Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4252

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

121

интеллектуального

 

развития

которое

хотя

 

и

 

было

по

 

словам

 

самого

 

Фрейда

отрезано

 

от

 

господствующих

 

над

 

его

 

поведением

 

сил

 

влечений

тем

 

не

 

менее

 

вызывало

 

у

 

аналитика

 

сожаление

 

о

 

том

что

 

не

 

все

 

его

 

ученики

 

способны

 

так

 

глубоко

 

осознавать

 

природу

 

психоанализа

14

Панкеев

 

считал

 

себя

 

органичным

 

психоаналитиком

совместившим

 

в

 

себе

 

невротическое

 

смирение

 

перед

 

бессознательным

 

с

 

безупречным

 

интеллектом

 

человека

объектный

 

катексис

 

которого

 

находится

 

под

 

сильным

 

влиянием

 

бессознательного

 

и

 

который

потому

строит

 

логические

 

схемы

исходя

 

из

 

фантазийных

а

 

не

 

реально

 

существующих

 

объектов

15

.  

К

 

тому

 

же

 

Сергей

 

Панкеев

 

вобрал

 

в

 

структуру

 

своей

 

идентичности

 

практически

 

все

 

культурные

 

провокации

которые

 

дарует

 

своему

 

адепту

 

великая

 

русская

 

литература

Ее

 

потенциальная

 

психопатологичность

 

довольно

-

таки

 

прозрачна

 

для

 

исследователя

рассматривающего

 

ее

 

с

 

позиций

 

психоанализа

т

.

е

с

 

нейтральной

 

точки

 

зрения

 

приспособительных

 

(

адаптивных

стандартов

 

западноевропейской

 

цивилизации

Русская

 

литература

 – 

это

 

наш

 

Ветхий

 

завет

если

 

рассматривать

 

ее

 

с

 

точки

 

зрения

 

ее

 

глубинно

-

психологической

 

значимости

Главная

 

ее

 

задача

 – 

психологически

 

оторвать

 

нас

 

от

 

матери

 

и

 

не

 

допустить

 

сползания

 

к

 

изначальному

 

симбиозу

 

путем

 

привития

 

страха

 

перед

 

образом

 

Женщины

 

и

 

формирования

 

стратегий

 

бегства

 

от

 

нее

  (

Онегин

), 

мести

 

ей

  (

Печорин

), 

игнорирования

 

ее

 

в

 

закрытых

 

мужских

 

сообществах

  (

Чичиков

), 

ненависти

 

к

 

ней

толкающей

 

к

 

самоуничтожению

  (

Базаров

), 

пассивно

-

мазохистического

 

самонаказания

 

за

 

любовь

 

к

 

ней

  (

Обломов

), 

ужаса

 

перед

 

ней

трансформирующего

 

в

 

ее

 

обожествление

  (

герои

 

Достоевского

и

 

пр

Прививка

 

эта

по

 

традиции

 

получаемая

 

всеми

 

представителями

 

образованного

 

класса

позволяла

 

и

 

позволяет

 

жить

 

в

 

России

быть

 

сопричастным

 

филогенетической

  (

родовой

власти

 

Родине

-

Матери

 

хоть

 

как

-

то

 

сопротивляясь

 

при

 

этом

 

тотальному

 

затягиванию

 

ею

 

своих

 

детей

 

в

 

орально

-

симбиотические

 

формы

 

массового

 

обезличивания

Если

 

бы

 

не

 

она

великая

 

русская

 

литература

созданная

 

страдающими

 

героями

-

материубийцами

воистину

  «

лишними

 

людьми

» 

родной

 

нам

 

культуры

 

на

 

потребу

 

себе

 

подобных

абсолютной

 

правотой

 

обладали

 

бы

 

слова

 

Юнга

некогда

 

введенные

 

в

 

российский

 

культурный

 

обиход

 

Александром

 

Эткиндом

: «

В

 

России

 

нет

 

и

 

не

 

может

 

быть

 

психоанализа

В

 

ней

 

люди

 

живут

 

как

 

рыбы

 

в

 

стае

…»

16

.  

