Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4264

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

91

Образование

 

России

культура

 

России

 — 

это

 

ее

 

неотъемлемая

 

часть

И

 

то

 

и

 

другое

 

будет

 

живо

пока

 

жива

 

Россия

а

 

она

 

вопреки

 

и

 

наперекор

 

всему

 

еще

 

жива

.  

Книга

 

Э

Д

Днепрова

 

интересна

 

другим

Ее

 

появление

 

совпало

 

с

 

выходом

 

известного

 

Указа

 

Б

Н

Ельцина

 

о

 

возрождении

 

психоанализа

 

в

 

России

И

 

этот

 

как

 

нельзя

 

более

 

кстати

 

вышедший

 

объемный

 

труд

 

представ

-

ляет

 

собой

 

благодатный

 

материал

 

для

 

открытия

 

новой

 

действительности

 

или

 

предметной

 

области

 

возрождающегося

 

в

 

нашей

 

стране

 

психоанализа

Российская

 

академия

 

образования

 

дала

 

согласие

 

участвовать

 

в

 

создании

 

и

 

выполнении

 

программы

 

исследований

 

в

 

соответствии

 

с

 

Указом

 

Президента

И

 

я

 

спешу

 

выполнить

 

это

 

обещание

 

и

 

внести

 

посильный

 

вклад

 

в

 

его

 

реализацию

не

 

дожидаясь

 

специального

 

гранта

Дальнейшее

 

будет

 

представлять

 

собой

 

опыт

 

психоаналитической

 

интерпретации

... 

хотел

 

было

 

написать

 — 

в

 

науке

но

 

рука

 

дрогнула

Дело

 

в

 

том

что

 

наш

 

автор

 

сам

 

давно

 

и

 

прочно

 

забыл

 

о

 

том

что

 

такое

 

научная

 

деятельность

 (

хотя

видимо

когда

-

то

 

знал

). 

Привычка

 

к

 

научной

 

работе

 

и

 

ее

 

навыки

 

вытесняются

 

крупными

 

административными

 

обязанностями

Дважды

 

действительно

 

трудно

 

войти

 

в

 

одну

 

и

 

ту

 

же

 

реку

Так

 

что

 

это

 

будет

 

опыт

 

психоаналитической

 

интерпретации

 

административной

 

деятельности

 

и

 

ее

 

последствий

 

для

 

субъекта

 

этой

 

деятельности

в

 

нашем

 

случае

 

для

 

автора

 

этой

 

книги

 

Э

Д

Днепрова

О

 

последствиях

 

руководства

 

им

 

в

 

течение

 

нескольких

 

лет

 

сферой

 

образования

 

я

 

умолчу

Это

 

особый

 

сюжет

далеко

 

выходящий

 

за

 

пределы

 

объявленной

 

в

 

названии

 

темы

Признаюсь

 

откровенно

 

что

 

я

 

не

 

психоаналитик

 

не

 

имею

 

соответствующей

 

лицензии

 

на

 

этот

 

вид

 

деятельности

 

Но

 

все

 

же

 

некоторый

 

опыт

 

в

 

ней

 

я

 

имею

 

Около

 10 

лет

 

тому

 

назад

 

я

 

сделал

 

попытку

 

психоаналитической

 

интерпретации

 

в

 

науке

 

по

 

поводу

 

деятельности

сознания

 

и

 

личности

 

одного

 

из

 

моих

 

учителей

 — 

замечательного

 

психолога

 

А

Н

Леонтьева

Другие

 

ученики

 

Леонтьева

 

весьма

 

сочувственно

 

и

 

с

 

интересом

 

отнеслись

 

к

 

этому

 

опыту

что

 

позволяет

 

мне

 

надеяться

 

на

 

благосклонный

 

прием

 

учеными

 

педагогами

 

и

 

психологами

 

и

 

этого

 

текста

После

 

необходимых

 

вводных

 

замечании

 

приступим

 

к

 

делу

Понятие

  «

фантом

 

ампутированного

» 

было

 

введено

 

известным

 

немецким

 

психологом

 

Давидом

 

Кацем

 

после

 

первой

 

мировой

 

войны

Жертвы

 

войны

утратившие

 

конечности

постоянно

 

жаловались

 

на

 

боли

 

в

 

отсутствующих

 

ногах

 

или

 

руках

Эти

 

боли

 

и

 

были

 

названы

 

фантомными

 

(

например

болит

 

любимая

 

мозоль

). 

