ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7790
Скачиваний: 41
Вопросы
и
упражнения
для
самопроверки
1.
Охарактеризуйте
степень
научной
изученности
проблемы
со
-
циальной
обусловленности
здоровья
.
Какие
основные
направления
исследований
вы
можете
выделить
?
2.
Назовите
основные
проблемы
,
связанные
с
изучением
соци
-
альных
факторов
риска
здоровью
.
Чем
,
на
Ваш
взгляд
,
обусловлено
существование
данных
проблем
?
3.
Дайте
определение
понятию
«
социальные
детерминанты
здо
-
ровья
».
Раскройте
суть
социальной
детерминированности
здоровья
человека
.
4.
Что
такое
социальные
факторы
риска
и
антириска
?
Чем
отли
-
чаются
прямые
и
косвенные
социальные
факторы
риска
/
антириска
?
5.
Назовите
основные
прямые
(
первичные
)
социальные
факторы
риска
здоровью
.
В
чем
их
специфика
?
6.
Назовите
основные
косвенные
(
контекстуальные
)
социальные
факторы
риска
здоровью
.
На
каком
уровне
существования
социаль
-
ного
данные
факторы
проявляются
в
наибольшей
степени
?
7.
Объясните
механизм
влияния
прямых
факторов
риска
на
здо
-
ровье
.
На
примере
одного
из
факторов
риска
(
курение
,
злоупотреб
-
ление
алкоголем
,
безответственное
гигиеническое
поведение
и
др
.)
проиллюстрируйте
механизм
его
влияния
на
здоровье
человека
.
8.
Постройте
модель
влияния
социальных
факторов
на
здоровье
индивида
,
выбрав
в
качестве
исходного
параметра
один
из
видов
макросоциальных
контекстуальных
факторов
риска
.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
Основной
Link B., Phelan J. Social Conditions As Fundamental Causes of Dis-
ease // Journal of Health and Social Behavior. 1995 (Extra Issue). P. 80-94.
Гареева
И
.
А
.
Роль
социальных
детерминант
в
общественном
здоровье
//
Власть
и
управление
на
Востоке
России
.
Хабаровск
, 2009.
№
2.
С
. 114-121.
106
Журавлева
И
.
В
.
Социальные
факторы
ухудшения
здоровья
насе
-
ления
/
Россия
трансформирующееся
общество
/
под
ред
.
В
.
А
.
Ядова
.
М
.:
Изд
-
во
«
КАНОН
-
пресс
-
Ц
», 2001.
С
. 506-519.
Кислицына
О
.
Я
.
Социально
-
экономические
детерминанты
здоро
-
вья
россиян
//
Народонаселение
. 2007.
№
2.
С
. 24-37.
Дополнительный
Баевский
Р
.
М
.,
Берсенева
А
.
П
.
Оценка
адаптационных
возмож
-
ностей
организма
и
риск
развития
заболеваний
.
М
.:
Медицина
, 1997.
Бедный
М
.
С
.
Демографические
факторы
здоровья
.
М
.:
Финансы
и
статистика
, 1984.
Гурвич
И
.
Н
.
Социально
-
психологические
факторы
здоровья
//
Пси
-
хология
здоровья
/
под
ред
.
Г
.
С
.
Никифорова
.
СПб
., 2000. 361-405.
Назарова
И
.
Б
.
Здоровье
российского
населения
:
факторы
и
ха
-
рактеристики
(90-
е
годы
) //
Социологические
исследования
. 2003.
№
11.
С
. 57-69.
Тапилина
В
.
С
.
Социально
-
экономический
статус
и
здоровье
на
-
селения
//
Социологические
исследования
. 2004.
№
3.
с
. 126-137.
Интернет
-
ресурсы
Комиссия
ВОЗ
по
социальным
детерминантам
здоровья
. URL:
http://www.who.int/social_determinants/thecommission/ru/ (
дата
обра
-
щения
: 23.04.2009).
Основные
детерминанты
здоровья
населения
европейских
стран
//
URL: http://www.zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID=8214 (
дата
обращения
: 15.06.2010).
107
ТЕМА
6.
ОБРАЗ
ЖИЗНИ
И
ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА
Вопросы
для
рассмотрения
1.
Понятие
«
здоровый
образ
жизни
».
Компоненты
здорового
образа
жизни
.
2.
Влияние
образа
жизни
на
здоровье
различных
социальных
групп
.
3.
Физическая
культура
как
фактор
формирования
здоровья
че
-
ловека
Основные
понятия
:
здоровый
образ
жизни
,
здоровый
стиль
жиз
-
ни
,
физическая
культура
.
1. Ïîíÿòèå «çäîðîâûé îáðàç æèçíè».
Êîìïîíåíòû çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè
Социологическое
видение
здоровья
состоит
,
прежде
всего
,
в
его
понимании
как
сложного
социального
феномена
,
который
отражает
ка
-
чество
адаптации
организма
человека
к
условиям
природной
и
социаль
-
ной
среды
.
Характеристики
личности
,
социальной
группы
,
отражающие
понятие
«
здоровье
»,
тесно
связаны
с
образом
жизни
.
Модельные
харак
-
теристики
способствуют
ориентации
человека
на
поддержание
своего
здоровья
,
его
оценке
с
позиций
критического
анализа
образа
жизни
.
Необходимость
анализа
категории
«
образ
жизни
»
обусловлена
при
-
знанием
целостности
данного
понятия
,
а
также
отношением
к
категории
«
образ
жизни
»
как
к
важному
фактору
сохранения
здоровья
.
