ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 1287
Скачиваний: 2
В 1924 г. ликвидировано Министерство общественного здоровья (учреждено 13 декабря 1918 г.), и его задачи распределены между Министерством внутренних дел и Министерством труда и социальной опеки, а в 1932 г. (по причине экономического кризиса) полностью переданы последнему. В 1932 г. сформированы отделы труда, опеки и здоровья воеводских управлений, начальником которых оставался врач.
Особенностью здравоохранения считалось врачебное самоуправление. В соответствии с законом от 2 декабря 1921 г. были организованы врачебные палаты.
Врачи содержались государством, местными самоуправлениями, страховыми кассами, общественными организациями, а также занимались частной практикой.
В Западной Беларуси, в отличие от других территорий, медицинскую помощь оказывали фельдшера, к работе допускались те из них, которые имели медицинское образование или выдержали экзамен. На данной территории отсутствовали медицинские школы. Только местные отделы общества Красного Креста организовали годичные курсы подготовки сестер милосердия.
В аптеках сохранялось обучение по типу ученичества.
В Западной Беларуси, подобно, как и в составе Российской империи, в Восточной Беларуси в 1920-е годы, существовала многоукладность здравоохранения. На конкретные мероприятия здравоохранения расходовались средства из одного или чаще — нескольких источников, что в конечном итоге и определяло форму медицинской организации.
По инициативе Верховного чрезвычайного комиссариата (ВЧК) по борьбе с эпидемиями (действовал в 1920–1923 гг.) на пути миграционных потоков беженцев и репатриантов создавались санитарные кордоны. Проводилась санитарная обработка населения, дезинфекция вещей, делались прививки. Были созданы изоляторы, в которых могли находиться до пяти дней.
ВЧК по борьбе с эпидемиями сыграл основную роль в создании профильных госпиталей. В последующем большинство госпиталей ВЧК были преобразованы в государственные больницы.
Санитарная организация фактически не была сформирована. Действовал санитарный отдел. В начале 1930-х годов в структуре некоторых открываемых амбулаторных учреждениях — центров здоровья организовывались санитарные бюро. С целью ликвидации эпидемических вспышек формировались и выезжали в очаги эпидколонны (дезинфектор, гигиенистка, дезинфекционный аппарат).
Санитарные функции возлагались на поветовых и участковых врачей.
Средства на санитарно-противоэпидемические мероприятия в основном выделялись из государственного или местного бюджета.
Мероприятия по санитарно-гигиеническому благоустройству:
— мощение и консервация улиц;
— оборудование рынков;
— устройство общественных бань;
— организация водоснабжения и канализации.
Мероприятия против социальных болезней (трахома, туберкулез, венерические заболевания) имели государственный и общественный характер.
Выявление больных проводили профильные самостоятельные амбулатории — противовенерическая, 1923; противотуберкулезная, 1925; противотрахоматозная, 1926.
Во второй половине 1920-х годов в Западной Беларуси открываются новые учреждения амбулаторного типа — центры здоровья.
Задачи центров здоровья:
— организация, координация и проведение мероприятий по сохранению и улучшению общественного здоровья;
— предупреждение и выявление социальных болезней;
— опека с элементами диспансеризации над некоторыми группами населения (беременные, матери, дети);
— оказание лечебной помощи.
Открывались первые противоалкогольные амбулатории, 1936 г.
Первичная помощь оказывалась в амбулаториях при больницах, самостоятельных амбулаториях, центрах здоровья.
К концу 1920-х годов большинство амбулаторий носило общий характер, финансировалось из местного и государственного бюджета, размещалось в арендованных зданиях, не имело водопровод или канализацию. Местные отделы общества Красного Креста организовали первые станции скорой помощи, донорские пункты.
Сельская медицина сохраняла черты земского организационного устройства (территориальный принцип, участковый врач, сельский врачебный участок).
В этот же период на селе появляются и центры здоровья.
Действовали различные по форме собственности больницы (государственные, местных самоуправлений — городские, поветовые, сеймиковые; общественные — общества охраны здоровья евреев, общества Красного Креста; частные). Функционировали единичные больницы смешанной формы собственности.
Действовали в основном частные общие аптеки, которые по договорам обеспечивали лекарствами местные больницы.
Сохранилась традиция выполнения в аптеках клинических и санитарно-гигиенических, химико-бактериологических анализов.
Этапы в истории страховой медицины Западной Беларуси:
— первый (1924–1933) — больничные кассы;
— второй (1934–1939) — общественные страховые учреждения. Больничные кассы создавали:
— амбулатории;
— медицинские пункты;
— врачебные кабинеты;
— аптеки и аптечные пункты;
— нанимали медицинский персонал.
Больничные кассы (в отличие от таковых других территорий Польши) не имели собственных больниц, центров здоровья, детских оздоровительных учреждений, а только выделяли средства за получение в них помощи.
