ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 4029

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

происхождения,  например  растертый  в  порошок  хризолит  применялся  при 

сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали 

носить  рубин.  Наиболее  известным  целебным  средством  со  времен  лечцов, 

дошедшим  до  наших  дней,  стала  так  называемая  кислая  вода  или  нарзан. 

Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода». 

Первое  упоминание  о  лечцах  было  найдено  в  «Русской  Правде»  – 

древнейшем  своде  законов.  Свод  этот  был  составлен  еще  при  Ярославе 

Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–

1125 гг.).  Там-то  впервые  и  нашли  закон  о  праве  требовать  возмещения 

морального  ущерба  с  человека,  причинившего  увечье  не  только  тому,  кому 

был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) 

брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду. 

Народные  врачеватели  составляли  трактаты  об  использовании  целебных 

сил  природы  –  травники  и  лечебники.  Особенно  широкое  распространение 

это получило после принятия христианства и появления письменности. 

Монастырская медицина 

Появление  монастырских  больниц  можно  отнести  ко  временам  принятия 

христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, 

воспринимали  болезни как  кару  за  прегрешения  человеческие,  а иной раз и 

как  вселение бесов  в  человеческую  душу  и  тело.  Следовательно,  исцеление 

от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов. 

Монастырские 

больницы 

носили 

название 

«лечебницы» 

и 

«странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее 

известными  из  них  стали  лечебница  в  Переславле,  основанная  в  1091 г. 

митрополитом  Киевским  Ефремом,  и  Киево-Печерская  лавра,  основанная  в 

1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она 

свое  получила  от  слова  «печеры»,  т. е.  пещеры,  в  которых  монахи  жили  и 

творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы 

в  развитии  медицины  и  культуры  на  Руси.  Там  было  написано  множество 

летописей:  от  Нестора,  Никона,  Сельвестра.  В  лавре  лечили  от  самых 


background image

различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря 

даже  было  что-то  вроде  изоляторов,  куда  помещались  тяжелобольные,  им 

обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды 

на  выздоровление,  нередко  исцелялись  монахами,  после  чего  уверовали  в 

Бога и молитвы и постригались в монахи. 

Среди  известнейших  целителей,  практиковавших  в  лавре,  были  такие 

люди,  как  преподобный  Алимпий,  прославившийся  тем,  что  лечил  людей  с 

тяжелейшими  случаями  лепры.  Для  лечения  болезней  кожи  он  использовал 

иконописные  краски,  содержавшие,  по-видимому,  различные  лечебные 

вещества.  Так  же  святой  и  блаженный  Агапий  был  монахом  лавры.  Он 

известен  тем,  что  вылечил  внука  Ярослава  Мудрого,  который  впоследствии 

стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. 

Лечили  врачеватели  монастыря  бесплатно,  к  больным  относились 

терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является 

азами  врачебной  этики,  которой  в  наше  время  при  обучении  в  вузах 

придается  большое  значение.  Монастырские  лечебницы  были  также 

центрами  обучения  и  просвещения:  монахи  собирали  византийские  и 

греческие  рукописи,  переводили  с  латинского  и  греческого,  объединяли 

информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и 

по этим источникам преподавали медицину.  

Светская  медицина  появилась  на  Руси  со  времен  правления  Ярослава 

Мудрого.  Представителями  этой  ветви  медицины  были  врачи  вольной 

практики,  не  относящие  себя  ни  к  народным  врачевателям,  ни  к 

монастырским  лекарям.  Это  были  люди,  часто  иноземного  происхождения.  

За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование 

у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и 

народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина. 

Она  возводила  действия  магов  и  кудесников,  а  также  иноземцев  в  рамки 

бесовского  дела.  Велось  активное  преследование  мудрецов,  ведунов  и  т. д., 

пойманных даже сжигали на кострах.  Однако, несмотря на упорную борьбу, 


background image

врачевание  на  Руси  так  и  не  стало  чисто  церковной  привилегией.  С  ходом 

времени  эти  две  ветви  медицины  приобрели  все  больше  различий  и 

обособлились друг от друга. 

Санитарное дело. Бани. Эпидемии 

В  отличие  от  Западной  Европы  санитарное  дело  на  Руси  в  X–XIV вв. 

было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего 

Новгорода,  на  территории  которого  было  найдено  около  50  усадеб, 

оснащенных  банями,  водопроводами  и  водостоками.  Целые  площади  были 

покрыты  деревянными  мостовыми,  относящимися  к  Х-XI вв.,  в  отличие  от 

Западной  Европы,  в  которой  первые  мостовые  были  сооружены  лишь  в 

XIV в.,  а  водопровод  –  в  XV в.  Эти  «нововведения»  были  найдены  в 

Германии. 

