ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7763
Скачиваний: 41
мени
.
Отсюда
,
здоровый
образ
жизни
–
это
социологическое
поня
-
тие
,
характеризующее
:
а
)
степень
реализации
потенциала
конкретно
-
го
общества
(
индивида
,
социальной
группы
)
в
обеспечении
здоровья
;
б
)
степень
социального
благополучия
как
единства
уровня
и
качества
жизни
;
в
)
степень
эффективности
функционирования
социальной
организации
в
ее
отнесении
к
ценности
здоровья
1
.
В
зарубежных
работах
чаще
употребляется
термин
«
стиль
жизни
(lifestyle)»
и
,
соответственно
, «
здоровый
стиль
жизни
(healthy life-
style)»,
отражающий
индивидуальные
особенности
поведения
в
от
-
ношении
здоровья
.
Часто
отечественные
исследователи
подменяют
понятием
здоровый
образ
жизни
другую
категорию
–
здоровый
стиль
жизни
,
понимая
под
первым
,
в
частности
,
стиль
жизнедеятельности
,
соответствующий
наследственным
особенностям
организма
,
услови
-
ям
существования
человека
,
ориентированный
на
культуру
сохране
-
ния
,
укрепления
и
восстановления
здоровья
,
необходимого
для
вы
-
полнения
личностно
и
общественно
значимых
функций
2
.
Несколько
особняком
в
контексте
социологического
изучения
здоровья
стоит
понятие
«
социальное
здоровье
».
Причина
подобного
статуса
указанной
категории
заключается
в
нетипичной
трактовке
здоровья
через
понятия
социальной
адаптации
,
социализации
,
соци
-
альной
активности
,
социального
благополучия
.
Социальное
здоровье
на
индивидуальном
уровне
характеризует
способность
человека
к
общению
с
другими
людьми
в
условиях
окружающей
социальной
среды
,
наличие
личностных
взаимотношений
,
приносящих
удовле
-
творение
.
Социальное
здоровье
подразумевает
социальную
вклю
-
ченность
человека
,
высокий
уровень
социальной
активности
,
дея
-
тельное
отношение
к
миру
.
Мерой
социального
здоровья
выступает
степень
освоенности
индивидом
социальных
норм
,
интеграции
в
со
-
циальные
процессы
,
включенности
в
социальные
коммуникации
и
интеракции
.
На
социетальном
уровне
социальное
здоровье
рас
-
1
См
.:
Социология
:
энциклопедия
/
сост
.
А
.
А
.
Грицанов
,
В
.
Л
.
Абушенко
,
Г
.
М
.
Евелькин
,
Г
.
Н
.
Соколова
,
О
.
В
.
Терещенко
.
Мн
.:
Книжный
дом
, 2003.
2
Сущность
понятий
«
здоровье
»
и
«
здоровый
образ
жизни
»
в
контексте
культу
-
рологического
подхода
к
образованию
школьников
/
Т
.
С
.
Кольжецова
,
П
.
Г
.
Марков
,
М
.
А
.
Якунчев
//
Письма
в
Эмиссия
.
Оффлайн
.
URL:
http://1.emissia.peterhost.ru/ off-
line/2008/1241.htm (
дата
обращения
: 01. 03. 2008).
41
сматривается
в
двух
ракурсах
.
Во
-
первых
,
как
категория
,
выражаю
-
щая
отношение
общества
к
человеку
.
В
данном
случае
принято
опе
-
рировать
понятием
«
социальное
здоровье
общества
».
Общественные
системы
различаются
по
состоянию
социального
здоровья
,
что
на
-
ходит
свое
выражение
в
структуре
и
целях
общества
.
Во
-
вторых
,
как
категория
,
отражающая
степень
соблюдения
гражданских
прав
и
свобод
в
обществе
,
отсутствие
неравенства
в
доступе
к
основным
благам
(«
здоровое
общество
»).
По
замечанию
R.D. Russell,
общество
является
здоровым
,
когда
в
нем
обеспечены
«
равные
возможности
для
всех
и
равный
доступ
для
всех
к
товарам
и
услугам
,
необходи
-
мым
для
полноценного
функционирования
в
качестве
гражданина
»
1
.
Следует
отметить
,
что
социологические
исследования
здоровья
предусматривают
анализ
таких
категорий
,
как
нездоровье
(«illness»)
и
болезнь
(«disease»).
Отождествляемые
в
отечественном
научном
социологическом
дискурсе
«
нездоровье
»
и
«
болезнь
»
трактуются
как
социальные
феномены
,
оказывающие
существенное
влияние
на
ста
-
бильность
общества
,
представляющие
собой
особые
форма
девиант
-
ного
(
отклоняющегося
)
поведения
человека
,
в
противовес
здоровью
,
рассматриваемому
в
качестве
социальной
нормы
.
Таким
образом
,
социология
занимает
особое
положение
в
сис
-
теме
наук
,
сделавших
здоровье
предметом
своего
анализа
.