Затем

 

было

 

расширено

 

понятие

 

тела

 

или

 

телесного

 

организма

В

 

его

 

схему

 

стали

 

включать

 

то

что

 

телесным

 

организмом

 

в

 

собственном

 

смысле

 

слова

 

не

 

является

 

В

 

схему

 

тела

 

включали

 

орудия

 

инструменты

 

одежду

 

и

 

т

.

п

затем

 

в

 

схему

 

тела

 

стали

 

включать

 

и

 

тело

 

человеческих

 

желаний

мотивов

 

деятельности

 

Долго

 

ли

 

коротко

но

 

эволюция

 

психоанализа

 

привела

 

к

 

тому

что

 

понятие

 

тело

 

стало

 

не

 

только

 

расширяться

но

 

и

 

дифференцироваться

Несомненный

 

и

 

весомый

 

вклад

 

в

 

новую

 

трактовку

 

тела

 

внесла

 

французская

 

психоаналитическая

 

школа

 

Жака

 


background image

 

92

Лакана

В

 

соответствии

 

со

 

взглядами

 

ее

 

основателя

 

различают

 

три

 

регистра

 

тела

тело

 

воображаемое

 

связанное

 

с

 

тем

 

образом

 

тела

,

 

каким

 

его

 

схватывает

 

зеркало

тело

 

символическое

 

как

 

символический

 

корпус

тело

 

реальное

 

как

 

блаженство

 

тела

Сосредоточимся

 

на

 

втором

 

регистре

 

тела

 — 

на

 

символическом

 

теле

К

 

тому

 

же

 

этот

 

регистр

 

тела

 

наиболее

 

понятен

Символическое

 

тело

 

может

 

расширяться

 

беспредельно

Примеры

 

напрашиваются

 

сами

 

собой

«

Государство

 — 

это

 

Я

»; «

Империя

 — 

это

 

Я

»; «

Образование

 — 

это

 

Я

». 

Такое

 

в

 

истории

 

случалось

 

неоднократно

Задолго

 

не

 

только

 

до

 

возрождения

но

 

и

 

до

 

рождения

 

психоанализа

Да

 

и

 

сам

 3. 

Фрейд

 

был

 

склонен

 

идентифицировать

 

психоанализ

 

с

 

собой

считал

 

его

 

собственным

 

символическим

 

телом

не

 

допускал

 

в

 

него

 

постороннего

 

вмешательства

 

никаких

 

инородных

 

тел

Он

 

противодействовал

 

любым

 

формам

 

реорганизации

 

и

 

переструктурирования

 

созданного

 

им

 

символического

 

тела

Если

 

воспользоваться

 

терминологией

 

Фрейда

 

он

 

не

 

допускал

 

не

 

только

 

кастрации

 

своего

 

символического

 

тела

но

 

даже

 

динамического

 

переструктурирования

 

его

 

образа

к

 

чему

 

призывали

 

его

 

многие

 

талантливые

 

ученики

 

и

 

последователи

Он

 

отторгал

 

не

 

только

 

их

 

предложения

но

 

и

 

самих

 

авторов

 

этих

 

предложений

Для

 

Фрейда

 

характерны

 

абсолютно

 

тоталитарные

 

сознание

 

и

 

установки

 

в

 

науке

 

и

 

практике

Он

 

сам

 

и

 

его

 

метод

 (

кушетка

были

 

монологичны

Он

 

так

 

и

 

ушел

 

из

 

жизни

чувствуя

 

себя

 

полным

 

хозяином

 

диктате

 

ром

 

созданной

 

им

 

империи

 

символического

 

тела

 

под

 

названием

  «

Бессознательное

». 

Конечно

вторжения

 

в

 

его

 

символическое

 

тело

 

вызывали

 

у

 

него

 

аффекты

но

 

не

 

сомнения

Слабым

 

оправданием

 

тоталитарного

 

сознания

 

Фрейда

 

и

 

его

 

диктаторской

 

повадки

 

является

 

его

 

гениальность

Символическое

 

тело

 

пережило

 

своего

 

создателя

 

и

 

существует

 

поныне

 

в

 

виде

 

ортодоксального

 

психоанализа

По

 

нашим

 

меркам

, 3. 

