Файл: История Беларусик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7420

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

границах Большого княжества Литовского была ликвидирована система местных 
княжений и созданный институт наместничеств, организована единственное 
государственное управление, введена единственное закана-даўства, что свидетельствовало 
о складывании системы политико-правовой централизации в стране, усиления 
политических сувязей между ее разными территориями. 
Однако политическое объединение полностью не уничтожила локальной автономности 
отдельных зямель. В зависимости от условий перехода разных беларуских, русских и 
украинских зямель во ВКЛ определялся и их статус, некоторые территории длинное время 
сохраняли в значительной степени свою со-мастойнасць. В общем, в общественно-
политической жизни ВКЛ наблюдались как объединительные, да и сепаратистские 
тенденции, что усложняло процесс формирования беларуской народности. 
Образованию беларуской народности содействовал и шеренга экономичных факторов. 
Экономичной основой этнаўтваральных процессов появились дальнейшее развитие 
сельского хозяйства (замена двуполья и других архаичных форм - лесного пералогу, 
пахота наездам, падсекі - по-парной зерновой системой трехполья), совершенствование 
ремесла (вместе из традиционными ремеслами - гончарное, ткацкое, бондарское, сля-
сарнае, обработка дерева, кости, металлов и другие распространялись новые виды 
ремесленнической деятельности - изделие бумаги, отливка стекла в стекольных заводах, 
кнігадрукарства и др.), расширение торговли на территории от Припяти к Западной Двине 
и от Немана к Днепру. Возрастала роль крупных городов Беларуси - Полоцко, Бреста 
(Бреста), Могилева, Гродно (Гродно), Витебско и других как центров региональной и 
транзитной торговли, средств укрепления территориально-экономичных сувязей 
беларуских зямель. 
Постепенно в Большом княжестве Литовским устанавливалась единственная денежная 
система, основной монетой становился денежный знак мясцо-вай производства - 
литовский паўгрош, который чеканился на монетном дворе в Вильно. Также шел процесс 
установления торгово-измерительных 
стандартов, некоторые из их были узаконенный в статусах ВКЛ. Развитие товарно-
денежных отношений и внутренних хозяйственных сувязей содействовала 
интенсификации этнических, экономичных и социальных контактов, этнокультурной и 
языковой итеграции. 
Вместе из тем в условиях феодального способа производства из его на-туральнай 
системой хозяйствования объединительные процессы ограничивались региональными, а 
не общегосударственными связями, созданием локальных рынков кругом городов и 
мястэчак. Несмотря на определенную унификацию отдельных весовых единиц, на 
территории Беларуси наблюдалась устойчивость локальной метрологии (бочка и полу-
бочка "минская", "лукомская", "ведро пинской", "берестейское", веса "полоцкие" и др.). 
Это отображало слабость экономичной и союзо-най из ей этнической итеграции. 
3 предыдущими этнаўтваральнымі факторами тесно связанный сацы-яльныя факторы. 
Дальнейшее развитие феодальных отношений, паступо-вае установление крепостного 
права содействовали консолидации многочисленных категорий населения зямель 
Беларуси в социальные группы из общими п'равамі и обязанностями для каждой из их. Да, 
разные категории светских феодалов консолидировались в шляхетское сословие, 
которому принадлежала ведущая роль в государственном управлении. Отдельным 
сословием являлось духовенство. Формировались также сословия при-гонных крестьян и 
мещан - жителей городов и мястэчак. Этот процесс содействовал установлению болып 
широких сувязей в границах каждого сословия и между ими. Да социальные условия 
влияли на образование беларуской народности. 
Вместе из политическими, экономичными и социальными факторами отыгрывал 
определенную этнакансалідуючую роль конфессиональный фактор. Конфессиональные 
антагонизмы активизировали сложение и укрепление разных форм самосознания 


