Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7639

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Вопросы

 

и

 

упражнения

 

для

 

самопроверки

  

1.

 

Охарактеризуйте

 

степень

 

научной

 

изученности

 

проблемы

 

со

-

циальной

 

обусловленности

 

здоровья

Какие

 

основные

 

направления

 

исследований

 

вы

 

можете

 

выделить

2.

 

Назовите

 

основные

 

проблемы

связанные

 

с

 

изучением

 

соци

-

альных

 

факторов

 

риска

 

здоровью

Чем

на

 

Ваш

 

взгляд

обусловлено

 

существование

 

данных

 

проблем

3.

 

Дайте

 

определение

 

понятию

 «

социальные

 

детерминанты

 

здо

-

ровья

». 

Раскройте

 

суть

 

социальной

 

детерминированности

 

здоровья

 

человека

4.

 

Что

 

такое

 

социальные

 

факторы

 

риска

 

и

 

антириска

Чем

 

отли

-

чаются

 

прямые

 

и

 

косвенные

 

социальные

 

факторы

 

риска

/

антириска

?  

5.

 

Назовите

 

основные

 

прямые

 (

первичные

социальные

 

факторы

 

риска

 

здоровью

В

 

чем

 

их

 

специфика

6.

 

Назовите

 

основные

 

косвенные

 (

контекстуальные

социальные

 

факторы

 

риска

 

здоровью

На

 

каком

 

уровне

 

существования

 

социаль

-

ного

 

данные

 

факторы

 

проявляются

 

в

 

наибольшей

 

степени

7.

 

Объясните

 

механизм

 

влияния

 

прямых

 

факторов

 

риска

 

на

 

здо

-

ровье

На

 

примере

 

одного

 

из

 

факторов

 

риска

  (

курение

злоупотреб

-

ление

 

алкоголем

безответственное

 

гигиеническое

 

поведение

 

и

 

др

.) 

проиллюстрируйте

 

механизм

 

его

 

влияния

 

на

 

здоровье

 

человека

8.

 

Постройте

 

модель

 

влияния

 

социальных

 

факторов

 

на

 

здоровье

 

индивида

выбрав

 

в

 

качестве

 

исходного

 

параметра

 

один

 

из

 

видов

 

макросоциальных

 

контекстуальных

 

факторов

 

риска

. 

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû 

Основной

  

Link B., Phelan J. Social Conditions As Fundamental Causes of Dis-

ease // Journal of Health and Social Behavior. 1995 (Extra Issue). P. 80-94.  

Гареева

 

И

.

А

. 

Роль

 

социальных

 

детерминант

 

в

 

общественном

 

здоровье

 // 

Власть

 

и

 

управление

 

на

 

Востоке

 

России

Хабаровск

, 2009. 

 2. 

С

. 114-121. 

106


background image

Журавлева

 

И

.

В

. 

Социальные

 

факторы

 

ухудшения

 

здоровья

 

насе

-

ления

 / 

Россия

 

трансформирующееся

 

общество

 / 

под

 

ред

В

.

А

Ядова

М

.: 

Изд

-

во

 «

КАНОН

-

пресс

-

Ц

», 2001. 

С

. 506-519. 

Кислицына

 

О

.

Я

. 

Социально

-

экономические

 

детерминанты

 

здоро

-

вья

 

россиян

 // 

Народонаселение

. 2007. 

 2. 

С

. 24-37. 

Дополнительный

  

Баевский

 

Р

.

М

., 

Берсенева

 

А

.

П

. 

Оценка

 

адаптационных

 

возмож

-

ностей

 

организма

 

и

 

риск

 

развития

 

заболеваний

М

.: 

Медицина

, 1997. 

Бедный

 

М

.

С

. 

Демографические

 

факторы

 

здоровья

М

.: 

Финансы

 

и

 

статистика

, 1984. 

Гурвич

 

И

.

Н

. 

Социально

-

психологические

 

факторы

 

здоровья

 // 

Пси

-

хология

 

здоровья

 / 

под

 

ред

Г

.

С

Никифорова

СПб

., 2000. 361-405. 

Назарова

 

И

.

Б

. 

Здоровье

 

российского

 

населения

факторы

 

и

 

ха

-

рактеристики

 (90-

е

 

годы

) // 

Социологические

 

исследования

. 2003. 

11. 

С

. 57-69. 

Тапилина

 

В

.

С

. 

Социально

-

экономический

 

статус

 

и

 

здоровье

 

на

-

селения

 // 

Социологические

 

исследования

. 2004. 

3. 

с

. 126-137. 

