ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7791
Скачиваний: 41
Медико
-
биологическое
трактование
здорового
образа
жизни
да
-
ют
следующие
определения
:
−
«
рациональный
образ
жизни
,
неотъемлемой
чертой
которого
является
активная
деятельность
,
направленная
на
сохранение
и
улучшение
здоровья
»
1
;
−
«
мобильное
сочетание
форм
,
способов
повседневной
жизне
-
деятельности
,
которые
соответствуют
гигиеническим
принципам
,
укрепляют
адаптивные
и
резистентные
возможности
организма
,
спо
-
собствуют
эффективному
восстановлению
,
поддержанию
и
развитию
резервных
возможностей
,
оптимальному
выполнению
личностью
социально
-
профессиональных
функций
»
2
.
В
рамках
медико
-
биологического
подхода
здоровый
образ
жизни
направлен
на
поддержание
общего
здоровья
организма
,
развитие
адаптационных
возможностей
организма
человека
.
Психолого
-
педагогический
подход
определяет
здоровый
образ
жизни
как
«
активную
деятельность
людей
,
направленную
в
первую
очередь
на
сохранение
и
улучшение
здоровья
»
3
,
и
рассматривает
его
с
точки
зрения
сознания
,
мотивации
,
психологии
человека
.
На
наш
взгляд
,
наиболее
полно
понятие
«
здоровый
образ
жизни
»
раскрывает
В
.
Р
.
Шухатович
.
По
его
мнению
,
здоровый
образ
жизни
–
социологическое
понятие
,
характеризующее
:
−
степень
реализации
потенциала
конкретного
общества
(
инди
-
вида
,
социальной
группы
)
в
обеспечении
здоровья
;
−
степень
социального
благополучия
как
единства
уровня
и
ка
-
чества
жизни
;
−
степень
эффективности
функционирования
социальной
орга
-
низации
в
ее
отнесении
к
ценности
здоровья
4
.
1
Краснов
И
.
С
.
Указ
.
соч
.
С
.61.
2
Евсеев
Ю
.
И
.
Физическая
культура
//
Серия
«
Учебники
,
учебные
пособия
».
Ростов
н
/
Д
:
Феникс
, 2002.
3
Чумаков
Б
.
Н
.
Валеология
:
учеб
.
пос
. 2-
е
изд
.,
испр
.
и
доп
.
М
.:
Пед
.
общ
-
во
России
, 2000.
4
Шухатович
В
.
Р
.
Здоровый
образ
жизни
//
Энциклопедия
социологии
.
Мн
.:
Книжный
Дом
, 2003.
111
Содержательная
характеристика
категории
здоровья
может
быть
получена
при
глубоком
анализе
его
компонентов
.
На
рис
. 6
пред
-
ставлены
компоненты
здорового
образа
жизни
.
Рис
. 6.
Структура
здорового
образа
жизни
В
основе
здорового
образа
жизни
,
по
мнению
Д
.
А
.
Изуткина
,
на
-
ходится
единство
биологического
и
социального
,
поскольку
его
но
-
сителем
является
человек
как
существо
деятельное
и
в
биологиче
-
ском
,
и
в
социальном
отношении
: «
человек
выступает
как
единое
целое
,
в
единстве
биологических
и
социальных
характеристик
;
здо
-
ровый
образ
жизни
способствует
полноценному
выполнению
соци
-
альных
функций
;
здоровый
образ
жизни
предполагает
возможность
предупреждения
заболеваний
»
1
.
Широко
в
социологической
литературе
представлено
понятие
«
здоровый
стиль
жизни
».
По
мнению
М
.
Я
.
Виленского
,
здоровый
стиль
жизни
может
трактоваться
как
индивидуализированный
вари
-
ант
здорового
образа
жизни
,
включающий
в
себя
мировоззренческий
,
поведенческий
и
деятельностный
аспекты
.
Возникает
здоровый
стиль
жизни
в
процессе
жизнедеятельности
,
он
образует
целостную
1
Степанов
А
.
Д
.,
Изуткин
Д
.
А
.
