ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7784
Скачиваний: 41
ний
,
направленных
на
оценку
экологической
обстановки
,
ценност
-
ных
ориентаций
и
показателей
здоровья
детей
,
подростков
и
моло
-
дежи
,
проживающих
в
различных
регионах
.
Возникает
необходи
-
мость
своевременной
массовой
диагностики
отдельных
компонентов
здоровья
и
проведения
различного
рода
профилактических
меро
-
приятий
,
что
становится
возможным
при
использовании
современ
-
ных
компьютерных
программ
.
С
.
Д
.
Неверкович
и
В
.
А
.
Орлов
пришли
к
выводу
о
необходимо
-
сти
мониторинга
резервов
физического
здоровья
и
работоспособно
-
сти
молодежи
.
Сведения
,
полученные
в
ходе
мониторинга
,
выступа
-
ют
базой
для
формирования
персональной
оздоровительно
-
профилактической
программы
1
.
29
декабря
2001
г
.
Правительство
РФ
приняло
постановление
«
Об
общероссийской
системе
мониторинга
состояния
физического
здоровья
населения
,
физического
развития
детей
,
подростков
и
мо
-
лодежи
».
Органам
исполнительной
власти
субъектов
РФ
и
органам
местного
самоуправления
с
участием
органов
управления
образова
-
нием
,
физической
культурой
и
спортом
на
основе
данных
монито
-
ринга
рекомендовано
разработать
соответствующие
меры
,
направ
-
ленные
на
укрепление
физического
здоровья
населения
и
физическо
-
го
развития
подрастающего
поколения
.
В
организации
мониторинга
выделяется
ряд
проблем
по
его
со
-
держанию
,
кадровому
и
методическому
обеспечению
.
В
настоящее
время
,
в
условиях
существенного
сокращения
средней
продолжи
-
тельности
жизни
,
преобладания
смертности
над
рождаемостью
,
су
-
щественно
возрастает
значение
региональных
программ
по
развитию
физической
культуры
и
спорта
.
Содержание
таких
программ
должно
быть
подчинено
решению
задач
по
сохранению
индивидуального
и
общественного
здоровья
.
Для
полноценного
обеспечения
монито
-
ринга
физического
развития
необходима
оперативная
координация
действий
на
уровне
научных
коллективов
,
образовательных
учреж
-
дений
и
органов
власти
.
В
конечном
счете
,
на
федеральном
уровне
1
Неверкович
С
.
Д
.
Мониторинг
резервов
физического
здоровья
и
работоспособ
-
ности
молодежи
России
. //
Школа
здоровья
. 2000.
Т
. 7.
С
. 58.
181
необходима
стратегия
по
созданию
условий
для
сохранения
и
укреп
-
ления
здоровья
всего
населения
и
,
в
первую
очередь
,
подрастающего
поколения
.
В
целях
программного
и
кадрового
обеспечения
этого
мониторинга
важное
социальное
и
финансовое
значение
имеет
межвузовская
коор
-
динация
действий
,
поскольку
основные
интеллектуальные
силы
сосре
-
доточены
в
области
вузовской
науки
.
В
этой
связи
основная
нагрузка
ложится
на
вузы
физкультурного
и
медицинского
профиля
.
Мониторинг
физического
развития
и
здоровья
детей
,
подростков
и
молодежи
будет
дополнять
картину
Всероссийской
переписи
насе
-
ления
2002
г
.
и
позволит
государственным
структурам
более
гибко
и
адекватно
реагировать
на
полученные
статистические
показатели
,
а
также
прогнозировать
численность
физически
дееспособного
насе
-
ления
на
последующие
10-15
лет
.
Большую
роль
в
жизни
каждого
человека
играют
средства
мас
-
совой
информации
.
Они
«
апеллируют
к
личности
в
совокупности
ее
социальных
ролей
–
как
к
гражданину
и
семьянину
,
представителю
социума
в
целом
и
жителю
конкретного
района
.
Среди
основных
средств
массовой
информации
можно
выделить
телевидение
,
радио
,
прессу
и
интернет
.
На
фоне
ухудшения
здоровья
россиян
возрастает
роль
СМИ
в
распространении
информации
о
здоровье
,
способах
его
сохранения
и
укрепления
.