Особенностью второго этапа являлось формирование (1936) института семейного врача как координатора оказания общей, специализированной и больничной медицинской помощи.
В Западной Беларуси имели место государственная, муниципальная, общественная, страховая, военная, частная медицина.
Для здравоохранения данной территории характерны черты, которые отличали его как от Восточной Беларуси, так и центральных, западных воеводств Польши. В сравнении с Восточной Белоруссией здесь фактически не была сформирована санитарная организация, отсутствовали противотуберкулезный, противовенерический, детский диспансеры, но действовало врачебное самоуправление, амбулаторная помощь с элементами диспансеризации и опеки возлагалась на центры здоровья, в системе страховой медицины учреждены должности семейных врачей, что отсутствовало в Восточной Беларуси.
Сохранились традиции земской медицины, продолжали оказывать помощь сельскому населению фельдшера, что не было характерно для центральных и западных воеводств Польши.
Договор о ненападении (август 1939 г.) между СССР и Германией привел к разделению Польши на сферы влияния и объединению Западной и Восточной Беларуси. 1 сентября 1939 г. агрессией Германии на Польшу началась Вторая мировая война. 28–29 октября 1939 г. Народное собрание Западной Беларуси объявило о новом социально-политическом устройстве и приняло декларацию о вхождении ее в состав БССР.
Основным преобразованием медико-санитарного устройства в Западной Беларуси явилось утверждение принципов единого государственного здравоохранения.
Появляются медицинские учреждения:
— по охране материнства и детства;
— внебольничной помощи;
— лечению и предупреждению социальных болезней.
Определялись мероприятия по введению диспансерного метода в работу противотуберкулезных учреждений, обеспечению больных туберкулезом стационарной и санаторно-курортной помощью, подготовке и переподготовке врачей-специалистов.
Для обеспечения западных областей Беларуси медицинскими кадрами объявлено (1940) об открытии — фельдшерско-акушерских, медсестринских, фармацевтической школ.
Начато формирование санитарных учреждений и органов.
После вхождения западных областей в состав БССР в течение сентября 1939 г. ― июня 1941 г. достигнуто:
— утверждение единого государственного здравоохранения;
— количественный рост коек и врачей;
—открытие учреждений по охране материнства и детства, внебольничной помощи, лечению и предупреждению социальных болезней;
— начато формирование санитарных учреждений и органов.
Последующее развитие здравоохранения было прервано фашистской агрессией.
МЕДИЦИНА БССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В конце июня - июле 1941 г. фашистская агрессия привела к оккупации всей территории Беларуси. Согласно гитлеровских планов предусматривалось истребление 75% населения Беларуси, а 25% подлежало использованию в качестве рабочей силы.
В период оккупации проводилось целенаправленное экономическое разрушение и разграбление Беларуси. Значительному разрушению подвергнуто жилищно-коммунальное хозяйство республики. Гитлеровцы уничтожили 209 городов и районных центров, 9200 деревень Беларуси, причем 5295 деревень вместе со всем или частью населения.
В период оккупации проводилась политика принудительного и изнурительного труда, установилось тяжелое положение с питанием населения (продовольственный паек был незначительным — 200–300 г хлеба в день и выдавался рабочим с большими перебоями).
Коммунальные разрушения, неудовлетворительные жилищно- бытовые условия, голод, принудительный и изнурительный труд оказали неблагоприятное воздействие на ухудшение общественного здоровья.
Медико-социальные проявления оккупационной политики геноцида в Беларуси:
— уничтожение больших групп населения, прежде всего детей, женщин и людей старческого возраста, а также больных и раненых;
— уничтожение заключенных в концентрационных лагерях посредством создания в них условий, приводящих к массовой гибели;
— угон населения, в том числе и детей в фашистскую Германию;
— умышленное распространение инфекционных заболеваний среди гражданского населения;
— разрушение лечебно-профилактических учреждений и уничтожение значительного числа медицинских работников.
Захватчики установили оккупационный режим кровавого террора.
Способы прямого физического истребления групп населения: массовые расстрелы, повешение, насаживание на крюк, утопление, сжигание, замораживание, закапывание живьем в специально приготовленных ямах, отравление выхлопными газами в «душегубках», использовали гражданское население как живое прикрытие в боевых действиях, а также при разминировании. Уничтожали детей, находившихся в канун войны в пионерских лагерях и детских домах.
