Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7646

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Физическая

 

культура

как

 

никакая

 

сфера

 

культуры

содержит

 

в

 

себе

 

наибольший

 

потенциал

 

воспроизводства

 

личности

 

как

 

целост

-

ности

 

в

 

своем

 

телесно

-

духовном

 

единстве

Поэтому

 

культурная

 

дея

-

тельность

  (

в

 

том

 

числе

 

и

 

телесная

приобретает

 

общественно

 

полез

-

ную

 

значимость

поскольку

 

ее

 

целью

 

является

 

развитие

 

самого

 

чело

-

века

Следовательно

цель

 

духовного

 

воспитания

 

состоит

 

в

 

том

что

-

бы

 

дать

 

человеку

 

верное

 

представление

 

о

 

наивысшем

 

типе

 

сознания

 

в

 

данных

 

конкретно

-

исторических

 

условиях

выработать

 

у

 

него

 

ус

-

тойчивую

 

потребность

 

в

 

самосовершенствовании

 

в

 

соответствии

 

с

 

этим

 

представлением

В

 

связи

 

с

 

вышеизложенным

 

физическая

 

культура

 

представляет

 

собой

 

многогранное

 

социокультурное

 

явление

которое

 

не

 

ограниче

-

но

 

решением

 

задач

 

физического

 

совершенствования

 

человека

Характеризуя

 

социокультурное

 

содержание

 

физической

 

культу

-

ры

 

и

 

пути

 

его

 

освоения

 

обществом

 

и

 

личностью

Л

.

И

Лубышева

 

рас

-

сматривает

 

этот

 

вид

 

культуры

 

не

 

только

 

как

 

самостоятельный

 

соци

-

альный

 

феномен

но

 

и

 

как

 

устойчивое

 

качество

 

личности

1

Физиче

-

ская

 

культура

 

личности

 

проявляется

 

в

 

трех

 

основных

 

направлениях

Во

-

первых

определяет

 

способность

 

к

 

саморазвитию

отражает

 

на

-

правленность

 

личности

  «

на

 

себя

», 

что

 

обусловлено

 

ее

 

социальным

 

и

 

духовным

 

опытом

обеспечивает

 

ее

 

стремление

 

к

 

самосовершенст

-

вованию

Во

-

вторых

физическая

 

культура

 – 

основа

 

самодеятельного

инициативного

 

самовыражения

 

человека

проявление

 

творчества

 

в

 

использовании

 

средств

 

физической

 

культуры

направленных

на

-

пример

на

 

предмет

 

и

 

процесс

 

его

 

профессионального

 

труда

.  

В

-

третьих

она

 

отражает

 

творчество

 

личности

направленное

 

на

 

от

-

ношения

возникающие

 

в

 

процессе

 

физкультурно

-

спортивной

обще

-

ственной

 

и

 

профессиональной

 

деятельности

т

.

е

. «

на

 

других

»

2

Значимость

 

физической

 

культуры

 

для

 

всестороннего

 

развития

 

человека

 

подтверждается

 

ценностным

 

потенциалом

 

этого

 

феномена

При

 

этом

 

Л

.

И

Лубышева

 

выделяет

 

два

 

уровня

 

ценностей

общест

-

                                                 

1

 

Лубышева

 

Л

.

И

. 

Социология

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

учеб

пособие

. 2-

е

 

изд

., 

стереотип

М

.: 

Издательский

 

центр

 «

Академия

», 2004. 

2

 

Физическая

 

культура

 

студента

учебник

 / 

под

 

ред

В

.

И

Ильинича

М

.: 

Гарда

-

рики

, 2000. 

С

.13. 

