Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4260

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

96

отгороженность

 

от

 

общества

 (

с

. 48). 

Вдруг

 

мелькнул

 

лучик

 

света

это

 

не

 

вся

 

школа

а

 

точнее

та

 

ее

 

часть

которую

 

не

 

затронули

 

перемены

Но

к

 

сожалению

не

 

указывается

какая

 

часть

 

и

 

какие

 

перемены

Эта

 

часть

 — 

островок

 

старой

 

социальной

 

системы

обломок

  «

прежней

статичной

 

образовательной

 

модели

нацеленной

 

на

 

воспроизводство

 

старого

 

в

 

сущем

...» 

(

там

 

же

). 

Это

 

уже

 

не

 

публицистика

а

 

почти

 

философия

И

 

далее

 

снова

 

нагнетание

 

ужасов

относящихся

видимо

к

 

целому

Автор

 

пишет

 

о

 

корпоративной

 

замкнутости

о

 

групповой

 

природе

 «

педагогического

 

челове

-

ка

» (?!). 

И

 

снова

 

надежда

не

 

вся

а

 

немалая

 

часть

 

остается

 

политически

 

и

 

социально

 

инерционной

не

 

готовой

 

к

 

происходящим

 

изменениям

 (

с

. 49). 

Все

 

это

плюс

 

еще

 

растерянная

агрессивная

 

бывшая

  «

педагогическая

 

аристократия

» (?!), 

выпестованная

 

прежней

 

тоталитарной

 

системой

А

 

когда

 

эту

 

аристократию

 

новая

 

жизнь

 

вытащила

 

из

 

берлоги

 

образовательного

 

госсо

-

циализма

она

 

стала

 

еще

 

ужасней

агрессивней

У

 

нее

 

появился

 

синдром

 (?) 

«

профессионального

 

вырождения

» (

с

. 50). 

Действительно

нужно

 

быть

 

Голиафом

 

или

 

С

М

Буденным

чтобы

 

кавалерийским

 

наскоком

, «

бурей

 

и

 

натиском

» 

взять

 

эту

 

твердыню

Но

как

 

известно

, «

нет

 

таких

 

крепостей

...». 

Не

 

буду

 

вдаваться

 

в

 

подробности

относится

 

ли

 

эта

 

характеристика

 

педагогической

 

системы

 

к

 

ней

 

в

 

целом

 

или

 

к

 

ее

 

части

 («

немалой

 

части

»), 

была

 

ли

 

только

  «

педагогическая

 

аристократия

» 

или

 

наряду

 

с

 

ней

 

был

 

и

 

«

педагогический

 

пролетариат

»? 

Наверное

он

 

был

 

не

 

только

 

во

 

ВНИКе

но

 

и

 

за

 

его

 

пределами

Имел

 

ли

  «

педагогический

 

человек

» 

только

 

групповую

 

природу

 

или

 

был

 

и

  «

штучный

 

педагогический

 

человек

»? 

Здесь

 

дело

 

не

 

в

 

количестве

а

 

в

 

односторонности

предвзятости

 

характеристики

 

школы

 

и

 

педагогической

 

науки

В

 

книге

 

политизация

 

педагогической

 

системы

 

и

 

школы

 

достигла

 

таких

 

высот

о

 

каких

 

не

 

могла

 

мечтать

 

вся

 

советская

 

партийно

-

государственная

 

пропагандистская

 

машина

Специалист

 

в

 

области

 

истории

 

педагогики

 

Э

Д

Днепров

 

лучше

 

других

 

должен

 

был

 

бы

 

понимать

что

 

даже

 

если

 

очень

 

малая

 

часть

 

педагогической

 

системы

 

была

 

другой

она

 

заслуживала

 

бы

 

благодарной

 

оценки

 

и

 

подробной

 

характеристики

А

 

другой

 

была

 

не

 

такая

 

уж

 

и

 

малая

 

часть

О

 

педагогической

 

науке

 

и

 

говорить

 

нечего

В

 

ней

 

всегда

 

были

 

звезды

 

первой

 

величины

Да

 

и

 

сегодня

 

Россия

 

умами

 

не

 

оскудела

В

 