Фрейд

 

все

 

же

 

был

 

безрогой

 

бодливой

 

коровой

Он

 

не

 

нашел

 

сочувствия

 

у

 

современных

 

ему

 

диктаторов

 — 

выродков

которые

видимо

тайно

 

завидовали

 

ему

Нашей

 

бодливой

 

корове

 

Трофиму

 

Лысенко

 — 

посредственному

 

научному

 

работнику

но

 

талантливому

 

организатору

 — 

повезло

 

больше

Ему

 

диктатор

 

дал

 

рога

Последствия

 

слишком

 

хорошо

 

известны

но

 

неизвестно

 

его

 

безрогое

 

сознание

Он

 

не

 

оставил

 

мемуаров

и

 

мы

 

можем

 

только

 

гадать

каким

 

оно

 

стало

 

после

 

кастрации

 

его

 

символического

 

тела

 

скромно

 

названного

 

им

 

«

Мичуринская

 

биология

» 

и

 

лишения

 

его

 

властных

 

полномочий

. (

Вместо

 

них

правда

он

 

получил

 

одну

 

привилегию

На

 

этаже

 

в

 

институте

где

 

находился

 

его

 

кабинет

не

 

было

 

мужского

 

туалета

и

 

Лысенко

 

получил

 

разрешение

 

пользоваться

 

женским

.) 

Не

 

лишено

 

смысла

 

предположение

 

о

 

том

что

 

фантом

 

сохраняется

 

не

 

только

 

после

 

утраты

 

части

 

натурального

 

тела

но

 

и

 

после

 

утраты

 

части

 

символического

 

тела

Он

 

может

 

быть

 

столь

 

же

а

 

то

 

и

 

более

 

болезненным

чем

 

фантом

 

ампутированного

Таким

 

образом

мы

 

нашли

 

ключевые

 

слова

 

для

 


background image

 

93

анализа

фантом

 

натурального

 

тела

символическое

 

тело

тоталитарное

 

сознание

кастрация

 

символического

 

тела

фантом

 

символического

 

тела

«

безрогое

 

сознание

». 

Теперь

 

с

 

этим

 

концептуальным

 

аппаратом

 

обратимся

 

к

 

книге

 

Э

Д

Днепрова

Читателя

 

не

 

должно

 

смущать

что

 

психоаналитическая

 

интерпретация

 

осуществляется

 

не

 

непосредственно

Стало

 

давней

 

традицией

 

психоанализа

 

составление

 

портретов

 

интересующих

 

психоаналитика

 

персон

 

по

 

их

 

произведениям

 

или

 

делам

в

 

которых

 

более

 

или

 

менее

 

выпукло

 

представлены

 

личностные

 

начала

 

тех

 

или

 

иных

 

авторов

деятелей

даже

 

мифологических

 

персонажей

В

 

галерее

 

этих

 

портретов

 

присутствуют

 

Эдип

Ф

М

Достоев

-

ский

Вудро

 

Вильсон

Р

Ганди

М

Лютер

 

и

 

многие

 

другие

Книга

 

Э

Д

Днепрова

 — 

не

 

научный

 

труд

Не

 

носит

 

она

 

и

 

исповедального

 

характера

Ближе

 

всего

 

ее

 

характеризует

 

публицистический

 

стиль

правда

не

 

слишком

 

хорошего

  (

чтобы

 

не

 

сказать

 

дурного

тона

Однако

 

претензии

 

на

 

научность

 

исповедальность

 

и

 

высокую

 

публицистику

 

в

 

ней

 

достаточно

Если

 

у

 

Фрейда

 

основной

 

метод

 

был

 

кушетка

то

 

у

 

нашего

 

героя

 — 

кресло

Соответственно

в

 

ней

 

наличествуют

 

вполне

 

архетипические

 

логико

-

исторические

 

и

 

биографические

 

этапы

 

или

 

пласты

борьба

 

за

 

кресло

 

или

 

расширение

 

символического

 

тела

в

 

кресле

утрата

 

кресла

 

или

 

кастрация

 

части

 

символического

 

тела

 

и

 

сохранение

 

его

 

фантома

Первый

 

этап

 

не

 

представляет

 

сколько

-

нибудь

 

значительного

 

интереса

Это

 

рядовое

 

отражение

 

самого

 

распространенного

 

и

 

большого

 

комплекса

 XX 

века

 — 

жажды

 

власти

Второй

 

этап

 

также

 

вполне

 

ординарен

С

 

психологической

 

точки

 

зрения

 

наиболее

 

интересны

 

сопутствующие

 

ему

 

эйфория

самолюбование

апатия

уверенность

 

в

 

себе

агрессивность

страх

 

и

 

т

.

