Файл: СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 7644

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Медико

-

биологическое

 

трактование

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

да

-

ют

 

следующие

 

определения

 

«

рациональный

 

образ

 

жизни

неотъемлемой

 

чертой

 

которого

 

является

 

активная

 

деятельность

направленная

 

на

 

сохранение

 

и

 

улучшение

 

здоровья

»

1

 

 «

мобильное

 

сочетание

 

форм

способов

 

повседневной

 

жизне

-

деятельности

которые

 

соответствуют

 

гигиеническим

 

принципам

укрепляют

 

адаптивные

 

и

 

резистентные

 

возможности

 

организма

спо

-

собствуют

 

эффективному

 

восстановлению

поддержанию

 

и

 

развитию

 

резервных

 

возможностей

оптимальному

 

выполнению

 

личностью

 

социально

-

профессиональных

 

функций

»

2

В

 

рамках

 

медико

-

биологического

 

подхода

 

здоровый

 

образ

 

жизни

 

направлен

 

на

 

поддержание

 

общего

 

здоровья

 

организма

развитие

 

адаптационных

 

возможностей

 

организма

 

человека

.  

Психолого

-

педагогический

 

подход

 

определяет

 

здоровый

 

образ

 

жизни

 

как

  «

активную

 

деятельность

 

людей

направленную

 

в

 

первую

 

очередь

 

на

 

сохранение

 

и

 

улучшение

 

здоровья

»

3

и

 

рассматривает

 

его

 

с

 

точки

 

зрения

 

сознания

мотивации

психологии

 

человека

На

 

наш

 

взгляд

наиболее

 

полно

 

понятие

  «

здоровый

 

образ

 

жизни

» 

раскрывает

 

В

.

Р

Шухатович

По

 

его

 

мнению

здоровый

 

образ

 

жизни

 – 

социологическое

 

понятие

характеризующее

:  

 

степень

 

реализации

 

потенциала

 

конкретного

 

общества

 (

инди

-

вида

социальной

 

группы

в

 

обеспечении

 

здоровья

 

степень

 

социального

 

благополучия

 

как

 

единства

 

уровня

 

и

 

ка

-

чества

 

жизни

;  

 

степень

 

эффективности

 

функционирования

 

социальной

 

орга

-

низации

 

в

 

ее

 

отнесении

 

к

 

ценности

 

здоровья

4

                                                 

1

 

Краснов

 

И

.

С

. 

Указ

соч

С

.61. 

2

 

Евсеев

 

Ю

.

И

. 

Физическая

 

культура

 // 

Серия

  «

Учебники

учебные

 

пособия

». 

Ростов

 

н

/

Д

Феникс

, 2002. 

3

 

Чумаков

 

Б

.

Н

. 

Валеология

учеб

пос

. 2-

е

 

изд

., 

испр

и

 

доп

М

.: 

Пед

общ

-

во

 

России

, 2000. 

4

 

Шухатович

 

В

.

Р

. 

Здоровый

 

образ

 

жизни

 // 

Энциклопедия

 

социологии

Мн

.: 

Книжный

 

Дом

, 2003. 

111


background image

Содержательная

 

характеристика

 

категории

 

здоровья

 

может

 

быть

 

получена

 

при

 

глубоком

 

анализе

 

его

 

компонентов

. 

На

 

рис

. 6 

пред

-

ставлены

 

компоненты

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

Рис

. 6. 

Структура

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

В

 

основе

 

здорового

 

образа

 

жизни

по

 

мнению

 

Д

.