принципе

 

любая

 

реформа

в

 

особенности

 

революционная

должна

 

опираться

 

на

 

науку

иметь

 

в

 

качестве

 

предпосылки

 

хотя

 

бы

 

три

 

источника

 

и

 

три

 

составных

 

части

Это

 

относится

между

 

прочим

не

 

только

 

к

 

прошлому

но

 

и

 

к

 

настоящему

 

и

 

будущему

поскольку

 

сейчас

 (

не

 

без

 

участия

 

автора

 

книги

продолжается

 

ра

-

бота

 

над

 

стратегией

 

развития

  (

реанимации

выживания

?) 

образования

над

 

доктриной

 

образования

Судя

 

же

 

по

 

книге

 

Э

Д

Днепрова

педагогическая

 

наука

 — 

это

 

пустыня

Я

 

многие

 

годы

 

спрашиваю

 

студентов

были

 

ли

 

у

 

них

 

любимые

 

школьные

 

учителя

И

 

неизменно

 

получаю

 

положительный

 

ответ

Это

 

кое

-

что

 

значит

Ведь

 

детей

 

обмануть

 

невозможно

Позволю

 

себе

 

не

 

согласиться

 

с

 

приводимым

 

утверждением

 

К

Д

Ушинского

 

о

 

том

что

  «

жизнь

 

легко

 


background image

 

97

опрокидывает

 

школу

которая

 

становится

 

поперек

 

ее

 

пути

». 

Автор

 

усиливает

 

это

 

положение

говоря

 

о

 

хрупкости

 

института

 

образования

о

 

его

 

прямой

 

за

-

висимости

 

от

 

воли

 

государства

 

и

 

общества

Российская

 

школа

 

не

 

была

 

опрокинута

 

советской

 

жизнью

советским

 

государством

 

и

 

обществом

Между

 

прочим

школа

 

и

 

есть

 

общество

во

 

всяком

 

случае

 

его

 

ядерная

 

часть

И

 

притом

 

такая

которая

 

ближе

 

всего

 

к

 

гражданскому

 

обществу

хотя

 

бы

 

в

 

силу

 

большей

 

широты

 

культурного

 

кругозора

влечения

 

к

 

таким

  «

бесполезным

» 

ценностям

как

 

свобода

добро

искусство

понимание

человеческая

 

мысль

... 

Это

 

интуитивно

 

чувствуют

 

власть

 

имущие

поэтому

-

то

 

они

 

стремятся

 

навязать

 

школе

 

внеположенные

 

ей

 

цели

 

ценности

  (

например

до

 

сего

 

времени

 

неистребимы

 

вариации

 

на

 

тему

самодержавие

православие

народность

и

 

всячески

 

препятствуют

 

достижению

 

имманентных

 

образованию

 

целей

 

и

 

выработке

 

соответственных

 

ценностей

Тем

 

не

 

менее

 

школа

 

устояла

как

 

устоял

 

русский

 

язык

как

 

устояли

 

театры

актеры

писатели

поэты

композиторы

ученые

Другой

 

вопрос

все

 

ли

 

и

 

чего

 

им

 

это

 

стоило

Мое

 

поколение

 

застало

 

учителей

профессоров

 

с

 

дореволюционным

 

образованием

сохранявших

 

профессионализм

внутреннюю

 

свободу

 

и

 

передававших

 

их

 

другим

 

поколениям

Это

 

была

 

героическая

хотя

 

внешне

 

незаметная

борьба

 

советской

 

интеллигенции

 

с

 

режимом

Об

 

этом

например

патетически

 

писал

 

французский

 

философ

 

Ж

П

Вернан

 

в

 

эссе

  «

Грузинский

 

Сократ

», 

посвященном

 

памяти

 

М

К

Мамардашвили

К

 

тому

что

 

говорил

 

цитируемый

 

Э

Д

Днепровым

 

В

 

Н

 

Чарнолуский

 

о

 

дореволюционной

 

школе

можно

 

добавить

 

впечатления

 

английского

 

наблюдателя

высказанные

 

им

 

накануне

 

первой

 

мировой

 

войны

: «

Наиболее

 

распространенный

 

тип

 

среди

 

русских

 

преподавателей

 — 

тип

 

идеалиста

Преданный

 

своему

 

делу

 

и

 

неутомимый

когда

 

нужно

 

помочь

 

ученикам

это

 

подлинный

 

учитель

 

молодежи

И

 

хотя

 

его

 

жалованье

 

ниже

чем

 

в

 

большинстве

 

других

 

стран

энтузиазмом

 

своим

 

он

 

значительно

 

превосходит

 

преподавателей

 

в

 

других

 

странах

». 

