ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4028
Скачиваний: 2
Вопросы для самоконтроля.
1.
Охарактеризовать главные черты медицины Древнего Египта.
2.
Врачебная этика в Древнем Египте.
3. Организация медицинского дела в Древней Индии.
4. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.
5.
Методы диагностики и лечение в Древнем Китае.
Лекция №5. Развитие медицины в эпоху Раннего и Развитого
Средневековья ( V – XVII вв.)
План
1.
Развитие медицины и медицинских знаний в Византийской империи
(395 – 1453 гг.)
2.
Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)
3.
Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)
4.
Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху
полневежества или совершенного варварства, как период истории,
который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. В
доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении
всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой,
причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии,
алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного
невежества.
Деятели Возрождения и Нового времени, борясь с феодализмом и
сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли
религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой
противопоставляли уровень культуры своих непосредственных
предшественников, с одной стороны античности, с другой – создаваемой
ими новой культуры.
В 9-11 веках центр научной медицинской мысли переместился в
страны арабского халифата. Византийской и арабской медицине мы
обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего мира,
которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней,
лекарственных средств.
1.
Развитие медицины и медицинских знаний в Византийской империи
(395 – 1453 гг.)
Медицина в Византийской империи явилась продолжением античной
греческой и эллинистической медицины. Крупные врачи – ученые, жившие и
работающие в Византийской империи Аэтий Амидийский и Александр
Тралльский, Павел Эгинский были по преимуществу энциклопедистами,
составителями больших «сводов», в которых они собрали и основные труды:
«Свод» Орибазия, «Шестнадцать книг о медицине» Аэтия, «Двенадцать книг
о медицине» Александра Тралльского.
Врачам-ученым Византии принадлежит большая заслуга складывания
сборников, в которых они кроме своих наблюдений вмещали цитаты из
произведений многих античных авторов - специалистов из медицины.
Автором одного из самых известных таких сборников был Орибазий из
Пергамма (326-403), дворовый врач императора Юлиана. Орибазий создал
сборник "Синопсис" из 72 книг классических литературных трудов, в
который вошли отдельные труды Гиппократа, Герофила, Еразистрата,
Галена. Исключительное значение сборник Орибазия имеет для истории
хирургии. В свой сборник он включил труды многих хирургов, таких как
Антилла, Филагрия - авторов известных методов операции аневризм,
которыми пользуется и современная хирургия. Из 72 книг сборника
Орибазия до нас дошло лишь 17. В которых описаны слюнные железы,
описаны женские половые органы.
Другой сборник дошедший до нашего времени это сборник Аеция
Амидского (VI ст. н. е.) которы насчитывает 16 книг, в которых сделана
первая попытка связать нервные, психические заболевания с заболеванием
мозга.
Из врачей-ученых Византии самым известным был Александр
Тралєсский (526-605), родом из Эфеса, врач императорского двора. Ему
принадлежат труды, собранные в 12 книгах, в них описан со многими
новыми деталями ряд нервно-психических заболеваний, глазные и кишечные
заболевания. Среди последних более подробно описано кишечных паразитов.
Он считал, что врач должен прежде всего предотвращать заболевания,
выяснять причины их, на что мало обращали внимание в те времена.
Назначение сильного слабительного, прижигания, массивные кровопускания
- это наказание для больного, а не лечения.
Павел Эгинский был крупнейшим хирургом, им была разработана
военная хирургия. В середине 9 века в Византии возникла высшая школа;
наряду с философией , математикой, астрономией преподавалась и медицина.
Подготовка врачей, носившая индивидуально ремесленный характер в
Византии впервые стала задачей научно-учебного учреждения, причем
обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам. Врачей
готовили при монастырских и гражданских больницах. К обучению в
медицинских школах допускались лишь лица, прошедшие полный курс
«энциклиос педиа». Учащиеся школ под руководством наставников
участвовали в осмотрах больных и их лечении. При изложении практических
медицинских знаний и даже отдельных анатомических деталей византийские
врачи существенно дополнили труды своих позднеантичных коллег.
Например, в «Синопсисе» Орибазия, содержится первое упоминание о
слюнных железах, более подробные сведения о женских половых органах,
высказаны оригинальные представления о механизме зачатия. Важное место
в развитии византийской медицины занимало медико-санитарное дело.
Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство
сохранить существовавшие со времен Римской империи должности
городских врачей для бедных. Закон обязывал их бесплатно лечить
городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских
архиатров (врачей) и медико-санитарная организация в армиях. Большая роль
в организации медицинской помощи, прежде всего сельского населения,
принадлежала церкви. При монастырях, существовавших в Византии с 4
века, проводился прием больных, а также строились специальные помещения
для стационарного лечения больных, призрения стариков и инвалидов.
Крупной заслугой явилось создание первых гражданских больниц, наиболее
крупные из них насчитывали по несколько сот коек. Позднее появились
аптеки, как специальные учреждения. Больницы возникли из изоляторов для
заразных больниц, приютов для престарелых и увечных. В соответствии с
господствующим положением церкви содержание больниц сосредоточилось
в ее руках. Византийские больницы послужили прототипом для создания
подобных учреждений в странах Востока.
В развитие средневековой медицины Византии крупным вкладом было
создание аптек. Аптечным учреждениям предписывались функции сбора
лекарственных средств, вопросы связанные с их продажей, формировали
взаимоотношения между врачами и их больными.
2.
Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)
Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря
летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало
известно как Киевская Русь.
В Древней Руси существовали три формы врачевания:
1) народное врачевание – люди, которые им занимались, назывались кудесни
ками и знахарями;
2) монастырская медицина – которая получила свое распространение после
принятия на Руси христианства
3) светская или мирская медицина, появившаяся во время правления
Ярослава
Мудрого. Она же носила название иноземной.
Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней
– кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер
(лечение геморроя).
Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.
До принятия христианства врачеванием на Руси занимались знахари и
предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, которых
боялись так как верили, что те являются посредниками между исцеляющими
силами природы и человеком, и могут таинства природы обратить как во
благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных
магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием
и снятием порчи и т. д. Обращались за помощью к ним не только
простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари
умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы
(накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы.
Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины
переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не
только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок,
полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные
магические заговоры, но и продукты животного и минерального