по его периметру.
Основными инструментами сельскохозяйственной работы являлись литовская соха,
деревянная частаплеценая барана, сукаватка, мотыга, серп, цепь и др. Для сохранения
урожаю и сельскохозяйственных про-дуктаў существовали клети, свірны, гумна, овины,
піўніцы. Рядом со стародавними жернами имелись ветряные и водяные мельницы, а также
мельницы из конной или воловьей тягой.
На всей территории Беларуси были распространенный самотканые су-конные юбки из
клетчатой или полосатой ткани, яркие безрукавки, свитки, украшенные кожухи.
Появились и новые виды одежды - анда-рак, передник. Именно в это время утверждаются
характерные для нашей территории виды народной одежды.
В XV - XVI вв. складывается и своеобразная духовная культура нового этносу. Были
выработанный основные виды и жанры беларуского фольклора. Постепенно былины,
которые рассказывали о далеких временах Киевской Руси, забывались, но былинная
традиция не исчезла бесследно. Она оказала влияние на чародейные сказки из их богатым
содержанием и своеобразной формой. Чаще всего сказки рассказывали о борьбе
фантастичного героя с злыми страшилищами, которые олицетворяли вражеские народу
силы. Чародейные сказки были пропитаный оптимизмом, верой в окончательную победу
добра и справедливости.
Несмотря на преследования и запреты церкви, ее стремление искоренить останки
язычества, очень расширена была обрядовая поэзия, что возникло в тесной связи из
рабочей деятельностью крестьян. Особенной поэтичностью выделяются купальские
песни, в которых адлюс-троўваецца органическое единство человека из одухотворенной
им прыро-дай. Песни сопровождали беларуса от рождения (хрэсьбінныя, песни-
колыбельные) и насмерть (похоронные, песни-плачи), звучали на разных торжествах
(валачобныя, свадебные), во время работы и отдыха (жатвенные, шутейные).
В то же время возник и новый эпический жанр - исторические песни и предоставления. Их
главной темой были очень близкие и волнующие народ события, связанные из борьбой из
иноземными захватчиками. Глубоким драматизмом наполненный песни о татарском
плене. Существуют народные предоставления и про "крыжацкія могилы", в которых
тлеют кости немецких
псов-рыцарей. В XVI ст. появились песни, которые рассказывали о узбро-еных восстаниях
народа против своих угнетателей. Жизненный и хозяйственный опыт народа нашел свое
воплощение в многочисленных при-сказках, поговорках и загадках.
Первыми театральными зрелищами были хороводы, народные игры, представления
скоморохов. Постепенно укарагодзе, где сплетаются разные жанры народного искусства,
заряжалась драмо-тычнае действие, которое отображала разные стороны жизни.
Возникает также народный кукольный театр - вертеп, где вместе со светскими сюжетами,
народными песнями и танцами использовались и христианские мифологические темы.
В XVI ст. з'яўля.юцца и распространяются новые музыкальные инструменты - скрипка,
цимбалы, лира, дудка. Дудка и скрипка стали одними из найболып характерных
инструментов для беларуской народности и обычно использовались во время народных
праздников. Уво-гуле, в культуры беларуской народности существовали разные па своих
источниках и границах распространения культурные элементы, одни из каких были
поліэтнічныя и охватывали несколько этносов, вторые принадлежали преимущественно
беларусам.
Одним с значительных компонентов народности является самасвя-домасць. В Большом
княжестве Литовским житель беларуских зямель отличал себя от других народов (немцев,
поляков, литовцев). Значительно позже беларусы начали отличать себя от русских.
Историческая су-польнасць восточнославянского народа, единственная религия и язык
предков тормозили процесс дифференциации русского и беларуского народов.
Значительное время населения беларуской территории Большого княжества Литовского
называласябе русскими и свой язык русской. Это обусловило то обстоятельство, что
самосознание и самоназвание беларусов формировалась позже за другие этнические
признаки.
Таким образом, во второй половине XIII - первой половине XVI ст. про-цягваўся процесс
формирования нового этнического сообщества - бело-русской народности. Сложились и
ярко определялись основные прык-меты этого сообщества: территориальное единство,
относительная агуль-насть языка, культуры, определенные хозяйственные связи,
этническая само-сознательность и самоназвание.
