Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4351

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

111

«

РУССКОСТЬ

» 

НА

 

КУШЕТКЕ

Опыт

 

прикладной

 

супервизии

 

случая

 

Человека

-

Волка

 

 

В

.

А

.

Медведев

 

 
 

Приступая

 

к

 

супервизионному

 

разбору

 

фрейдовского

 

классического

 

случая

т

.

е

к

 

деянию

всегда

 

граничащему

 

с

 

кощунством

 

в

 

нашем

 

психоаналитическом

 

сообществе

идеологически

 

построенном

 

по

 

модели

 

закрытого

 

религиозного

 

ордена

хочется

 

попробовать

 

хоть

 

как

-

то

 

оправдаться

обосновать

 

свое

 

намерение

 

и

 

доказать

 

его

 

правомерность

обрядившись

 

в

 

белые

 

одежды

 

праведника

.  

Прежде

 

всего

давайте

 

задумаемся

 – 

к

 

кому

в

 

конечном

 

счете

обращена

 

подобного

 

рода

 «

супервизия

»? 

Конечно

 

же

не

 

к

 

самому

 

Зигмунду

 

Фрейду

 – 

как

 

профессионал

 

он

 

вне

 

подозрений

даже

 

его

 

ошибки

 

и

 

клинические

 

просчеты

 

давно

 

уже

 

стали

 

эталонными

 

элементами

 

классической

 

психоаналитической

 

техники

Речь

 

при

 

подобном

 

супервизировании

 

идет

 

совсем

 

о

 

другом

о

 

способности

 

нас

сегодняшних

 

его

 

последователей

понять

 

и

 

использовать

 

концептуальный

 

и

 

методологический

 

ресурс

 

дошедшей

 

до

 

нас

 

опубликованной

 

части

 

фрейдовского

 

наследия

.  

Ведь

 

перед

 

нами

 

работа

 

Творца

создателя

 

того

 

мира

 

психоанализа

в

 

котором

 

мы

 

живем

 

и

 

работаем

вне

 

которого

 

себя

 

просто

 

не

 

мыслим

т

.

е

результат

 

креативного

 

усилия

 

нашего

 

с

 

вами

 

психоаналитического

 

Бога

Он

 

сотворил

 

нечто

  (

в

 

данном

 

случае

 

книгу

  «

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

»), 

произнес

 

сакраментальную

 

фразу

: «

И

 

это

 – 

хорошо

1

 

и

 

передал

 

свое

 

творение

 

нам

Зачем

С

 

какой

 

целью

?  

Дело

 

в

 

том

что

 

наш

 

Бог

 

был

 

смертен

 

и

как

 

известно

обостренно

 

воспринимал

 

собственную

 

конечность

психологически

 

возводя

 

ее

 

в

 

ранг

 

вселенской

 

катастрофы

Залог

 

собственного

 

бессмертия

 

видел

 

он

 

только

 

в

 

перспективах

 

психоанализа

в

 

который

 

вложил

 

всю

 

свою

 

душу

 

и

 

который

 

сотворил

 

по

 

своему

 

образу

 

и

 

подобию

Не

 

случайно

 

так

 

обострены

 

были

 

реакции

 

Фрейда

 

на

 

любые

 

проявления

 

отступничества

 

от

 

его

 

идей

 

и

 

возможного

 

забвения

 

его

 

имени

Достаточно

 

вспомнить

 

знаменитый

 

мюнхенский

 

инцидент

когда

 

во

 

время

 

обеда

 

Фрейд

 

упал

 

в

 

обморок

 

во

 

время

 

рассказа

 

Юнга

 

о

 

том

как

 

великий

 

Эхнатон

сам

 

став

 

фараоном

приказал

 

сбить

 

со

 

всех

 

памятников

 

имя

 

собственного

 

отца

.  

