ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7574
Скачиваний: 2
3 тягам времени, отмечает М.Піліпенка, в итога интенсивных этнических процессов на
основе взаимодействия, объединения двух значительных групп (папрыпяцкай и
падзвінска-днепровской) восточнославянского населения, из одной стороны, и
консолидации их из отдельными группами неўсходнеславянскага населыгіцтва -
западнославянского (польского), балтского и тюркского (та-тарскага), из второго, на
широкой территории, размещенной между Припятью на юга и Западной Двиной на
полночи, Неманом на западе и Днепром на востоке, к середине XVI ст. сформировались
новый комплекс культуры и связанная из им система языка. Все это свидетельствовало о
появлении новой, восток-неславянской этнической территории, которая получила из того
времени свое название "Белая Русь".
Какое происхождение этого названия? В разные времена ее объясняли па-разно. Ее
связывали из красотой земли (Макарый, XVI ст.), мно-ствам снегу (С.Герберштэйн, XVI
ст.), вольностью (В.Татищев, XVIII ст.), независимостью от татаро-монголов
(М.Любаўскі, XIX ст.), со светлапігментаваным и светлоглазым антропологическим типам
жыха-ров (М.Янчук, начало XX ст.). В наше время появились другие толкования:
название "Белая Русь" связывается из более ранним принятием христианства по
сравнению из Черной Русью (Я.Юхо), из широким распаў-сюджваннем в топонимике
названий со словом "белая" (П.Крапівін).
В исторических документах XII ст. термин "Белая Русь" употреблялся применительно к
Владимиро-Суздальскому княжеству, а в XIII - XIV вв. - к Московским, Смоленским и
Псковским зямель. На итальянских, немецких, шведских картах и в хрониках XV - XVI вв.
многие заграничные авторы Белой Русью называли восточнобелорусские земли, а также
употребляли это название применительно к Новгородским, Псковских, Киевских,
Черниговских зямель, подчас расширяли на Волынь, Задонщину, Подмосковье.
Применительно к Беларуси этот термин сначала относился только к падзвінска-
днепровского региона. 3 середины XVI ст. им стали обозначать также территорию
Минщины, Гродненщины, а потом и южную зону палрыпяцкага региона вплоть до р.
Припять. В XVII - середине XVIII ст. название "Белая Русь" установилась и закрепилась
преимущественно за землями Полоцкого, Витебского, Мстиславского, частично Минского
и Смоленского воеводств. Одновременно из XVII ст. в исторических документах
применительно к восточной части этнографической Беларуси употребляется и название
"Беларусь", которая в концы XIX ст. распространилась на всю территорию современной
Беларуси.
От названия падзвінска-днепровского региона "Белая Русь" происходить и название его
жителей - "беларусы" или "беларусцы". Вслед за переменой значимости названия "Белая
Русь" изменяется и смысл производного от ее термина "беларусцы", который из второй
половины XVII - начала XVIII ст. устанавливай обозначать тех, кто относился уже к
новому, восточнославянского этно-су - беларуского. Им начали называть
восточнославянское население, которое жило в ареале распространения беларуского
языка и комплекса традиционной беларуской культуры. Рядом из формой "беларусцы" из
середины XVI ст. встречается и современное название беларуского этносу -беларусы.
(Падрабязйей о происхождении названия "Беларусь" см.: Имя твое Белая Русь. Мн., 1991.)
Западную часть беларуской этнической территории длинное время называли "Черная
Русь". Согласно сведениям В.М.Татищева, граница Черной Руси на полночи доходила к
р.Вилии, на востоке - примерно к Березине, на юга - к Припяти, на западе - к Бугу.
Название "Черная Русь" в отечественных источниках упоминается не раньше последней
четверти XIII ст. (1284). Первоначально это название не относилось к западной части
территории современной Беларуси. Да называлась юго-западная часть территории
современной Украины, тогдашняя Галичская земля. В заходнееўралейскіх письменных
памятниках название "Черная Русь" сустра-кается не раньше XIV - XV вв. и
употребляется для обозначения самых западных зямель Руси, которые граничили из
Ливонией, Литвой и Полыпчай. Как название западной части беларуской этнической
территории (в конфиденциальности, Беларуского Панямоння) термин "Черная Русь" пачы-
нае закрепляться в концы XVI - XVII ст. Як утверждает В.М.Татищев, название "Черная
Русь" для обозначения западной части современной Беларуси встречается в грамотах царя
Алексея Михайловича после того, как он овладел частью Речи посполитой. В грамотах
Алексей Михайлович называется "гасударам всей Большой, Белой, Черной и Красной
Руси".
