ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7792
Скачиваний: 41
свящается
общению
с
друзьями
,
другой
–
домашним
делам
,
третий
–
занятиям
физкультурно
-
спортивной
деятельностью
.
Названные
ха
-
рактеристики
здорового
образа
жизни
устойчивы
по
отношению
к
постоянно
меняющимся
,
многочисленным
воздействиям
окруже
-
ния
человека
.
Они
образуют
своего
рода
барьеры
,
ограждающие
его
от
необходимости
все
время
реагировать
на
многообразие
сущест
-
вующих
вокруг
суждений
,
мнений
,
оценок
,
требований
.
Внутри
этих
границ
студент
волен
регулировать
свои
действия
,
апробировать
но
-
вые
образцы
поведения
.
Устойчивые
и
повторяющиеся
нормы
жиз
-
недеятельности
связаны
с
индивидуальными
предпочтениями
чело
-
века
и
направлены
на
его
самовоспитание
и
самосовершенствование
.
Социальная
значимость
ведения
человеком
здорового
образа
жизни
выражается
в
том
,
какие
ценности
им
производятся
,
какие
общест
-
венные
потребности
им
удовлетворяются
,
что
он
дает
для
развития
самой
личности
.
Ценностные
характеристики
образа
жизни
молодежи
затрагива
-
ют
как
сферу
сознания
(
целеполагание
,
индивидуальные
установки
,
убеждения
,
мотивы
),
так
и
показатели
психофизического
благополу
-
чия
индивидуума
.
В
этой
связи
здоровый
образ
жизни
приобретает
оценочное
и
нормативное
значение
.
Понятие
рациональных
норм
жизнедеятельности
во
многом
зависит
от
ценностных
ориентации
студента
,
мировоззрения
,
социального
и
нравственного
опыта
.
Об
-
щественные
нормы
,
ценности
здорового
образа
жизни
принимаются
студентами
как
личностно
значимые
,
но
не
всегда
совпадают
с
цен
-
ностями
,
выработанными
общественным
сознанием
.
Так
,
в
процессе
накопления
личностью
социального
опыта
возможна
дисгармония
познавательных
(
научные
и
житейские
знания
),
психологических
(
формирование
интеллектуальных
,
эмоциональных
,
волевых
струк
-
тур
),
социально
-
психологических
(
социальные
ориентации
,
система
ценностей
),
функциональных
(
навыки
,
умения
,
привычки
,
нормы
поведения
,
деятельность
,
отношения
)
процессов
.
Подобная
дисгар
-
мония
может
стать
причиной
формирования
асоциальных
качеств
личности
.
Поэтому
в
вузе
необходимо
обеспечить
сознательный
вы
-
бор
личностью
общественных
ценностей
здорового
образа
жизни
и
формировать
на
их
основе
устойчивую
,
индивидуальную
систему
116
ценностных
ориентации
,
способную
обеспечить
саморегуляцию
лич
-
ности
,
мотивацию
ее
поведения
и
деятельности
.
Для
студента
с
вы
-
соким
уровнем
развития
личности
характерно
не
только
стремление
познать
себя
,
но
желание
и
умение
изменять
себя
,
микросреду
,
в
ко
-
торой
он
находится
.
Путем
активного
самосовершенствования
раз
-
виваются
социально
важные
свойства
личности
.
Опыт
достижений
личности
в
различных
видах
деятельности
формирует
адекватное
представление
студента
о
себе
.
Одновременно
с
этим
в
структуру
самосознания
включаются
идеалы
,
нормы
и
ценности
,
общественные
по
своей
сути
.
Они
присваиваются
личностью
,
становятся
ее
собст
-
венными
идеалами
,
ценностями
,
нормами
,
частью
ядра
личности
–
ее
самосознания
.
Выявлена
тесная
связь
между
образом
жизни
и
состоянием
здо
-
ровья
пожилых
и
старых
людей
.
Сегодня
в
большинстве
развитых
стран
среднестатистический
60-
летний
человек
может
рассчитывать
прожить
еще
22
года
.
Те
,
кому
сейчас
больше
75
лет
,
могут
прожить
еще
около
11
лет
.
Механизм
влияния
двигательной
активности
на
организм
явля
-
ется
многоплановым
и
весьма
сложным
.
Систематическая
двига
-
тельная
активность
вызывает
в
организме
изменения
,
противопо
-
ложные
тем
,
которые
наступают
в
результате
старения
,
а
именно
:
увеличивается
вентиляция
легких
,
дыхание
при
небольших
физиче
-
ских
нагрузках
становится
более
экономным
,
исчезает
одышка
.