А

Изуткина

на

-

ходится

 

единство

 

биологического

 

и

 

социального

поскольку

 

его

 

но

-

сителем

 

является

 

человек

 

как

 

существо

 

деятельное

 

и

 

в

 

биологиче

-

ском

и

 

в

 

социальном

 

отношении

: «

человек

 

выступает

 

как

 

единое

 

целое

в

 

единстве

 

биологических

 

и

 

социальных

 

характеристик

здо

-

ровый

 

образ

 

жизни

 

способствует

 

полноценному

 

выполнению

 

соци

-

альных

 

функций

здоровый

 

образ

 

жизни

 

предполагает

 

возможность

 

предупреждения

 

заболеваний

»

1

Широко

 

в

 

социологической

 

литературе

 

представлено

 

понятие

 

«

здоровый

 

стиль

 

жизни

». 

По

 

мнению

 

М

.

Я

Виленского

здоровый

 

стиль

 

жизни

 

может

 

трактоваться

 

как

 

индивидуализированный

 

вари

-

ант

 

здорового

 

образа

 

жизни

включающий

 

в

 

себя

 

мировоззренческий

поведенческий

 

и

 

деятельностный

 

аспекты

Возникает

 

здоровый

 

стиль

 

жизни

 

в

 

процессе

 

жизнедеятельности

он

 

образует

 

целостную

 

                                                 

1

 

Степанов

 

А

.

Д

., 

Изуткин

 

Д

.

А

. 

Критерии

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

и

 

предпосыл

-

ки

 

его

 

формирования

 // 

Советское

 

здравоохранение

. 1981. 

5. 

С

.6. 

 

Здоровый

 

образ

  

жизни

 

Объективные

 

общественные

  

условия

 

Конкретные

 

формы

  

жизнедеятельности

 

Система

  

ценностных

  

ориентаций

 

112


background image

систему

 

жизненных

 

проявлений

 

личности

которая

 

в

 

свою

 

очередь

 

способствует

 

гармонизации

 

индивидуальности

 

с

 

условиями

 

жизне

-

деятельности

1

Таким

 

образом

здоровый

 

образ

 

жизни

 – 

это

 

способ

 

жизнедея

-

тельности

направленный

 

на

 

сохранение

 

и

 

улучшение

 

здоровья

 

людей

 

как

 

условия

 

и

 

предпосылки

 

существования

 

и

 

развития

 

других

 

сторон

 

образа

 

жизни

Здоровье

 

человека

 

детерминируется

 

комплексом

 

ус

-

ловий

 

и

 

факторов

знание

 

которых

 

необходимо

 

для

 

эффективного

 

решения

 

вопроса

 

предупреждения

 

социального

 

риска

 

и

 

охраны

 

здо

-

ровья

 

всех

 

социальных

 

групп

 

населения

Однако

 

решающим

 

среди

 

них

 

является

 

позиция

 

самого

 

человека

его

 

отношение

 

к

 

собственно

-

му

 

здоровью

 

и

 

продолжительности

 

жизни

о

 

чем

 

будет

 

говориться

 

в

 

последующих

 

разделах

 

пособия

2. Âëèÿíèå îáðàçà æèçíè  

íà çäîðîâüå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï 

Охрана

 

и

 

укрепление

 

здоровье

 

человека

 

в

 

основном

 

обусловлены

 

его

 

образом

 

жизни

Степень

 

внимания

 

к

 

нему

 

определяется

 

на

 

уровне

 

общественного

 

сознания

в

 

сфере

 

культуры

образования

воспита

-

ния

Образ

 

жизни

 

рассматривается

 

как

 

определенный

 

способ

 

инте

-

грации

 

потребностей

 

индивида

 

и

 

соответствующей

 

им

 

деятельности

Формирование

 

внутренней

 

необходимости

 

на

 

здоровый

 

образ

 

жизни

 

выражается

 

в

 

сочетании

 

потребности

 

в

 

полноценной

активной

 

и

 

продолжительной

 

жизни

 

с

 

реализацией

 

решения

 

этой

 

проблемы

Именно

 

потребность

как

 

правило

побуждает

 

его

 

к

 

действиям

кото

-

рые

 

обеспечивают

 

качество

 

жизни

 

и

 

минимизируют

 

количество

 

за

-

болеваний

Все

 

это

 

удается

 

за

 

счет

 

соответствующей

 

активности

ко

-

торая

 

направляется

 

на

 

укрепление

 

и

 

сохранение

 

здоровья

Образ

 

жизни

 

обладает

 

широким

 

спектром

 

воздействия

 

на

 

раз

-

личные

 

стороны

 

проявлений

 

организма

 

и

 

личности

 

человека

Влия

-

ние

 

образа

 

жизни

 

можно

 

отметить

 

в

 

улучшении

 

или

 

ухудшение

 

                                                 

1

 

Виленский

 

М

.