Скрытая

 

полемика

 

с

 

Юнгом

пронизывающая

 

весь

 

текст

 

книги

  «

Из

 

истории

 

одного

 

детского

 

невроза

» 

и

 

придающая

 

изложению

 

материала

 

диалоговый

 

характер

проявляется

 

в

 

контексте

 

данной

 

водной

 

метафоры

 

наиболее

 

ярко

Разделив

 

мир

 

глубинной

 

психологии

 

со

 

своим

 

бывшим

 

наследником

а

 

ныне

 – 

отступником

 

Юнгом

Фрейд

 

избрал

 

себе

 

земную

 

твердь

символически

 

уподобив

 

себя

 

и

 

Юнга

 

белому

 

медведю

 

и

 

киту

Из

 

водных

 

глубин

доставшихся

 

Юнгу

Фрейд

 

вылавливает

 

мелкую

 

рыбешку

не

 

только

 

добывая

 

себе

 

пропитание

но

 

и

 

гарантируя

 

ей

 

новую

 

жизнь

 

на

 

суше

 

(

правда

только

 

после

 

заглатывания

 

и

 

переваривания

 

им

). 

Не

 

отсюда

 

ли

 

вытекает

 

знаменитое

 

сравнение

 

Фрейда

 

самого

 

себя

 

с

 

антиподом

 

царя

 

Мидаса

а

 

психоанализа

 

с

 

некоей

 

новой

 

наукой

 – «

дрекологией

»? 

Как

 

Мидас

 


background image

 

122

обладал

 

волшебным

 

свойством

 

все

 

обращать

 

в

 

золото

так

 

я

писал

 

Фрейд

напротив

все

 

ценное

 

способен

 

превращать

 

в

 

дерьмо

.  

Сергей

 

Панкеев

 (

жизнь

 

которого

 

можно

 

рассматривать

 

как

 

культурный

 

подвиг

как

 

отчаянный

 

рывок

 

рыбы

желающей

 

выйти

 

на

 

сушу

 

и

 

показывающей

 

путь

 

своим

 

собратьям

 

по

 

стае

был

 

тяжело

 

болен

 

архетипикой

пробужденной

 

в

 

нем

 

культурным

 

влиянием

 

классической

 

русской

 

литературы

причем

 

особо

 

обостренное

 

течение

 

этого

 

заболевания

 

определялось

 

рядом

 

привходящих

 

обстоятельств

 

его

 

личной

 

биографии

Так

 

же

 

как

 

и

 

Онегин

он

будучи

  «

наследником

 

всех

 

своих

 

родных

», 

заболел

 

в

 

конце

 

концов

  «

русской

 

хандрой

»

17

С

 

Печориным

  (

а

 

точнее

 – 

с

 

Лермонтовым

его

 

связывали

 

настолько

 

глубокие

 

идентификационные

 

связи

вплоть

 

до

 

подчеркивания

 

внешнего

 

сходства

что

 

после

 

смерти

 

сестры

формируя

 

в

 

себе

  «

мужественность

 

жить

», 

Панкеев

 

предпринял

 

терапевтическое

 

путешествие

 

на

 

Кавказ

посетив

 

при

 

этом

 

все

 

места

 

действия

 «

Героя

 

нашего

 

времени

» 

и

 

завершив

 

поездку

 

на

 

месте

 

знаменитой

 

дуэли

 

у

 

подножия

 

Машука

С

 

Чичиковым

 

его

 

сближал

 

статус

  «

херсонского

 

помещика

», 

а

 

у

 

Обломова

 

он

 

просто

 

позаимствовал

 

симптоматический

 

фон

 

своего

 

невроза

 – 

неспособность

 

к

 

любой

 

деятельности

 

вплоть

 

до

 

отказа

 

самостоятельно

 

одеваться

 

и

 

вставать

 

с

 

дивана

Базовый

 

симптом

 

своего

 

второго

 

невроза

 

он

 

позаимствовал

 

у

 

Гоголя

 

и

 

русскому

 

читателю

 

отчета

 

доктора

 

Рут

 

Мак

 

Брюнсвик

 

о

 

психотерапии

 

странного

 

страха

 «

утерять

 

свой

 

нос

» 

становится

 

предельно

 

ясна

 

невозможность

 

проникновения

 

в

 

душу

 

клиента

культурные

 

основания

 

бессознательного

 

которого

 

аналитику

 

не

 

только

 

не

 

близки

но

 

и

 

цивилизационно

 

чужды

С

 

героями

 

же

 

Достоевского

 

у

 

Панкеева

 

был

 

просто

 «

семейный

 

роман

»: 

его

 

отца

 

с

 

братьями

 

так

 

и

 

называли

 

- «

братья

 

Карамазовы

» (

и

 

далеко

 

не

 

случайно

!), 

а

 

собственную

 

жизнь

 

он

 

