ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7795
Скачиваний: 41
Физическая
культура
,
как
никакая
сфера
культуры
,
содержит
в
себе
наибольший
потенциал
воспроизводства
личности
как
целост
-
ности
в
своем
телесно
-
духовном
единстве
.
Поэтому
культурная
дея
-
тельность
(
в
том
числе
и
телесная
)
приобретает
общественно
полез
-
ную
значимость
,
поскольку
ее
целью
является
развитие
самого
чело
-
века
.
Следовательно
,
цель
духовного
воспитания
состоит
в
том
,
что
-
бы
дать
человеку
верное
представление
о
наивысшем
типе
сознания
в
данных
конкретно
-
исторических
условиях
,
выработать
у
него
ус
-
тойчивую
потребность
в
самосовершенствовании
в
соответствии
с
этим
представлением
.
В
связи
с
вышеизложенным
физическая
культура
представляет
собой
многогранное
социокультурное
явление
,
которое
не
ограниче
-
но
решением
задач
физического
совершенствования
человека
.
Характеризуя
социокультурное
содержание
физической
культу
-
ры
и
пути
его
освоения
обществом
и
личностью
,
Л
.
И
.
Лубышева
рас
-
сматривает
этот
вид
культуры
не
только
как
самостоятельный
соци
-
альный
феномен
,
но
и
как
устойчивое
качество
личности
1
.
Физиче
-
ская
культура
личности
проявляется
в
трех
основных
направлениях
.
Во
-
первых
,
определяет
способность
к
саморазвитию
,
отражает
на
-
правленность
личности
«
на
себя
»,
что
обусловлено
ее
социальным
и
духовным
опытом
,
обеспечивает
ее
стремление
к
самосовершенст
-
вованию
.
Во
-
вторых
,
физическая
культура
–
основа
самодеятельного
,
инициативного
самовыражения
человека
,
проявление
творчества
в
использовании
средств
физической
культуры
,
направленных
,
на
-
пример
,
на
предмет
и
процесс
его
профессионального
труда
.
В
-
третьих
,
она
отражает
творчество
личности
,
направленное
на
от
-
ношения
,
возникающие
в
процессе
физкультурно
-
спортивной
,
обще
-
ственной
и
профессиональной
деятельности
,
т
.
е
. «
на
других
»
2
.
Значимость
физической
культуры
для
всестороннего
развития
человека
подтверждается
ценностным
потенциалом
этого
феномена
.
При
этом
Л
.
И
.
Лубышева
выделяет
два
уровня
ценностей
:
общест
-
1
Лубышева
Л
.
И
.
Социология
физической
культуры
и
спорта
:
учеб
.
пособие
. 2-
е
изд
.,
стереотип
.
М
.:
Издательский
центр
«
Академия
», 2004.
2
Физическая
культура
студента
:
учебник
/
под
ред
.
В
.
И
.
Ильинича
.
М
.:
Гарда
-
рики
, 2000.
С
.13.
121
венный
и
личностный
.
К
общественным
ценностям
физической
культуры
относятся
:
интеллектуальные
,
мобилизационные
и
интен
-
ционные
ценности
,
ценности
двигательного
характера
и
педагогиче
-
ской
технологии
.
К
числу
мобилизационных
ценностей
,
имеющих
особое
значение
в
подготовке
жизнеспособного
и
социально
актив
-
ного
поколения
,
относятся
способность
к
рациональной
организации
своего
бюджета
времени
,
внутренняя
дисциплина
,
собранность
,
бы
-
страя
оценка
ситуации
и
принятия
решения
,
настойчивость
в
дости
-
жении
поставленной
цели
и
др
.
Личностный
уровень
освоения
ценностей
физической
культуры
определяется
знаниями
человека
в
области
физического
совершенст
-
вования
,
двигательными
умениями
и
навыками
,
способностью
к
са
-
моорганизации
здорового
стиля
жизни
,
ориентацией
на
занятия
физ
-
культурно
-
спортивной
деятельностью
.
Содержание
ценностей
физической
культуры
и
спорта
во
многом
совпадают
,
однако
следует
учитывать
их
функциональные
различия
.