Интернет

-

ресурсы

 

Комиссия

 

ВОЗ

 

по

 

социальным

 

детерминантам

 

здоровья

. URL: 

http://www.who.int/social_determinants/thecommission/ru/ (

дата

 

обра

-

щения

: 23.04.2009). 

Основные

 

детерминанты

 

здоровья

 

населения

 

европейских

 

стран

 // 

URL: http://www.zdrav.ru/library/publications/detail.php?ID=8214 (

дата

 

обращения

: 15.06.2010). 

 

 
 
 

107


background image

ТЕМА

 6. 

ОБРАЗ

 

ЖИЗНИ

 

И

 

ЗДОРОВЬЕ

 

ЧЕЛОВЕКА

 

Вопросы

 

для

 

рассмотрения

  

1.

 

Понятие

 « 

здоровый

 

образ

 

жизни

». 

Компоненты

 

здорового

 

образа

 

жизни

2.

 

Влияние

 

образа

 

жизни

 

на

 

здоровье

 

различных

 

социальных

 

групп

3.

 

Физическая

 

культура

 

как

 

фактор

 

формирования

 

здоровья

 

че

-

ловека

 

 

Основные

 

понятия

: 

здоровый

 

образ

 

жизни

здоровый

 

стиль

 

жиз

-

ни

физическая

 

культура

1. Ïîíÿòèå «çäîðîâûé îáðàç æèçíè».  

Êîìïîíåíòû çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè 

Социологическое

 

видение

 

здоровья

 

состоит

прежде

 

всего

в

 

его

 

понимании

 

как

 

сложного

 

социального

 

феномена

который

 

отражает

 

ка

-

чество

 

адаптации

 

организма

 

человека

 

к

 

условиям

 

природной

 

и

 

социаль

-

ной

 

среды

Характеристики

 

личности

социальной

 

группы

отражающие

 

понятие

 «

здоровье

», 

тесно

 

связаны

 

с

 

образом

 

жизни

Модельные

 

харак

-

теристики

 

способствуют

 

ориентации

 

человека

 

на

 

поддержание

 

своего

 

здоровья

его

 

оценке

 

с

 

позиций

 

критического

 

анализа

 

образа

 

жизни

Необходимость

 

анализа

 

категории

 «

образ

 

жизни

» 

обусловлена

 

при

-

знанием

 

целостности

 

данного

 

понятия

а

 

также

 

отношением

 

к

 

категории

 

«

образ

 

жизни

» 

как

 

к

 

важному

 

фактору

 

сохранения

 

здоровья

.  

Наиболее

 

полное

 

определение

 

понятия

 

образа

 

жизни

 

дает

  

Р

Рывкина

: «

образ

 

жизни

 – 

совокупность

 

нескольких

 

различных

 

и

 

взаимосвязанных

 

видов

 

социальной

 

активности

»

1

выделяя

 

сле

-

дующие

 

значимые

 

виды

 

социальной

 

активности

 

различные

 

виды

 

экономической

 

деятельности

  (

например

 

ин

-

дивидуально

-

трудовая

 

деятельность

); 

                                                 

1

 

Назарова

 

И

.

Б

. 

Здоровье

 

занятого

 

населения

М

.: 

МАКС

 

Пресс

, 2007. 

С

. 49. 

108


background image

 

комплекс

 

занятий

 

в

 

сфере

 

домашнего

 

хозяйства

  (

например

 

удовлетворение

 

повседневных

 

бытовых

 

потребностей

); 

 

занятия

 

в

 

сфере

 

образования

 (

например

 

обучение

 

в

 

вузе

); 

 

формы

 

проведения

 

свободного

 

времени

  (

например

 

отдых

 

и

 

развлечения

); 

 

способы

 

поддержания

 

здоровья

 (

например

 

занятия

 

спортом

); 

 

участие

 

в

 

политической

 

жизни

 

страны

 

трудовая

 

и

 

территориальная

 

мобильность

 

проявление

 

девиантного

 

поведения

По

 

мнению

 

Р

Рывкиной

, «

в

 

системе

 

образа

 

жизни

 

кристаллизу

-

ется

 

драма

  «

традиции

-

инновации

», 

т

.

е

те

 

стандарты

 

поведения

ко

-

торые

 

были

 

сформированы

 

у

 

индивида

меняются

 

под

 

воздействием

 

условий

 

его

 

жизни

В

 

большинстве

 

случаев

 

человек

 

предопределен

 

вести

 

тот

 

образ

 

жизни

который

 

задан

 

ему

 

от

 

рождения

Это

 

контро

-

лируется

 

и

 

регламентируется

 

обществом

 

с

 

различной

 

жесткостью

 

в

 

зависимости

 

от

 

уровня

 

его

 

развития

предписания

 

общих

 

принци

-

пов

 

организации

 

жизнедеятельности

 

до

 

конкретных

 

форм

 

поведения

соответствующих

 

определенному

 

социальному

 

положению

Вместе

 

с

  

тем

 

всегда

 

есть

 

реальная

 

возможность

 

проявления

 

индивидуаль

-

ных

 

жизненных

 

стилей

1

.  

