Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основная проблематика невербальной коммуникации
1.1. Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте
1.2. Понятие и определение невербальной коммуникации
1.3. Понятие и сущность эмоций
2. Единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции
2.1. Жесты как форма отражения эмоций
2.2. Классификация жестов в невербальной коммуникации
2.3. Эмоциональная мимика и ее проявление
3. Практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека
3.1.Организация и методы исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов
Список правильных ответов: (1 – отвращение, 2 – смущение, 3 – счастье, 4 – решимость, 5 – страх, 6 – гнев, 7 – удивление, 8 – интерес, 9 – презрение, 10 – грусть).
В ходе исследования мы выделили условные уровни развития умения опознать изображенные эмоции.
Так, к низкому уровню были отнесены подростки, распознавшие от 1 до 3 эмоций, к
среднему – 4-7 эмоций,
к высокому – 8-10 эмоций.
Анализ и интерпретация полученных результатов представлены ниже.
3.2. Анализ и интерпретация результатов
Обобщив результаты диагностики каждого испытуемого по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен) мы получили сводные результаты выраженности умения опознавать изображенные эмоции (Таблица 1).
Таблица 1
Сводные результаты по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен)
№ |
Эмоции |
Балл |
Уровень |
|||||||||
отвраще- ние |
смущение |
счастье |
реши- мость |
страх |
гнев |
удивле- ние |
интерес |
презре- ние |
грусть |
|||
1 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
НУ |
2 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
СУ |
3 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
ВУ |
4 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
ВУ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
ВУ |
6 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
СУ |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
ВУ |
8 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
ВУ |
9 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
НУ |
10 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
СУ |
11 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
СУ |
Продолжение таблицы 1
12 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
СУ |
13 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
СУ |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
ВУ |
15 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
СУ |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
ВУ |
17 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
СУ |
Кол-во/% |
13 76,5% |
9 52,9% |
14 82,3% |
7 41% |
12 70,5% |
11 64,7% |
14 82,3% |
15 88,2% |
8 47% |
16 94,1% |
Таким образом, проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:
- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;
- у 8 (47%) выявлен – средний,
- у 2 (11,8%) – низкий.
Для наглядности представим полученные результаты в таблице 2 и представим в виде диаграммы (Рис 2.).
Таблица 2
Уровневое распределение по результатам методики «FAST» (П. Экман, У. Фризен) (%)
Уровень |
Кол-во |
% |
Высокий |
7 |
41,2% |
Средний |
8 |
47% |
Низкий |
2 |
11,8% |
Всего |
17 |
100% |
Рис. 2 Уровневое распределение по результатам методики «FAST»
Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:
- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,
- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),
- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,
- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),
- на пятой - страх 12 (70,5%),
- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),
- на седьмой - смущение 9 (52,9%),
- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,
- решимость – 7 (41%) – девятая.
Таким образом, в ходе практической части исследования, с целью изучения умения распознавать и описывать эмоции человека нами была проведена диагностика. В состав исследуемой группы вошли 17 учащихся 9 класса.
В качестве диагностического инструментария была выбрана методика FAST, предложенная П. Экманом и У. Фризеном.
Обобщив результаты диагностики мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:
- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;
- у 8 (47%) выявлен – средний,
- у 2 (11,8%) – низкий.
Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:
- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,
- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),
- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,
- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),
- на пятой - страх 12 (70,5%),
- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),
- на седьмой - смущение 9 (52,9%),
- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,
- решимость – 7 (41%) – девятая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции - психические явления, отражающие в виде переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоции человека - это своеобразная организация сигналов, которые дают понять собеседнику характер потребностей человека. Специфика эмоций в жизни человека заключается в том, что они выступают прямым выражением связи потребности и способов ее удовлетворения. Роль эмоций в жизни человека заключается и в том, что они, по сути, являются направляющими указателями и стимулами для человеческой деятельности любого рода.
Переживание эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенное внешнее или внутреннее проявление. Как только возникает эмоциональное возбуждение - немедленно реагирует организм.
Внешне эмоции и чувства демонстрируют: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации речи, расширение или сужение зрачков и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление. В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживанию эмоции и чувства могут быть выражены по-разному.
На современном этапе наблюдается резкий рост интереса со стороны ученых к выражению эмоций человека невербальными средствами. Ведь по лицам людей не меньше, чем по словам, можно судить об их актуальном психологическом, в частности эмоциональном, состоянии, например: нервничают они, удивлены чем-то, сердятся или радуются.
Получила развитие новая область науки под названием «Язык тела». Ученые смогли разделить на маленькие составные части наше поведение и бессловесное общение с другими людьми и насчитали 700 000 различных жестов и сигналов. Стало известно, что мы каждый час посылаем сотни невероятных сообщений, которые наши собеседники воспринимают и верят им больше, чем нашим словам. Язык тела может рассказать окружающим о чувствах и настроении человека.
Научившись читать язык жестов, тела, легко определить психоэмоциональное состояние собеседника, исследовать, что он скрывает под маской равнодушия или веселья, успешно наладить эффективное общение с ним.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия, 2014.- 536с.
- Вемь А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
- Гласс Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
- Дмитриева Н.Ю. Общая психология. – М: Эксмо, 2019. - 238с.
- Дмитриева Л.И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
- Дэвидсон Р. , Как эмоции управляют мозгом; Питер - Москва, 2012. - 256 c.
- Жалпанова Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2011. - 752 с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. - М.: Проспект, 2016.- 300с.
- Мальцева И. А. Жесты. Привет - пока. - М.: Карапуз, 2015. - 578c
- Мельник А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с. 14.
- Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни; Советская Россия. - Москва, 2010. - 272 c.
- Пиз А. Язык телодвижений / А.Пиз, Б.Пиз. - М.: Эксмо, 2017.-465с.
- Равенский Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252 c.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
- Рюкле Х. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
- Спейс Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
- Штереншис М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.