п

Что

 

касается

 

интеллекта

то

 

нет

 

данных

 

о

 

том

чтобы

 

кто

-

нибудь

 

из

 

занявших

 

кресло

 

поумнел

Более

 

распространена

 

деградация

но

 

не

 

исключена

 

и

 

сохранность

 

интеллекта

Типично

 

для

 

этого

 

этапа

 

укрепление

 

воли

 

к

 

власти

Внешняя

 

и

 

внутренняя

 

свобода

 

на

 

обоих

 

этапах

 

весьма

 

и

 

весьма

 

относительна

Свободный

 

чиновник

 — 

это

 

случай

 

исключительный

 (

и

 

недолговечный

). 

Настолько

что

 

в

 

этом

 

словосочетании

 

слышится

 

противоречие

 

в

 

термине

Первые

 

два

 

этапа

 

я

 

оставлю

 

вне

 

рассмотрения

Наиболее

 

интересен

 

и

 

поучителен

 

последний

 

этап

поскольку

 

на

 

нем

 

необычайно

 

ярко

 

проступают

 

влияние

 

фантома

 

и

 

черты

  «

безрогого

 

сознания

». 

Книга

 

написана

 

Э

Д

Днепровым

 

внутри

 

третьего

 

этапа

и

 

она

 

действительно

 

представляет

 

большой

 

интерес

 

для

 

психоаналитической

 

интерпретации

поскольку

 

внимание

 

читателя

 

не

 

отвлекается

 

богатым

 

внутренним

 

содержанием

  (

как

например

в

 

воспоминаниях

 

Н

 

С

 

Хрущева

где

 

есть

 

богатая

 

историческая

 

фактура

). 

Книга

 

для

 

анализа

 

предстает

 

как

 «

чистая

 

культура

». 

Автор

 

сконцентрировал

 

свои

 

усилия

 

на

 

том

чтобы

  «

очертить

 

современную

 

ситуацию

 

образования

 

и

 

ее

 

истоки

 

в

 

контексте

 

общих

 

проблем

 

переходного

 

периода

наметить

 

болевые

 

точки

 

и

 

пути

 

их

 

преодоления

» (

с

. 9). 

Этому

 

посвящено

 27 

печатных

 

листов

При

 

этом

 

автор

 «

сознательно

 

оставил

 

в

 

стороне

 

три

 

важнейшие

 

проблемы

требующие

 

самостоятельного

 


background image

 

94

углубленного

 

исследования

, — 

обновление

 

содержания

 

образования

кадровый

 

потенциал

 

образовательной

 

системы

 

и

 

здоровье

 

детей

» (

там

 

же

). 

К

 

моему

 

глубокому

 

сожалению

здесь

 

автор

 

прав

Книга

 

действительно

 

ситуативна

 

и

 

не

 

дает

 

оснований

 

для

 

научной

 

дискуссии

 

с

 

автором

 

по

 

важнейшим

 

содержательным

 

проблемам

 

образования

Отмечу

 

лишь

 

суровость

 

автора

Он

 

пишет

что

  «

если

 

по

 

первым

 

двум

 

проблемам

 

уже

 

существуют

 

некоторые

 

наработки

то

 

по

 

третьей

может

 

быть

самой

 

горя

 

щей

 — 

абсолютная

 

пустота

» (

там

 

же

). 

Я

 

не

 

столь

 

суров

 

и

 

убежден

что

 

если

 

бы

 

школа

 

эффективно

 

использовала

 

наработанное

 

по

 

этим

 

проблемам

  (

а

 

особенно

 

по

 

третьей

!) 

хотя

 

бы

 

в

 

Российской

 

академии

 

образования

то

 

это

 

существенно

 

улучшило

 

бы

 

положение

 

образовательного

 

дела

Начнем

 

по

 

порядку

как

 

и

 

полагается

 

в

 

подобного

 

рода

 

анализе

с

 

самооценки

 

автора

Он

 

обладает

  «

историческими

 

глазами

» (

там

 

же

), 

что

 

должно

 

было

 

бы

 

свидетельствовать

 

о

 

его

 

олимпийском

 

спокойствии

 

и

 

эпическом

 

настрое

Он

 

относит

 

себя

 

к

 

числу

  «

исторических

 

камикадзе

» (

с

12) 

Это

видимо

должно

 

свидетельствовать

 

о

 

его

 

изначальной

 

защищенности

 

и

 

готовности

 

к

 

критике

Последнее

 

успокаивает

 

меня

 

и

 

облегчает

 

задачу

 

оценки

 

книги

 

и

 

автора

Я

правда

не

 

исключаю

что

 

мой

 

опус

 

будет

 

для

 

Э

Д

Днепрова

 

несколько

 

неожиданным

 

поскольку

 

он

 

выбрал

  (

или

 

назначил

?) 