Другим
фактором
увеличения
продолжительности
жизни
пожи
-
лых
людей
является
ответственное
медицинское
поведение
.
В
по
-
следние
годы
в
нашей
стране
отмечается
все
более
низкая
медицин
-
ская
активность
среди
пожилых
и
старых
людей
.
Основная
причина
этого
–
снижение
качества
медицинской
помощи
,
введение
платы
за
медицинские
услуги
.
Высокий
уровень
заболеваемости
пожилых
и
старых
людей
и
низкая
обращаемость
их
в
медицинские
учрежде
-
ния
характерны
для
многих
регионов
.
В
то
же
время
одной
из
основ
-
ных
задач
медицинского
обслуживания
пожилых
и
старых
людей
,
помимо
лечения
конкретных
заболеваний
медицинскими
средствами
,
является
поддержание
их
жизнедеятельности
в
семье
и
обществе
,
а
также
в
целях
обеспечения
личных
потребностей
.
117
На
замедление
процесса
старения
организма
большое
влияние
оказывает
правильное
питание
пожилых
людей
,
которое
должно
быть
не
только
полноценным
,
но
и
сбалансированным
,
с
учетом
прежде
всего
возрастных
особенностей
организма
.
Основным
прин
-
ципом
режима
питания
пожилых
людей
должны
быть
:
равномерный
4-5
разовый
прием
пищи
и
исключение
приема
большого
количества
пищи
одновременно
.
Максимально
разнообразное
питание
(
обеспе
-
чивающее
достаточное
поступление
белков
,
жиров
,
углеводов
,
вита
-
минов
и
минеральных
веществ
)
лиц
пожилого
возраста
должно
соче
-
таться
с
энергетической
сбалансированностью
,
т
.
е
.
калорийность
ра
-
циона
должна
соответствовать
энергозатратам
организма
.
С
возрас
-
том
уменьшается
физическая
активность
и
появляется
предрасполо
-
женность
к
избыточной
массе
тела
,
поэтому
калорийность
рациона
лицам
пожилого
возраста
необходимо
несколько
снизить
.
Однако
в
современных
российских
условиях
ухудшение
условий
жизни
и
социального
положения
пожилых
людей
,
отсутствие
уве
-
ренности
в
завтрашнем
дне
,
объективные
трудности
здравоохране
-
ния
приводят
к
нарастанию
числа
случаев
неблагоприятного
соци
-
ально
-
психологического
вида
старения
,
невозможности
реализации
факторов
увеличения
продолжительности
жизни
.
Таким
образом
,
здоровый
образ
жизни
должен
целенаправленно
формироваться
в
течение
всей
жизни
человека
и
быть
устойчивым
вне
зависимости
от
жизненных
обстоятельств
и
ситуаций
.
Ориента
-
ция
на
физическое
и
психическое
совершенствование
в
повседневной
деятельности
отвечает
интересам
личности
и
социума
.
Формирова
-
ние
основ
здорового
образа
жизни
у
детей
и
подростков
связано
с
воспитанием
сознательного
и
ответственного
отношения
к
здоро
-
вью
благодаря
таким
социальным
институтам
,
как
семья
и
образова
-
ние
.
Специфика
здорового
образа
жизни
молодежи
состоит
в
том
,
что
поведение
молодых
людей
должно
быть
осознанным
и
целена
-
правленным
,
предусматривать
использование
материальных
и
ду
-
ховных
условий
,
благотворно
влияющих
на
сохранение
и
укрепление
их
здоровья
,
а
также
формирование
ценностных
ориентаций
здоро
-
вье
сберегающей
деятельности
.
Итак
,
на
замедление
процесса
старе
-
118
ния
,
ведение
здорового
образа
жизни
оказывают
существенное
влия
-
ние
сохранение
двигательной
активности
,
ответственное
медицин
-
ское
поведение
и
правильное
питание
пожилых
людей
.
3. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà
êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà
Среди
факторов
образа
жизни
,
формирующих
здоровье
человека
,
особое
место
занимают
двигательная
активность
,
регулярный
двига
-
тельный
режим
,
занятия
физической
культурой
и
спортом
.
Физическая
культура
не
только
управляет
деятельностью
,
но
и
сама
представляет
собой
особую
деятельность
,
направленную
на
сознательное
формирование
и
поддержание
телесно
-
двигательных
качеств
и
умений
.
Именно
в
физической
активности
человека
реали
-
зуется
потенциал
его
физической
культуры
,
отражается
его
способ
-
ность
к
совершенствованию
своей
физической
природы
на
основе
использования
накопленных
всем
обществом
знаний
,
опыта
,
техно
-
логических
и
материальных
возможностей
.