Будучи

 

одержимым

 

комплексом

  «

предсмертной

 

откровенности

», 

Фрейд

 

загодя

 

стал

 

готовить

 

нас

 

к

 

своей

 

будущей

 

смерти

закладывая

 

в

 

своих

 

работах

 

своеобразные

 

клады

 

эвристических

 

провокаций

подталкивающих

 

его

 

последователей

 

к

 

личностно

 

окрашенному

 

принятию

 

его

 

мыслей

 

и

 

стоящих

 

за

 

ними

 

переживаний

к

 

воскрешению

 

в

 

себе

 

души

 

Учителя

к

 

наполнению

 

собственной

 

плотью

 

и

 

кровью

 

его

 

скорбной

 

тени

И

 

выбор

 

тут

 

прост

 

до

 

очевидности

Нужно

 

либо

 

принять

 

эту

 

миссию

возложенную

 

на

 

нас

 

волею

 

Творца

либо

 – 

смиренно

 

выйти

 

за

 

пределы

 

сотворенной

 

им

 

вселенной

 


background image

 

112

психоанализа

создав

 

собственный

 

мир

 

или

 

войдя

 

в

 

зону

 

притяжения

 

иного

 

светила

.  

Сегодня

 

мы

 

должны

 

откровенно

 

признаться

 – 

частично

 

мы

 

предали

 

нашего

 

Бога

 

и

 

отреклись

 

от

 

его

 

Завета

Психоанализ

задуманный

 

им

 

как

 

глобальный

 

исследовательский

 

проект

 

по

 

созданию

 

некоей

 

«

метапсихологии

», 

объединяющей

 

в

 

себе

 

в

 

виде

 

системного

 

динамического

 

единства

 

знание

 

о

 

сознательном

 

и

 

бессознательном

 

аспектах

 

человеческой

 

психики

 

и

 

призванной

 

вывести

 

людей

 

на

 

новые

 

рубежи

 

самопознания

реализации

 

древней

 

дельфийской

 

заповеди

  «

Познай

 

самого

 

себя

2

мы

 

ограничили

 

системой

 

платной

 

психотерапевтической

 

практики

И

 

напрасно

 

Творец

 

взывал

 

к

 

избранному

 

им

 

психоаналитическому

 

народу

Опомнитесь

психоанализ

 

лишь

 

был

 

открыт

 

на

 

больных

он

 

представляет

 

собой

 

знание

 

о

 

глубинной

 

сущности

 

человека

 

и

 

превращение

 

его

 

в

 

медицинскую

 

специальность

 

является

 

роковым

 

для

 

самого

 

его

 

будущего

… 

Но

 

было

 

уже

 

поздно

Он

 

говорил

 

в

 

пустоту

ведь

 

знаменитые

 «

Новые

 

лекции

 

по

 

введению

 

в

 

психоанализ

», 

из

 

текста

 

которых

 

и

 

взята

 

воспроизведенная

 

выше

 

его

 

горестная

 

фраза

составлялись

 

им

 

уже

 

как

 

обращение

 

в

 

воображаемой

 

аудитории

 

единомышленников

Символом

 

произошедшего

 

стала

 

для

 

Фрейда

 

скульптура

  «

рогатого

 

Моисея

», 

созданная

 

гением

 

Микеланджело

скульптура

в

 

композиции

 

которой

 

соединены

 

и

 

гнев

 

вождя

 

на

 

отступников

променявших

 

истинного

 

Бога

 

на

 

златого

 

тельца

и

 

терпение

с

 

которым

 

он

 

вновь

 

и

 

вновь

 

несет

 

неразумным

 

скрижали

 

Завета

и

 

надежда

 

на

 

последующее

 

раскаяние

 

им

 

же

 

избранных

 

людей

на

 

грядущее

 

принятие

 

ими

 

сотворенного

 

для

 

них

 

Закона

Лично

 

мне

 

представляется

что

 

и

 

ритуальное

 

самоубийство

 

Фрейда

сюжетно

 

воспроизводящее

 

софокловскую

 

трактовку

 

кончины

 

царя

 

Эдипа

было

 

тесно

 

связано

 

с

 

его

 

творческим

 

завещанием

с

 

его

 

последней

 

великой

 

книгой

книгой

 

о

 

все

 

том

 

же

 

Моисее

Ведь

 

именно

 

в

 

ней

 

он

 

вскрыл

 

механизм

 

обожествления

 

культурного

 

Героя

 

и

 

освящения

 

его

 

дела

превращения

 

индивидуальной

 

проповеди

 

в

 

самовоспроизводящуюся

 

мировую

 

религию

Механизм

 

этот

 

трагичен

 

и

 

прост

Герой

 

должен

 

погибнуть

должен

 

быть

 

