Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3600

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как передает News.kz со ссылкой на исследование компании «Студия Аналитические Решения», с мая текущего года в Казахстане в малом бизнесе идет снижение работающих компаний. За пять месяцев малых юридических лиц стало меньше на 4 тысячи. По итогам октября 2013 года работающих компаний в малом бизнесе всего 100 962. За месяц активность приостановили 468 компаний. «Малый бизнес снизил обороты в 9 регионах. Самый большой отток в Алматы. Количество работающих малых компаний сократилось на 580 (на 2,6%) до отметки в 21,9 тыс.» [11].

Если малый бизнес с той же активностью будет «сворачивать» свою деятельность, т.е. еще до вступления Казахстана в ВТО, то соответственно уровень безработицы может резко возрасти. В то же время, по официальным данным Агентства РК по статистике в I квартале 2014 года  численность безработных составляла 464 тыс. человек, а уровень безработицы – 5,1%, в сравнении с данными за I квартал 2013 года этот показатель снизился на 10,4 тыс. человек, уровень безработицы меньше на 0,2% [12].

Согласно оперативным данным указанного Агентства в октябре 2014 года на крупные и средние предприятия и организации принято 82,3 тыс. человек, выбыло по различным причинам 78,4 тыс. человек. Среди выбывших работников уволившиеся по причинам текучести составляют 85,5%, в связи с сокращением численности персонала или ликвидацией предприятия – 3,1%, по другим причинам – 11,4%. В октябре т.г. коэффициент оборота по приему составил 2,5%, оборот по увольнению – 2,4%, коэффициент текучести рабочей силы – 2,1%. Коэффициент замещения рабочей силы за данный период составил 105,1% [13]. Эксперты Международной организации труда (далее - МОТ) утверждают, что тенденция к росту безработицы на мировом рынке труда в 2014 году сохранится: только за 2013 год количество безработных возросло на 5 миллионов человек, а к 2016 году эта цифра приблизится более чем к 200 миллионам [14]. Эти шокирующие на первый взгляд цифры могут являться своего рода предсказанием МОТ о росте сокращений рабочих мест, расторжений трудовых договоров в будущем, и, следовательно, может возрасти количество нарушений трудовых прав работников. Потому как сокращение рабочих мест идет в ногу с незаконным расторжением трудового договора по инициативе работодателя, следует заключить: идет сокращение «не - угодных» работодателю работников.

Нельзя не согласиться с мнением А.М. Куренного, который считает, что нормальная предпринимательская деятельность граждан и иных ее субъектов, цивилизованные отношения в сфере труда возможны лишь при наличии определенных традиций в этой сфере и при условии взвешенного подхода государства к решению возникающих в этой сфере проблем, что в немалой степени определяется состоянием правовой культуры всех участников этой деятельности [8, с.240].

Современные работодатели Казахстана в большей степени озадачены вопросами, связанными с усилением конкурентной борьбы предпринимателей за охват и расширение рынка сбыта, что порой негативно отражается на защищенности работников, ослабляя ее. Стремление работодателя к росту экономических показателей бизнеса и естественно минимизации его издержек, как правило, приводит к пренебрежению интересами работников. Эти пренебрежения в основном связаны с урезанием принадлежащих работнику социальных благ, сокращением переменной части заработной платы, незаконным расторжением трудовых договоров по инициативе работодателя, не соблюдением установленного трудовым законодательством РК норм рабочего времени и времени отдыха и т.д. Все это сказывается на увеличении числа нарушений трудового законодательства, следовательно, нарушений трудовых прав и увеличивается количество лиц, нуждающихся в защите своих трудовых прав.


Как отмечают Т.М. Абайдельдинов и Б.Т. Жумагулов, «последние изменения, происходящие в трудовом законодательстве РК, вызванные, в первую очередь, с принятием Трудового кодекса РК (далее - ТК РК) и некоторых отдельных нормативных правовых актов в сфере регулирования социально трудовых отношений, обусловлены, прежде всего, объективными потребностями общества в регламентировании отношений с наймом рабочей силы в условиях рыночной экономики». Так же авторы указывают, что «принятие законодательным органом Республики Казахстан ТК РК, а также является важным шагом в деле построения демократического, светского, правового и социального государства, так как Трудовой Кодекс РК определил не только цели и задачи трудового законодательства в современных экономико-политических условиях становления рыночных отношений, но и провозгласил приоритетные принципы, отражающие международные стандарты в сфере труда, установил новые положения и институты, ранее не имеющие место ни в Законе Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан», ни в иных нормативных правовых актах» [15, с.10,11]. Представляется верным выводы авторов.

