Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7792

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

свящается

 

общению

 

с

 

друзьями

другой

 – 

домашним

 

делам

третий

 – 

занятиям

 

физкультурно

-

спортивной

 

деятельностью

Названные

 

ха

-

рактеристики

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

устойчивы

 

по

 

отношению

 

к

 

постоянно

 

меняющимся

многочисленным

 

воздействиям

 

окруже

-

ния

 

человека

Они

 

образуют

 

своего

 

рода

 

барьеры

ограждающие

 

его

 

от

 

необходимости

 

все

 

время

 

реагировать

 

на

 

многообразие

 

сущест

-

вующих

 

вокруг

 

суждений

мнений

оценок

требований

Внутри

 

этих

 

границ

 

студент

 

волен

 

регулировать

 

свои

 

действия

апробировать

 

но

-

вые

 

образцы

 

поведения

Устойчивые

 

и

 

повторяющиеся

 

нормы

 

жиз

-

недеятельности

 

связаны

 

с

 

индивидуальными

 

предпочтениями

 

чело

-

века

 

и

 

направлены

 

на

 

его

 

самовоспитание

 

и

 

самосовершенствование

Социальная

 

значимость

 

ведения

 

человеком

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

выражается

 

в

 

том

какие

 

ценности

 

им

 

производятся

какие

 

общест

-

венные

 

потребности

 

им

 

удовлетворяются

что

 

он

 

дает

 

для

 

развития

 

самой

 

личности

Ценностные

 

характеристики

 

образа

 

жизни

 

молодежи

 

затрагива

-

ют

 

как

 

сферу

 

сознания

  (

целеполагание

индивидуальные

 

установки

убеждения

мотивы

), 

так

 

и

 

показатели

 

психофизического

 

благополу

-

чия

 

индивидуума

В

 

этой

 

связи

 

здоровый

 

образ

 

жизни

 

приобретает

 

оценочное

 

и

 

нормативное

 

значение

.

 

Понятие

 

рациональных

 

норм

 

жизнедеятельности

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

ценностных

 

ориентации

 

студента

мировоззрения

социального

 

и

 

нравственного

 

опыта

Об

-

щественные

 

нормы

ценности

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

принимаются

 

студентами

 

как

 

личностно

 

значимые

но

 

не

 

всегда

 

совпадают

 

с

 

цен

-

ностями

выработанными

 

общественным

 

сознанием

Так

в

 

процессе

 

накопления

 

личностью

 

социального

 

опыта

 

возможна

 

дисгармония

 

познавательных

  (

научные

 

и

 

житейские

 

знания

), 

психологических

 

(

формирование

 

интеллектуальных

эмоциональных

волевых

 

струк

-

тур

), 

социально

-

психологических

  (

социальные

 

ориентации

система

 

ценностей

), 

функциональных

  (

навыки

умения

привычки

нормы

 

поведения

деятельность

отношения

процессов

Подобная

 

дисгар

-

мония

 

может

 

стать

 

причиной

 

формирования

 

асоциальных

 

качеств

 

личности

Поэтому

 

в

 

вузе

 

необходимо

 

обеспечить

 

сознательный

 

вы

-

бор

 

личностью

 

общественных

 

ценностей

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

и

 

формировать

 

на

 

их

 

основе

 

устойчивую

индивидуальную

 

систему

 

116


background image

ценностных

 

ориентации

способную

 

обеспечить

 

саморегуляцию

 

лич

-

ности

мотивацию

 

ее

 

поведения

 

и

 

деятельности

Для

 

студента

 

с

 

вы

-

соким

 

уровнем

 

развития

 

личности

 

характерно

 

не

 

только

 

стремление

 

познать

 

себя

но

 

желание

 

и

 

умение

 

изменять

 

себя

микросреду

в

 

ко

-

торой

 

он

 

находится

Путем

 

активного

 

самосовершенствования

 

раз

-

виваются

 

социально

 

важные

 

свойства

 

личности

Опыт

 

достижений

 

личности

 

в

 

различных

 

видах

 

деятельности

 

формирует

 

адекватное

 

представление

 

студента

 

о

 

себе

Одновременно

 

с

 

этим

 

в

 

структуру

 

самосознания

 

включаются

 

идеалы

нормы

 

и

 

ценности

общественные

 

по

 

своей

 

сути

Они

 

присваиваются

 

личностью

становятся

 

ее

 

собст

-

венными

 

идеалами

ценностями

нормами

частью

 

ядра

 

личности

 – 

ее

 

самосознания

.  

