ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4343
Скачиваний: 6
26
Эриксон
и
др
.),
теория
группового
развития
(
Уоррен
Беннис
,
Герберт
Шепард
),
теория
ФИРО
(
Вильям
Шутц
)
и
др
.
В
60-
е
гг
.
разработаны
структурный
психоанализ
(
Жак
Лакан
и
др
.),
феноменологический
психоанализ
(
Л
.
Раухал
и
др
.),
трансакционный
анализ
(
Эрик
Берн
и
др
.),
антипсихиатрия
(
Рональд
Лейинг
и
др
.)
и
пр
.
В
70-
е
гг
.
разработаны
основы
психоаналитической
герменевтики
(
А
.
Лоренцер
и
др
.)
В
80-
е
гг
.
наряду
с
развивающимися
многообразными
психоаналити
-
чески
ориентированными
концепциями
,
доктринами
,
учениями
и
пр
.
все
более
важную
роль
играла
образовавшаяся
дисперсионная
психоанали
-
тическая
среда
,
содействующая
активному
использованию
отдельных
психоаналитических
идей
и
элементов
в
различных
областях
теоретической
и
практической
деятельности
,
в
том
числе
и
тогда
,
когда
наличие
или
влияние
этих
идей
и
элементов
не
признавалось
или
не
осознавалось
.
К
90-
м
гг
.
плюралистическая
эволюция
психоанализа
по
-
прежнему
осу
-
ществлялась
в
высоком
темпе
и
затрагивала
всю
противоречивую
сово
-
купность
фрейдистской
и
разнообразных
постфрейдистских
теорий
,
учений
и
течений
,
созданных
с
начала
XX
в
.
Некоторое
единство
их
психоана
-
литических
ориентации
и
многообразие
форм
проявления
расширили
сферу
влияния
психоанализа
и
фрейдизма
,
создали
базу
для
их
дальнейшего
развития
.
17.
Влияния
Создание
и
развитие
психоанализа
и
фрейдизма
и
их
многочисленных
разновидностей
осуществлялось
в
тесной
связи
с
исторической
праюи
-
кой
и
требованиями
времени
,
которые
в
значительной
мере
определили
их
содержание
,
форму
и
направленность
.
Важными
моментами
эволюции
психоанализа
,
фрейдизма
и
постфрей
-
дизма
были
и
остаются
наличие
и
реализация
значительного
потенциала
саморазвития
и
взаимовлияние
различных
,
в
том
числе
конкурирующих
идей
,
концепций
и
течений
.
Вместе
с
тем
психоаналитически
ориентированные
течения
испытали
различное
,
но
значительное
воздействие
различных
наук
и
дисциплин
:
пси
-
хологии
,
психиатрии
,
физиологии
,
медицины
,
исследований
в
области
пола
(
Иван
Блох
,
Отто
Вейнингер
и
др
.),
сексологии
(
Рихард
Крафт
-
Эбинг
,
Хэвлок
Эллис
,
Альберт
Молль
,
Магнус
Хиршфельд
,
Огюст
Форель
,
Альфред
Кинси
и
др
.),
этики
,
эстетики
,
социологии
(
Гюстав
Лебон
и
др
.),
этнографии
(
Джеймс
Фрэзер
и
др
.),
антропологии
,
религиоведения
,
истории
,
структу
-
рализма
(
Клод
Леви
-
Стросс
,
Мишель
Фуко
,
Жак
Лакан
и
др
.)
и
т
.
д
.
Существенное
влияние
на
эволюцию
психоанализа
,
фрейдизма
и
постфрейдизма
оказали
различные
философские
учения
,
в
том
числе
позитивизм
(
Джон
Стюарт
Милль
и
др
.),
волюнтаризм
(
Артур
Шопенгауэр
и
др
.),
философия
бессознательного
(
Эдуард
Гартман
и
др
.),
марксизм
(
Карл
Маркс
),
интуитивизм
(
Анри
Бергсон
и
др
.),
философия
жизни
(
Фридрих
27
Ницше
и
др
.),
феноменология
(
Эдмунд
Гуссерль
и
др
.),
эмпириокритицизм
(
Рихард
Авенариус
,
Эрнст
Мах
и
др
.),
экзистенциализм
(
Жан
Поль
Сартр
,
Мартин
Хайдеггер
,
Карл
Ясперс
и
др
.),
герменевтика
(
Ханс
Гадамер
и
др
.),
религиозно
-
философские
учения
Востока
(
йога
,
дзен
-
буддизм
и
др
.)
и
пр
.,
которые
в
значительной
мере
повысили
уровень
и
теоретический
статус
всех
психоаналитически
ориентированных
доктрин
.