убит

 

и

 

предан

 

забвению

 

своими

 

единомышленниками

 

для

 

того

чтобы

 

по

 

прошествии

 

многолетнего

 

латентного

 

периода

в

 

течение

 

которого

 

его

 

учение

 

воспроизводится

 

в

 

виде

 

ряда

 

случайно

 

сохранившихся

 

частностей

  (

типа

 

обрезания

 

у

 

евреев

 

или

 

же

 

кушетки

 

у

 

психоаналитиков

), 

возродиться

 

в

 

виде

 

Творца

по

 

Закону

 

которого

 

только

 

и

 

можно

 

жить

 

в

 

сотворенном

 

им

 

мире

Границы

 

же

 

этого

 

латентного

 

периода

 

отречения

 

от

 

истинного

 

вероучения

 

и

 

служения

 

временным

 

кумирам

 

определяются

 

реакцией

 

избранного

 

народа

 

на

 

обличительную

 

проповедь

 

пророков

говорящих

 

от

 

имени

 

Творца

 

и

 

генерирующих

 

в

 

массе

 

чувство

 

вины

 

за

 

грех

 

культурного

 

отцеубийства

3

.  

И

 

потому

 

сегодня

 

я

 

выступлю

 

перед

 

вами

 

в

 

несколько

 

неожиданной

 

роли

 – 

в

 

роли

 

адвоката

 

Бога

в

 

роли

 

пророка

пытающегося

 

вернуть

 

изначальный

 

смысл

 

его

 

Завету

Супервизионный

 

разбор

 

при

 

этом

 

приобретает

 

черты

 

религиозной

 

экзегетики

а

 

способ

 

подачи

 

порою

 

напоминает

 

проповедь

Но

 

ничего

 

тут

 

не

 

поделаешь

таковы

 

правила

 

жанра


background image

 

113

Заранее

 

извиняюсь

 

за

 

неизбежный

 

налет

 

обличительного

 

пафоса

 

и

 

менторской

 

назидательности

 

и

 

призываю

 

к

 

терпению

 

и

 

пониманию

Поверьте

мне

 

самому

 

нелегко

 

было

 

принять

 

эту

 

роль

 – 

ведь

 

участь

 

пророков

 

в

 

постфрейдовском

 

психоанализе

 

незавидна

 (

достаточно

 

вспомнить

 

хотя

 

бы

 

Жака

 

Лакана

 

с

 

его

 

наивным

 

призывом

 «

Назад

 

к

 

Фрейду

!»).  

Но

 

о

 

чем

 

идет

 

речь

, - 

спросите

 

вы

зачем

 

нагнетать

 

излишний

 

пафос

перед

 

нами

 

всего

 

лишь

 

очередной

 

клинический

 

случай

который

 

следует

 

проанализировать

 

и

 

оценить

 

с

 

точки

 

опыта

накопленного

 

мировым

 

психоанализом

 

за

 

десятилетия

прошедшие

 

после

 

его

 

проведения

 

и

 

публичного

 

представления

.  

Позволю

 

себе

 

настоять

 

на

 

том

что

 

подобная

 

трактовка

 

рассматриваемой

 

книги

 

Фрейда

 

не

 

совсем

 

верна

а

 

точнее

 – 

совсем

 

не

 

верна

Работа

 

с

 

пациентом

положенная

 

в

 

основание

 

книги

  «

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

» - 

это

 

не

 

клинический

 

случай

 

в

 

современном

 

смысле

 

этого

 

термина

это

 

глубинное

 

метапсихологическое

 

исследование

проведенное

 

Фрейдом

 

во

 

многом

 

как

 

раз

 

благодаря

 

крайней

 

неэффективности

 

лечения

 

пациента

вошедшего

 

в

 

аналитическую

 

традицию

 

под

 

псевдонимом

 

«

Человек

-

Волк

». 