Особое  место  в  Древней  Руси  занимала  баня.  Народные  врачеватели  уже 

тогда  поняли,  какая  польза  приносится  организму  при  удалении  из  него 

вредных  веществ  вместе  с  потом.  Баня  в  доме  или  усадьбе  была  самым 

чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за 

новорожденными,  туда  приглашали  лекарей  и  костоправов.  Первое 

упоминание  о  русской  бане  относится  к  1113 г.  (летопись  от  Нестора). 

Особой  бедой  Древнерусского  государства  были  эпидемии  инфекционных 

болезней  или  «моровые  поветрия».  О  повальных  болезнях  писалось  в 

летописях, и  только  за  период с  XI по XVII вв.  можно найти  сведения о 47 

эпидемиях.  Заболевали  чумой,  холерой,  лепрой  и  другими  болезнями. 

Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые 

проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск. 

Люди  понимали,  что  болезнь  переходит  от  человека  к  человеку,  поэтому 

отграничивали  зараженные  места,  где  были  больные.  Если  эпидемия 

распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и 

больных  родственников,  и  отсиживались  до  тех  пор,  пока  не  пройдет  мор. 

Однако  за  избавление  от  болезни  принимался  тот  момент,  когда  умирал 

последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о 


background image

возбудителях  заболеваний,  люди  возвращались  в  города,  и  эпидемия  иной 

раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до 

того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. 

умерших  от  эпидемий  людей  хоронили  согласно  религиозным  законам  на 

кладбищах при церквах. 

Это  способствовало  возобновлению  и  распространению  мора.  Лишь  в 

XVI в.  умерших  от  заразных  болезней  стали  хоронить  вне  кладбища,  за 

пределами  городов  и  селений.  Люди  недопонимали,  что  причиной 

возникновения  эпидемий  были  не  сверхъестественные  силы,  а  нищета  и 

несоблюдение  правил  гигиены.  В  период  монголо-татарского  нашествия  на 

Руси  было  самое  большое  количество  эпидемий,  больше  всего  погибло 

людей. 

   

С  нашествием  монголо-татарских  орд  хана  Батыя  окончательно 

разрушило  все  принципы  правления  и  жизни  на  земле  русской.  Светская 

медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях. 

 

3.

 

 Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.) 

  

В  VI-VII  вв.  Большинство  арабских  племен  находилось  на  стадии 

перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление 

преодолеть 

племенную 

разобщенность, 

противостоять 

внешним 

завоевателям  и  создать  единое  арабское  государство  выразилось  в 

проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического 

учения – ислам, религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622г. 

Ее  основоположник  пророк  Мухаммед  (ок.  570-632гг.),  родом  из  Мекки, 

создал  первую  в  Западной  Аравии  мусульманскую  общину  положившую 

начало исламскому государству. 

Выделяют  три  периода  истории  Халифата:  его  формирование,  расцвет  и 

распад. 

      Первый период  истории Халифата (632-750гг.) 


background image

      Второй период истории Халифата (750-середина IX в.) 

Третий период истории Халифата (IX-XIII) 

    

В VII в. когда арабы захватили значительные территории Византийской 

империи  и  государства  Сасанидов  (современные  Сирия,  Армения, 

Азербайджан,  Египет,  Ливия,  Ирак,  Иран  и  др.),  в  научных  центрах  этих 

стран  развивались  греческая  философия  и  греческая  наука.  В  течении  IX-X 

вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, 

представлявшая интерес для арабов. В современной Турции в библиотеках и 

частных  коллекциях  хранится  более  5000  медицинских  манускриптов  на 

арабском,  турецком  и  персидском  языках.  Авторы  оригиналов  –  античные 

врачи-язычники  изображаются  в  них  в  духе  мусульманской  традиции. 

Переводническая  деятельность  арабов  сыграла  неоценимую  роль  в 

сохранении  наследия  предшествовавших  им  цивилизаций  –  многие  древние 

труды  попали  в  средневековую  Европу  только  в  арабских  переводах.

 

«Арабские науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с 

изучением  хадисов  (предание  о  высказываниях  и  деяниях  Мухаммеда)  и 

«Корана» (основная священная книга ислама). Возрос интерес и к медицине, 

которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и 

благословения  Аллаха.  В  медицинских  школах  при  больницах  широко 

использовалось  клиническое  преподавание,  теоретическая  медицина 

преподавалась 

в 

соответствии 

с 

анатомо-физиологическими 

представлениями  Галена.  Свидетельство  об  окончании  медицинской 

академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но 

и  для  получения  придворных  врачебных  должностей  и  преподавательской 

работы.  Арабы  внесли  большой  вклад  в  развитие  знаний  от  лекарственных 

растениях.  В  отличие  от  Европы  на  мусульманском  Востоке  еще  в 

Средневековье  работали  врачи-женщины.  Их  услугами  пользовались  во 

время  военных  походов,  когда  полевые  больницы  передвигались  вместе  с 

армией,  оперативно  размещаясь  в  крепостях  или  в  палатках.  Успешно 

решались  врачами  Арабского  Востока  проблемы  личной  и  общественной