К

 

счастью

 

для

 

страны

эти

 

качества

 

российских

 

преподавателей

 

сохранились

 

до

 

сего

 

времени

К

 

несчастью

 

для

 

преподавателей

эксплуатация

 

их

 

идеализма

 

и

 

энтузиазма

 

многократно

 

увеличилась

Но

 

все

 

же

 

как

 

большевикам

 

не

 

удалась

 

перманентная

 

революция

так

 

им

 

не

 

удалось

 

в

 

полной

 

мере

 

и

 

перманентное

 

воспитание

Продолжалась

 

невидимая

но

 

в

 

высшей

 

степени

 

эффективная

 

работа

 

российского

 

учителя

которую

 

заметил

 

В

И

Вернадский

: «

Меня

 

не

 

смущает

что

 

сейчас

 

те

 

лица

в

 

глуби

 

духовной

 

силы

 

которых

 

совершается

 

сейчас

 

огромная

невидимая

 

пока

 

работа

как

 

будто

 

не

 

участвуют

 

в

 

жизни

На

 

виду

 

большей

 

частью

 

не

 

они

а

 

другие

 

люди

действия

 

которых

 

не

 

обузданы

 

духовной

 

работой

Но

 

все

 

это

 

исчезнет

когда

 

вскроется

 

тот

 

невидимый

 

во

 

внешних

 

проявлениях

 

процесс

который

 

является

 

духовным

 

результатом

 

мирового

 

человеческого

 

сознания

Он

 

зреет

время

 

его

 

придет

и

 

последнее

 

властное

 

слово

 

скажет

 

он

а

 

темные

 

силы

всплывшие

 

сейчас

 

на

 

поверхность

опять

 

упадут

 

на

 

дно

...» 

Эти

 

слова

 

были

 

написаны

 

в

 1920 

г

В

 

более

 

поздние

 

годы

 

пришло

 

время

 

учителей

-

шестидесятников

вклад

 

которых

 

в

 

перемены

произошедшие

 


background image

 

98

в

 

нашей

 

стране

явно

 

недооценен

И

вообще

насколько

 

я

 

знаю

вклад

 

учительства

 

в

 

освоение

 

космоса

 

в

 

Советском

 

Союзе

 

в

 

полной

 

мере

 

оценил

 

лишь

 

Конгресс

 

США

Вот

 

этой

 

культурной

 

и

 

духовной

 

работы

 

школы

 

не

 

увидел

 

Э

Д

Днепров

Школа

 

благодаря

 

ей

 

жила

 

и

 

развивалась

 

и

 

была

 

готова

 

к

 

переменам

Между

 

прочим

и

 

нашему

 

и

 

будущим

 

реформаторам

 

хорошо

 

бы

 

учитывать

 

сказанное

 

когда

-

то

 

О

Мандельштамом

 

по

 

поводу

 

ситуаций

когда

 

революционная

 

переоценка

 

прошлого

 

предшествует

 

созидательной

 

работе

«

Утверждение

 

и

 

оправдание

 

настоящих

 

ценностей

 

прошлого

 

столь

 

же

 

ре

-

волюционный

 

акт

как

 

создание

 

новых

 

ценностей

». 

Черное

  «

Вчера

» 

понадобилось

 

автору

 

для

 

того

чтобы

 

у

 

читателей

 

не

 

возникло

 

сомнений

: «

Это

 

именно

 

я

Э

Д

Днепров

пришел

чтобы

 

дать

 

вам

 

волю

». 