Среди
специализированных
печатных
из
-
даний
о
здоровье
можно
отметить
такие
журналы
,
как
«
Здоровье
»,
«
Здоровье
школьника
», «
Медицина
и
здоровье
», «
Социология
меди
-
цины
»
и
др
.
Среди
специализированных
радиопрограмм
посвящен
-
ных
здоровью
и
здоровому
образу
жизни
,
можно
отметить
лишь
«
Планету
здоровья
»,
транслируемую
на
«
Радио
России
»,
и
«
Домаш
-
нюю
аптечку
» –
на
радио
«
Маяк
».
Примером
телепрограмм
,
способ
-
ствующих
формированию
ценностного
отношения
к
здоровью
,
могут
служить
следующие
: «
Здоровье
с
Еленой
Малышевой
»
и
«
Малахов
+»
на
первом
канале
, «
Наше
все
»
и
«
Без
рецепта
» –
на
НТВ
, «
Здоро
-
вье
»
на
канале
Россия
, «
Медицинское
обозрение
» –
ТВ
3
и
др
.
Для
сохранения
здоровья
актуальной
задачей
СМИ
является
формирование
у
всего
населения
новой
культуры
здоровья
,
которая
не
только
снижает
вероятность
появления
болезней
,
но
и
позволяет
182
постепенно
укреплять
жизненные
силы
человека
на
основе
исполь
-
зования
традиционных
и
нетрадиционных
методов
профилактики
и
лечения
заболеваний
.
Изменить
отношение
людей
к
своему
здоро
-
вью
невозможно
без
помощи
мощнейшего
инструмента
формирова
-
ния
общественного
мнения
–
средств
массовой
информации
.
Роль
СМИ
в
формировании
мировоззрения
,
ценностей
,
норм
,
идеалов
и
образцов
поведения
как
отдельного
человека
,
так
и
всего
общества
,
неоценима
.
Телевидение
,
радио
и
пресса
,
выполняя
просветитель
-
ские
,
образовательные
,
информационные
,
культурно
-
духовные
функции
,
способны
повысить
интерес
населения
к
проблемам
под
-
держания
высокого
уровня
своего
здоровья
.
Однако
современные
средства
массовой
информации
могут
иметь
как
положительный
,
так
и
отрицательный
эффект
в
распро
-
странении
информации
о
здоровье
.
Положительную
роль
может
играть
социальная
реклама
.
В
част
-
ности
,
реклама
зубных
паст
,
шампуней
,
гигиенических
средств
и
других
способствует
закреплению
в
сознании
людей
необходимо
-
сти
соблюдения
правил
личной
гигиены
.
К
сожалению
,
в
отечест
-
венных
СМИ
нередко
встречается
реклама
продукции
,
способной
нанести
вред
здоровью
.
Например
,
в
рекламе
продуктов
питания
рес
-
торана
«
Мак
Доналдс
»
акцентируется
внимание
на
том
,
что
предла
-
гаемое
питание
является
полноценным
и
здоровым
.
Однако
,
по
мне
-
нию
медицинских
специалистов
,
продукция
«
фаст
фуд
»
лишь
отри
-
цательно
сказывается
на
здоровье
,
приводя
к
таким
нежелательным
последствиям
,
как
ожирение
.
В
связи
с
этим
от
вредного
влияния
материалов
СМИ
,
связанных
с
насилием
,
рискованным
поведением
,
недоброкачественной
рекла
-
мой
,
должна
оградить
политика
по
регулированию
деятельности
средств
массовой
информации
1
.
Главная
роль
СМИ
в
социальном
государстве
заключается
в
пре
-
доставлении
позитивной
информации
,
которая
будет
востребована
населением
.
Для
формирования
ценностных
ориентаций
и
мотива
-
1
Шаповалова
О
.
А
.
Какова
роль
СМИ
в
распространении
информации
о
здоро
-
вье
//
Материалы
интернет
-
конференции
«
Охрана
здоровья
:
проблемы
организа
-
ции
,
управления
и
уровни
ответственности
». URL:http://ecsocman.edu.ru/text/
16207007/ (
дата
обращения
: 09.02.2011.).
183
ций
к
поддержанию
и
укреплению
собственного
здоровья
необходи
-
мо
,
чтобы
позитивная
медицинская
информация
транслировалась
регулярно
с
учетом
особенностей
аудитории
(
интересы
,
возраст
,
пол
).