121


background image

венный

 

и

 

личностный

К

 

общественным

 

ценностям

 

физической

 

культуры

 

относятся

интеллектуальные

мобилизационные

 

и

 

интен

-

ционные

 

ценности

ценности

 

двигательного

 

характера

 

и

 

педагогиче

-

ской

 

технологии

К

 

числу

 

мобилизационных

 

ценностей

имеющих

 

особое

 

значение

 

в

 

подготовке

 

жизнеспособного

 

и

 

социально

 

актив

-

ного

 

поколения

относятся

 

способность

 

к

 

рациональной

 

организации

 

своего

 

бюджета

 

времени

внутренняя

 

дисциплина

собранность

бы

-

страя

 

оценка

 

ситуации

 

и

 

принятия

 

решения

настойчивость

 

в

 

дости

-

жении

 

поставленной

 

цели

 

и

 

др

Личностный

 

уровень

 

освоения

 

ценностей

 

физической

 

культуры

 

определяется

 

знаниями

 

человека

 

в

 

области

 

физического

 

совершенст

-

вования

двигательными

 

умениями

 

и

 

навыками

способностью

 

к

 

са

-

моорганизации

 

здорового

 

стиля

 

жизни

ориентацией

 

на

 

занятия

 

физ

-

культурно

-

спортивной

 

деятельностью

Содержание

 

ценностей

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

 

во

 

многом

 

совпадают

однако

 

следует

 

учитывать

 

их

 

функциональные

 

различия

Физическая

 

культура

 

возникает

 

и

 

развивается

 

как

 

один

 

из

 

наиболее

 

су

-

щественных

 

способов

 

социализации

а

 

спорт

 – 

как

 

средство

 

и

 

форма

 

выявления

 

социального

 

признания

 

высших

 

способностей

 

человека

1

Социально

 

мотивированное

 

отношение

 

человека

 

к

 

физической

 

культуре

 

отражает

 

понятие

  «

физическая

 

активность

»

Физическая

 

активность

 

предполагает

 

осуществление

 

определенной

 

деятельности

 

с

 

целью

 

достижения

 

физического

 

здоровья

2

Это

 

сочетание

 

разнооб

-

разных

 

двигательных

 

действий

выполняемых

 

в

 

повседневной

 

жизни

в

 

организованных

 

и

 

самостоятельных

 

занятиях

 

физическими

 

упраж

-

нениями

 

и

 

спортом

3

Владея

 

и

 

активно

 

используя

 

разнообразные

 

физические

 

упраж

-

нения

человек

 

улучшает

 

свое

 

физическое

 

состояние

 

и

 

подготовлен

-

ность

физически

 

совершенствуется

Физическое

 

совершенство

 

от

-

                                                 

1

 

Лубышева

 

Л

.

И

. 

Социология

 

физической

 

культуры

 

и

 

спорта

учеб

пособие

. 2-

е

 

изд

., 

стереотип

М

.: 

Издательский

 

центр

 «

Академия

», 2004. 

2

 

Бальсевич

 

В

.

К

. 

Онтокинезия

 

человека

М

.: 

Изд

-

во

 «

Теория

 

и

 

практика

 

физиче

-

ской

 

культуры

», 2000. 

3

 

Давиденко

 

Д

.

Н

., 

Щедрин

 

Ю

.

Н

., 

Щеголев

 

В

.

А

. 

Здоровье

 

и

 

образ

 

жизни

 

студен

-

тов

 / 

под

 

общ

ред

проф

Д

.

Н

Давиденко

учебное

 

пособие

СПб

.: 

СПбГУИТМО

2005. 

С

.57. 

122


background image

ражает

 

такую

 

степень

 

физических

 

возможностей

 

личности

которые

 

позволяют

 

ей

 

наиболее

 

полно

 

реализовать

 

свои

 

сущностные

 

силы

успешно

 

принимать

 

участие

 

в

 

необходимых

 

обществу

 

и

 

желатель

-

ных

 

для

 

нее

 

видах

 

социально

-

трудовой

 

деятельности

В

.