Одним из медико-социальных проявлений фашистской политики геноцида следует считать уничтожение больных и раненых. Захватчики расстреливали и сжигали больных сыпным тифом; осуществляли в Беларуси «декрет об эвтаназии» — умерщвлении душевно и неизлечимо больных, считали их «недостойными жизни», истребляли евреев, которые составляли значительную долю населения предвоенной Беларуси. В городах изолировали и заключили население еврейских кварталов и общин в гетто. В оккупированной Беларуси фашисты создали более 260 концентрационных лагерей, сеть тюрем, ввели систему заложников. В концентрационных лагерях, кроме прямого истребления, преднамеренно поддерживались условия, влекущие массовую гибель людей: истязания, голод, скученность, антисанитария. В лагерях смерти, расположенных на территории Беларуси, нацисты убили свыше 1,4 млн. человек. Над узниками концентрационных лагерей в Беларуси проводились преступные эксперименты.
Как было доказано на Нюрнбергском процессе над военными преступниками, осенью 1943 г. – весной 1944 г. фашисты преднамеренно проводили (концентрация больных и здоровых, перемещение больных из одних населенных пунктов в другие) заражение людей сыпным тифом и их сосредоточение на возможных направлениях наступления советских войск.
Угон населения в фашистскую Германию был неотъемлемой частью оккупационного режима. Особо ужасным являлся угон детей. Всего в Германию было угнано 24180 белорусских детей. С целью отбора трудоспособного контингента создавались врачебные комиссии, в состав их включали и белорусских медицинских работников, которые пытались сохранить людей от угона, выставляя заведомо ложные диагнозы инфекционных болезней. Однако работа комиссии была необязательной. Часто выявленные больные и нетрудоспособные уничтожались или отправлялись в концлагеря.
В республике полностью разрушено 1377, а повреждено 810 зданий амбулаторий и больниц.
Кроме того, здания медицинских учреждений использовались для других целей: казармы, застенки гестапо, размещения учреждений оккупационных властей и даже организации мест развлечения оккупантов. Значительно пострадала материально-техническая база медицинских учреждений.
На оккупированной территории захватчики уничтожили свыше 2 тыс. медицинских работников.
За период оккупации переболело сыпным тифом 553957 человек, корью — 107558, дифтерией — 57229, скарлатиной — 50289. Однако эти числа относительны и значительно занижены, так как не все случаи заболеваний зарегистрированы, многие документы лечебных учреждений не сохранились, в ряде из них документация вообще не велась, большинство данных было получено при опросе населения и медицинских работников.
Инфекционные и общесоматические заболевания протекали тяжело, атипично, на фоне общего истощения организма. В послевоенный период (1944–1950) преобладала наиболее тяжелая диффузно-инфильтративная форма склеромы с локализацией процесса в гортани и трахее. За ноябрь 1944 г. – апрель 1946 г. в структуре заболеваемости нервной системы ведущее место занимали нейроинфекции, которые протекали по типу церебрального менингита, клещевого и эпидемического энцефалитов, инфекционных полиневритов, полиомиелита. Такое течение болезней обусловило высокую смертность, инвалидность населения. Например, смертность от туберкулеза возросла, в сравнении с довоенной на 70%.
Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков показала, что число убитых и угнанных в фашистскую Германию по Беларуси составило 2 597 092 человека, или 25,4% населения 1940 г.
Оккупационная политика геноцида привела не только к ухудшению показателей общественного здоровья (рост инфекционной заболеваемости, снижение рождаемости, увеличение смертности), но и значительно изменила условия организации оказания медицинской помощи.
Мероприятия учреждений здравоохранения Беларуси в связи с фашистской агрессией:
— оказание помощи пострадавшему населению в медицинских учреждениях, а также организация их эвакуации;
— мобилизация медицинского персонала;
— работа санитарных дружин;
— развертывание эвакогоспиталей.
Однако проведение названных мероприятий было недостаточно организационно и материально обеспечено и подготовлено. Следствием явилось то, что эвакуация медицинских учреждений и план развертывания частей медицинской службы фактически оказались сорванными.
В начале Великой Отечественной войны военнообязанные медицинские работники, студенты выпускных курсов Минского и Витебского мединститутов, учащиеся большинства медицинских училищ были призваны в армию. Многие медицинские работники добровольно вступали в ряды народного ополчения. Медицинские работники с высоким чувством долга выполняли свои профессиональные обязанности. В ходе военных действий в восточных областях Беларуси на предприятиях и в учреждениях, при поликлиниках и аптеках организовывались пункты первой медицинской помощи. Медицинский персонал больниц, поликлиник, аптек оказывал неотложную помощь пострадавшему населению. Больницы принимали раненых воинов. В течение первой недели войны в восточных областях республики было развернуто около 20 эвакогоспиталей. На незанятой врагом территории республики действовало 40 санитарных дружин, в составе которых было 2160 человек. Сандружинницы участвовали в боевых действиях, выносили раненых, извлекали из руин пострадавших, оказывали первую медицинскую помощь, ухаживали за ранеными и больными в госпиталях, становились донорами.