background image

населения. Признак веры становилась своеобразным признаком народа, а борьба за веру 
являлась частью борьбы за его самобытность. 
Большинство восточнославянского населения придерживалась про-васлаўя. Однако после 
Кревской унии началось активное наступленне католической веры. Литовской шляхте, 
которая принимало католичество, были данный привилегии, которых не имела 
православная шляхта. К активному участию в государственных делах длинное время не 
допускались также и высшие колеса православного духовенства. 
Совокупность деятельности этнаўтваральных факторов способствовала формированию 
беларуской народности и таких ее общих признаков, как этническая территория, 
относительная общность языка, своеобразная матэры-яльная и духовная культура, 
этническое самосознание и самоназвание. 
Важным признаком беларуской народности периода ее формирования было 
государственно-территориальное единство расся-лення восточнославянского населения. 
Ядро этнической территории беларуской народности в основных чертах соответствовала 
ареалам расселения ее древних предков - крывічоў, 
дрыгавічоў, радимичей. Заходнерускае население, которое проживала на бывшей 
территории крывічоў, было втянута в процессы формирования беларуской (смоленско-
полоцкая группа крывічоў) и русской (северо-восточная группа крывічоў, которая 
примыкала к верхней Волге) народ-насцей. Южная граница этнической территории 
беларусов охватывало правобережье Припяти и в основном совпадала из ареалом 
расселения дрыгавічоў, а в период феодальной раздробленасці - из южной мя-жой 
Туровского княжества. Территория, на которой формировалась бело-русская народность, 
частично включала земли расселения радимичей. Восточная граница радимичей доходила 
к линии - Рослаўль, Хотимск, Клетня, Десна, Стародуб, Трубчэўск. 
Этническая граница между балтским и славянским населением, которая установилась к 
XIII. ст. примерно по линии Мерач - Трабы (около Ашмян) - воз. Свирь (около Браслава), 
в следующие три столетия почти не изменилась. Кроме того, на формирование этнической 
территории бело-русской народности влияли колонизационные процессы, которые 
происходили в разных регионах Занеманья, Подляшье, Папрыпяцця, Северо-западной 
Беларуси. 
На территории современной Беларуси существовал довольно компактный ареал 
расселения восточнославянского населения. Кроме его в состав беларуского этносу были 
влитый отдельные группы западнославянского (польского), балтского (как 
восточнобалтского - литва, латыголы, да и западнобалтского - тараканы, ятвяги, жемайты) 
и .тюркского (татары) население. Яны жили рядом со славянами и появились 
дополнительным компонентом образования беларуской народности. Но их наличие в 
общем не нарушала целостности этнической территории беларусов. 
На этнической территории беларусов произошли значительные смены в языке 
восточнославянского населения. В течение XIV - XVI вв. на основе древнерусского языка 
развивались такие специфичные черты беларуской речи, как твердое "р" (раввина, береза), 
"дзеканне" и "цеканне" (ребята вместо детіі, тень вместо тень), "аканье" и "яканье" 
(король, лебеда), приставные звуки на начале слова (осень вместо осень, образ вместо 
образ). Формировался разговорный язык как сро-дак сношений между людьми. В лексику 
этого языка траллялі заимствования из польской, балтской и некоторых 
западноевропейских языков, что нада-вала ей специфичную окраску. 
Материальная и духовная культура нового, восточнославянского этносу базировалась на 
шеренге элементов, получившихся в наследство первейше с древнерусского времени. 
Второй ее састаўной частью были нововведения, которые затронули семейный и 
абшчынны быт, на-вуку и просвещение, фольклор, уставы и обряды, искусство. Третьей 
частью комплекса культуры были элементы, заимствованные в соседних наро-дал. 


