ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 4029
Скачиваний: 2
происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при
сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали
носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов,
дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан.
Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» –
древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе
Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–
1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения
морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому
был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца)
брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных
сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение
это получило после принятия христианства и появления письменности.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия
христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог,
воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и
как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление
от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
Монастырские
больницы
носили
название
«лечебницы»
и
«странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее
известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г.
митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в
1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она
свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и
творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы
в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество
летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра. В лавре лечили от самых
различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря
даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им
обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды
на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в
Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие
люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с
тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал
иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные
вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он
известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии
стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились
терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является
азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах
придается большое значение. Монастырские лечебницы были также
центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и
греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли
информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и
по этим источникам преподавали медицину.
Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава
Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной
практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к
монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения.
За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование
у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и
народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки
бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д.,
пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу,
врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. С ходом
времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и
обособлились друг от друга.
Санитарное дело. Бани. Эпидемии
В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв.
было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего
Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб,
оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были
покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от
Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в
XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в
Германии.
Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже
тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него
вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым
чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за
новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое
упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора).
Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных
болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в
летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47
эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями.
Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые
проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.
Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому
отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия
распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и
больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор.
Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал
последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о
возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной
раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до
того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в.
умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на
кладбищах при церквах.
Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в
XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за
пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной
возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и
несоблюдение правил гигиены. В период монголо-татарского нашествия на
Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло
людей.
С нашествием монголо-татарских орд хана Батыя окончательно
разрушило все принципы правления и жизни на земле русской. Светская
медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях.
3.
Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)
В VI-VII вв. Большинство арабских племен находилось на стадии
перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление
преодолеть
племенную
разобщенность,
противостоять
внешним
завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в
проповедовании единобожия и привело к возникновению монотеистического
учения – ислам, религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622г.
Ее основоположник пророк Мухаммед (ок. 570-632гг.), родом из Мекки,
создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину положившую
начало исламскому государству.
Выделяют три периода истории Халифата: его формирование, расцвет и
распад.
Первый период истории Халифата (632-750гг.)
Второй период истории Халифата (750-середина IX в.)
Третий период истории Халифата (IX-XIII)
В VII в. когда арабы захватили значительные территории Византийской
империи и государства Сасанидов (современные Сирия, Армения,
Азербайджан, Египет, Ливия, Ирак, Иран и др.), в научных центрах этих
стран развивались греческая философия и греческая наука. В течении IX-X
вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература,
представлявшая интерес для арабов. В современной Турции в библиотеках и
частных коллекциях хранится более 5000 медицинских манускриптов на
арабском, турецком и персидском языках. Авторы оригиналов – античные
врачи-язычники изображаются в них в духе мусульманской традиции.
Переводническая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в
сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций – многие древние
труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах.
«Арабские науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с
изучением хадисов (предание о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и
«Корана» (основная священная книга ислама). Возрос интерес и к медицине,
которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и
благословения Аллаха. В медицинских школах при больницах широко
использовалось клиническое преподавание, теоретическая медицина
преподавалась
в
соответствии
с
анатомо-физиологическими
представлениями Галена. Свидетельство об окончании медицинской
академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но
и для получения придворных врачебных должностей и преподавательской
работы. Арабы внесли большой вклад в развитие знаний от лекарственных
растениях. В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в
Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во
время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с
армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках. Успешно
решались врачами Арабского Востока проблемы личной и общественной