явно

 

или

 

неявно

 

делал

 

с

 

фигуры

 

князя

 

Мышкина

Для

 

полного

 

набора

 

не

 

хватает

 

только

 

Толстого

но

 

с

 

ним

 

у

 

Панкеева

 

вышла

 

осечка

которая

впрочем

нисколько

 

не

 

повредила

 

анализу

По

 

словам

 

самого

 

пациента

, «

мир

в

 

котором

 

жил

 

и

 

который

 

описывает

 

Толстой

был

 

чужд

 

Фрейду

… 

В

 

качестве

 

психолога

 

он

 

не

 

мог

 

проникнуть

 

настолько

 

глубоко

как

 

это

 

удавалось

 

Достоевскому

…»

18

Панкеев

 

писал

 

в

 

своих

 

мемуарах

что

 

с

 

тринадцатилетнего

 

возраста

 

почитал

 

великих

 

русских

 

писателей

 

и

 

поэтов

 

«

почти

 

как

 

святых

»

19

.  

Кстати

 

говоря

несомненный

 

интерес

 

для

 

Фрейда

 

представляло

 

и

 

особое

 

интимное

 

отношение

 

Панкеева

 

с

 

христианством

сформировавшееся

 

еще

 

в

 

раннем

 

детстве

 

благодаря

 

чисто

 

случайному

 

совпадению

 – 

его

 

день

 

рождения

 

совпадал

 

с

 

Рождеством

Идентификация

 

с

 

Иисусом

со

 

Спасителем

с

 

Мессией

не

 

только

 

усилила

 

его

 

нарциссический

 

кокон

но

 

и

 

породило

 

использование

 

ритуалистики

 

христианского

 

культа

 

при

 

инфантильном

 

отыгрывании

 

проблематики

 

негативного

 

Эдипа

.  

И

наконец

немаловажным

 

было

 

то

 

обстоятельство

что

 «

русскость

» 

у

 

пациента

 

была

 

уже

 

подорвана

 

системой

 

домашнего

 

воспитания

Он

 

изначально

 

воспитывался

 

и

 

обучался

 

иностранцами

 – 

англичанками

француженками

немцами

Слой

 

его

 

вытесненного

 

инфантильного

 


background image

 

123

бессознательного

 

был

 

организован

 

не

 

родной

 

культурной

 

средой

а

 

чередой

 

эмоционально

 

окрашенных

 

иноязычных

 

влияний

наиболее

 

почвенническим

 

из

 

которых

 

было

 

чтение

 

ему

 

гувернанткой

 

мисс

 

Элизабет

  «

русских

 

переводов

 

немецких

 

сказок

». 

В

 

Одесской

 

гимназии

 

Панкеев

 

получал

 

низкие

 

оценки

 

по

 

русской

 

грамматике

 

и

 

демонстрировал

 

проблемы

 

с

 

правильным

 

произношением

 

русских

 

слов

Да

 

и

 

сами

 

оговорки

воспроизводимые

 

им

 

в

 

ходе

 

анализа

  (

типа

 

неологизма

 «Espe»), 

демонстрировали

 

готовность

 

его

 

бессознательного

 

к

 

ассоциативной

 

деятельности

 

в

 

иноязычной

 

среде

Таким

 

образом

Фрейду

 

достался

 

в

 

определенном

 

смысле

 

культурный

 

«

полуфабрикат

», 

т

.

е

человек

бессознательно

 

тяготящийся

 «

русскостью

» 

как

 

своей

 

родовой

 

природой

сделавший

 

шаг

 

в

 

сторону

 

европейской

 

культурной

 

идентичности

 

и

 

своими

 

симптомами

 

демонстрирующий

 

желание

 

избавиться

 

от

 

власти

 

филогенетической

 

схемы

Только

 

при

 

таком

 

взгляде

 

на

 

Сергея

 

Панкеева

 

мы

 

сможем

 

понять

 

причину

по

 

которой

 

защитные

 

по

 

своей

 

глубинно

-

психологической

 

природе

 

фобии

 

русской

 

литературной

 

традиции

 

трансформировались

 

в

 

его

 

психическом

 

мире

 

в

 

патогенные

 

факторы

Панкеев

 

болезненно

 

переживал

 

свою

  «

русскость

» 

именно

 

как

 

инерцию

 

приспособительной

 

наследуемой

 

схемы

делающей

 

человека

 

абсолютно

 

неадекватным

 

при

 

выходе

 

за

 

пределы

 

ее

 

культурного

 

ареала

.  