Выявлена

 

тесная

 

связь

 

между

 

образом

 

жизни

 

и

 

состоянием

 

здо

-

ровья

 

пожилых

 

и

 

старых

 

людей

Сегодня

 

в

 

большинстве

 

развитых

 

стран

 

среднестатистический

 60-

летний

 

человек

 

может

 

рассчитывать

 

прожить

 

еще

 22 

года

Те

кому

 

сейчас

 

больше

 75 

лет

могут

 

прожить

 

еще

 

около

 11 

лет

Механизм

 

влияния

 

двигательной

 

активности

 

на

 

организм

 

явля

-

ется

 

многоплановым

 

и

 

весьма

 

сложным

Систематическая

 

двига

-

тельная

 

активность

 

вызывает

 

в

 

организме

 

изменения

противопо

-

ложные

 

тем

которые

 

наступают

 

в

 

результате

 

старения

а

 

именно

увеличивается

 

вентиляция

 

легких

дыхание

 

при

 

небольших

 

физиче

-

ских

 

нагрузках

 

становится

 

более

 

экономным

исчезает

 

одышка

Другим

 

фактором

 

увеличения

 

продолжительности

 

жизни

 

пожи

-

лых

 

людей

 

является

 

ответственное

 

медицинское

 

поведение

В

 

по

-

следние

 

годы

 

в

 

нашей

 

стране

 

отмечается

 

все

 

более

 

низкая

 

медицин

-

ская

 

активность

 

среди

 

пожилых

 

и

 

старых

 

людей

Основная

 

причина

 

этого

 – 

снижение

 

качества

 

медицинской

 

помощи

введение

 

платы

 

за

 

медицинские

 

услуги

Высокий

 

уровень

 

заболеваемости

 

пожилых

 

и

 

старых

 

людей

 

и

 

низкая

 

обращаемость

 

их

 

в

 

медицинские

 

учрежде

-

ния

 

характерны

 

для

 

многих

 

регионов

В

 

то

 

же

 

время

 

одной

 

из

 

основ

-

ных

 

задач

 

медицинского

 

обслуживания

 

пожилых

 

и

 

старых

 

людей

помимо

 

лечения

 

конкретных

 

заболеваний

 

медицинскими

 

средствами

является

 

поддержание

 

их

 

жизнедеятельности

 

в

 

семье

 

и

 

обществе

а

 

также

 

в

 

целях

 

обеспечения

 

личных

 

потребностей

117


background image

На

 

замедление

 

процесса

 

старения

 

организма

 

большое

 

влияние

 

оказывает

 

правильное

 

питание

 

пожилых

 

людей

которое

 

должно

 

быть

 

не

 

только

 

полноценным

но

 

и

 

сбалансированным

с

 

учетом

 

прежде

 

всего

 

возрастных

 

особенностей

 

организма

Основным

 

прин

-

ципом

 

режима

 

питания

 

пожилых

 

людей

 

должны

 

быть

равномерный

 

4-5 

разовый

 

прием

 

пищи

 

и

 

исключение

 

приема

 

большого

 

количества

 

пищи

 

одновременно

Максимально

 

разнообразное

 

питание

  (

обеспе

-

чивающее

 

достаточное

 

поступление

 

белков

жиров

углеводов

вита

-

минов

 

и

 

минеральных

 

веществ

лиц

 

пожилого

 

возраста

 

должно

 

соче

-

таться

 

с

 

энергетической

 

сбалансированностью

т

.

е

калорийность

 

ра

-

циона

 

должна

 

соответствовать

 

энергозатратам

 

организма

С

 

возрас

-

том

 

уменьшается

 

физическая

 

активность

 

и

 

появляется

 

предрасполо

-

женность

 

к

 

избыточной

 

массе

 

тела

поэтому

 

калорийность

 

рациона

 

лицам

 

пожилого

 

возраста

 

необходимо

 

несколько

 

снизить

Однако

 

в

 

современных

 

российских

 

условиях

 

ухудшение

 

условий

 

жизни

 

и

 

социального

 

положения

 

пожилых

 

людей

отсутствие

 

уве

-

ренности

 

в

 

завтрашнем

 

дне

объективные

 

трудности

 

здравоохране

-

ния

 

приводят

 

к

 

нарастанию

 

числа

 

случаев

 

неблагоприятного

 

соци

-

ально

-

психологического

 

вида

 

старения

невозможности

 

реализации

 

факторов

 

увеличения

 

продолжительности

 

жизни

.  