В
свою
очередь
психоаналитические
,
фрейдистские
и
постфрейдист
-
ские
идеи
,
представления
и
концепции
оказали
беспрецедентное
воздействие
на
психологию
,
психиатрию
,
психотерапию
,
сексологию
,
медицинскую
антропологию
,
педагогику
и
пр
.
Они
существенно
повлияли
на
современную
социальную
философию
(
Герберт
Маркузе
,
Жан
-
Поль
Сартр
и
др
.),
социологию
(
Вильям
Огборн
,
Карлтон
Паркер
,
Гизела
Хинкле
,
Дэвид
Рисмен
и
др
.),
этнографию
(
Абрам
Кардинер
и
др
.),
историю
,
правоведение
,
этику
,
эстетику
,
религиоведение
,
социальную
и
культурную
антропологию
(
Бронислав
Малиновский
,
Геза
Рохейм
,
Маргарет
Мид
,
Рут
Бенедикт
и
др
.),
инициировали
и
стимулировали
возникновение
и
развитие
различных
конкурирующих
и
альтернативных
доктрин
.
Комплекс
психоаналитически
ориентированных
идей
и
представлений
оказал
большое
влияние
на
художественную
литературу
(
Арнольд
Цвейг
,
Джеймс
Джойс
,
Стефан
Цвейг
,
Симона
де
Бовуар
,
Жан
Поль
Сартр
,
Уильям
Фолкнер
,
Томас
Манн
,
Теодор
Драйзер
,
Юджин
О
’
Нейл
,
Артур
Миллер
и
др
.)
и
литературоведение
(
Кристофер
Кодуэлл
и
др
.),
различные
направления
(«
поток
сознания
»,
дадаизм
,
сюрреализм
,
мифологизм
и
др
.),
виды
и
жанры
искусства
(
Георг
Пабст
,
Федерико
Феллини
,
Ингмар
Бергман
,
Альфред
Хичкок
,
Джон
Хьюстон
,
Сальвадор
Дали
,
Эрнст
Фукс
и
мн
.
др
.),
менеджмент
,
средства
массовой
информации
,
пропаганду
,
рекламу
,
дизайн
,
деятельность
различных
спецслужб
и
т
.
д
.
Идеи
З
.
Фрейда
и
его
последователей
значительно
преобразили
обще
-
ственное
сознание
и
самосознание
,
духовную
атмосферу
,
элитарную
и
массовую
культуру
,
образ
жизни
и
мировоззрение
людей
XX
в
.
и
стали
неотъемлемой
частью
современного
мира
.
Овчаренко
В
.
И
.
Психоаналитический
глоссарий
.
Минск
, «
Вышэйшая
школа
», 1994,
с
.
9–34
28
Зигмунд
Фрейд
и
Господь
Бог
или
о
внеисторических
приоритетах
некоторых
открытий
психоанализа
М
.
М
.
Решетников
Памяти
моего
Учителя
профессора
Владимира
Семеновича
Лобзина
(1924–1993)
Приступая
к
изложению
материала
с
таким
интригующим
названием
,
должен
просить
читателя
о
снисхождении
,
так
как
к
идее
Бога
мы
обратимся
лишь
в
конце
,
а
в
начале
мне
придется
коснуться
некоторых
общеизвестных
фактов
,
придав
им
,
возможно
,
несколько
отличную
от
традиционной
интерпретацию
.
Как
известно
,
Фрейд
был
убежденным
атеистом
и
неоднократно
публично
и
в
своих
трудах
декларировал
и
доказывал
это
.
Я
не
стану
оспаривать
его
заявления
,
хотя
должен
сказать
,
что
воспитание
в
глубоко
религиозной
еврейской
семье
и
приверженность
идеям
иудаизма
,
по
моему
мнению
,
гораздо
больше
сказались
на
теоретических
построениях
и
мировоззрении
Фрейда
,
нежели
его
несколько
своеобразный
атеизм
.
Он
хорошо
знал
Талмуд
,
Библию
,
особенно
Евангелие
,
и
,
естественно
,
их
духовное
и
литературное
обаяние
не
могло
не
быть
имплицировано
в
его
менталитет
.
Это
,
в
том
числе
реализуемое
на
бессознательном
уровне
,
влияние
,
возможно
,
было
гораздо
большим
,
чем
обычно
представляется
.
В
пользу
такого
предположения
,
свидетельствует
и
то
,
что
в
своих
фантазиях
уже
в
достаточно
зрелом
возрасте
Фрейд
вначале
отождествлял
себя
с
Иосифом
,
упоминаемым
в
Библии
как
толкователь
снов
,
а
позднее
с
Моисеем
,
подчеркивая
при
этом
,
что
не
надеется
увидеть
торжества
своей
теории
так
же
как
Моисей
не
увидел
Земли
Обетованной
.