Психоанализ

 

был

 

самостоятельно

 

найден

 

и

 

избран

 

Панкеевым

 

как

 

точка

 

опоры

 

при

 

смене

 

глубинных

 

оснований

 

своей

 

культурной

 

идентичности

как

 

рациональное

 

подспорье

помогающее

 

оторваться

 

от

 

родной

 

почвы

 

во

 

имя

 

любви

 

к

 

медсестре

 

Терезе

любви

позволившей

 

ему

 

«

прорваться

 

к

 

реальной

 

женщине

» (

по

 

формулировке

 

Фрейда

из

 

тупика

 

инициируемых

 

русской

 

культурой

 

инцестуозных

 

страхов

 

и

 

ограничений

Для

 

доктора

 

Фрейда

вышедшего

 

в

 

предвоенные

 

годы

 

не

 

без

 

творческой

 

подачи

 

Юнга

 

на

 

проблематику

 

природы

 

того

 

глубинного

 

филогенетического

 

основания

на

 

котором

 

стоит

 

надстройка

 

индивидуальной

 

психики

подобного

 

рода

 

установка

 

пациента

 

была

 

просто

-

напросто

 

своеобразным

 

кладом

Он

 

был

 

настолько

 

благодарен

 

Панкееву

что

вопреки

 

своему

 

обыкновению

не

 

только

 

не

 

брал

 

с

 

последнего

 

денег

 

во

 

время

 

второго

 

периода

 

их

 

аналитической

 

работы

но

напротив

сам

 

снабжал

 

пациента

 

деньгами

.  

Неоднократно

 

возвращаясь

 

в

 

своем

 

творчестве

 

к

 

теме

 «

русскости

» 

как

 

особого

 

рода

 

психопатологического

 

регрессивного

 

состояния

Зигмунд

 

Фрейд

в

 

конце

 

концов

пришел

 

к

 

выводу

 

об

 

архаическом

дикарском

 

характере

 

так

 

называемой

  «

русской

 

души

», 

выделив

 

в

 

качестве

 

двух

 

ее

 

отличительных

 

черт

 

явную

недифференцированную

 

линией

 

вытеснения

 

амбивалентность

 

психических

 

реакций

 

и

 

особо

 

прочный

 

тип

 

идентификации

 

с

 

матерью

порождающий

 

пассивно

-

мазохистический

 

вариант

 

отреагирования

 

отцовского

 

комплекса

вариант

 

так

 

называемого

 

«

негативного

 

Эдипа

» («

Достоевский

 

и

 

отцеубийство

»).  

Как

 

бы

 

нам

 

с

 

вами

 

ни

 

были

 

неприятны

 

рассуждения

 

подобного

 

рода

давайте

 

вдумаемся

 

в

 

смысл

 

приписанных

 

нам

 

групповых

 

психических

 

особенностей

Высокий

 

уровень

 

амбивалентности

 

проявлений

 


background image

 

124

бессознательной

 

активности

при

 

котором

 

оба

 

полюса

 

взаимно

 

противоположных

 

реакций

 

равноценны

 

и

 

единовременно

 

актуальны

есть

 

проявление

 

архаичности

 (

или

точнее

 

говоря

недоразвитости

психического

 

аппарата

 

и

 

слабости

 

линии

 

вытеснения

что

 

порождает

 

необходимость

 

внешнего

 

принуждения

заменяющего

 

практически

 

отсутствующие

 

механизмы

 

интрапсихического

 

контроля

 

Супер

-

Эго

Слабость

 

же

 

вытеснения

в

 

свою

 

очередь

означала

 

для

 

Фрейда

 

отсутствие

 

опоры

 

в

 

работе

 

психического

 

аппарата

 

на

 

вторичные

 

механизмы

 

Эго

-

активности

 

и

 

постоянное

 

подключение

 

первичных

 

пластов

 

инстинктивных

 

влечений

 

Ид

.  