Критерии
здорового
образа
жизни
и
предпосыл
-
ки
его
формирования
//
Советское
здравоохранение
. 1981.
№
5.
С
.6.
Здоровый
образ
жизни
Объективные
общественные
условия
Конкретные
формы
жизнедеятельности
Система
ценностных
ориентаций
112
систему
жизненных
проявлений
личности
,
которая
в
свою
очередь
способствует
гармонизации
индивидуальности
с
условиями
жизне
-
деятельности
1
.
Таким
образом
,
здоровый
образ
жизни
–
это
способ
жизнедея
-
тельности
,
направленный
на
сохранение
и
улучшение
здоровья
людей
как
условия
и
предпосылки
существования
и
развития
других
сторон
образа
жизни
.
Здоровье
человека
детерминируется
комплексом
ус
-
ловий
и
факторов
,
знание
которых
необходимо
для
эффективного
решения
вопроса
предупреждения
социального
риска
и
охраны
здо
-
ровья
всех
социальных
групп
населения
.
Однако
решающим
среди
них
является
позиция
самого
человека
,
его
отношение
к
собственно
-
му
здоровью
и
продолжительности
жизни
,
о
чем
будет
говориться
в
последующих
разделах
пособия
.
2. Âëèÿíèå îáðàçà æèçíè
íà çäîðîâüå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï
Охрана
и
укрепление
здоровье
человека
в
основном
обусловлены
его
образом
жизни
.
Степень
внимания
к
нему
определяется
на
уровне
общественного
сознания
,
в
сфере
культуры
,
образования
,
воспита
-
ния
.
Образ
жизни
рассматривается
как
определенный
способ
инте
-
грации
потребностей
индивида
и
соответствующей
им
деятельности
.
Формирование
внутренней
необходимости
на
здоровый
образ
жизни
выражается
в
сочетании
потребности
в
полноценной
,
активной
и
продолжительной
жизни
с
реализацией
решения
этой
проблемы
.
Именно
потребность
,
как
правило
,
побуждает
его
к
действиям
,
кото
-
рые
обеспечивают
качество
жизни
и
минимизируют
количество
за
-
болеваний
.
Все
это
удается
за
счет
соответствующей
активности
,
ко
-
торая
направляется
на
укрепление
и
сохранение
здоровья
.
Образ
жизни
обладает
широким
спектром
воздействия
на
раз
-
личные
стороны
проявлений
организма
и
личности
человека
.
Влия
-
ние
образа
жизни
можно
отметить
в
улучшении
или
ухудшение
1
Виленский
М
.
Я
.,
Овчинникова
С
.
О
.
Методологический
анализ
общего
и
осо
-
бенного
в
понятиях
«
здоровый
образ
жизни
»
и
«
здоровый
стиль
жизни
» //
Теория
и
практика
физической
культуры
. 2004.
№
11.
С
.2.
113
адаптационных
процессов
,
повышении
или
понижении
работоспо
-
собности
,
снижении
или
увеличении
заболеваемости
и
т
.
п
.
В
настоящее
время
наиболее
остро
стоит
проблема
охраны
,
ук
-
репления
здоровья
,
формирования
здорового
образа
жизни
и
преду
-
преждения
заболеваемости
детей
и
подростков
.
В
то
же
время
навы
-
ки
ведения
здорового
образа
жизни
у
данной
категории
населения
привиты
слабо
.
Основы
физического
и
психического
здоровья
ре
-
бенка
,
первоначальные
навыки
ведения
здорового
образа
жизни
формируются
в
детские
и
юношеские
годы
.
Поэтому
учить
здорово
-
му
образу
жизни
и
воспитывать
сознательное
и
ответственное
отно
-
шение
к
здоровью
необходимо
начинать
в
детском
возрасте
.
Именно
в
семье
ребенок
усваивает
определенные
модели
поведения
,
в
том
числе
и
в
отношении
здоровья
,
которые
потом
он
реализует
во
взрослой
жизни
.
Например
,
нарушения
в
питании
ребенка
не
только
провоцируют
отклонения
в
работе
органов
пищеварения
ребенка
,
но
и
формируют
модель
его
пищевого
поведения
,
закладывая
вкусовые
предпочтения
и
отношение
к
процедуре
приема
пищи
.