background image

В XV - XVI вв. на территории Беларуси является шеренга новых типов поселений: 
городок (переходный тип поселения между горя-дам и деревней, местный центр ремесла, 
домашних промыслаў и торговли, в 
различие от города не имела оборонческих построек); фольварк (небольшое поселение из 
нескольких или даже одного двора, центр хозяйства феодала); застенок (поселение из 
одного или нескольких дворов за границами, "стенами", отведенных деревне полей, 
обычно в застенках жила шляхта); околица (небольшое поселение шляхты за границами 
деревни, обнесенное ограждением). Изменилась планировка некоторых типов пася-
ленняў, в особенности деревень. Этому в значительной степени способствовала 
правядзен-не аграрной реформы 1557 г., когда было введена падворнае землека-рыстанне 
вместо абшчыннага и распространился погонный тип двора из свойственным ему 
размещением построений в один ряд. В Северной и Восточной Беларуси установился 
преимущественно веночный тип двора, когда построения размещаются по его периметру. 
Основными инструментами сельскохозяйственной работы являлись литовская соха, 
деревянная частаплеценая барана, сукаватка, мотыга, серп, цепь и др. Для сохранения 
урожаю и сельскохозяйственных про-дуктаў существовали клети, свірны, гумна, овины, 
піўніцы. Рядом со стародавними жернами имелись ветряные и водяные мельницы, а также 
мельницы из конной или воловьей тягой. 
На всей территории Беларуси были распространенный самотканые су-конные юбки из 
клетчатой или полосатой ткани, яркие безрукавки, свитки, украшенные кожухи. 
Появились и новые виды одежды - анда-рак, передник. Именно в это время утверждаются 
характерные для нашей территории виды народной одежды. 
В XV - XVI вв. складывается и своеобразная духовная культура нового этносу. Были 
выработанный основные виды и жанры беларуского фольклора. Постепенно былины, 
которые рассказывали о далеких временах Киевской Руси, забывались, но былинная 
традиция не исчезла бесследно. Она оказала влияние на чародейные сказки из их богатым 
содержанием и своеобразной формой. Чаще всего сказки рассказывали о борьбе 
фантастичного героя с злыми страшилищами, которые олицетворяли вражеские народу 
силы. Чародейные сказки были пропитаный оптимизмом, верой в окончательную победу 
добра и справедливости. 
Несмотря на преследования и запреты церкви, ее стремление искоренить останки 
язычества, очень расширена была обрядовая поэзия, что возникло в тесной связи из 
рабочей деятельностью крестьян. Особенной поэтичностью выделяются купальские 
песни, в которых адлюс-троўваецца органическое единство человека из одухотворенной 
им прыро-дай. Песни сопровождали беларуса от рождения (хрэсьбінныя, песни-
колыбельные) и насмерть (похоронные, песни-плачи), звучали на разных торжествах 
(валачобныя, свадебные), во время работы и отдыха (жатвенные, шутейные). 
В то же время возник и новый эпический жанр - исторические песни и предоставления. Их 
главной темой были очень близкие и волнующие народ события, связанные из борьбой из 
иноземными захватчиками. Глубоким драматизмом наполненный песни о татарском 
плене. Существуют народные предоставления и про "крыжацкія могилы", в которых 
тлеют кости немецких 
псов-рыцарей. В XVI ст. появились песни, которые рассказывали о узбро-еных восстаниях 
народа против своих угнетателей. Жизненный и хозяйственный опыт народа нашел свое 
воплощение в многочисленных при-сказках, поговорках и загадках. 
Первыми театральными зрелищами были хороводы, народные игры, представления 
скоморохов. Постепенно укарагодзе, где сплетаются разные жанры народного искусства, 
заряжалась драмо-тычнае действие, которое отображала разные стороны жизни. 
Возникает также народный кукольный театр - вертеп, где вместе со светскими сюжетами, 
народными песнями и танцами использовались и христианские мифологические темы. 
В XVI ст. з'яўля.юцца и распространяются новые музыкальные инструменты - скрипка, 
цимбалы, лира, дудка. Дудка и скрипка стали одними из найболып характерных 


background image

инструментов для беларуской народности и обычно использовались во время народных 
праздников. Уво-гуле, в культуры беларуской народности существовали разные па своих 
источниках и границах распространения культурные элементы, одни из каких были 
поліэтнічныя и охватывали несколько этносов, вторые принадлежали преимущественно 
беларусам. 
Одним с значительных компонентов народности является самасвя-домасць. В Большом 
княжестве Литовским житель беларуских зямель отличал себя от других народов (немцев, 
поляков, литовцев). Значительно позже беларусы начали отличать себя от русских. 
Историческая су-польнасць восточнославянского народа, единственная религия и язык 
предков тормозили процесс дифференциации русского и беларуского народов. 
Значительное время населения беларуской территории Большого княжества Литовского 
называласябе русскими и свой язык русской. Это обусловило то обстоятельство, что 
самосознание и самоназвание беларусов формировалась позже за другие этнические 
признаки. 
Таким образом, во второй половине XIII - первой половине XVI ст. про-цягваўся процесс 
формирования нового этнического сообщества - бело-русской народности. Сложились и 
ярко определялись основные прык-меты этого сообщества: территориальное единство, 
относительная агуль-насть языка, культуры, определенные хозяйственные связи, 
этническая само-сознательность и самоназвание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 2. Культура Беларуси второй половины XIII - первой паловыхуіст. 
Беларуская культура второй половины XIII - первой половины XVI ст. развивалась на 
основе усваивания богатых традиций высокоразвитых візантыйекай и древнерусской 
культур, под воздействием местных природно-географических и климатических условий, 
а также социально-экономичного и общественно-политического строя Большого 
княжества 