Я

., 

Овчинникова

 

С

.

О

. 

Методологический

 

анализ

 

общего

 

и

 

осо

-

бенного

 

в

 

понятиях

  «

здоровый

 

образ

 

жизни

» 

и

  «

здоровый

 

стиль

 

жизни

» // 

Теория

 

и

 

практика

 

физической

 

культуры

. 2004. 

 11. 

С

.2. 

113


background image

адаптационных

 

процессов

повышении

 

или

 

понижении

 

работоспо

-

собности

снижении

 

или

 

увеличении

 

заболеваемости

 

и

 

т

.

п

В

 

настоящее

 

время

 

наиболее

 

остро

 

стоит

 

проблема

 

охраны

ук

-

репления

 

здоровья

формирования

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

и

 

преду

-

преждения

 

заболеваемости

 

детей

 

и

 

подростков

В

 

то

 

же

 

время

 

навы

-

ки

 

ведения

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

у

 

данной

 

категории

 

населения

 

привиты

 

слабо

Основы

 

физического

 

и

 

психического

 

здоровья

 

ре

-

бенка

первоначальные

 

навыки

 

ведения

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

формируются

 

в

 

детские

 

и

 

юношеские

 

годы

Поэтому

 

учить

 

здорово

-

му

 

образу

 

жизни

 

и

 

воспитывать

 

сознательное

 

и

 

ответственное

 

отно

-

шение

 

к

 

здоровью

 

необходимо

 

начинать

 

в

 

детском

 

возрасте

Именно

 

в

 

семье

 

ребенок

 

усваивает

 

определенные

 

модели

 

поведения

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

отношении

 

здоровья

которые

 

потом

 

он

 

реализует

 

во

 

взрослой

 

жизни

Например

нарушения

 

в

 

питании

 

ребенка

 

не

 

только

 

провоцируют

 

отклонения

 

в

 

работе

 

органов

 

пищеварения

 

ребенка

но

 

и

 

формируют

 

модель

 

его

 

пищевого

 

поведения

закладывая

 

вкусовые

 

предпочтения

 

и

 

отношение

 

к

 

процедуре

 

приема

 

пищи

.  

Процесс

 

формирования

 

знаний

 

о

 

здоровом

 

образе

 

жизни

 

у

 

детей

 

и

 

подростков

наряду

 

с

 

родителями

должен

 

осуществляется

 

благода

-

ря

 

активному

 

привлечению

 

учителей

 

школ

 

и

 

медицинских

 

работни

-

ков

Основными

 

составляющими

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

молодого

 

поколения

 

должны

 

стать

 

личная

 

и

 

общественная

 

гигиена

рацио

-

нальное

 

питание

оптимально

 

организованный

 

двигательный

 

режим

включающий

 

различные

 

формы

 

занятий

 

физическими

 

упражнениями

 

в

 

сочетании

 

с

 

закаливающими

 

процедурами

Эффективность

 

форми

-

рования

 

навыков

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

у

 

детей

 

и

 

подростков

 

по

-

вышается

 

при

 

активном

 

взаимодействии

 

таких

 

социальных

 

институ

-

тов

как

 

семья

 

и

 

школа

.  