Название западной беларуской этнической территории "Черная Русь" объясняться разно.
Чаще всего ее рассматривали как противопоставление названию "Белая Русь". Некоторые
ученые (С.Соловьев) считали, что первоначально название "Черная Русь" обозначала
зависимую территорию. Черный цвет рассматривается сторонниками этой концепции как
символ зависимости, белый - как символ самостоятельности.
По отношению к Беларускому Панямоння такое толкование нельзя признать унушальным.
Название этой стороны "Черная Русь" закрепилась тогда, когда вся территория
современной Беларуси уже находилась в составе Большого княжества Литовского, а затем
и Речи посполитые, и из политического точке зрения значительной разницы между
западной и восточной частями этих территорий не было.
Некоторые исследователи считают, что появление названия "Черная Русь" вызвана тем,
что для Верхнего Панямоння было характерна язычество, а для Поднепровья -
христианство. Но и из такой точкой зрения нельзя полностью помириться тому, что в
период закрепления этого термина почти все население, как восточнославянское, да и
балтское, было уже христианским. Христианские церкви в городах Верхнего Панямоння
были построенный не позже, чем в городах су-часнага Беларуского Поднепровья. Что
касаться некоторых групп нехристианского, языческого балтского населения, которое
проживала в Верхнем Панямонні, то оно Русью не называлась. Для их именования
употреблялся другой термин - "Литва".
Заслуживает внимания следующее толкование этого названия. Название "Черная Русь"
была дана балтами. Согласна из балтской традицией, черный цвет символизирует Запад, а
белый - Восток. В связи из этой традицией самую западную часть Руси, г. зн. Верхнее
Панямонне, стали называть Черной Русью, а восточную, г. зн. Поднепровье, - Белой
Русью. Охаживай-шапачаткова эти названия обозначали географические направления. 3
тягам времени они стали означать два ареалы беларуской этнической территории и
символизировать этнографические особенности между ее западной и восток-няй частями.
3 конца XVIII ст. из распадом Большого княжества Литовского и присоединением
беларуских зямель к Российской империи название "Черная Русь" перестала
употребляться, а "Белой Русью" стали называть всю беларускую этническую территорию.
Причем это название приобрело в русском языке свою западноевропейскую форму -
"Беларуссія". В бело-русском языке сохранилась старая восточнославянская форма этого
названия. Она стала выговариваться и писаться вместе - "Беларусь".
Как формировался язык "Белой Руси", г. зн. беларуский язык? Ее возникновение было
итогам змяшэння, переплетения северных (падзвінска-днепровских) и южных
(папрыпяцкіх) элементов беседуй-ковай языки восточнославянского населения. Этот язык
многими особенностями фонетической системы, грамматического строя и словарного
состава отличается от русской и украинской. К этим асаблівасцей подобает сочетание
таких элементов, как твердое "р" и "ч", мягкое "д" (дзеканне), аканье. Появились т. зв.
сярэднебеларускія речи, которые вобрали в себя северные и южные элементы. Что
касаться языки северной зоны падзвінска-днепровского региона (Псковщина,
Тверская сторона, Смоленщина), так она в значительной степени сложилась под влиянием
соседних северных и восточных речей, распространенных в границах Московского
государства. Тут в XV - XVI вв. начали формироваться речи великоруской языка. В
восточных районах Беларуси вместе из мягким "д", появилась и твердое "д", а кое-где и
"оканье". В южной зоне большое влияние на беларуский язык сделал украинский язык.
Таким образом, в XV - XVI вв. в северной части папрыпяцкага (полесского) региона,
центральном регионе и южной зоне падзвінска-днепровского региона оформилась система
нового, восточнославянского языка, которая получила название "беларуская", г. зн.
возникла одна из най-более важных черт беларуского этносу.
ГЛАВА 2. БЕЛАРУСКИЕ ЗЕМЛИ В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХШ ст.
§ 1. Древнерусское государство (Киевская Русь) -общее феодальное государство
восточных славян. Политическое и экономичное положение беларуских зямель
К середине IX ст. на территории, заселенной древними славянскими сообществами,
начали формироваться раннефеодальные княжества. В их были свои княженья, которые
включали в себя валасцей, бывших рядовых общин. В каждой волости имелось свое вече
и свой князь из дружиной. Законодательная власть в волости принадлежала вечу -
народному собранию. Вече выбирало князя, провозглашала войну и заключала мир, при-
мало постановления, которые регулировали хозяйственные и общественно-правовые
отношения. Исполнительную власть в валасцях осуществляли волостные князья. Вместе
из дружинами они защищали территории валасцей от внешних врагов, осуществляли
военные походы в соседние земли, чинили суд над своими подданными.
Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также
необходимость объединения для защиты славянских зямель от набегов хазараў, печенегов,
половцев и других воинствующих кочевников привели к образованию большого и
могучего государства, которая называ-лося Киевской Русью. Летописи свидетельствуют,
что уже в начала IX ст. существовали два восточнославянские союзы: северный - из
центром в Ноу-гарадзе и южный - из центром в Киеве. Позже эти союзы объединились и
образовали одно государство - Киевскую Русь. Земли дрыгавічоў, радимичей и крывічоў
вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи -
варягам. Яны очутились под защитой Руси.
Вызывает интерес вопрос о происхождении названия "Русь". В ученой литературы
высказана немало гипотез насчет этого. Да, в западноевропейских исторических
источниках Х - XII вв. (Гільдэсгеймскія, Магдебургские анналы, жыціі Адальберта, Атэна
Гам-берскага и др.) термин "русины" употребляется по отношению к южным и юго-
западным группам населения Древней Руси (на пограничье из Польшей и Пруссией),
восточнославянских дружин и переселенцев из Германии, Венгрии и др. Активизация
межэтнических контактов восток-неславянского и западноевропейского населения в XIII -
XIV вв. содействовала распространению названия "русины" на другие
восточнославянские земли, где она употреблялась в качества экзаэтноніма (названия из
стороны соседних народов) и существовала вместе из местными и однокоренными
этнонимами (самоназваниями) - "Русь", "русы", "руськія", "руоськія" и др. Термин "Русь"
впервые упоминается в старо-жытных Византийских хрониках, где обозначает
направление мира - "поў-день". Да называли и людей нового этнического сообщества,
которые защищали границы Византийской империи. Название "Русь" связывают да-сама
со славянизированным термином, каким финны называли своих западных соседей, чаще
всего восточных скандинавов. Постепенно в славян-скай речи он приобрел новое звучание
и из Х ст. стал употребляться як название всей территории Среднего Поднепровья.
Киевская Русь - эта раннефеодальная державо-монархия. Во главе ее стоял большой князь.
При нем имелась дума, куда входили и най-более знатные князья, и старшие дружинники
(бояре). Большому князю подчинялся многочисленный управленческий аппарат, какой
распаро-джаўся сборам дани, подоткал, судопроизводством, взысканием штрафов и
другими делами. В подвластных большому князю землях функции управления
осуществляли княжеские заместители - посадники и их более близкие помощники -
тысяцкие. Яны возглавляли во время военных действий народное ополчение - "тысячу".
Посадников назначал большой князь, тысяцкие выбирались с знатных баяр на веча.
Большой князь имел сильную армию. Оно включало в себя дружины большого князя, а
также из войск вассальных князей. В отдельных случаях собиралось народное ополчение.
На рэках и на Черном море имелся большой ладзейны княжеский флот.
Князья отдельных зямель, которые входили в состав Киевской Руси, находились в
вассальной зависимости от большого князя. Яны обязанный были поставлять большому
князю воінаў, являться по его патраба-ванню из дружиной, а их подвластное население -
платить дань. В то же время князья отдельных зямель пользовались неограниченной ула-
дай в своих землях. Велікакняжацкія заместители не имели право вмешиваться в их
внутренние дела. Однако, когда местная знать стремилась выйти из подчинения большому
князю, ее к послу-шэнства приводили силой.
Которое же было положение беларуских зямель в составе Древнерусского государства?
На территории Беларуси самыми значительными были Полоцкой и Туровской княжества.
Летописи упоминают княжества из меньшей территорией: Витебское, Оршанское,
Друцкое, Мстиславское, Пинское, Мозырьское, Минское, Новагародскае и др.
Судя по летописным источникам, Полоцкое княжество образовалось в среднем цячэнні
Западной Двины в IX - Х вв., занимала всю Северную Беларусь и граничила на полночи из
Ноўгарадскай землей, на востоке - со Смоленской, на юга - из Турово-Пинской, на западе
- из землями литовско-латышских плямѐн. Согласно современному административному
разделу, в Полоцкую землю входили целиком Витебская область, северная часть Минской
и северо-западная часть Могилевской.