Конституционные права и свободы в сфере труда работников и работодателей являются объектом защиты. Для защиты экономических прав от государства требуются активные действия: принятие и реализация социально-экономических программ, проведение эффективной социальной политики. В наибольшей степени в защите нуждаются социально-трудовые права, которые стороны реализуют, вступая в трудовое правоотношение. Государство не должно снимать с себя обязанности по разработке и реализации государственной политики в области труда и занятости в форме национального проекта [6, с.93]. Ведь одним из фундаментальных направлений деятельности государства является совершенствование его социальной политики [17, с. 1].

Так, в 2011 году Правительством РК была разработана и утверждена программа «Дорожная карта занятости-2020». Основанием для ее разработки послужило Послание Президента Республики Казахстан народу «Стратегия Казахстан – 2050». В нем глава государства назвал безработицу одной из главных угроз и прямо указал на меры, которые необходимо предпринять для решения этой проблемы в Казахстане. В частности, Нурсултан Назарбаев отметил: «Фактическое трудоустройство должны обеспечивать все программы, реализуемые в стране, – и государственные, и отраслевые, а не только какая-то их часть. Поэтому поручаю Правительству и акимам уже в 2013 году интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса, разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами» [18].

В ходе реализации задач, поставленных в «Дорожной карте занятости-2020», к 2016 году планируется достижение следующих результатов: уровень бедности должен быть не выше 6%; уровень безработицы – не выше 5%; доля продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения должна увеличиться до 64,5%. Данная программа включает в себя необходимые в современных условиях оперативные меры реагирования в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, а также системные меры по обеспечению продуктивной занятости казахстанцев.


Реализация «Дорожной карты занятости-2020», в первую очередь, направлена на повышение эффективности казахстанского рынка труда, обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей - на содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости. «Дорожная карта» является логическим продолжением «Программы занятости-2020», принятой в 2011 году [18]. В настоящее время необходимо наличие активной позиции государства в сфере защиты трудовых прав, в том числе и для эффективного существования рыночной экономики.

Е.Н. Нургалиева отмечает, что регулируя волевые общественные отношения, государство воздействует на волю субъектов права строго ограниченным числом приемов и способов, которые в свою очередь определяются характером подвергающихся правовой регламентации общественных отношений, т.е. предметом регулирования [19, с.3].

Трудовое право с самого своего появления имело социальное назначение. Это объясняется тем, что задачей этой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой – необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя [6, с.241]. Государство в свою очередь гарантирует каждому, чьи права и свободы были нарушены, право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено официальными лицами [20, с.422].

Безусловно, было бы большой ошибкой рассматривать вопросы регулирования отношений в сфере труда в отрыве от общих проблем макро и микроэкономики, от социальных проблем. Любые проблемы могут и должны решаться лишь в комплексе. Тем не менее, каждая из отраслей законодательства имеет свои специфические методы воздействия на регулируемые ею общественные отношения. В этом плане трудовое право продолжает выполнять свою специфическую роль [8, с.32]. В юридической литературе не раз подчеркивалось, что возникновение трудового права, как самостоятельной отрасли, является следствием его социального предназначения, выражающим потребности защиты права на труд как естественного права человека. Но осознание этой сущности пришло к человечеству через сложные этапы формационного развития. Сама потребность объективирования естественных прав в сфере труда проявилась в условиях определенной стадии в эволюции общественного труда [21, с.17].

Современные исследователи проблем прав человека называют следующие этапы в их периодизации: первый - зарождение идеи (со второй половины 5 в. до н. э.) и формирование учения о правах человека (с Нового времени); второй - позитивное закрепление прав человека как системного образования (со второй половины 18 в.); третий - социализация прав человека (конец 19 начало 20 в.); четвертый этап - интернационализация прав (с середины 20 столетия); пятый этап - глобализация прав человека (на рубеже 20-21 вв.) [22, с.128]. На основании вышеуказанной периодизации, можно сделать вывод, что сама идея о защите трудовых прав зародилась в периоде социализации прав человека, т.е. в конце 19 и в начале 20 века.