Юнг
в
этих
фантазиях
представлялся
Фрейду
Христом
,
но
,
думаю
,
позднее
эта
идентификация
была
пересмотрена
.
Несмотря
на
всегда
явно
неудовлетворенное
честолюбие
и
жажду
признания
,
что
вообще
характерно
для
неординарных
личностей
,
несмотря
на
его
,
безусловно
,
нарциссические
по
своей
природе
фантазии
и
заявления
типа
: «
Я
думаю
,
что
я
дал
миру
больше
,
чем
он
дал
мне
», —
сам
Фрейд
,
нередко
апеллировавший
к
самонаблюдению
,
насколько
мне
известно
,
не
оставил
какого
-
либо
анализа
подобных
рационализаций
,
поэтому
попытка
проводимых
здесь
некоторых
параллелей
—
полностью
на
совести
автора
.
После
такого
краткого
вступления
,
вынужденно
опуская
ряд
,
безусловно
,
важных
событий
раннего
детства
и
юности
Фрейда
,
я
напоминаю
,
что
уже
во
время
первых
,
еще
не
называемых
психоаналитическими
,
сеансов
он
обращает
внимание
на
то
,
что
в
рассказах
пациентов
почти
всегда
выявляется
повышенная
фиксация
на
темах
и
29
психотравмирующих
переживаниях
,
так
или
иначе
связанных
с
попытками
или
результатами
совращения
их
в
детстве
преимущественно
со
стороны
близких
родственников
,
и
наиболее
часто
—
дочерей
отцами
.
В
целом
,
и
это
хорошо
нам
известно
из
клинической
практики
,
такие
ситуации
действительно
нередки
в
семьях
с
отягощенным
психиатрическим
анамнезом
.
Как
говорят
психиатры
: «
Родственники
наших
больных
—
это
родственники
наших
больных
».
Позднее
признание
роли
психотравмирующих
ситуаций
раннего
детства
,
особенно
детской
сексуальной
травмы
,
в
качестве
пускового
механизма
психопатологии
вошло
в
число
основных
постулатов
психоанализа
.
Действительно
,
то
,
что
невротические
нарушения
сопровождаются
сексуальными
, —
в
психиатрии
это
общепризнанный
факт
с
конца
прошлого
века
.
Безусловно
,
и
то
,
что
,
как
тогда
,
так
и
сейчас
,
рассказы
невротических
больных
очень
часто
бывают
специфически
сексуально
окрашены
или
тяготеют
именно
к
этой
сфере
человеческих
отношений
.
Тем
не
менее
вопрос
о
первичности
или
вторичности
,
или
закономерной
связи
сексуальных
нарушений
и
невротического
заболевания
,
по
-
прежнему
,
остается
предметом
дискуссии
.
Для
Фрейда
и
ряда
его
современников
повода
для
дискуссии
в
этом
вопросе
не
было
.
Многие
открытия
Фрейда
были
известны
психиатрической
науке
гораздо
раньше
.
Уже
были
описаны
инцест
,
мазохизм
,
садизм
,
ранняя
сексуальность
и
другие
перверсии
.
Но
с
одним
существенным
отличием
—
все
это
изучалось
,
описывалось
и
признавалось
лишь
применительно
к
клинической
(
психиатрической
)
практике
и
считалось
правомерным
в
приложении
к
аномальному
состоянию
психики
и
поведения
.
Что
же
тогда
вызвало
столь
категоричное
неприятие
идей
Фрейда
?
Фрейд
впервые
сказал
,
что
сходные
явления
различной
степени
выраженности
в
той
или
иной
(
явной
или
скрытой
)
форме
присущи
всем
людям
,
представителям
всех
»
сословий
,
не
делая
исключения
ни
для
своих
коллег
,
ни
для
самого
себя
.
Естественно
,
это
было
воспринято
как
вызов
общественной
морали
и
сопро
-
вождалось
соответствующей
реакцией
.
Вспомним
,
что
речь
идет
о
доста
-
точно
религиозном
,
можно
сказать
—
пуританском
(
не
без
элементов
хан
-
жества
)
обществе
конца
XIX
века
,
когда
роман
«
Мадам
Бовари
»
был
запрещен
как
безнравственный
,
а
произведения
Э
.
Золя
вообще
считались
порнографическими
.
Поэтому
обвинения
в
шарлатанстве
было
,
по
-
видимому
,
не
самым
грубым
определением
начала
научной
деятельности
Фрейда
.