§ 2. Культура Беларуси второй половины XIII - первой паловыхуіст.
Беларуская культура второй половины XIII - первой половины XVI ст. развивалась на
основе усваивания богатых традиций высокоразвитых візантыйекай и древнерусской
культур, под воздействием местных природно-географических и климатических условий,
а также социально-экономичного и общественно-политического строя Большого
княжества
Литовского. Закладывался фундамент для развития собственно беларуского языка,
литературы, летописания, книгопечатания, музыканты, архитектуры, изобразительного
искусства.
Одной из источников формирования самобытной беларуской культуры был фольклор,
который в течение столетий отображал историю по-быту народа, его вероисповеданий,
тяжелых экзаменов и немногих радасцей. Беларуский фольклор служил средствам
сохранения нация-нальных традиций и отыграл решающую роль в становления бело-
русского языка. Исторический путь развития культуры Беларуси шел через усвоение и
развитие ценного народного художественного опыта.
Беларуская культура имела в основных чертах средневековый характер, развивалась на
феодально-крепостной основе. Господствовала идеология класса феодалов при духовной
диктатуре церкви. Куль-турныя достояния являлись привилегией высших сословий. Да,
письменность была распространена в основном только средь класса феодалов, школы
существовали преимущественно при монастырях и церквях и были мало доступные
народу. В XV - XVI вв. формируются и обогащаются крупные церковно-монастырские и
частные библиотеки, которые абслу-гоўваюць в основном представителей высших
сословий общества.
Поскольку содержание и формы культуры в эпоху средневековья определялись в первую
очередь интересами феодалов и религии, то церковь внесла значительный уклад в
развитие просвещения, общественно-политической мысли, литературы, зодчество,
живописи, музыканты. Когда православная церковь являлась носителем древнерусских
традиций, то католичество привносило во ВКЛ элементы польской и преимущественно
западноевропейской культуры. Выгодное географическое положение Беларуси
обусловила ее роль пуль-турнага посредника между православным Востоком и
католическим Заха-дам. Контакты из Западной Европой привели к возникновению новых
явлений в беларуской культуры. В беларуский язык проникают новые слова, литература
обогащается переводными произведениями, в архитектуры и искусстве наблюдаются
элементы западноевропейских художественных сты-ляў.
^ Развитие старобелорусского языка, литературы, летописания. Во второй половине XIII -
первой половине XVI ст. параллельно из процессом создания беларуской оригинальной
литературы шло развитие старо-беларуского литературного языка, которая закрепляла
характерные особенности речи населения Беларуси. Полоцкие, витебские и смоленские
грамоты XIII ст. уже отобразили нека^орыя отличительные черты, свойственные живому
языку беларуской народности.
Письменные памятники из беларуской языковой основой можно разделить на три группы:
юридическо-деловые, светско-художественные и конфессиональные. Эти памятники
отличаются не только назначением и содержаниям, но и системой языковых средств.
От времен Древней Руси на беларуских землях сохранилась система письменного
двуязычия, когда древнерусский литературный язык за-давальняла духовные интересы и
деловые нужды населения, а
церковнославянская использовалась в богослужении и религиозной литературы.
Церковнославянский язык распространился по территории Древней Руси из введением
христианства и была в своей основе старажытнабалгарскай. 3 тягам времени
церковнославянский язык, как искусственная и малопонятная, постепенно теряла на
Беларуси своей позиции. Появилась т. зв. беларуская редакция церковнославянского
языка, что заметно отличало язык беларуских текстов от языка религиозных памятников
тогдашнего Русского государства. О этом свидетельствовать язык таких произведений
конфессиональной литературы XV ст., как "Жыціе Аляк-сея, человека божеского",
"Страдания Христа", "Повесть о трех бусах-предсказателях".
Найболып чутко на речь народа реагировала юридическо-деловая письменность, меньше
консервативная по своему содержанию и форме средь других видов письменности.
Основными центрами юридическо-деловой письменности являлись государственные,