Именно

 

волю

хотя

 

Э

Д

Днепров

 

настойчиво

 

говорит

 

о

 

свободе

Но

 

это

 

в

 

лучшем

 

случае

  «

свобода

 

от

...», 

то

 

есть

 

воля

которая

 

в

 

России

 

всегда

 

мешает

 

покою

 

и

 

подлинной

 

свободе

Справедливости

 

ради

 

нужно

 

сказать

что

 

со

  «

свободой

 

для

...» 

неважно

 

обстоят

 

дела

 

не

 

только

 

у

 

Э

Д

Днепрова

Но

к

 

счастью

наше

 

образование

 

было

 

готово

 

к

 

переменам

и

 

поэтому

 

оно

 

с

 

благодарностью

 

приняло

 

реформу

 

и

 

само

 

стало

 

искать

 (

и

 

ищет

 

до

 

сих

 

пор

), 

как

 

употребить

 

полученную

 

свободу

-

волю

Я

 

должен

 

сказать

что

 

оно

 

нашло

 

ей

 

в

 

целом

 

неплохое

 

применение

Образовательное

 

пространство

 

стало

 

разнообразным

В

 

нем

 

расцветают

 

все

 

цветы

Какие

-

то

 

увядают

 

сами

какие

-

то

 

затаптываются

какие

-

то

 

рас

-

пускаются

Многое

 

осталось

 

прежним

Конечно

на

 

эти

 

процессы

 

влияют

 

правительство

федеральные

 

и

 

региональные

 

органы

 

образования

Но

 

все

 

это

 

нуждается

 

не

 

только

 

в

 

политико

-

идеологической

 

оценке

а

 

прежде

 

всего

 

в

 

содержательном

 

анализе

Такого

 

анализа

 

вправе

 

ожидать

 

читатель

 

книги

 

от

 

автора

Тем

 

более

 

что

 

со

 

времени

 

реформы

 

прошел

 

достаточный

 

срок

 

и

 

автор

 

действительно

 

имел

 

к

 

ней

 

самое

 

непосредственное

 

отношение

К

 

сожалению

такой

 

анализ

 

в

 

книге

 

отсутствует

Думаю

что

 

вопреки

 

убеждению

 

автора

 

преемник

 

Э

Д

Днепрова

 

новый

 

министр

 

образования

 

Е

В

Ткаченко

  (

теперь

 

уже

 

тоже

 

бывший

не

 

испоганил

 

эту

 

волю

-

свободу

Просто

  «

исторические

 

глаза

» 

под

 

влиянием

 

фантома

 

превратились

 

в

 

истерические

а

 

исторический

 

камикадзе

точнее

конечно

символический

 

превращается

 

в

 

киллера

разумеется

к

 

счастью

тоже

 

символического

имеющего

 

хотя

 

и

 

фрустрированное

агрессивное

но

 

все

 

же

 «

безрогое

 

сознание

». 

Я

 

должен

 

извиниться

 

перед

 

читателем

так

 

как

 

не

 

смогу

 

воспроизвести

 

ярость

сарказм

пафос

 

да

 

и

 

просто

 

невежливость

с

 

какой

 

Э

Д

Днепров

 

набрасывается

 

на

 

Министерство

 

образования

на

 

его

 

руководителя

 

Е

В

Тка

-

ченко

Приведу

 

лишь

 

один

 

пассаж

давший

 

название

 

этому

 

тексту

: «

В

 

министерстве

которое

 

с

 

этим

 

потолком

  (

речь

 

идет

 

о

 

вполне

 

обычном

 

признании

 

министра

что

 

у

 

него

 

тоже

 

есть

 “

потолок

” 

возможностей

. — 

В

. 3.) 

превратилось

 

в

  “

хрущебу

”, 

дышать

 

стало

 

нечем

... 

И

 

что

 

должен

 

делать

 

руководитель

который

 

признается

: “

Я

 

не

 

знаю

что

 

делать

?” 

Только

 

одно

 — 


background image

 

99

уйти

Подать

 

в

 

отставку

Но

 

не

 

тут

-

то

 

было

Школьный

 

Министр

 

двумя

 

руками

 

держится

 

за

 

ручки

 

кресла

Доведя

 

до

 

ручки

 

вверенное

 

ему

 

ве

-

домство

» (

с

. 133). 