своими

 

судьями

 

Совесть

Бога

 

и

 

Историю

«

У

 

человека

 

три

 

судьи

Совесть

Бог

 

и

 

История

Но

 

самый

 

первый

 

и

 

самый

 

беспощадный

 

судья

 — 

его

 

собственная

 

совесть

И

 

если

 

человек

 

это

 

понял

 — 

он

 

спокоен

Лично

 

я

 

это

 

впервые

 

предощутил

 (

как

 

и

 

многие

 

другие

 

глубинные

 

истины

 

жизни

в

 

двенадцать

 

лет

И

 

сегодня

 

окончательно

 

утвердился

 

в

 

этом

 

убеждении

Как

 

и

 

в

 

том

что

 

каждую

 

работу

 

нужно

 

делать

 

как

 

последнюю

» (

с

. 12). 

Это

пожалуй

посильнее

чем

 

Фауст

 

Гёте

Но

 

человек

 

предполагает

а

 

Бог

... 

Автор

 

с

 

такими

 

судьями

 

спокоен

а

 

тут

видите

 

ли

нашелся

 

щелкопер

бумагомарака

который

 

берет

 

на

 

себя

 

оценку

 

книги

как

 

будто

 

недостаточно

 

собственной

 

беспощадной

 

авторской

 

совести

Я

 

постараюсь

 

быть

 

добрее

тем

 

более

 

что

 

слово

 «

беспощадность

» 

отсутствует

 

в

 

моем

 

лексиконе

Обратимся

 

к

 

совести

Автор

 

предощутил

 

ее

 

присутствие

 

в

 

себе

 

в

 12 

лет

Замечу

не

 

ощутил

не

 

почувствовал

а

 

предощутил

Не

 

поздновато

 

ли

Мой

 

учитель

 

А

В

Запорожец

 

говорил

что

 

после

 12 

лет

 

воспитывать

 

человека

 

бесполезно

Интересно

когда

 

же

 

автор

 

ощутил

 

ее

 

по

-

настоящему

(

Не

 

хотелось

 

бы

 

верить

 

автору

что

 

он

 

окончательно

 

утвердился

 

в

 

своей

 

со

-

вести

 

и

 

в

 

других

 

глубинных

 

истинах

 

жизни

 

только

 

сегодня

то

 

есть

 

спустя

 

почти

 50 

лет

.) 

Этот

 

вопрос

 

возник

 

у

 

меня

 

в

 

связи

 

с

 

лукавым

 

посвящением

 

книги

: «

Друзьям

 

и

 

соратникам

 

по

 

реформе

 

образования

 

Посвящаю

»

.

 

Посвящение

 

может

 

быть

 

анонимным

но

 

тогда

 

в

 

предисловии

в

 

книге

 

ожидаешь

 

увидеть

 

имена

поименное

 

выражение

 

естественной

 

признательности

 

друзьям

 

и

 

соратникам

В

 

таком

 

объеме

 

книги

 

можно

 

было

 

бы

 

найти

 

место

 

для

 

них

для

 

героев

 

инновационного

 

движения

для

 

ученых

 

— 

педагогов

 

и

 

психологов

которым

 

советское

 

и

 

российское

 

образование

 

кое

-

чем

 

обязано

да

 

и

 

для

 

родной

 

автору

 

Российской

 

академии

 

образования

в

 


background image

 

95

руководстве

 

которой

 

Э

Д

Днепров

 

имеет

 

честь

 

состоять

 

и

 

от

 

имени

 

которой

 

издана

 

книга

Отсутствие

 

всего

 

этого

 

невольно

 

ведет

 

к

 

заключению

что

 

«

Временный

 

научно

-

исследовательский

 

коллектив

  (

ВНИК

) — 

это

 

Я

», 

«

Реформа

 — 

это

 

Я

». 