Таким

 

образом

здоровый

 

образ

 

жизни

 

должен

 

целенаправленно

 

формироваться

 

в

 

течение

 

всей

 

жизни

 

человека

 

и

 

быть

 

устойчивым

 

вне

 

зависимости

 

от

 

жизненных

 

обстоятельств

 

и

 

ситуаций

Ориента

-

ция

 

на

 

физическое

 

и

 

психическое

 

совершенствование

 

в

 

повседневной

 

деятельности

 

отвечает

 

интересам

 

личности

 

и

 

социума

Формирова

-

ние

 

основ

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

у

 

детей

 

и

 

подростков

 

связано

 

с

 

воспитанием

 

сознательного

 

и

 

ответственного

 

отношения

 

к

 

здоро

-

вью

 

благодаря

 

таким

 

социальным

 

институтам

как

 

семья

 

и

 

образова

-

ние

Специфика

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

молодежи

 

состоит

 

в

 

том

что

 

поведение

 

молодых

 

людей

 

должно

 

быть

 

осознанным

 

и

 

целена

-

правленным

предусматривать

 

использование

 

материальных

 

и

 

ду

-

ховных

 

условий

благотворно

 

влияющих

 

на

 

сохранение

 

и

 

укрепление

 

их

 

здоровья

а

 

также

 

формирование

 

ценностных

 

ориентаций

 

здоро

-

вье

 

сберегающей

 

деятельности

Итак

на

 

замедление

 

процесса

 

старе

-

118


background image

ния

ведение

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

оказывают

 

существенное

 

влия

-

ние

 

сохранение

 

двигательной

 

активности

ответственное

 

медицин

-

ское

 

поведение

 

и

 

правильное

 

питание

 

пожилых

 

людей

.  

3. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà  

êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà 

Среди

 

факторов

 

образа

 

жизни

формирующих

 

здоровье

 

человека

особое

 

место

 

занимают

 

двигательная

 

активность

регулярный

 

двига

-

тельный

 

режим

занятия

 

физической

 

культурой

 

и

 

спортом

.  

Физическая

 

культура

 

не

 

только

 

управляет

 

деятельностью

но

 

и

 

сама

 

представляет

 

собой

 

особую

 

деятельность

направленную

 

на

 

сознательное

 

формирование

 

и

 

поддержание

 

телесно

-

двигательных

 

качеств

 

и

 

умений

Именно

 

в

 

физической

 

активности

 

человека

 

реали

-

зуется

 

потенциал

 

его

 

физической

 

культуры

отражается

 

его

 

способ

-

ность

 

к

 

совершенствованию

 

своей

 

физической

 

природы

 

на

 

основе

 

использования

 

накопленных

 

всем

 

обществом

 

знаний

опыта

техно

-

логических

 

и

 

материальных

 

возможностей

.  

Средства

 

физической

 

культуры

 

позволяют

 

не

 

только

 

развивать

 

физические

 

качества

двигательные

 

навыки

но

 

и

 

формировать

 

у

 

че

-

ловека

 

грамотное

 

отношение

 

к

 

своему

 

телу

содействовать

 

воспита

-

нию

 

моральных

 

и

 

волевых

 

качеств

потребности

 

в

 

управлении

 

здоро

-

вья

1

Чрезмерное

 

смещение

 

акцентов

 

при

 

формировании

 

физической

 

культуры

 

на

 

двигательный

 

компонент

 

ведет

 

к

 

тому

что

 

физическая

 

культура

 

не

 

всегда

 

представляется

 

насущной

 

потребностью

 

индиви

-

да

В

 

то

 

время

 

как

 

формирование

 

физической

 

культуры

 

необходимо

 

в

 

тесной

 

связи

 

с

 

общей

 

культурой

 

человека

.  

Физическая

 

культура

 

как

 

феномен

 

общей

 

культуры

 

уникальна

Именно

 

она

по

 

словам

 

В

.

К

Бальсевича

, «

является

 

естественным

 

мос

-

тиком

позволяющим

 

соединить

 

социальное

 

и

 

биологическое

 

в

 

развитии

 

человека

»

2

Воздействие

 

природных

 

факторов

 

на

 

развитие

 

физического

 

                                                 

1

 

Козина

 

Г

.

Ю

. 

Концептуальная

 

модель

 

воздействия

 

социальных

 

факторов

 

на

 

формирование

 

здоровья

 

человека

 // X 

Социологические

 

чтения

 

преподавателей

ас

-

пирантов

 

и

 

студентов

Пенза

, 2008. 