Как

 

явствует

 

из

 

доступных

 

нам

 

материалов

и

 

сам

 

Зигмунд

 

Фрейд

 

и

 

его

 

пациент

Сергей

 

Панкеев

в

 

рамках

 

их

 

многолетнего

 

общения

 

вообще

 

не

 

акцентировали

 

внимание

 

на

 

чисто

 

терапевтических

 

задачах

В

 

написанных

 

позднее

 

мемуарах

 

Панкеев

 

сообщает

что

 «

проходя

 

психоанализ

 

у

 

Фрейда

я

 

чувствовал

 

себя

 

не

 

столько

 

пациентом

сколько

 

его

 

сотрудником

 

– 

молодым

 

товарищем

 

опытного

 

исследователя

взявшимся

 

за

 

изучение

 

новой

недавно

 

открытой

 

области

»

4

Сам

 

же

 

доктор

 

Фрейд

 

однозначно

 

высказывается

 

на

 

эту

 

тему

 

в

 «

Предварительных

 

замечаниях

» 

к

 

посвященной

 

анализу

 

данного

 

случая

 

книге

Там

 

он

 

отмечает

что

 

публикация

 

размышлений

основанных

 

на

 

материале

 

данного

 

случая

никак

 

не

 

связана

 

с

 

его

 

клинической

 

эффективностью

: «…

анализы

приводящие

 

в

 

короткий

 

срок

 

к

 

благоприятному

 

исходу

ценны

 

для

 

самочувствия

 

терапевта

…; 

для

 

успехов

 

научного

 

познания

 

они

по

 

большей

 

части

ничего

 

не

 

дают

». «

Новое

», - 

отмечает

 

он

 

там

 

же

, «

можно

 

узнать

 

только

 

из

 

анализов

представляющих

 

особые

 

трудности

», 

где

 

аналитик

 

оказывается

  «

в

 

состоянии

 

отказаться

 

от

 

близорукого

 

терапевтического

 

честолюбия

»

5

.  

Ни

 

о

 

каком

 «

терапевтическом

 

честолюбии

» 

в

 

данном

 

случае

 

речь

 

и

 

не

 

шла

Для

 

решения

 

же

 

чисто

 

исследовательских

 

задач

по

 

признанию

 

Фрейда

«

описываемый

 

здесь

 

случай

 

не

 

оставляет

 

желать

 

ничего

 

лучшего

Первые

 

годы

 

лечения

 

не

 

дали

 

почти

 

никакой

 

перемены

…»

6

Те

 

же

 

позитивные

 

изменения

 

в

 

состоянии

 

пациента

которые

 

можно

 

было

 

считать

 

результатом

 

аналитической

 

терапии

были

по

 

его

 

собственным

 

словам

вызваны

 

исключительно

 

эффектом

 

перемены

 

места

 

проживания

 

и

 

эмоциональной

 

открытостью

 

к

 

специалисту

впервые

 

выслушавшего

 

его

 

и

 

одобрившего

 

его

 

связь

 

с

 

любимой

 

женщиной

 

вместо

 

того

чтобы

 

открыто

 

вымогать

 

у

 

него

 

деньги

  (

подобно

 

Бехтереву

или

 

изощряться

 

в

 

диагностике

  (

подобно

 

Крепелину

).  


background image

 

114

Только

 

в

 

таких

сложных

 

и

 

требующих

 

углубленного

 

анализа

 

случаях

запутанность

 

которых

 

сопряжена

 

с

  «

бездной

 

терпения

покорности

понимания

 

и

 

доверия

которые

 

требуются

 

от

 

больного

», 

считал

 

доктор

 

Фрейд

, «

удается

 

добраться

 

до

 

самых

 

глубоких

 

и

 

примитивных

 

слоев

 

душевного

 

развития

.… 

Начинаешь

 

думать

что

 

только

 

тот

 

анализ

который

 

проник

 

так

 

далеко

заслуживает

 

этого

 

названия

»

7

.  

Сложность

 

изложения

 

и

соответственно

восприятия

 

подобного

 

рода

 

аналитического

 

случая

 

заключается

 

в

 

том

что

 

глубинные

 

метапсихологические

 

проблемы

 

излагаются

 

в

 

нем

 

на

 

материале

 

частных

 

обстоятельств

 

биографии

 

конкретной

 

человеческой

 

личности

причем

 

личности

 

ничем

 

не

 

примечательной

кроме

 

желания

 

за

 

свой

 

собственный

 

счет

 

несколько

 

лет

 

подряд

 

играть

 

роль

 

жертвы

 

неутолимого

 

фрейдовского

 

любопытства

Следовательно

при

 

его

 

анализе

 

необходимо

 