Процесс
формирования
знаний
о
здоровом
образе
жизни
у
детей
и
подростков
,
наряду
с
родителями
,
должен
осуществляется
благода
-
ря
активному
привлечению
учителей
школ
и
медицинских
работни
-
ков
.
Основными
составляющими
здорового
образа
жизни
молодого
поколения
должны
стать
личная
и
общественная
гигиена
,
рацио
-
нальное
питание
,
оптимально
организованный
двигательный
режим
,
включающий
различные
формы
занятий
физическими
упражнениями
в
сочетании
с
закаливающими
процедурами
.
Эффективность
форми
-
рования
навыков
здорового
образа
жизни
у
детей
и
подростков
по
-
вышается
при
активном
взаимодействии
таких
социальных
институ
-
тов
,
как
семья
и
школа
.
В
последние
годы
возросло
число
публикаций
по
проблемам
роста
заболеваемости
в
процессе
профессиональной
подготовки
сту
-
дентов
и
снижения
их
работоспособности
.
За
годы
обучения
в
вузах
численность
юношей
и
девушек
с
хронической
формой
заболеваний
возрастает
в
несколько
раз
.
Здоровый
образ
жизни
отражает
обоб
-
щенную
типовую
структуру
форм
жизнедеятельности
студентов
,
для
которой
характерно
единство
и
целесообразность
процессов
самоор
-
114
ганизации
и
самодисциплины
,
саморегуляции
и
саморазвития
,
на
-
правленных
на
укрепление
адаптивных
возможностей
организма
,
полноценную
самореализацию
своих
сущностных
сил
,
дарований
и
способностей
в
общекультурном
и
профессиональном
развитии
1
.
Здоровый
образ
жизни
создает
для
личности
такую
социокультурную
микросреду
,
в
условиях
которой
возникают
реальные
предпосылки
для
высокой
творческой
самоотдачи
,
работоспособности
,
трудовой
и
общественной
активности
,
психологического
комфорта
,
при
этом
наиболее
полно
раскрывается
психофизиологический
потенциал
личности
,
актуализируется
процесс
ее
самосовершенствования
.
В
условиях
рационального
образа
жизни
ответственность
за
здоровье
формируется
у
студента
как
часть
общекультурного
развития
,
прояв
-
ляющаяся
в
единстве
стилевых
особенностей
поведения
,
способно
-
сти
построить
себя
как
личность
в
соответствии
с
собственными
представлениями
о
жизненных
приоритетах
.
Содержание
здорового
образа
жизни
студентов
отражает
результат
распространения
инди
-
видуального
или
группового
стиля
поведения
,
общения
,
организации
жизнедеятельности
,
закрепленных
в
виде
индивидуальных
потребно
-
стей
и
привычек
.
Основными
элементами
здорового
образа
жизни
студентов
вы
-
ступают
:
соблюдение
режима
труда
и
отдыха
,
питания
и
сна
,
гигие
-
нических
требований
,
оптимальный
режим
двигательной
активности
,
отказ
от
вредных
привычек
,
культура
межличностного
общения
и
поведения
в
коллективе
,
культура
сексуального
поведения
,
а
также
содержательный
досуг
,
оказывающий
развивающее
воздействие
на
личность
.
Организуя
свою
жизнедеятельность
,
личность
вносит
в
нее
упорядоченность
,
используя
полезные
для
здоровья
мероприятия
в
режиме
дня
.
Это
может
быть
упорядоченность
,
когда
студент
,
на
-
пример
,
регулярно
в
одно
и
то
же
время
питается
,
ложится
спать
,
за
-
нимается
физическими
упражнениями
,
использует
закаливающие
процедуры
.
Устойчивой
может
быть
и
последовательность
форм
жизнедеятельности
:
после
учебной
недели
один
выходной
день
по
-
1
Физическая
культура
студента
:
учебник
/
под
ред
.
В
.
И
.
Ильинича
.
М
.:
Гарда
-
рики
, 2000.
С
.113.
115