Физическая
культура
возникает
и
развивается
как
один
из
наиболее
су
-
щественных
способов
социализации
,
а
спорт
–
как
средство
и
форма
выявления
социального
признания
высших
способностей
человека
1
.
Социально
мотивированное
отношение
человека
к
физической
культуре
отражает
понятие
«
физическая
активность
».
Физическая
активность
предполагает
осуществление
определенной
деятельности
с
целью
достижения
физического
здоровья
2
.
Это
сочетание
разнооб
-
разных
двигательных
действий
,
выполняемых
в
повседневной
жизни
,
в
организованных
и
самостоятельных
занятиях
физическими
упраж
-
нениями
и
спортом
3
.
Владея
и
активно
используя
разнообразные
физические
упраж
-
нения
,
человек
улучшает
свое
физическое
состояние
и
подготовлен
-
ность
,
физически
совершенствуется
.
Физическое
совершенство
от
-
1
Лубышева
Л
.
И
.
Социология
физической
культуры
и
спорта
:
учеб
.
пособие
. 2-
е
изд
.,
стереотип
.
М
.:
Издательский
центр
«
Академия
», 2004.
2
Бальсевич
В
.
К
.
Онтокинезия
человека
.
М
.:
Изд
-
во
«
Теория
и
практика
физиче
-
ской
культуры
», 2000.
3
Давиденко
Д
.
Н
.,
Щедрин
Ю
.
Н
.,
Щеголев
В
.
А
.
Здоровье
и
образ
жизни
студен
-
тов
/
под
общ
.
ред
.
проф
.
Д
.
Н
.
Давиденко
:
учебное
пособие
.
СПб
.:
СПбГУИТМО
,
2005.
С
.57.
122
ражает
такую
степень
физических
возможностей
личности
,
которые
позволяют
ей
наиболее
полно
реализовать
свои
сущностные
силы
,
успешно
принимать
участие
в
необходимых
обществу
и
желатель
-
ных
для
нее
видах
социально
-
трудовой
деятельности
.
В
.
К
.
Бальсевич
выделяет
в
структуре
физической
культуры
лич
-
ности
три
основных
составляющие
:
знания
(
физкультурная
образо
-
ванность
),
двигательные
достижения
и
мотивацию
двигательной
активности
.
При
этом
на
первое
место
ставятся
уровень
,
глубина
,
полнота
и
основательность
знаний
о
сущности
и
правилах
физиче
-
ской
подготовки
,
методах
организации
физической
активности
,
о
функционировании
своего
организма
в
процессе
физической
актив
-
ности
и
т
.
д
.
Данные
характеристики
определяют
уровень
физкуль
-
турной
образованности
личности
.
К
показателям
двигательных
дос
-
тижений
В
.
К
.
Бальсевич
относит
развитие
физических
качеств
,
фонд
двигательных
умений
и
навыков
,
работоспособность
и
др
.
При
оцен
-
ке
мотивации
двигательной
активности
человека
имеет
значение
ее
структура
и
направленность
,
а
в
основе
мотивационной
сферы
лежит
физкультурная
образованность
1
.
Мотивационно
-
ценностные
ориентации
выражают
совокупность
отношений
личности
к
физической
культуре
в
повседневной
жизни
.
При
этом
потребности
являются
главным
побудительным
фактором
,
обусловливающим
двигательную
активность
человека
,
а
несколько
менее
значимую
роль
играют
интересы
,
установки
и
убеждения
в
сфере
физической
культуры
.
Таким
образом
,
физическую
культуру
следует
рассматривать
как
особый
род
культурной
деятельности
,
результаты
которой
по
-
лезны
для
общества
и
личности
.
Физическая
культура
является
важным
фактором
укрепления
здоровья
человека
,
а
эффективное
использование
средств
физической
культуры
становится
возмож
-
ным
при
определенных
социальных
условиях
и
повышении
ответст
-
венности
за
свое
здоровье
со
стороны
индивида
.
1
Бальсевич
В
.
К
.
Физическая
культура
для
всех
и
каждого
.
М
.:
Физкультура
и
спорт
, 1998.
123
Вопросы
и
упражнения
для
самопроверки
1.
Дайте
определение
понятию
«
здоровый
образ
жизни
».