вооружиться

 

особым

 

исследовательским

 

методом

позволяющим

 

в

 

частном

 

видеть

 

всеобщее

не

 

уходя

 

при

 

этом

 

от

 

конкретики

 

культурного

 

контекста

 

в

 

мир

 

абстрактных

 

логических

 

конструкций

Вне

 

подобного

 

методологического

 

инструментария

 

классические

 

фрейдовские

 

аналитические

 

случаи

 

могут

 

действительно

по

 

выражению

 

Анны

 

Фрейд

, «

превратиться

 

в

 

заезженные

 

пластинки

»

8

 

и

потеряв

 

свою

 

реальную

 

значимость

стать

 

предметом

 

кощунственной

 

критики

 

профанов

зачастую

 

не

 

способных

 

воспринять

 

их

 

истинную

 

ценность

Стоит

 

отметить

что

 

речь

 

идет

 

не

 

только

 

о

 

пяти

 

известных

 

фрейдовских

 

случаях

но

по

 

сути

 

дела

обо

 

всех

 

без

 

исключения

 

его

 

работах

в

 

определенном

 

смысле

 

представляющих

 

собою

 

клинические

 

случаи

 

самоанализа

 

человека

 

Зигмунда

 

Фрейда

.  

Сегодня

 

мне

 

хотелось

 

бы

 

предложить

 

вашему

 

вниманию

 

собственное

 

видение

 

такого

 

рода

 

метода

который

 

терминологически

 

обозначен

 

мною

 

как

 

«

метапсихологическая

  (

прикладная

супервизия

». 

Используемый

 

мною

 

на

 

протяжении

 

ряда

 

лет

 

по

 

отношению

 

к

 

текстам

 

классического

 

психоаналитического

 

наследия

данный

 

метод

конечно

 

же

применим

 

и

 

к

 

анализу

 

особым

 

образом

 

отобранных

 

актуальных

 

клинических

 

случаев

Но

 

критерии

 

такого

 

отбора

 

для

 

меня

 

пока

 

недостаточно

 

прозрачны

 

и

 

потому

 

не

 

являются

 

предметом

 

обсуждения

 

в

 

представляемом

 

здесь

 

докладе

.  

Предварительно

 

позвольте

 

остановиться

 

на

 

основных

 

специфических

 

чертах

 

метапсихологической

  (

прикладной

супервизии

которые

 

в

 

совокупности

 

составляют

 

полный

 

перечень

 

решаемых

 

ею

 

методических

 

задач

:  

1) 

Общая

 

оценка

типизация

 

случая

позволяющая

 

привносить

 

в

 

его

 

содержание

 

опыт

накопленный

 

предшествующей

 

психоаналитической

 

практикой

Поскольку

 

аналитический

 

опыт

 

организован

  (

подобно

 

британскому

 

праву

системой

 

прецедентных

 

ссылок

для

 

его

 

адекватного

 

подключения

 

необходимо

 

корректное

 

основание

оправдывающее

 

приложение

 

к

 

разбираемому

 

случаю

 

его

 

аналогового

 

прецедента

Клинический

 

аспект

 

случая

 

не

 

может

 

дать

 

такого

 

основания

поскольку

 

это

 

означало

 

бы

 

типизацию

 

по

 

линии

 

жесткой

 

диагностики

что

 

исключено

 

самой

 

природой

 

психоаналитического

 

подхода

Прикладная

 

же

 

типизация

выводящая

 

универсальный

 

опыт

 

из

 

индивидуальной

  «

человеческой

 


background image

 

115

ситуации

», 

способна

 

выстроить

 

вокруг

 

конкретной

 

личности

 

концептуальные

 

оболочки

 

групповой

 

и

 

социальной

 

мифологии

превратив

таким

 

образом

анализ

 

психического

 

мира

 

клиента

 

в

 

синтез

 

системы

 

его

 

культурных

 

детерминант

Типизация

 

подобного

 

рода

 

одновременно

 

решает

 

две

 

задачи

во

-

первых

она

 

указывает

 

путь

 

для

 

терапевтических

 

интерпретаций

поскольку

 

выход

 

за

 

пределы

 

тупика

 

самозамыкания

 

личности

 

на

 

проявлениях

 

собственных

 

глубинных

 

конфликтов

 