Рассмат
-
ривая
здоровье
как
социальный
феномен
,
социология
концентрирует
внимание
на
социальных
детерминантах
здоровья
,
его
социальной
природе
,
месте
в
системе
социокультурных
ценностей
,
регулирую
-
щих
поведение
человека
и
др
.
Социологический
анализ
проблематики
здоровья
имеет
свои
традиции
как
в
России
,
так
и
за
рубежом
.
3. Ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ñîöèîëîãè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ çäîðîâüÿ
çà ðóáåæîì è â Ðîññèè
Социологическое
изучение
здоровья
берет
начало
в
работах
E. Durkheim (
Дюркгейм
), T. Parsons (
Парсонс
), E. Goffman (
Гофф
-
ман
)
и
др
.
1
Russell R.D. Social Health: An Attempt to Clarify This Dimension of Well-Being //
International Journal of Health Education. 1973. Vol. 16. P. 75.
42
Учение
Э
.
Дюркгейма
о
различиях
нормального
и
патологиче
-
ского
в
обществе
,
о
социальных
болезнях
и
их
преодолении
по
-
прежнему
актуально
.
Акцентируя
внимание
на
поиске
объективного
критерия
,
внутренне
присущего
самим
фактам
и
позволяющего
на
-
учно
отличать
здоровье
от
болезни
в
разных
категориях
социальных
явлений
,
Дюркгейм
тем
не
менее
подчеркивает
,
что
болезнь
не
про
-
тивопоставляется
здоровью
,
это
две
разновидности
одного
и
того
же
рода
,
взаимно
проясняющие
друг
друга
1
.
Социальное
здоровье
,
по
Дюркгейму
,
заключается
в
нормальном
развитии
жизненных
сил
индивида
,
коллектива
или
общества
,
в
их
способности
адаптироваться
к
условиям
среды
и
использовать
ее
для
своего
развития
.
Это
дает
им
«
шансы
на
долгую
жизнь
».
То
,
что
спо
-
собствует
развитию
общества
и
благосостоянию
людей
,
должно
быть
признано
полезным
и
необходимым
.
Болезнь
общества
может
заро
-
диться
в
любой
его
сфере
.
Если
же
оно
больно
целиком
,
лечить
его
надо
комплексно
.
Большое
значение
придает
Дюркгейм
моральному
и
политическому
оздоровлению
общества
,
внедрению
во
все
его
сферы
социально
здоровых
и
эффективных
стимулов
деятельности
и
общения
людей
2
.
Проблемы
социального
статуса
и
роли
больного
(sick role),
спе
-
цифики
существования
носителя
данного
статуса
в
различных
соци
-
альных
структурах
рассматривались
в
трудах
H.E. Sigerist (1929)
и
L.J. Henderson (1935),
однако
до
появления
работы
Т
.
Парсонса
«
Социальная
система
» (1951)
они
не
были
исследованы
в
достаточ
-
ной
мере
.
Парсонс
предложил
видеть
в
«
роли
больного
»
особый
вид
девиантного
(
отклоняющегося
)
поведения
индивида
,
которое
ставит
специфические
проблемы
перед
ним
и
обществом
.
За
больным
при
-
знается
право
на
особые
требования
и
привилегии
.
В
социальном
плане
«
роль
больного
»
сводится
к
четырем
основным
позициям
:
а
)
воздержание
от
нормальной
общественной
деятельности
,
б
)
боль
-
ной
считается
неспособным
«
взять
себя
в
руки
» «
справиться
»
с
со
-
1
Дюркгейм
Э
.
Социология
.
Ее
предмет
,
метод
,
предназначение
/
пер
.
с
фр
.,
со
-
ставление
,
послесловие
и
примечания
А
.
Б
.
Гофмана
.
М
.:
Канон
, 1995.
2
См
.:
Философия
:
учебник
/
под
ред
.
проф
.
В
.
Н
.
Лавриненко
. 2-
е
изд
.,
испр
.
и
доп
. M.:
Юристъ
. 2004.
43
бой
,
в
)
от
больного
ожидают
отношения
к
его
положению
как
неже
-
лательному
для
нею
самого
и
не
дающего
особых
преимуществ
,
г
)
от
больного
требуется
кооперация
в
лечении
с
врачом
.
По
Т
.
Парсонсу
,
«
роль
больного
»
изменяется
в
зависимости
от
возраста
,
пола
,
поло
-
жения
в
семье
,
занятий
,
материального
достатка
.
Таким
образом
,
«
роль
больного
» –
это
модификация
других
социальных
ролей
.
Об
-
щество
в
определенной
мере
снимает
с
больного
ответственность
за
все
другие
социальные
роли
1
.
Аналогичный
подход
к
интерпретации
болезни
и
поведению
боль
-
ного
предлагается
в
работах
D. Mechanic.
Так
же
,
как
и
у
Т
.