В
чем
от
-
личие
понятий
«
здоровый
образ
жизни
»
и
«
здоровый
стиль
жизни
»?
2.
Назовите
компоненты
здорового
образа
жизни
.
Какие
объек
-
тивные
и
субъективные
факторы
влияют
на
его
формирование
?
3.
В
чем
специфика
здорового
образа
жизни
молодежи
?
4.
Проанализируйте
мероприятия
,
проводимые
Комитетом
по
молодежной
политике
Пермского
края
.
Назовите
мероприятия
,
на
-
правленные
на
формирование
здорового
образа
жизни
молодежи
за
последний
год
.
5.
Раскройте
понятие
«
физическая
культура
».
6.
В
чем
состоит
значимость
физической
культуры
для
всесто
-
роннего
развития
личности
.
7.
Приведите
аргументы
в
пользу
тезиса
«
Физическая
культура
как
форма
двигательной
активности
позволяет
актуализировать
по
-
требность
индивида
в
укреплении
здоровья
».
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Основной
Горчак
С
.
И
.
К
вопросу
о
дефиниции
здорового
образа
жизни
//
Здоровый
образ
жизни
.
Социально
-
философские
и
медико
-
биологические
проблемы
.
Кишинев
, 1991.
С
. 19-39.
Козина
Г
.
Ю
.
Здоровье
в
ценностном
мире
студентов
//
Социоло
-
гические
исследования
. 2007.
№
9.
С
.147-149.
Краснов
И
.
С
.
Методологические
аспекты
здорового
образа
жиз
-
ни
россиян
//
Физическая
культура
:
воспитание
,
образование
,
трени
-
ровка
. 2004.
№
2.
С
.61-63.
Дополнительный
Белова
Н
.
И
.
Парадоксы
здорового
образа
жизни
учащейся
моло
-
дежи
//
Социологические
исследования
. 2008.
№
4.
С
. 84–86.
Давиденко
Д
.
Н
.,
Щедрин
Ю
.
Н
.,
Щеголев
В
.
А
.
Здоровье
и
образ
жизни
студентов
/
под
общ
.
ред
.
проф
.
Д
.
Н
.
Давиденко
:
учебное
по
-
собие
.
СПб
.:
СПбГУИТМО
, 2005.
124
Журавлева
И
.
В
.
Самосохранительное
поведение
подростков
и
заболевания
,
передающиеся
половым
путем
//
Социологические
ис
-
следования
. 2000.
№
5.
С
.66-74.
Иванова
Л
.
Ю
.
Самосохранительное
поведение
и
его
гендерные
особенности
//
Россия
реформирующаяся
:
ежегодник
– 2005 /
отв
.
ред
.
Л
.
М
.
Дробижева
.
М
.:
Институт
социологии
РАН
, 2006.
С
. 110-133.
Ковалева
А
.
А
.
Самосохранительное
поведение
в
системе
факто
-
ров
,
оказывающих
влияние
на
состояние
здоровья
//
Журнал
социо
-
логии
и
социальной
антропологии
. 2008.
Т
. 11.
№
2.
С
. 179-191.
Назарова
И
.
Б
.
Субъективные
и
объективные
оценки
здоровья
населения
//
Социологический
журнал
. 1998.
№
3/4.
С
. 246-249.
Паначев
В
.
Д
.
Исследование
факторов
здорового
образа
жизни
студентов
//
Социологические
исследования
. 2004.
№
11.
С
. 98-99.
Рагимова
О
.
А
.
Социальное
здоровье
молодого
поколения
//
Со
-
циально
-
гуманитарные
знания
. 2008. 1.
С
. 118-128.
Физическая
культура
студента
:
учебник
/
под
ред
.
В
.
И
.
Ильини
-
ча
.
М
.:
Гардарики
, 2000.
С
. 111-148.
Шклярук
В
.
Я
.
Самосохранительное
поведение
в
молодежной
среде
//
Социологические
исследования
. 2008.
№
10.
С
.139-142.
Интернет
-
ресурсы
Пермский
молодежный
интернет
–
портал
URL: http://www.molod.
perm.ru. (
дата
обращения
: 14.03.2011).
125