Из

 

этих

в

 

общем

-

то

 

вполне

 

внешне

 

нейтральных

 

хитросплетений

 

психоаналитической

 

казуистики

вытекает

 

еще

 

одно

довольно

-

таки

 

обидное

 

для

 

нас

толкование

 

псевдонима

 

фрейдовского

 

пациента

. Wolf-Man – 

это

 

оборотень

человек

-

животное

меняющее

 

свое

 

обличье

 

в

 

зависимости

 

от

 

значимости

 

кодовой

 

символики

 

окружающей

 

его

 

культурной

 

среды

20

Отработав

 

на

 

материале

 

случая

 

маленького

 

Ганса

 

идею

 

о

 

судьбоносном

 

воздействии

 

на

 

ребенка

 

наследуемой

 

архаики

 

первобытного

 

тотемизма

21

Фрейд

 

пришел

 

к

 

выводу

определившему

 

на

 

последующие

 

десятилетия

 

его

 

представления

 

о

 

природе

 

человеческой

 

невротичности

в

 

основании

 

индивидуального

  «

невротического

 

контура

» 

всегда

 

лежит

 

тот

 

или

 

иной

 

вариант

 

силового

 

компромисса

 

между

 

животной

 

архаикой

 

биоэволюционного

 

наследия

 

и

 

очеловечивающим

 

родительским

 

влиянием

причем

 

основой

 

для

 

данного

 

компромисса

 

выступает

 

фон

 

культурного

 

окружения

Фрейд

 

терминологически

 

обозначил

 

результат

 

такого

 

компромисса

 

понятием

  «

инфантильный

 

невроз

» 

и

проиллюстрировав

 

механизм

 

его

 

становления

 

на

 

маленьком

 

Гансе

  (

как

 

Человеке

-

Лошади

)

22

на

 

примере

 

Человека

-

Волка

 

продемонстрировал

 

терапевтические

 

ресурсы

 

своей

 

концептуальной

 

новации

разработал

 

технику

 

прорыва

 

к

 

архаическому

 

ядру

 

бессознательного

 

через

 

символику

 

сновидений

проясняемую

 

при

 

помощи

 

сказочного

 

наследия

.  

Весной

 1919 

года

 

в

 

ответ

 

на

 

просьбу

 

своего

 

пациента

Сергея

 

Панкеева

дать

 

ему

 

совет

 – 

вернуться

 

ли

 

ему

 

в

 

революционную

 

Россию

 

в

 

надежде

 

частично

 

спасти

 

свое

 

состояние

 

или

 

же

 

навсегда

 

остаться

 

в

 

Вене

смирившись

 

с

 

участью

 

полунищего

 

иммигранта

Фрейд

 

преподнес

 

ему

 

в

 

подарок

 

свою

 

новую

 

книгу

книгу

 

о

 

Человеке

-

Волке

.  

Человек

-

Волк

как

 

обобщенный

 

образ

слепленный

 

из

 

фрейдовских

 

интуиций

 

по

 

мотивам

 

ряда

 

черт

 

личности

 

пациента

был

 

представлен

 

Сергею

 

Панкееву

 

для

 

узнавания

 

и

 

отречения

Он

 

должен

 

был

 

увидеть

 

свою

  «

русскость

» 

со

 

стороны

 

как

 

инфантильную

 

невротическую

 

преграду

стоящую

 

на

 

пути

 

становления

 

его

 

новой

 

идентичности

Вне

 

самой

 

России

вне

 

родной

 

массы

 

оставаться

 

Человеком

-

Волком

 

не

 

только

 

бессмысленно

но

 

и

 

опасно

.  

Нам

 

с

 

вами

 

Человек

-

Волк

 

представлен

 

сегодня

 

с

 

той

 

же

 

целью

поскольку

 

мы

 

в

 

очередной

 

раз

 

потеряли

 

свою

 

идентичность

 (

или

 

же

точнее

тщетно

 

попытались

 

потерять

 

ее

), 

внезапно

 

и

 

частично

 

не

 

по

 

своей

 

воле

 

оказавшись

 

в

 

иной

 

культурной

 

реальности

изначально

 

производной

 

от

 

инокультурных

 

традиций

 

и

 

филогенетических

 

схем

Вырваться

 

из

 

плена

 


background image

 

125

иллюзий

 

и

 

коллективных

 

невротических

 

фантазий

определяющих

 

собою

 

жизнь

 

и

 

судьбу

 

нашей

 

Родины

 

на

 

протяжении

 

последних

 

полутора

 

десятилетий

можно

 

только

 

найдя

 

ответ

 

на

 

обманчиво

 

простой

 

вопрос

а

 

кто

 

мы

 

такие

каковы

 

мы

 

сами

 

по

 

себе

вне

 

контекста

 

привходящих

 

и

 

зачастую

 

случайных

 

обстоятельств

От

 

ответа

 

на

 

этот

 

вопрос

 

зависит

 

все

 

в

 

нашей

 

сегодняшней

 