Все

-

таки

 

ленинский

 

стиль

 

неистребим

Жив

 

курилка

Недаром

 

французы

 

говорят

что

 

стиль

 — 

это

 

человек

Самое

 

обидное

 

во

 

всей

 

этой

 

истории

что

 

Э

Д

Днепров

 

сам

своими

 

собственными

 

руками

 

обесценил

 

свою

 

книгу

в

 

которой

 

на

 

самом

 

деле

 

есть

 

много

 

бесспорно

 

интересного

 

и

 

полезного

но

 

затененного

 

и

 

зашумленного

 

авторскими

 

аффектами

излиш

-

ними

 

притязаниями

 

и

 

далеко

 

не

 

всегда

 

справедливыми

 

претензиями

Конечно

реформа

 

была

свою

 

положительную

 

роль

 

она

 

сыграла

Саморазвитие

 

школы

 

было

 

всегда

реформа

 

лишь

 

дала

 

ему

 

новый

 

импульс

переоценивать

 

который

 

едва

 

ли

 

нужно

В

 

защиту

 

автора

 

должен

 

сказать

что

 

потеря

боль

 

утраты

ностальгия

 

по

 

власти

 

неизбежно

 

вызывают

 

фантомные

 

явления

К

 

ним

 

относится

 

идентификация

 

части

 

самого

 

себя

 

с

 

объектом

 

потери

амбивалентные

 

и

 

преувеличенные

 

чувства

связанные

 

с

 

любованием

 

собой

беспомощностью

вызывающими

в

 

свою

 

очередь

повышенную

 

агрессию

 

вовне

Все

 

это

 

своего

 

рода

 

компенсаторная

 

классика

многократно

 

описанная

 

в

 

психоаналитической

 

традиции

.  

У

 

меня

 

сложилось

 

впечатление

что

 

сама

 

по

 

себе

 

работа

 

над

 

книгой

 

помогла

 

Э

Д

Днепрову

 

в

 

изживании

 

фантома

Осталось

 

немногое

Автору

 

нужно

 

осознать

что

 

свой

 

темперамент

 

и

 

ярость

 

пора

 

направлять

 

в

 

мирных

 

целях

Иными

 

словами

работать

 

надо

а

 

не

 

лелеять

 

фантом

не

 

суетиться

Уверен

что

 

Э

Д

Днепров

 

на

 

своем

 

собственном

 

опыте

 

понял

 

то

что

 

давно

 

известно

 

из

 

практики

Преодоление

 

фантома

 

дело

 

не

 

простое

Наиболее

 

эффективный

 

способ

 — 

это

 

возврат

 

к

 

старой

 

или

 

построение

 

новой

 

деятельности

которая

 

врастает

 

в

 

фантом

 

и

 

уничтожает

 

его

 

изнутри

.  

Мое

 

искреннее

 

пожелание

 

автору

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

эта

 

деятельность

 

была

 

исполнена

 

уважения

 

к

 

науке

 

и

 

практике

 

образования

А

 

главное

 — 

к

 

людям

которые

 

делают

 

свою

 

нелегкую

 

работу

 

И

 

эта

 

работа

 

должна

 

оцениваться

 

не

 

только

 

с

 

управленческой

но

 

и

 

с

 

содержательной

 

точки

 

зрения

.  

Содержание

 

не

 

может

 

находиться

 

за

 

скобками

 

управления

иначе

 

управление

 

никогда

 

не

 

станет

 

содержательным

то

 

есть

 

перестанет

 

быть

 

управлением

что

к

 

несчастью

не

 

такая

 

уж

 

редкость

 

Педагогика

, 1997, 

 3, 

с

. 119-124

 

 
 
 
 

 
 
 


background image

 

100

Психоанализ

 

в

 

России

 

 

В

М

Лейбин

 

 

Писать

 

о

 

психоанализе

 

в

 

России

 

легко

 

и

 

трудно

Легко

поскольку

изучая

 

историю

 

психоаналитического

 

движения

 

на

 

протяжении

 

нескольких

 

лет

в

 

общих

 

чертах

 

я

 

представляю

 

себе

 

все

 

зигзаги

 