С

.70. 

2

 

Бальсевич

 

В

.

К

. 

Физическая

 

культура

 

для

 

всех

 

и

 

каждого

М

.: 

Физкультура

 

и

 

спорт

, 1998. 

119


background image

потенциала

 

человека

 

имеет

 

объективный

 

характер

но

 

его

 

специфика

 

состоит

 

в

 

том

что

 

оно

 

может

 

усиливаться

 

или

 

ослабляться

 

в

 

зависимо

-

сти

 

от

 

активности

 

человека

1

Ю

.

М

Николаев

 

отмечает

что

 «

физическая

 

культура

 – 

это

 

та

 

же

 

общая

 

культура

 

человека

 

с

 

преобладанием

 

ее

 

ду

-

ховной

 

стороны

но

 

реализуемая

 

специфическим

 

образом

 

через

 

его

 

соз

-

нательно

 

окультуренную

 

двигательную

 

деятельность

 

по

 

преобразова

-

нию

 

своей

 

телесности

 

с

 

учетом

 

биологических

 

закономерностей

 

функ

-

ционирования

 

и

 

развития

 

его

 

организма

2

». 

В

 

этой

 

связи

 

физическая

 

культура

 

включает

 

в

 

себя

 

духовные

нравственные

этические

 

и

 

другие

 

ценности

которые

 

выработаны

 

человечеством

 

в

 

данной

 

области

 

обще

-

ственной

 

жизни

Она

 

как

 

элемент

 

общечеловеческой

 

культуры

с

 

одной

 

стороны

дополняет

 

и

 

расширяет

 

содержание

 

последней

влияет

 

на

 

ее

 

эволюцию

а

 

с

 

другой

 – 

развивается

 

в

 

обществе

 

в

 

соответствии

 

с

 

фун

-

даментальными

 

законами

 

общественного

 

развития

Б

.

Г

Акчурин

 

акцентирует

 

внимание

 

на

 

соотношение

 

духовного

 

и

 

телесного

 

в

 

понимании

 

физической

 

культуры

Согласно

 

взглядам

 

Б

.

Г

Акчурина

человека

 

можно

 

отнести

 

к

 

биосоциокультурной

 

сис

-

теме

уникальность

 

которой

 

определяется

 

врожденными

 

способно

-

стями

 

индивида

которые

 

развиваются

 

в

 

ходе

 

становления

 

ценностей

 

культуры

 

под

 

влиянием

 

социальной

 

среды

Однако

 

характер

 

социа

-

лизации

 

зависит

 

от

 

природных

 

задатков

 

индивидуума

своеобразия

 

его

 

телесной

 

и

 

психической

 

организации

темперамента

интеллекту

-

ального

 

потенциала

его

 

потребностей

 

и

 

одаренности

Физкультурно

-

спортивная

 

деятельность

 

имеет

 

своей

 

целью

 

не

 

только

 

совершенст

-

вование

 

органов

 

человеческой

 

телесности

но

 

и

 

формирование

 

телес

-

но

-

духовного

 

единства

 

человека

3

Таким

 

образом

духовность

 

оказывает

 

положительное

 

влияние

 

на

 

органы

 

телесности

духовное

 

здоровье

 

дает

 

толчок

 

физическому

 

развитию

а

 

процесс

 

совершенствования

 

тела

 

детерминирует

 

в

 

свою

 

очередь

 

процесс

 

духовного

 

совершенствования

 

личности

                                                 

1

 

Лубышева

 

Л

.

И

. 

Современный

 

ценностный

 

потенциал

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

 

и

 

пути

 

его

 

освоения

 

обществом

 

и

 

личностью

 // 

Теория

 

и

 

практика

 

физиче

-

ской

 

культуры

. 1997. 

 6. 

С

.10. 

2

 

Николаев

 

Ю

.

М

. 

Теория

 

физической

 

культуры

становление

 

и

 

развитие

 

культу

-

рологического

 

подхода

 // 

Теория

 

и

 

практика

 

физической

 

культуры

. 2009. 

12. 

С

.3. 

3

 

Акчурин

 

Б

.

Г

. 

Диалектика

 

духовного

 

и

 

телесного

 

в

 

свете

 

нового

 

понимания

 

фи

-

зической

 

культуры

 // 

Теория

 

и

 

практика

 

физической

 

культуры

. 2002. 

6. 

С

.57. 

120