К

Бальсевич

 

выделяет

 

в

 

структуре

 

физической

 

культуры

 

лич

-

ности

 

три

 

основных

 

составляющие

знания

  (

физкультурная

 

образо

-

ванность

), 

двигательные

 

достижения

 

и

 

мотивацию

 

двигательной

 

активности

При

 

этом

 

на

 

первое

 

место

 

ставятся

 

уровень

глубина

полнота

 

и

 

основательность

 

знаний

 

о

 

сущности

 

и

 

правилах

 

физиче

-

ской

 

подготовки

методах

 

организации

 

физической

 

активности

о

  

функционировании

 

своего

 

организма

 

в

 

процессе

 

физической

 

актив

-

ности

 

и

 

т

д

Данные

 

характеристики

 

определяют

 

уровень

 

физкуль

-

турной

 

образованности

 

личности

К

 

показателям

 

двигательных

 

дос

-

тижений

 

В

.

К

Бальсевич

 

относит

 

развитие

 

физических

 

качеств

фонд

 

двигательных

 

умений

 

и

 

навыков

работоспособность

 

и

 

др

При

 

оцен

-

ке

 

мотивации

 

двигательной

 

активности

 

человека

 

имеет

 

значение

 

ее

 

структура

 

и

 

направленность

а

 

в

 

основе

 

мотивационной

 

сферы

 

лежит

 

физкультурная

 

образованность

1

Мотивационно

-

ценностные

 

ориентации

 

выражают

 

совокупность

 

отношений

 

личности

 

к

 

физической

 

культуре

 

в

 

повседневной

 

жизни

При

 

этом

 

потребности

 

являются

 

главным

 

побудительным

 

фактором

обусловливающим

 

двигательную

 

активность

 

человека

а

 

несколько

 

менее

 

значимую

 

роль

 

играют

 

интересы

установки

 

и

 

убеждения

 

в

 

сфере

 

физической

 

культуры

Таким

 

образом

физическую

 

культуру

 

следует

 

рассматривать

 

как

 

особый

 

род

 

культурной

 

деятельности

результаты

 

которой

 

по

-

лезны

 

для

 

общества

 

и

 

личности

Физическая

 

культура

 

является

 

важным

 

фактором

 

укрепления

 

здоровья

 

человека

а

 

эффективное

 

использование

 

средств

 

физической

 

культуры

 

становится

 

возмож

-

ным

 

при

 

определенных

 

социальных

 

условиях

 

и

 

повышении

 

ответст

-

венности

 

за

 

свое

 

здоровье

 

со

 

стороны

 

индивида

                                                 

1

 

Бальсевич

 

В

.

К

. 

Физическая

 

культура

 

для

 

всех

 

и

 

каждого

М

.: 

Физкультура

 

и

 

спорт

, 1998. 

123


background image

Вопросы

 

и

 

упражнения

 

для

 

самопроверки

 

1.

 

Дайте

 

определение

 

понятию

 «

здоровый

 

образ

 

жизни

». 

В

 

чем

 

от

-

личие

 

понятий

 «

здоровый

 

образ

 

жизни

» 

и

 «

здоровый

 

стиль

 

жизни

»? 

2.

 

Назовите

 

компоненты

 

здорового

 

образа

 

жизни

Какие

 

объек

-

тивные

 

и

 

субъективные

 

факторы

 

влияют

 

на

 

его

 

формирование

3.

 

В

 

чем

 

специфика

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

молодежи

4.

 

Проанализируйте

 

мероприятия

проводимые

 

Комитетом

 

по

 

молодежной

 

политике

 

Пермского

 

края

Назовите

 

мероприятия

на

-

правленные

 

на

 

формирование

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

молодежи

 

за

 

последний

 

год

5.

 

Раскройте

 

понятие

 «

физическая

 

культура

».  

6.

 

В

 

чем

 

состоит

 

значимость

 

физической

 

культуры

 

для

 

всесто

-

роннего

 

развития

 

личности

7.