Парсонса
,
болезнь
рассматривается
как
вид
отклоняющегося
поведения
,
причем
полагается
,
что
социально
-
психологические
факторы
в
большей
мере
,
чем
институциональные
условия
,
детерминируют
поведение
больного
.
Определяя
поведение
больного
как
контролируемое
отклоняющееся
поведение
, Mechanic
утверждает
,
что
форма
социального
контроля
спо
-
собствует
укреплению
стабильности
общества
2
.
Теоретические
основы
социологического
исследования
психиче
-
ского
здоровья
и
объяснения
поведения
человека
как
активного
субъекта
в
стрессовых
ситуациях
при
взаимодействии
с
социальной
средой
были
заложены
в
трудах
представителя
Чикагской
школы
Э
.
Гоффмана
.
В
своей
классической
работе
«
Приюты
:
Несколько
эссе
о
социальном
положении
психически
больных
и
других
лишён
-
ных
свободы
»
Гоффман
описывал
,
как
процесс
институционализации
вводит
людей
в
роль
послушного
пациента
,
того
,
кто
«
глуп
,
безопа
-
сен
и
незаметен
»,
которая
,
в
свою
очередь
,
укрепляет
представления
о
хронизации
тяжёлого
психического
заболевания
3
.
Социальная
детерминация
психического
здоровья
человека
рас
-
крывается
также
в
трудах
немецкого
социолога
,
философа
E. Fromm
(
Фромм
).
В
своей
работе
«
Здоровое
общество
»
Фромм
заявляет
,
что
1
См
.
об
этом
:
Лекции
по
исторической
этнологии
:
учебное
пособие
.
М
. :
Гар
-
дарика
, 1998.
С
. 274-276.
2
См
.
об
этом
: Mechanic D. Medical Sociology. 2-nd Ed. New York: Free Press,
1978.
3
Goffman E. Asylums: Essays n the Social Situation on Mental Patients and other
Inmates. N.Y., 1961.
44
характеристика
состояния
психического
здоровья
современного
че
-
ловека
западного
мира
невозможна
без
понимания
того
,
какие
«
фак
-
торы
в
его
образе
жизни
ведут
к
психическим
заболеваниям
,
а
какие
благоприятствуют
сохранению
нормальной
психики
»,
акцентируя
внимание
на
изучение
влияния
, «
которое
оказывают
на
природу
че
-
ловека
специфические
условия
нашего
способа
производства
и
наше
-
го
общественного
и
политического
устройства
»
1
.
В
целом
,
концепция
Э
.
Фромма
основывается
на
положении
о
том
,
что
здоровье
личности
зависит
в
первую
очередь
не
от
самого
индивида
,
а
от
структуры
данного
общества
.
При
этом
общество
оказывает
как
развивающее
,
так
и
деформирующее
влияние
на
человека
.
Постструктурализм
и
постмодернизм
в
связи
с
социологическим
изучением
здоровья
представлен
работами
Т
.
Абеля
(T. Abel)
и
В
.
Коккерема
(W.C. Cockerham),
П
.
Бурдье
(P. Bourdieu),
М
.
Фуко
(M. Foucault)
и
Ж
.
Бодрийяра
(J. Baudrillard).
В
.
Коккерем
делает
акцент
на
личной
ответственности
человека
за
свое
здоровье
,
которая
обуславливается
социально
-
культурными
нормами
жизни
различных
социальных
групп
,
их
образом
жизни
,
трактуемым
как
«
коллективная
модель
поведения
в
отношении
здо
-
ровья
,
выбор
который
ограничен
жизненными
шансами
индивидов
(
полом
,
возрастом
,
национальностью
,
социальной
принадлежностью
и
т
.
п
.)»
2
.
Введенное
П
.
Бурдье
понятие
«
габитус
» (habitus),
определяемое
как
совокупность
социальных
отношений
,
схема
интеграции
людей
,
система
индивидуальных
установок
,
ориентаций
,
позволяет
объяс
-
нить
поведение
индивида
,
который
воспроизводит
социально
-
культурные
правила
, «
стили
жизни
»
разных
социальных
групп
.
Ме
-
дицина
,
по
терминологии
ученого
,
осуществляет
«
символическое
насилие
»,
навязывая
свою
систему
значений
,
символов
,
иерархию
ценностей
,
которые
приобретают
естественный
, «
само
собой
разу
-
меющийся
характер
».
Большое
значение
для
социологического
науч
-
ного
знания
о
здоровье
имеет
книга
П
.
Бурдье
«Distinction»,
в
кото
-
1
Фромм
Э
.
Здоровое
общество
.
М
.:
АСТ
,
Транзиткнига
, 2005.
С
. 35.
2
См
.: Cockerham W., Rutten A., Abel T. Conceptualizing contemporary health life-
styles: moving beyond Weber // The Sociological Quaterly. 1997. Vol. 38.
45