тернистого

 

пути

связанные

 

с

 

распространением

запрещением

 

и

 

возрождением

 

психоанализа

 

в

 

России

Трудно

поскольку

будучи

 

свидетелем

 

психоаналитического

 

бума

подогретого

 

Указом

 

Президента

 

Российской

 

Федерации

  «

О

 

возрождении

 

и

 

развитии

 

философского

клинического

 

и

 

прикладного

 

психоанализа

» 

за

 

 

1044 

от

 19 

июля

 1996 

г

., 

невольно

 

оказываешься

 

участником

более

 

того

соучастником

 

того

 

стремительного

 

движения

которое

 

воистину

 

с

 

российским

 

размахом

 

готово

 

не

 

только

 

подхватить

 

каждого

попавшегося

 

ему

 

на

 

пути

но

 

и

 

нести

 

неизвестно

 

куда

 

и

 

зачем

Лично

 

у

 

меня

занимающегося

 

историей

 

и

 

теорией

 

психоанализа

 

с

 

конца

 60-

х

 

годов

 

и

 

приступившего

 

к

 

психоаналитической

 

практике

 

в

 

начале

 

90-

х

 

годов

сегодняшнее

 

состояние

 

психоанализа

 

в

 

России

 

вызывает

 

противоречивые

 

чувства

С

 

одной

 

стороны

отрадно

 

видеть

что

 

среди

 

молодежи

 

растет

 

интерес

 

к

 

психоаналитическим

 

идеям

у

 

россиян

 

появилась

 

реальная

 

возможность

 

знакомиться

 

с

 

переведенными

 

на

 

русский

 

язык

 

работами

 

А

Адлера

А

Фрейд

З

Фрейда

К

Хорни

Э

Фромма

К

Г

Юнга

 

и

 

других

 

психоаналитически

 

ориентированных

 

авторов

а

 

врачи

-

психотерапевты

 

и

 

психологи

 

в

 

своей

 

клинической

 

деятельности

 

в

 

открытую

 

используют

 

методы

 

и

 

приемы

 

психоанализа

С

 

другой

 

стороны

приходится

 

констатировать

что

 

издержки

 

переходного

 

периода

 

России

 

из

 

одного

 

состояния

 

развития

 (

точнее

застоя

в

 

другое

 

дают

 

о

 

себе

 

знать

 

и

 

в

 

области

 

психоанализа

Впрочем

скорее

 

следует

 

говорить

 

не

 

об

 

издержках

 

переходного

 

периода

а

 

о

 

специфике

 

менталитета

 

россиян

традиционно

 

готовых

 

мчаться

 «

впереди

 

планеты

 

всей

», 

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

своем

 

приобщении

 

к

 

психоанализу

Приобщение

 

к

 

психоанализу

 — 

дело

 

тонкое

затрагивающее

 

внутрипсихическую

 

жизнь

 

человека

Овладение

 

теорией

 

и

 

практикой

 

психоанализа

 — 

длительный

 

процесс

связанный

 

с

 

личными

 

переживаниями

 

и

 

сопереживаниями

а

 

не

 

краткосрочный

 

акт

 

коллективного

 

прозрения

нередко

 

перерастающего

 

в

 

безумие

Творческое

 

развитие

 

психоанализа

 — 

внутренне

 

осознанная

 

потребность

 

в

 

переосмыслении

 

предшествующих

 

психоаналитических

 

идей

 

и

 

клинического

 

опыта

а

 

не

 

внешне

 

навязанная

 

обязанность

 

беспрекословно

 

исполнять

 

в

 

срок

 

соответствующие

 

Указы

 

и

 

Постановления

Современное

 

состояние

 

психоанализа

 

в

 

России

 

во

 

многом

 

схоже

на

 

мой

 

взгляд

с

 

тем

которое

 

имел

место

 

семьдесят

 

лет

 

тому

 

назад

В

 

то

 

время

 

прерванный

 

Первой

 

мировой

 

войной

 

интерес

 

к

 

психоаналитическим

 

идеям

 

проявился

 

с

 

новой

 

силой

В

 20-

е

 

годы

 

возобновились

 

переводы

 

работ

 

З