Образ

 

жизни

 

включает

 

в

 

себя

 

два

 

компонента

: «

условия

 

жизни

» 

и

 «

стиль

 

жизни

». 

Условия

 

жизни

 

включают

 

в

 

себя

 

совокупность

 

при

-

родных

производственных

экономических

социально

-

политических

социокультурных

психологических

 

и

 

других

 

факторов

которые

 

необ

-

ходимы

 

для

 

воспроизводства

 

жизни

 

индивида

Понятие

 

стиль

 

жизни

 

выступает

 

в

 

качестве

 

интегрированного

 

способа

 

взаимодействия

 

лично

-

сти

 

с

 

миром

Стиль

 

жизни

 – 

это

 

явление

производное

 

от

 

образа

 

жизни

поскольку

 

складывается

 

в

 

рамках

 

определенного

 

образа

 

жизни

 

и

 

зави

-

сит

 

от

 

индивидуального

 

жизненного

 

выбора

Категории

  «

образ

 

жизни

» 

и

  «

здоровье

» 

имеют

 

существенную

 

взаимосвязь

которая

 

наиболее

 

полно

 

выражается

 

в

 

понятии

  «

здоро

-

вый

 

образ

 

жизни

». 

                                                 

1

 

Назарова

 

И

.

Б

. 

Указ

Соч

С

.50. 

109


background image

В

 

подходах

 

к

 

определению

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

можно

 

выде

-

лить

 

три

 

основных

 

направления

философско

-

социологическое

ме

-

дико

-

биологическое

психолого

-

педагогическое

 (

табл

. 3). 

Т а б л и ц а

  3  

Основные

 

научные

 

подходы

 

к

 

определению

 

понятия

  

«

здоровый

 

образ

 

жизни

» 

Подход

 

Основные

 

положения

 

Представители

 

Философско

-

социологический

 

Здоровый

 

образ

 

жизни

 – 

инте

-

гральный

 

показатель

 

культуры

 

и

 

социальной

 

политики

 

общества

 

И

.

А

Виноградов

 

А

.

О

Мильштейн

  

Л

.

В

Филиппов

  

Медико

-

биологический

 

Здоровый

 

образ

 

жизни

 – 

гигие

-

ническое

 

поведение

базирую

-

щееся

 

на

 

научно

-

обоснованных

 

гигиенических

 

нормах

 

Н

.

М

Амосов

 

И

.

И

Брехман

 

Г

.

И

Царегородцев

 

Психолого

-

педагогический

 

При

 

определении

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

ведущая

 

роль

 

отводится

 

мотивационно

-

ценностным

 

отношениям

соз

-

нанию

поведению

 

и

 

ценностно

-

ориентированной

 

деятельности

 

личности

 

М

.

Я

Виленский

 

М

.

М

Борисов

 

В

.

З

Коган

  

В

.

М

Лабскир

 

 

В

 

рамках

 

философско

-

социологического

 

подхода

 

здоровый

 

об

-

раз

 

жизни

 

определяют

 

как

 

«

прежде

 

всего

культурный

 

образ

 

жизни

цивилизованный

гуманистический

»

1

;  

 

«

типичная

 

совокупность

 

форм

 

и

 

способов

 

повседневной

 

культурной

 

жизнедеятельности

 

личности

основанная

 

на

 

культурных

 

нормах

ценностях

смыслах

 

деятельности

 

и

 

укрепляющая

 

адаптив

-

ные

 

возможности

 

организма

»

2

Здоровый

 

образ

 

жизни

 

в

 

рамках

 

данного

 

подхода

 

выступает

 

со

-

ставной

 

частью

 

жизни

 

общества

способствует

 

реализации

 

человеком

 

его

 

общественных

 

функций

 

на

 

основе

 

усвоенных

 

им

 

культурных

 

норм

 

и

 

ценностей

.  

                                                 

1

 

Краснов

 

И

.

С

. 

Методологические

 

аспекты

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

россиян

 // 

Физическая

 

культура

воспитание

образование

тренировка

. 2004. 

2. 

С

.61. 

2

 

Физическая

 

культура

 

студента

учебник

 / 

под

 

ред

В

И

Ильинича

М

.: 

Гарда

-

рики

, 2000. 

С

.34. 

110