Полоцкое княжество было одним из более крупных государственных феодальных
образований, которое не вступала размерами похожим утварэн-ням в Западной Европе -
Баварскому герцогству и Португальскому королевству. Ему не угрожала половецкая
опасность, а большой торговый путь в Западную Европу, который проходил через его
терри-торию, способствовал обогащению боярства и роста тенденций к независимости.
Вместе из тем продолжение славянизации стороны и борьба из вражескими нападениями
требовали усиления воинской силы князя и единения местных феодалов. 3 конца IX ст. в
Полоцком княжестве и в других древних землях Беларуси происходили объединительные
этнические процессы. Население этих зямель характеризовалась общим этническим
самосознанием, языковым единствам, сходствам культуры.
Которым был политический строй Полоцкого княжества?
Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вечу, народ ли-заму сходу.
Вече приглашало князя на княженье, выдавала законы, выбирала урядников (урадцаў,
чиновников), одобряла аб'яўленне войны или мирю. Власть веча распространялась не
только на город, но и на всю волость, разбросанные па всему княжеству весі. В Полоцком
княжестве веча просуществовала к самому концу XV ст. (1488), когда городу было дана
магдебургское право.
Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся
одним из родоначальников племені. Энергия и здоль-насть, в особенности в воинских
делах, выделяли его из общей массы старшынь. В некоторых местах, где жизнь была
относительно спокойствие-ным, властелином становился князь как перши на основании
рядового стр-шынства по возрасту. Кроме местных в Полоцком княжестве были и
пришлые князья. Яны вербовались из тех нармана-норвежских элементов, какие часто
проходили через Русь из полночи на юг. О этом свидетельствовать летописное
предоставление о приглашении князей-варягов - Рюрика, Сінявуса и Трувара. В Полоцком
княстзе князья имели исполнительную ула-ду, занимались воинским делом, ходили в
походы со своей дружищи-най в другие земли. Кроме того, князь был занятый
административным делом, вяршыў суд, охранял торговые пути и караваны в своем
княжестве.
Приблизительно в то время, когда в Новгородскую Русь были приглашенный варяги (862),
Полацк имел своих местных князей, про которых вспоминает одна со скандинавских саг -
Эймундава сага. Имена их не сохранились, но письменные источники отмечают
особенность Полоцкого княжества - существование тут династии кривицких князей, права
которой сохранялись в течение многих поколений. Полоцкие князья, которые в летописях
называются кривицкими, являлись сюзеренами территории, где ажыц-цяўлялася их
власть, как это наблюдалось в других средневековых государствах.
Как свидетельствуют письменные источники, уже в то время существовала определенная
напряженность в отношениях между Полоцком и Киевом. Киевский князь Олег (879 - 912)
начал объединять разные земли кругом Киева. В числа подданных Киева Іпацьеўскі
летопись называет и крывічоў, на каких Олег наложил дань. В 907 г. он провел удачный
поход в Византию, в котором также приняли участие кривичи и радимичи. В договоры
Олега из Византией средь других городов, которые имели право на дань, упоминается и
Полацк.
При преемниках Олега - Игори (912 - 945), Ольге (945 - 964), Святославе (964 - 972) -
зависимость Полоцко от Киева постепенно слабеет. Игорь и Святослав были занятые
войнами из Византией и странствующими племенами. Святослав вообще хотел перенести
столицу из Киева в Болгарию. В это время Полацк как центр собирания будущих
беларуских зямель закрепил свои позиции в древних землях дрыгавічоў.
В последней четверти Х ст. в Полоцка княжил Рогволод, который и стало распространять
свое влияние на полночь, стремясь оторвать Наўга-родскую землю от аслаблай Киевской
земли. Кроме того, он выка-рыстоўваў борьбу между сыновьями Святослава Киевского -
Яралолкам, Олегам и Владимирам. Рогволод готовился принять участие в.этой борьбе на
баке Ярополка. Оба братья - Яраполк'і Владимир - домогались руки дочки Рогволода
Рогнеды. Молодые князья постлали сватоў к полоцкой княжне. Летопись сообщает:
Рогнеда, даведаў-шыся, что Владимир был сыновьям Святослава и рабыни, не заха-тело
стать женой рабыніча и из презрением ответила да: "Не хочу разутн рабыннча, я за
Ярополка нду". Когда Владимиру сообщили ответ Рогнеды, он в 980 г. пошел походам на