 

Приведите

 

аргументы

 

в

 

пользу

 

тезиса

  «

Физическая

 

культура

 

как

 

форма

 

двигательной

 

активности

 

позволяет

 

актуализировать

 

по

-

требность

 

индивида

 

в

 

укреплении

 

здоровья

». 

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû 

Основной

  

Горчак

 

С

.

И

. 

К

 

вопросу

 

о

 

дефиниции

 

здорового

 

образа

 

жизни

 // 

Здоровый

 

образ

 

жизни

Социально

-

философские

 

и

 

медико

-

биологические

 

проблемы

Кишинев

, 1991. 

С

. 19-39. 

Козина

 

Г

.

Ю

. 

Здоровье

 

в

 

ценностном

 

мире

 

студентов

 // 

Социоло

-

гические

 

исследования

. 2007. 

 9. 

С

.147-149. 

Краснов

 

И

.

С

. 

Методологические

 

аспекты

 

здорового

 

образа

 

жиз

-

ни

 

россиян

 // 

Физическая

 

культура

воспитание

образование

трени

-

ровка

. 2004. 

2. 

С

.61-63. 

Дополнительный

  

Белова

 

Н

.

И

. 

Парадоксы

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

учащейся

 

моло

-

дежи

 // 

Социологические

 

исследования

. 2008. 

 4. 

С

. 84–86. 

Давиденко

 

Д

.

Н

., 

Щедрин

 

Ю

.

Н

., 

Щеголев

 

В

.

А

. 

Здоровье

 

и

 

образ

 

жизни

 

студентов

 / 

под

 

общ

ред

проф

Д

.

Н

Давиденко

учебное

 

по

-

собие

СПб

.: 

СПбГУИТМО

, 2005. 

124


background image

Журавлева

 

И

.

В

. 

Самосохранительное

 

поведение

 

подростков

 

и

 

заболевания

передающиеся

 

половым

 

путем

 // 

Социологические

 

ис

-

следования

. 2000. 

5. 

С

.66-74. 

Иванова

 

Л

.

Ю

. 

Самосохранительное

 

поведение

 

и

 

его

 

гендерные

 

особенности

// 

Россия

 

реформирующаяся

ежегодник

 – 2005 / 

отв

ред

Л

.

М

Дробижева

М

.: 

Институт

 

социологии

 

РАН

, 2006. 

С

. 110-133.  

Ковалева

 

А

.

А

. 

Самосохранительное

 

поведение

 

в

 

системе

 

факто

-

ров

оказывающих

 

влияние

 

на

 

состояние

 

здоровья

 // 

Журнал

 

социо

-

логии

 

и

 

социальной

 

антропологии

. 2008. 

Т

. 11. 

 2. 

С

. 179-191.  

Назарова

 

И

.

Б

. 

Субъективные

 

и

 

объективные

 

оценки

 

здоровья

 

населения

 // 

Социологический

 

журнал

. 1998. 

 3/4. 

С

. 246-249. 

Паначев

 

В

.

Д

. 

Исследование

 

факторов

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

студентов

 // 

Социологические

 

исследования

. 2004. 

 11. 

С

. 98-99. 

Рагимова

 

О

.

А

. 

Социальное

 

здоровье

 

молодого

 

поколения

 // 

Со

-

циально

-

гуманитарные

 

знания

. 2008. 1. 

С

. 118-128. 

Физическая

 

культура

 

студента

учебник

 / 

под

 

ред

В

И

Ильини

-

ча

М

.: 

Гардарики

, 2000. 

С

. 111-148. 

Шклярук

 

В

.

Я

. 

Самосохранительное

 

поведение

 

в

 

молодежной

 

среде

 // 

Социологические

 

исследования

. 2008. 

 10. 

С

.139-142. 

Интернет

-

ресурсы

 

Пермский

 

молодежный

 

интернет

 – 

портал

 URL: http://www.molod. 

perm.ru. (

дата

 

обращения

: 14.03.2011). 

 

125