Ведь

 

нашлось

 

же

 

в

 

книге

 

место

 

для

 

руководителей

 

образования

 

всех

 

рангов

для

 

руководителей

 

Москвы

 

и

 

ее

 

окрестностей

Воздержусь

 

от

 

заключения

 

о

 

совести

 

автора

но

 

с

 

этикой

 

у

 

него

 

явно

 

не

 

все

 

в

 

порядке

Насколько

 

я

 

помню

люди

 

во

 

ВНИКе

да

 

и

 

потом

 

в

 

Министерстве

 

образования

 

работали

 

с

 

Э

Д

Днепровым

 

не

 

за

 

страх

а

 

за

 

совесть

 

и

 

заслуживают

 

хотя

 

бы

 

упоминания

Ведь

 

именно

 

этот

 

анонимный

 

коллектив

 

«

разработчиков

 

и

 

реализаторов

 

реформы

» (

с

. 39) 

осуществил

  «

радикальное

 

революционное

 

реформирование

», 

имевшее

  «

вулканический

» 

характер

характер

  «

управляемого

 

взрыва

», «

тектонического

 

сдвига

». 

Все

 

это

 

сделано

 

на

 

короткой

 

и

 

динамичной

, «

спринтерской

» 

дистанции

в

 

период

  «

бури

 

и

 

натиска

» (

с

. 37). 

Разумеется

все

 

эти

 

революционеры

реформаторы

реализаторы

взрывники

саперы

штурмовики

 («Sturm und Drang») 

работали

 

под

 

руководством

 

Э

Д

Днепрова

  «

в

 

стиле

 

привычного

 

героизма

». 

Я

 

согласен

что

 

и

 

руководитель

 

и

 

коллектив

 

оказались

 

на

 

высоте

 

социальной

 

задачи

оказались

 

способными

 

принять

 

вызов

 

времени

  (

с

. 149), 

хотя

 

предпочел

 

бы

 

услышать

 

об

 

этом

 

не

 

от

 

руководителя

Тем

 

более

 

страна

 

должна

 

знать

 

имена

 

своих

 

героев

Теперь

 

обращусь

 

к

  «

историческим

 

глазам

». 

Эти

 

глаза

 

видят

 

два

 

движения

: «

общественно

-

педагогическое

 

движение

» XIX 

века

  (

примерно

 

с

 

середины

и

 

общественно

-

образовательное

 

движение

 

начала

 80-

х

 

г

. XX 

века

 

(

с

 

инкубационным

 

периодом

 

в

 70-

е

 

годы

). 

Автор

 

находит

 

место

 

для

 

упоминания

 

К

Д

Ушинского

Н

И

Пирогова

Л

Н

Толстого

Советский

 

период

 

существования

  (

и

 

развития

школы

 

либо

 

выпадает

 

из

 

поля

 

зрения

 

автора

либо

 

дается

 

в

 

багровых

 

тонах

Здесь

 

находится

 

место

 

лишь

 

для

 

журналистов

пусть

 

замечательных

трижды

 

талантливых

яростных

 

и

 

непокорных

но

 

сводить

 

всю

 

драму

 

развития

 

образования

 

к

 

их

 

деятельности

 

несправедливо

Таким

 

образом

 «

Вчера

» — 

это

 

на

 

самом

 

деле

 «

Позавчера

», 

а

 

«

Вчера

» 

выпало

 

или

 

освещено

 

неадекватно

А

 

зря

То

 

ли

 

по

 

наивности

то

 

ли

 

снова

 

из

 

лукавства

 

автор

 

отождествляет

 

«

ментальность

общественное

 

сознание

» (

хотелось

 

бы

 

сказать

 — 

старого

советского

 

общества

 

и

 

системы

 

образования

Речь

 

идет

 

о

 

серии

 

опасностей

среди

 

которых

  «

двойной

» 

внутренний

 

консерватизм

 

школы

 — 

как

 

социаль

-

ного

 

института

 

и

 

как

 

педагогической

 

системы

О

 

последнем

 

говорится

 

как

 

о

 

глубоком

воинствующем

 

консерватизме

 

старой

авторитарной

 

педагогической

 

системы

 

школы

 

с

 

ее

 

имманентным

 

недемократизмом

с

 

ее

 

ориентированностью

 

на

 

внешнее

 

воздействие

а

 

не

 

на

 

внутреннюю

 

мотивацию

на

 

формирование

 

определенного

 

типа

 

поведения

а

 

не

 

на

 

развитие

 

личности

 

и

 

т

.

д

. (

с

. 47–48). 

Этого

 

автору

 

кажется

 

мало

Педагогическая

 

система

 

неизменяема

ее

 

основной

 

хребет

 — 

авторитаризм

она

 

имеет

 

устойчивый

 

иммунитет

 

к

 

педагогическим

 

и

 

социально

-

педагогическим

 

преобразованиям

сопротивля

-

ется

 

инновационной

 

деятельности

сохраняет

 

закрытость

герметичность