и

 

есть

 

цель

 

психоаналитической

 

терапии

а

 

во

-

вторых

 – 

выявляет

 

аспект

  «

типичности

» 

самого

 

разбираемого

 

случая

что

 

делает

 

его

в

 

свою

 

очередь

практически

 

неисчерпаемым

 

источником

 

дальнейшего

 

расширения

 

психоаналитического

 

знания

 

по

 

векторам

 

исходящих

 

из

 

него

 

дедуктивных

 

гипотез

Именно

 

в

 

данном

 

аспекте

 

концептуально

 

сверхценен

 

для

 

нас

 

здесь

 

и

 

сейчас

 

случай

 

Человека

-

Волка

на

 

протяжении

 

всего

 

его

 

описания

 

типологизируемый

 

Фрейдом

 

как

 

случай

 «

русского

 

пациента

».  

2) 

Метапсихологическое

 

исследование

культурная

 

контрпроекция

т

.

е

выявление

  (

сгущение

в

 

отдельной

 

личности

 

содержания

 

коллективного

 

бессознательного

 

в

 

его

 

психоаналитическом

 

понимании

В

 

своей

 

итоговой

 

фундаментальной

 

работе

книге

  «

Моисей

 

и

 

монотеизм

» 

Зигмунд

 

Фрейд

 

отметил

что

  «

содержание

 

бессознательного

 

вообще

 

коллективно

оно

 

есть

 

общее

 

достояние

 

людей

»

9

… 

И

 

потому

 

каждый

даже

 

самый

 

уникальный

 

аналитический

 

случай

 

в

 

конечном

 

счете

 

является

 

выражением

 

универсальных

 

глубинно

-

психологических

 

закономерностей

преломленных

 

сквозь

 

призму

 

индивидуального

 

опыта

Метапсихологическое

 

исследование

 

призвано

поэтому

прояснить

 

социокультурные

 

факторы

спровоцировавшие

 

выявленные

 

в

 

ходе

 

анализа

 

интрапсихические

 

конфликты

 

и

 

напряжения

а

 

затем

 – 

редуцировать

 

данные

 

факторы

 

к

 

универсальным

 

особенностям

 

генезиса

 

и

 

функционирования

 

коллективного

 

бессознательного

 

того

 

культурного

 

сообщества

к

 

которому

 

принадлежала

 

по

 

праву

 

рождения

принадлежит

либо

 

же

 

пытается

 

принадлежать

 

анализируемая

 

личность

Целью

 

метапсихологического

 

супервизирования

 

выступает

таким

 

образом

определение

 

и

 

терминологическая

 

фиксация

 

того

 

сегмента

 

мировой

 

культуры

в

 

котором

 

сформировался

  (

означился

символический

 

язык

 

бессознательного

 

нашего

 

клиента

 

и

 

в

 

рамках

 

которого

 

только

 

и

 

возможно

 

корректное

 

подключение

 

к

 

истокам

 

патогенного

 

характера

 

его

 

контактов

 

с

 

окружающей

 

культурной

 

средой

В

 

случае

 

Человека

-

Волка

 

Фрейд

 

частично

 

проигнорировал

 

данный

 

аспект

 

прикладного

 

анализа

 

культуры

взрастившей

 

его

 

клиента

Сергея

 

Панкеева

Ему

несущему

 

в

 

архаике

 

собственного

 

филогенетического

 

наследия

 

местечковую

 

культуру

 

Галиции

 

и

 

Моравии

оказался

 

недоступным

 

культурный

 

обиход

 

южно

-

российской

 

помещичьей

 

усадьбы

И

 

тем

 

более

 

Фрейду

 

не

 

удалось

 

проникнуть

 

в

 

символику

 

культурных

 

первообразов

сформировавших

 

личность

 

Панкеева

явным

 

образом

 

соединявшего

 

в

 

себе

как

 

мы

 

покажем

 

ниже

архетипичные

 

для

 

каждого

 

русского

 

человека

 

черты

 

героев

 

классической

 

русской

 

литературы

.  

3) 

Выход

 

в

  «

контекст

 

эпохи

», 

недоступный

 

в

 

непосредственном

 

восприятии

 

ни

 

пациенту

ни

 

его

 

аналитику

Невротизм

 

как

 

массовое

 

явление