Средства
физической
культуры
позволяют
не
только
развивать
физические
качества
,
двигательные
навыки
,
но
и
формировать
у
че
-
ловека
грамотное
отношение
к
своему
телу
,
содействовать
воспита
-
нию
моральных
и
волевых
качеств
,
потребности
в
управлении
здоро
-
вья
1
.
Чрезмерное
смещение
акцентов
при
формировании
физической
культуры
на
двигательный
компонент
ведет
к
тому
,
что
физическая
культура
не
всегда
представляется
насущной
потребностью
индиви
-
да
.
В
то
время
как
формирование
физической
культуры
необходимо
в
тесной
связи
с
общей
культурой
человека
.
Физическая
культура
как
феномен
общей
культуры
уникальна
.
Именно
она
,
по
словам
В
.
К
.
Бальсевича
, «
является
естественным
мос
-
тиком
,
позволяющим
соединить
социальное
и
биологическое
в
развитии
человека
»
2
.
Воздействие
природных
факторов
на
развитие
физического
1
Козина
Г
.
Ю
.
Концептуальная
модель
воздействия
социальных
факторов
на
формирование
здоровья
человека
// X
Социологические
чтения
преподавателей
,
ас
-
пирантов
и
студентов
.
Пенза
, 2008.
С
.70.
2
Бальсевич
В
.
К
.
Физическая
культура
для
всех
и
каждого
.
М
.:
Физкультура
и
спорт
, 1998.
119
потенциала
человека
имеет
объективный
характер
,
но
его
специфика
состоит
в
том
,
что
оно
может
усиливаться
или
ослабляться
в
зависимо
-
сти
от
активности
человека
1
.
Ю
.
М
.
Николаев
отмечает
,
что
«
физическая
культура
–
это
та
же
общая
культура
человека
с
преобладанием
ее
ду
-
ховной
стороны
,
но
реализуемая
специфическим
образом
через
его
соз
-
нательно
окультуренную
двигательную
деятельность
по
преобразова
-
нию
своей
телесности
с
учетом
биологических
закономерностей
функ
-
ционирования
и
развития
его
организма
2
».
В
этой
связи
физическая
культура
включает
в
себя
духовные
,
нравственные
,
этические
и
другие
ценности
,
которые
выработаны
человечеством
в
данной
области
обще
-
ственной
жизни
.
Она
как
элемент
общечеловеческой
культуры
,
с
одной
стороны
,
дополняет
и
расширяет
содержание
последней
,
влияет
на
ее
эволюцию
,
а
с
другой
–
развивается
в
обществе
в
соответствии
с
фун
-
даментальными
законами
общественного
развития
.
Б
.
Г
.
Акчурин
акцентирует
внимание
на
соотношение
духовного
и
телесного
в
понимании
физической
культуры
.
Согласно
взглядам
Б
.
Г
.
Акчурина
,
человека
можно
отнести
к
биосоциокультурной
сис
-
теме
,
уникальность
которой
определяется
врожденными
способно
-
стями
индивида
,
которые
развиваются
в
ходе
становления
ценностей
культуры
под
влиянием
социальной
среды
.
Однако
характер
социа
-
лизации
зависит
от
природных
задатков
индивидуума
,
своеобразия
его
телесной
и
психической
организации
,
темперамента
,
интеллекту
-
ального
потенциала
,
его
потребностей
и
одаренности
.
Физкультурно
-
спортивная
деятельность
имеет
своей
целью
не
только
совершенст
-
вование
органов
человеческой
телесности
,
но
и
формирование
телес
-
но
-
духовного
единства
человека
3
.
Таким
образом
,
духовность
оказывает
положительное
влияние
на
органы
телесности
,
духовное
здоровье
дает
толчок
физическому
развитию
,
а
процесс
совершенствования
тела
детерминирует
в
свою
очередь
процесс
духовного
совершенствования
личности
.
1
Лубышева
Л
.
И
.
Современный
ценностный
потенциал
физической
культуры
и
спорта
и
пути
его
освоения
обществом
и
личностью
//
Теория
и
практика
физиче
-
ской
культуры
. 1997.
№
6.
С
.10.
2
Николаев
Ю
.
М
.
Теория
физической
культуры
:
становление
и
развитие
культу
-
рологического
подхода
//
Теория
и
практика
физической
культуры
. 2009.
№
12.
С
.3.
3
Акчурин
Б
.
Г
.
Диалектика
духовного
и
телесного
в
свете
нового
понимания
фи
-
зической
культуры
//
Теория
и
практика
физической
культуры
. 2002.
№
6.
С
.57.
120