ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4025
Скачиваний: 2
ряд запретов в отношении оказания медицинской помощи, индийская клятва
запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с
которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в
процесс умирания. Врачу надлежало одинаково относиться ко всем больным
независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за
лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания.
Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической
и теоретической подготовки; эти две стороны должны составлять полную
гармонию.
Заключение
1. Представление о болезни как следствия нарушения
взаимодействия 3-х внутренних субстанций организма (прана,
желчь, слизь) при отрицательном воздействие 5 внешних стихий (вода, огонь,
дерево, металл, земля.
2.
Совершенствование представлений об анатомическом строении
человеческого тела.
3. Развитие оперативных методов лечения: родовспоможения,
хирургическая техника, уникальные методики лечения, в том числе
«индийский способ» ринопластики.
4. Целенаправленные мероприятия по совершенствованию
предупреждения заболеваний. Первые опыты вариоляции, (методы укола руки
и плеча.).
5. Становление гигиенических традиций как прообраз общей и коммунальной
гигиены.
6. Создание первых общественных больниц (лечебниц) при храмах.
Разработка основ практической и теоретической подготовки врачей. Основы
врачебной этики.
3. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)
История цивилизации Древнего Египта насчитывает больше трех
тысячелетий и насчитывает четыре эпохи и несколько периодов. Долина
нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской
цивилизации. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном
взаимодействии с медициной древней Месопотамии. Основными
источниками по истории и врачеванию Древнего Египта дошедшие до наших
дней это медицинские тексты, описание историков и писателей древности.
Впервые о существовании медицинских трактатов в древнем Египте
говориться в записи на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора
царя V династии Неферирка-Ра. Медицинские трактаты были написаны на
папирусах, часть некоторых до наших дней не сохранились, и мы знаем о
них по свидетельству древних историков. Археологические исследования это
изучение египетских мумий и медицинских инструментов, а также настенная
живопись, надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах, заупокойных
стелах.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с
обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В
крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы,
или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике,
архитектуре, ваянию астрономии, а также тайнам магических культов и
обрядов. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были
телесные наказания. Дома жизни многими исследователями рассматриваются
как предшественники университетов последующих эпох.
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим
моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при
неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось
вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к
определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к
врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за
лечение выплачивался храму, который содержал врача. В древнеегипетской
медицине существовала специализация врачей: были специалисты по
внутренним болезням, кожным, глазным, желчно-кишечным («утробные
врачи») болезням, хирурги, акушерки. Роды обычно принимали на дому, хотя
в крупных городах были построены специализированные дома для рожениц.
Египтяне проводили операции кесарева сечения, а также имеются сведения о
применении обезболивающих средств при родах.
Большую роль в накоплении сведений сыграли военные врачи,
сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса даются
четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок,
обрезанию и кастрации. При лечении переломов применяли деревянные
лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью,
пропитанной затвердевшей смолой. Египтяне знали крупные органы: сердце,
почки, кишечник, мышцы.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и
сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу,
неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных
паразитов. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во
вселение в организм злых духов умерших.
Исключительно популярной в древнем Египте была профессия зубного
врача. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян
воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Лечение
проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или
деснам различные пасты. Единственным свидетельством использования
золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух
нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии
шеек обоих зубов.
Египет считается родиной косметики. В папирусе Эберса приводятся
прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски
волос и бровей, усиления роста волос. Они первыми ввели в употребление
парик, который одевали на коротко остриженные волосы. Он заменял
головной убор и косвенно способствовал борьбе с вшивостью.
Главной религиозной традицией Египта являлся заупокойный культ.
Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к
стремлению сохранить тело от разрушения – набальзамировать его. Этим
занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами
бальзамирования. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению
анатомических знаний, поскольку это было сопряжено с извлечением
внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика
бальзамирования не привела древних египтян к созданию системы
анатомических знаний. В Египте существовали и некоторые формы
организации медпомощи. При храмах были выделены специальные
помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных.
В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.
Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов: в
кварталах знати имелись водопроводы, канализации, бассейны. Бедняки
ютились в крошечных домах. При каждом доме строились уборные в виде
выгребных ям. Для борьбы с блохами полы в хижинах густо засыпались
золой.
Большое значение древние египтяне придавали и соблюдению
гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в
пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян Vв. дон.э., Геродот
свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят
ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет
для них предмет большой заботы. Жрецы через день стригут себе волосы на
всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной
скверны вовремя служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а
обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-
видимому, неслучайно древние греки считали египтян основателями
«предупредительной» медицины.
К началу III столетия до н.э. мировая наука сосредоточилась в
нескольких крупных центрах, ведущее место среди которых занимала
Александрия. В разное время здесь работали Евклид, Архимед, Эразистрат,
Герофил. Герофил первым отважился проводить систематические вскрытия
трупов в целях изучения анатомии. В сочинении «Анатомия» им описаны
строение желудочно-кишечного тракта, морфология оболочек головного
мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой
системы. Эразистрат подробно описал желудочки и оболочки мозга, разделил
нервы на чувствительные и двигательные.
Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям
уже 3550 лет назад была известна треть всех лечебных средств,
используемых медициной нашего времени. В папирусе Эберса упоминаются
препараты из мака кассии (дикая корица), граната, льняного семени, чеснока
и др. Из веществ растительного происхождения такие как уксус, вино,
дрожжи (ил пива), скипидар, белена и др. В лечебных целях использовались
и средства минерального происхождения это сера, селитра, купорос,
кислотные соединения сурьмы, микродозы меди, алебастровый порошок,
уголь (как сажа со стен над очагом). Из средств животного происхождения
применялись женское молоко и козье молоко, бычья и рыбья желчь, кровь
различных животных. Были распространены и разнообразные лекарственные
формы это припарки, примочки, пластыри, мази, пилюли. Для женщин
пилюли приготавливали с добавлением меда, для мужчин без меда. Для
хранения лекарственных препаратов строились городские аптеки-склады. В
древнем Египте в связи с существовавшими тогда представлениями о
Четырех основных Первоэлементах Мироздания – воде, земле, огне и
воздухе – возникло учение о четырех основных «соках» жизни.
Таким образом, общефизиологические воззрения древнеегипетских
медиков, как и теории древних врачевателей Индии и Китая, также
сводились к признанию влияния конкретных качественно-определенных сил
материальной природы на все без исключения проявления жизни.