background image

Литовского. Закладывался фундамент для развития собственно беларуского языка, 
литературы, летописания, книгопечатания, музыканты, архитектуры, изобразительного 
искусства. 
Одной из источников формирования самобытной беларуской культуры был фольклор, 
который в течение столетий отображал историю по-быту народа, его вероисповеданий, 
тяжелых экзаменов и немногих радасцей. Беларуский фольклор служил средствам 
сохранения нация-нальных традиций и отыграл решающую роль в становления бело-
русского языка. Исторический путь развития культуры Беларуси шел через усвоение и 
развитие ценного народного художественного опыта. 
Беларуская культура имела в основных чертах средневековый характер, развивалась на 
феодально-крепостной основе. Господствовала идеология класса феодалов при духовной 
диктатуре церкви. Куль-турныя достояния являлись привилегией высших сословий. Да, 
письменность была распространена в основном только средь класса феодалов, школы 
существовали преимущественно при монастырях и церквях и были мало доступные 
народу. В XV - XVI вв. формируются и обогащаются крупные церковно-монастырские и 
частные библиотеки, которые абслу-гоўваюць в основном представителей высших 
сословий общества. 
Поскольку содержание и формы культуры в эпоху средневековья определялись в первую 
очередь интересами феодалов и религии, то церковь внесла значительный уклад в 
развитие просвещения, общественно-политической мысли, литературы, зодчество, 
живописи, музыканты. Когда православная церковь являлась носителем древнерусских 
традиций, то католичество привносило во ВКЛ элементы польской и преимущественно 
западноевропейской культуры. Выгодное географическое положение Беларуси 
обусловила ее роль пуль-турнага посредника между православным Востоком и 
католическим Заха-дам. Контакты из Западной Европой привели к возникновению новых 
явлений в беларуской культуры. В беларуский язык проникают новые слова, литература 
обогащается переводными произведениями, в архитектуры и искусстве наблюдаются 
элементы западноевропейских художественных сты-ляў. 
^ Развитие старобелорусского языка, литературы, летописания. Во второй половине XIII - 
первой половине XVI ст. параллельно из процессом создания беларуской оригинальной 
литературы шло развитие старо-беларуского литературного языка, которая закрепляла 
характерные особенности речи населения Беларуси. Полоцкие, витебские и смоленские 
грамоты XIII ст. уже отобразили нека^орыя отличительные черты, свойственные живому 
языку беларуской народности. 
Письменные памятники из беларуской языковой основой можно разделить на три группы: 
юридическо-деловые, светско-художественные и конфессиональные. Эти памятники 
отличаются не только назначением и содержаниям, но и системой языковых средств. 
От времен Древней Руси на беларуских землях сохранилась система письменного 
двуязычия, когда древнерусский литературный язык за-давальняла духовные интересы и 
деловые нужды населения, а 
церковнославянская использовалась в богослужении и религиозной литературы. 
Церковнославянский язык распространился по территории Древней Руси из введением 
христианства и была в своей основе старажытнабалгарскай. 3 тягам времени 
церковнославянский язык, как искусственная и малопонятная, постепенно теряла на 
Беларуси своей позиции. Появилась т. зв. беларуская редакция церковнославянского 
языка, что заметно отличало язык беларуских текстов от языка религиозных памятников 
тогдашнего Русского государства. О этом свидетельствовать язык таких произведений 
конфессиональной литературы XV ст., как "Жыціе Аляк-сея, человека божеского", 
"Страдания Христа", "Повесть о трех бусах-предсказателях". 
Найболып чутко на речь народа реагировала юридическо-деловая письменность, меньше 
консервативная по своему содержанию и форме средь других видов письменности. 
Основными центрами юридическо-деловой письменности являлись государственные,