жизни

и

 

в

 

том

 

числе

 – 

судьба

 

российского

 

психоанализа

который

 

может

 

стать

 

органичной

 

частью

 

отечественной

 

культуры

  (

в

 

том

 

числе

 

и

 

психотерапевтической

), 

а

 

может

 

превратиться

 

просто

 

в

  «

школу

 

для

 

эмигрантов

», 

в

 

канал

 

для

 

очередного

 

выброса

 

за

 

рубежи

 

Родины

 

талантливых

 

людей

прочувствовавших

осознавших

 

свою

  «

инаковость

» 

и

 

сделавших

 

ее

 

основой

 

для

 

профессиональной

 

переподготовки

.  

Отвечать

 

на

 

этот

 

вопрос

в

 

конечном

 

счете

нам

 

самим

  (

причем

 

не

 

в

 

массе

а

 

индивидуально

). 

Но

 

предварительно

 

стоит

 

выслушать

 

несомненно

 

авторитетное

 

для

 

нас

 

с

 

вами

 

мнение

 

профессора

 

Фрейда

 

и

 

проанализировать

 

тот

 

опыт

который

 

он

 

произвел

 

над

 

одним

 

из

 

нас

 

ради

 

получения

 

знания

явно

 

поучительного

 

для

 

всех

 

остальных

.  

Итак

каковы

 

же

 

мы

 

по

 

Фрейду

Он

 

любезно

 

подставляет

 

нам

 

зеркало

 

психоанализа

в

 

котором

 

демонстрирует

 

следующие

 

психологические

 

основания

 «

русскости

»

23

:  

Латентная

 

женственность

господствующая

 

в

 

структуре

 

псевдомужской

 

идентичности

Моделируя

 

психопатологию

 

культурного

 

сообщества

 

на

 

фигуре

 

отдельного

 

его

 

представителя

  (

позже

 

он

 

повторит

 

подобный

 

подход

 

по

 

отношению

 

к

 

американскому

 

и

 

еврейскому

 

народам

), 

Фрейд

 

порою

 

добивается

 

пугающей

 

исторической

 

точности

По

 

крайней

 

мере

для

 

каждого

 

знатока

 

русской

 

истории

 

вполне

 

узнаваемы

 

его

 

описания

 

попыток

 

маленького

 

Человека

-

Волка

 

отработать

 

наследуемую

 

схему

 

мужественности

 – 

через

 

агрессию

 

и

 

самоуничижение

через

 

религиозный

 

фанатизм

 

и

 

нигилизм

 

антирелигиозности

через

 

доверчивое

 

следование

 

иностранным

 

кумирам

 

и

 

злобное

 

разочарование

 

в

 

них

24

Начало

 

болезни

 

пациента

 

Фрейд

 

связывает

 

именно

 

с

 

угрозой

 

превращения

 

этой

 

ложной

 

мужественности

 

в

 

настоящую

Превращение

 

подобного

 

рода

диктуемое

 

логикой

 

наследуемой

 

схемы

сделали

 

практически

 

невозможным

 

смерть

 

сестры

 

и

 

собственное

 

венерическое

 

заболевание

усилившее

 

латентную

 

женственность

 

через

 

возвратную

 

идентификацию

 

с

 

матерью

 

как

 

жертвой

 

«

отцовской

 

заразы

». 

Таким

 

образом

даже

 

страшные

 

перипетии

 

русской

 

революции

 

диагностировались

 

Фрейдом

 

не

 

как

 

выражения

 

эдипальной

 

логики

 

отцеубийства

а

 

как

 

бегство

 

от

 

отца

 

в

 

нарциссическую

 

мастурбационную

 

иллюзию

 

самодостаточности

основанную

 

на

 

анальном

 

самоотождествлении

 

с

 

матерью

Психологически

пожалуй

именно

 

это

 

обстоятельство

 

обусловило

 

постоянное

 

разочарование

 

профессиональных

 

отцеубийц

-

революционеров

 

в

  «

недоразвитости

» 

России

в

 

отсутствии

 

у

 

нее

 

имманентных

 

предпосылок

 

для

 

эдипальной

 

революции

Ее

 

матереубийственный

 

бунт

, «

бессмысленный

 

и

 

беспощадный

» 

выплеск

 

оральной

 

неудовлетворенности

в

 

силу

 

своей

 

регрессивной

 

тупиковости

 

мог

 

быть

 

использован

по

 

их

 

мнению

либо

 

для

 

провокации

 

революционных