Под влиянием стремительно нарастающих социальных конфликтов, преобразования идеи прав человека к середине 19 в. государство уже не могло безучастно созерцать бедственное положение рабочего класса и официально не реагировать на его выступления и требования. К этому времени для общества уже вполне прояснились все предпосылки защиты права на труд как самостоятельной имущественной и духовной ценности: наемный труд обособлялся в качестве отдельной экономической и юридической категории, признание его значимости связывалось с потребностями промышленного производства, объективировалась и главная угроза его неприкосновенности как следствие жесточайшей эксплуатации его носителей. Глубокая характеристика причин и следствий нещадного угнетения трудящихся масс при капитализме была дана в трудах теоретиков социалистической идеи. Исследуя статистические данные о положении рабочих середины 19 в., К. Маркс отмечал, что в Англии и Шотландии худшие из уголовных преступников - каторжники - работают гораздо меньше и питаются гораздо лучше, чем английские и шотландские сельскохозяйственные рабочие [23, с.6]. Протестуя против присвоения капиталистами прибавочного продукта непосредственных производителей, К. Маркс и Ф. Энгельс выступили за освобождение наемного труда с позиции теории социализма, доказывая, что губительное истощение духовной и физической энергии пролетариев может быть преодолено при переходе общества к новой формации, основанной на коллективной форме собственности на средства производства. При этом, по их мнению, было неизбежно изменение социального назначения труда [21, с.35].

Ф. Энгельс писал: возможен новый общественный строй, при котором средства для существования, пользования радостями жизни, получения образования и проявления всех физических и духовных способностей в равной мере, со все возрастающей полнотой будут предоставлены в распоряжение всех членов общества благодаря планомерному использованию и дальнейшему развитию уже существующих огромных производительных сил, при одинаковой для всех обязанности трудиться. Общеизвестными стали тезисы классиков социалистической демократии о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Французский социалист Шарль Фурье писал, что провозглашенные права в условиях господства частной собственности не станут реалиями, не будучи обеспеченными правом на труд. Зарождение и распространение в 19 в. марксизма во многом способствовало тому, что общество в этот период вплотную приблизилось к внедрению механизмов защиты права на труд, что в первую очередь проявилось в создании юридических регламентаций об отношениях по поводу применения наемного труда [21, с.36].

В странах Запада первые акты трудового законодательства начали приниматься еще в средние века, а уже вначале XIX в. в передовых европейских странах были легализованы профсоюзы, начали создаваться фабричные инспекции, вводилось законодательное ограничение применения детского и женского труда. В Конституции Франции 1848 г. уже провозглашалось право на труд [24, с.92]. Первые, хотя и очень робкие попытки государственного регулирования трудовых отношений были предприняты в Англии [25, с.16]. Е.Б. Хохлов справедливо полагает данный период весьма значимым для формирования трудового права как особой отрасли [26, с.18].


Принимая во внимание вышеуказанное можно сделать вывод, что трудовое право, как отрасль права, появилось именно с целью защиты прав трудящихся. Появилось и развивалось оно в рамках гражданского права, а главной причиной обособления трудового права и выделения его в качестве отдельной отрасли права является его главная функция необходимость реализации защитной функции трудового права.

В тоже время построение настоящего правового, социального государства невозможно без конкретных действий, направленных на совершенствование и реализацию юридических гарантий в сфере труда и применение новых, результативных способов и форм защиты, трудовых прав работников. Т.Ю. Коршунова отмечает, что, в частности они должны сочетаться с соответствующей юридической деятельностью негосударственных образований (адвокатов, профсоюзов, других общественных ассоциаций, трудовых коллективов, комиссий по трудовым спорам и т.д.), то есть в разрешении задач по защите трудовых прав должны быть включены и атрибуты гражданского общества, как устойчивой системы социальных связей, в которой оформляются и реализуются экономические, профессиональные, культурные и иные повседневные интересы людей [27, с.35,36].

Прежде всего, о защите права принято говорить при общей характеристике конституционного строя правового государства в связи с необходимостью признания, соблюдения и защиты прав личности как его главной задачи, при выяснении ценностных качеств права [28, с.53]. При этом под правовым государством подразумевается государство, которое опирается на право при регулировании отношений с участием, как своих подданных, так и внутренних организационных отношений, отношений между государством и его подданными [29, с.177].

Правовое государство не ограничивается принятием и провозглашением нормативных предписаний. Оно уделяет большое внимание обеспечению того, чтобы они в обязательном порядке претворялись в жизнь, чтобы они реально направляли действия и поступки всех физических и юридических лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Правореализующее направление деятельности государства относится к числу приоритетных, в связи с чем «бумажное», недействующее законодательство сведено к минимуму, тогда как в этатистском государстве его «завалы» никто не старается даже расчищать. Поскольку каждый субъект общественных отношений убежден, что действующие нормативные акты государственных органов надо обязательно выполнять (иное просто исключается), поскольку это способствует созданию особой обстановки незыблемости правопорядка и препятствует распространению юридического нигилизма в обществе и пренебрежительного отношения людей к праву [30, с.326,327]. В случае обнаружения нарушений правопорядка (особенно нарушений прав и свобод граждан) незамедлительно вводится механизм правового регулирования и правовой защиты [30, с.329].