В

 

последние

 

годы

 

возросло

 

число

 

публикаций

 

по

 

проблемам

 

роста

 

заболеваемости

 

в

 

процессе

 

профессиональной

 

подготовки

 

сту

-

дентов

 

и

 

снижения

 

их

 

работоспособности

За

 

годы

 

обучения

 

в

 

вузах

 

численность

 

юношей

 

и

 

девушек

 

с

 

хронической

 

формой

 

заболеваний

 

возрастает

 

в

 

несколько

 

раз

Здоровый

 

образ

 

жизни

 

отражает

 

обоб

-

щенную

 

типовую

 

структуру

 

форм

 

жизнедеятельности

 

студентов

для

 

которой

 

характерно

 

единство

 

и

 

целесообразность

 

процессов

 

самоор

-

114


background image

ганизации

 

и

 

самодисциплины

саморегуляции

 

и

 

саморазвития

на

-

правленных

 

на

 

укрепление

 

адаптивных

 

возможностей

 

организма

полноценную

 

самореализацию

 

своих

 

сущностных

 

сил

дарований

 

и

 

способностей

 

в

 

общекультурном

 

и

 

профессиональном

 

развитии

1

Здоровый

 

образ

 

жизни

 

создает

 

для

 

личности

 

такую

 

социокультурную

 

микросреду

в

 

условиях

 

которой

 

возникают

 

реальные

 

предпосылки

 

для

 

высокой

 

творческой

 

самоотдачи

работоспособности

трудовой

 

и

 

общественной

 

активности

психологического

 

комфорта

при

 

этом

 

наиболее

 

полно

 

раскрывается

 

психофизиологический

 

потенциал

 

личности

актуализируется

 

процесс

 

ее

 

самосовершенствования

В

 

условиях

 

рационального

 

образа

 

жизни

 

ответственность

 

за

 

здоровье

 

формируется

 

у

 

студента

 

как

 

часть

 

общекультурного

 

развития

прояв

-

ляющаяся

 

в

 

единстве

 

стилевых

 

особенностей

 

поведения

способно

-

сти

 

построить

 

себя

 

как

 

личность

 

в

 

соответствии

 

с

 

собственными

 

представлениями

 

о

 

жизненных

 

приоритетах

Содержание

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

студентов

 

отражает

 

результат

 

распространения

 

инди

-

видуального

 

или

 

группового

 

стиля

 

поведения

общения

организации

 

жизнедеятельности

закрепленных

 

в

 

виде

 

индивидуальных

 

потребно

-

стей

 

и

 

привычек

.  

Основными

 

элементами

 

здорового

 

образа

 

жизни

 

студентов

 

вы

-

ступают

соблюдение

 

режима

 

труда

 

и

 

отдыха

питания

 

и

 

сна

гигие

-

нических

 

требований

оптимальный

 

режим

 

двигательной

 

активности

отказ

 

от

 

вредных

 

привычек

культура

 

межличностного

 

общения

 

и

 

поведения

 

в

 

коллективе

культура

 

сексуального

 

поведения

а

 

также

 

содержательный

 

досуг

оказывающий

 

развивающее

 

воздействие

 

на

 

личность

Организуя

 

свою

 

жизнедеятельность

личность

 

вносит

 

в

 

нее

 

упорядоченность

используя

 

полезные

 

для

 

здоровья

 

мероприятия

 

в

 

режиме

 

дня

Это

 

может

 

быть

 

упорядоченность

когда

 

студент

на

-

пример

регулярно

 

в

 

одно

 

и

 

то

 

же

 

время

 

питается

ложится

 

спать

за

-

нимается

 

физическими

 

упражнениями

использует

 

закаливающие

 

процедуры

Устойчивой

 

может

 

быть

 

и

 

последовательность

 

форм

 

жизнедеятельности

после

 

учебной

 

недели

 

один

 

выходной

 

день

 

по

-

                                                 

1

 

Физическая

 

культура

 

студента

учебник

 / 

под

 

ред

В

.

И

Ильинича

М

.: 

Гарда

-

рики

, 2000. 

С

.113. 

115