Наиболее
полное
определение
понятия
образа
жизни
дает
Р
.
Рывкина
: «
образ
жизни
–
совокупность
нескольких
различных
и
взаимосвязанных
видов
социальной
активности
»
1
,
выделяя
сле
-
дующие
значимые
виды
социальной
активности
:
−
различные
виды
экономической
деятельности
(
например
ин
-
дивидуально
-
трудовая
деятельность
);
1
Назарова
И
.
Б
.
Здоровье
занятого
населения
.
М
.:
МАКС
Пресс
, 2007.
С
. 49.
108
−
комплекс
занятий
в
сфере
домашнего
хозяйства
(
например
удовлетворение
повседневных
бытовых
потребностей
);
−
занятия
в
сфере
образования
(
например
обучение
в
вузе
);
−
формы
проведения
свободного
времени
(
например
отдых
и
развлечения
);
−
способы
поддержания
здоровья
(
например
занятия
спортом
);
−
участие
в
политической
жизни
страны
;
−
трудовая
и
территориальная
мобильность
;
−
проявление
девиантного
поведения
.
По
мнению
Р
.
Рывкиной
, «
в
системе
образа
жизни
кристаллизу
-
ется
драма
«
традиции
-
инновации
»,
т
.
е
.
те
стандарты
поведения
,
ко
-
торые
были
сформированы
у
индивида
,
меняются
под
воздействием
условий
его
жизни
.
В
большинстве
случаев
человек
предопределен
вести
тот
образ
жизни
,
который
задан
ему
от
рождения
.
Это
контро
-
лируется
и
регламентируется
обществом
с
различной
жесткостью
в
зависимости
от
уровня
его
развития
:
предписания
общих
принци
-
пов
организации
жизнедеятельности
до
конкретных
форм
поведения
,
соответствующих
определенному
социальному
положению
.
Вместе
с
тем
всегда
есть
реальная
возможность
проявления
индивидуаль
-
ных
жизненных
стилей
1
.
Образ
жизни
включает
в
себя
два
компонента
: «
условия
жизни
»
и
«
стиль
жизни
».
Условия
жизни
включают
в
себя
совокупность
при
-
родных
,
производственных
,
экономических
,
социально
-
политических
,
социокультурных
,
психологических
и
других
факторов
,
которые
необ
-
ходимы
для
воспроизводства
жизни
индивида
.
Понятие
стиль
жизни
выступает
в
качестве
интегрированного
способа
взаимодействия
лично
-
сти
с
миром
.
Стиль
жизни
–
это
явление
,
производное
от
образа
жизни
,
поскольку
складывается
в
рамках
определенного
образа
жизни
и
зави
-
сит
от
индивидуального
жизненного
выбора
.
Категории
«
образ
жизни
»
и
«
здоровье
»
имеют
существенную
взаимосвязь
,
которая
наиболее
полно
выражается
в
понятии
«
здоро
-
вый
образ
жизни
».
1
Назарова
И
.
Б
.
Указ
.
Соч
.
С
.50.
109
В
подходах
к
определению
здорового
образа
жизни
можно
выде
-
лить
три
основных
направления
:
философско
-
социологическое
,
ме
-
дико
-
биологическое
,
психолого
-
педагогическое
(
табл
. 3).
Т а б л и ц а
3
Основные
научные
подходы
к
определению
понятия
«
здоровый
образ
жизни
»
Подход
Основные
положения
Представители
Философско
-
социологический
Здоровый
образ
жизни
–
инте
-
гральный
показатель
культуры
и
социальной
политики
общества
И
.
А
.
Виноградов
А
.
О
.
Мильштейн
Л
.
В
.
Филиппов
Медико
-
биологический
Здоровый
образ
жизни
–
гигие
-
ническое
поведение
,
базирую
-
щееся
на
научно
-
обоснованных
гигиенических
нормах
Н
.
М
.
Амосов
И
.
И
.
Брехман
Г
.
И
.
Царегородцев
Психолого
-
педагогический
При
определении
здорового
образа
жизни
ведущая
роль
отводится
мотивационно
-
ценностным
отношениям
,
соз
-
нанию
,
поведению
и
ценностно
-
ориентированной
деятельности
личности
М
.
Я
.
Виленский
М
.
М
.
Борисов
В
.
З
.
Коган
В
.
М
.
Лабскир
В
рамках
философско
-
социологического
подхода
здоровый
об
-
раз
жизни
определяют
как
:
−
«
прежде
всего
,
культурный
образ
жизни
,
цивилизованный
,
гуманистический
»
1
;
−
«
типичная
совокупность
форм
и
способов
повседневной
культурной
жизнедеятельности
личности
,
основанная
на
культурных
нормах
,
ценностях
,
смыслах
деятельности
и
укрепляющая
адаптив
-
ные
возможности
организма
»
2
.
Здоровый
образ
жизни
в
рамках
данного
подхода
выступает
со
-
ставной
частью
жизни
общества
,
способствует
реализации
человеком
его
общественных
функций
на
основе
усвоенных
им
культурных
норм
и
ценностей
.
1
Краснов
И
.
С
.
Методологические
аспекты
здорового
образа
жизни
россиян
//
Физическая
культура
:
воспитание
,
образование
,
тренировка
. 2004.
№
2.
С
.61.
2
Физическая
культура
студента
:
учебник
/
под
ред
.
В
.
И
.
Ильинича
.
М
.:
Гарда
-
рики
, 2000.
С
.34.
110