И
чтобы
отстаивать
такие
взгляды
,
нужно
было
иметь
не
только
неисчер
-
паемый
источник
своей
правоты
(
а
таковым
еще
не
могла
быть
весьма
скудная
к
этому
периоду
времени
клиническая
практика
Фрейда
),
но
и
обладать
отчаянной
научной
смелостью
,
ибо
вероятность
неприятия
и
осуждения
была
очевидной
,
а
возможность
понимания
и
признания
—
весьма
гипотетичной
.
Через
какое
-
то
время
и
,
как
отмечают
некоторые
историографы
пси
-
хоанализа
,
в
известной
степени
в
угоду
общественному
мнению
,
Фрейд
качественно
трансформирует
свою
гипотезу
и
делает
неожиданное
заклю
-
30
чение
,
что
было
бы
неверно
обвинять
всех
отцов
в
извращенности
,
так
как
в
рассказах
невротических
больных
об
обстоятельствах
возникновения
аф
-
фективных
переживаний
очень
трудно
,
а
нередко
—
невозможно
отличить
истину
от
вымысла
(
и
с
этим
,
я
думаю
,
согласится
любой
специалист
-
практик
независимо
от
его
отношения
психоанализу
).
Сущность
же
трансформации
гипотезы
Фрейда
состояла
в
следующем
:
сексуально
окрашенные
рассказы
пациентов
могут
быть
лишь
продуктом
их
болезненных
фантазий
,
но
эти
фантазии
,
хотя
и
в
искаженном
виде
,
отражают
их
действительные
желания
и
влечения
.
Таким
образом
,
в
новой
интерпретации
гипотезы
Фрейда
речь
шла
уже
не
об
извращенности
отца
,
а
о
бессознательном
желании
дочерей
быть
соблазненными
отцами
.
Так
в
психоанализе
впервые
появляется
комплекс
Электры
.
Идея
о
мальчиках
,
неосознанно
желающих
быть
соблазненными
собственными
матерями
,
широко
известная
далеко
за
рамками
психиатрии
как
комплекса
Эдипа
,
появилась
несколько
позднее
.
Нужно
сразу
отметить
,
что
обе
эти
идеи
у
Фрейда
носят
достаточно
метафорический
характер
,
а
их
некритическое
,
я
бы
сказал
вульгарно
-
примитивизированное
понимание
и
объяснение
—
исключительная
привиле
-
гия
горе
-
аналитиков
и
дикого
психоанализа
.
Тем
не
менее
эта
метафора
достаточно
точно
отразила
объективно
существующие
тенденции
,
в
чем
мы
скоро
убедимся
.
Уже
после
описания
упомянутых
комплексов
,
Фрейд
постулирует
почти
всегда
присутствующую
или
неискоренимую
агрессивность
ребенка
по
отношению
к
одному
из
родителей
,
чаще
—
одного
с
ним
пола
,
объясняя
эту
агрессивность
архаическим
—
фактически
,
генетически
заданным
,
бессознательным
желанием
занять
место
одного
из
супругов
во
внутрисемейных
,
в
том
числе
сексуальных
отношениях
.
И
это
тоже
отчасти
метафора
,
хотя
ее
поведенческие
эквиваленты
хорошо
известны
всем
достаточно
внимательным
родителям
:
в
определенном
возрасте
,
а
именно
—
соответствующем
эдипальной
фазе
психосексуального
развития
ребенка
,
практически
все
наши
дети
в
той
или
иной
форме
высказывают
одну
и
ту
же
идею
: «
вырасту
и
женюсь
на
маме
», —
или
,
соответственно
: «...
выйду
замуж
за
папу
».
Это
настолько
обыденно
,
что
мы
даже
не
удивляемся
,
принимая
этот
вербальный
эквивалент
детских
сек
-
суальных
переживаний
за
одно
из
проявлений
их
сыновей
или
дочерей
,
традиционно
считающейся
бесполой
,
любви
.
Хотя
обычно
ко
времени
этого
заявления
большинство
родителей
уже
многократно
были
свидетелями
проявлений
первичной
детской
сексуальности
,
правда
—
до
этого
направленной
только
на
собственное
тело
,
что
естественно
и
нормально
для
этого
возраста
.
Здесь
я
должен
сделать
одно
необходимое
отступление
.
В
психоанализе
традиционно
считается
,
что
появляющаяся
в
определенном
возрасте
направленность
сексуального
влечения
на
родителя
противоположного
пола
в
норме
через
какое
-
то
время
преодолевается
в
результате
разрешения
эдипова
комплекса
.
Однако
наши
наблюдения