От
того
,
насколько
грамотно
,
профессионально
,
доступно
будет
предложена
информация
о
возможностях
и
методах
сохранения
здо
-
ровья
,
зависит
эффективность
деятельности
средств
массовой
ин
-
формации
.
Таким
образом
,
медицина
,
выступая
субститутом
системы
здравоохранения
,
имеет
сильные
институциональные
связи
с
таки
-
ми
социальными
институтами
,
как
семья
,
религия
,
наука
,
средства
массовой
коммуникации
.
Взаимодополняя
друг
друга
,
имея
погранич
-
ные
функции
,
данные
институты
играют
значительную
роль
в
ох
-
ране
и
укреплении
здоровья
населения
.
Вопросы
и
упражнения
для
самопроверки
1.
Раскройте
понятие
медицины
как
социального
института
.
Ка
-
кое
положение
занимает
медицина
в
числе
прочих
субститутов
сис
-
темы
здравоохранения
?
2.
Назовите
основные
измерения
медицины
как
социального
института
.
3.
Раскройте
понятие
«
профилактика
».
Выделите
отличительные
черты
первичной
,
вторичной
,
третичной
профилактики
.
Какие
институ
-
ты
,
помимо
медицины
,
реализуют
профилактические
функции
?
4.
Дайте
определение
понятиям
индивидуальная
и
обществен
-
ная
медицинская
профилактика
.
Перечислите
цели
и
задачи
общест
-
венной
медицинской
профилактики
.
5.
Назовите
формы
практической
деятельности
в
профилакти
-
ческой
медицине
.
6.
Раскройте
функции
медицины
как
социального
института
.
Прокомментируйте
высказывание
Т
.
Парсонса
: «
изучать
функцию
института
значит
анализировать
его
вклад
в
обеспечении
жизнедея
-
тельности
общества
в
целом
»
применительно
к
медицине
как
соци
-
альному
институту
.
184
7.
Какие
общие
и
специфические
функции
имеет
медицина
как
социальный
институт
.
Назовите
эу
-
и
дисфункции
института
медицины
.
8.
Охарактеризуйте
внешние
институциональные
связи
меди
-
цины
как
института
.
9.
Как
,
на
Ваш
взгляд
,
связаны
,
взаимодействуют
такие
соци
-
альные
институты
,
как
медицина
и
спорт
,
медицина
и
образование
?
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Основной
Кром
И
.
Л
.
Объективизация
оценки
функционирования
института
медицинского
обслуживания
//
Социальная
политика
и
социология
.
2009.
№
2.
С
. 132-138.
Решетников
А
.
В
.
Социология
медицины
(
введение
в
научную
дисциплину
):
руководство
.
М
.:
Медицина
, 2002.
С
. 374-405.
Самородская
И
.
Профилактическое
лечение
и
доказательная
меди
-
цина
:
далеко
не
все
мероприятия
по
предупреждению
заболеваний
можно
считать
оправданными
//
Медицинская
газета
. 2009. N 15.
С
. 11.
Дополнительный
Гуревич
К
.
Г
.
Принципы
организации
и
проведения
профилакти
-
ческих
программ
//
Медицинская
помощь
. 2009. N 1.
С
. 3-6.
Кесаева
Р
.
Э
.
Взаимодействие
семьи
и
медицины
в
современном
обществе
:
дис
....
д
-
ра
социол
.
наук
: 14.00.52
Волгоград
, 2006.
Неверкович
С
.
Д
.
Мониторинг
резервов
физического
здоровья
и
работоспособности
молодежи
России
//
Школа
здоровья
. 2000.
Т
. 7.
С
. 58-63.
Мазус
А
.
И
.
Социологический
мониторинг
в
оценке
профилакти
-
ческих
мероприятий
//
Проблемы
социальной
гигиены
,
здравоохране
-
ния
и
истории
медицины
. 2009.
№
3.
С
. 32-34.
Черкасова
А
.
Е
.
Институциональное
взаимодействие
медицины
и
религии
:
дис
....
докт
.
мед
.
наук
.
М
., 2005.
Щепин
О
.
П
.
Профилактика
XXI
века
:
анализ
концептуальных
подходов
//
Проблемы
социальной
гигиены
,
здравоохранения
и
исто
-
рии
медицины
. 2009.
№
4.
С
.3-7.
185