Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности логистических издержек в торговых компаниях
1.1 Характеристика логистических издержек и их классификация
1.2 Способы управления логистическими издержками в торговой компании
Глава 2. Анализ логистических издержек на примере ООО «Дара»
2.1 Анализ логистических издержек ООО «Дара»
2.2 Предложения по управлению логистическими издержками ООО «Дара»
При построении модели DRP наибольшие усилия требуются для выделения всех операций процесса дистрибьюции и соотношения их (на основе эмпирического анализа) с коэффициентами производительности.
В управлении издержками в мировой практике широко используются системы «direct-cost» и «standard-cost». Первая из них основывается на расчете себестоимости путем разделения затрат на постоянные (не зависящие от количества произведенной продукции за определенный период) и переменные (прямо зависящие от количества произведенной продукции). При расчете себестоимости конкретной продукции учитываются только переменные (прямые) издержки, так как постоянные (косвенные) затраты распределяются на весь перечень выпускаемой продукции, т.е. относятся к общефирменным издержкам. По системе «standard-cost», расчет затрат производится на базе нормативов, а управление осуществляется по отклонениям фактических затрат от нормативных.[4].
Указанные системы расчета издержек являются действенными инструментами современного подхода к ценообразованию и управлению затратами. Однако практическое их применение требует согласования с учетной политикой фирмы и налоговым законодательством. В то же время данные системы могут быть использованы для внутреннего анализа издержек и при разработке программ снижения затрат.
Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат
Правила анализа логистических затрат
1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.
2. Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.
3. Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.
4. Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.
5. Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.
6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.
7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.
8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.[9].
Методы анализа логистических затрат
1. Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат.
2. Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.
3. Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.[25].
Пути снижения уровня логистических затрат:
1. Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.
2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).
4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов.
6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.
7. Компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.
8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.
9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений.
Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).
Глава 2. Анализ логистических издержек на примере ООО «Дара»
2.1 Анализ логистических издержек ООО «Дара»
ООО «Дара» — поставщик материалов и комплектующих для производства корпусной мебели. Компания присутствует на рынке с 1995 года. За это время компания стала одним из крупнейших поставщиков нескольких сотен мебельных фирм большинства регионов России. Наш ассортимент состоит более чем из 95 000 позиций — от ЛДСтП до крепежных элементов — и включает в себя материалы и комплектующие, необходимые для производства любой модели современной корпусной мебели. Компания доставляем товар любым видом транспорта во все регионы РФ.
Цель компании не просто поставить материалы и комплектующие для производства корпусной мебели – она берет на себя решение целого комплекса проблем снабжения вашего предприятия.
С целью совершенствования учета, анализа и регулирования логистических издержек по функциональным циклам рассмотрим состав показателей, выявленных на основе факторного анализа информации, отчетных форм, действующих в качестве обязательных предприятий. В данной таблице классифицируются показатели выполнения логистических операций при прохождении материального и связанных с ним потоков в составе функционального цикла. Для оценки эффективности функциональных циклов необходимо рассмотреть эти показатели в динамике и сравнить их с отраслевыми стандартами.
В таблице 4 приведен отчет об уровне логистических издержек и сервиса, а также отчет о производительности.
Рассмотрим особенности организации учета и аналитических работ в отделе логистики (на примере компании, поставляющей мебельную фурнитуру). Ежемесячно в отделе логистики компании подводятся итоги расходов по следующим статьям:
- Таможенные пошлины.
- Брокерские услуги (с разбивкой по фирмам-брокерам).
- Складские услуги (с указанием площади складирования).
- Транспортные расходы (с указанием компаний перевозчиков).
Ассортимент составляет 95 000 наименований (данные прайс-листа), а география транспортировки грузов охватывает всю территорию России (включая Дальний Восток) и страны СНГ. Основное влияние на изменение логистических затрат оказывает объем поставляемых комплектующих.
При расчете бюджета на планируемый год по отделу логистики используется среднемесячный показатель затрат по текущему году и к нему добавляется заложенный процент прироста объемов продаж.
Данные после сведения всех указанных затрат предоставляются в финансовый отдел. Используемая для этого форма учета затрат представлена в таблице 3.
Таблица 3
Логистические издержки и показатели производительности ООО «Дара»
Анализ результатов ежемесячного учета затрат по отделу логистики включает:
- сведение всех фактически понесенных затрат в единую таблицу;
- сравнительный анализ результатов текущего периода с результатами прошлого (помесячно);
- анализ расхождений.
Причинами расхождений могут быть:
- увеличение объема поставок дорогостоящих комплектующих из-за чего произошло увеличение затрат по таможенным пошлинам в текущем месяце;
- увеличение/изменение стоимости перевозок из-за изменения количества дальних перевозок в текущем месяце;
- изменение в складских затратах, возникающее из-за ежемесячного изменения площади складирования (например, если договор складирования был оформлен на постоянно зафиксированные (60 м2) площади, а потребовалась дополнительная площадь, реально; «плавающая» площадь необходима для складирования остатков инсталляционных/расходных материалов, которые остаются после сдачи/приема оборудования в эксплуатацию (среднемесячные показатели остаются примерно одинаковыми в течение года).
По итогам года проводится сравнение и анализ фактических затрат с заложенными в бюджете.
Помимо куммулятивного учета затрат в отделе логистики ведется учет длительности логистических циклов. Эти данные отражают эффективность работы отдела логистики. Сравнивая помесячные показатели, можно выявить «провалы» в логистических процессах (с позиций стандартов длительности логистических циклов) и провести анализ результатов работы. Например, объектом анализа может быть время исполнения заказа и время, прошедшее со дня размещения заказа до дня поступления заказа на таможню (например, согласно условиям контрактов, данный срок составляет четыре недели, поэтому, проводя учет затраченного времени, можно анализировать правомерность условий и степень выполнения контракта).
При размещении заказа на бланке указывается конечная дата поставки необходимого комплектующего. После выполнения заказа фиксируются данные о дате поставки комплектующего на таможню, а также примерные данные по времени таможенного оформления. Все эти сведения после обработки по специальной программе оформляются в день размещения заказа либо на следующий день. Основываясь на этих данных и сроках поставки комплектующих, координируется транспортировка необходимых запчастей со склада клиенту. При оформлении заявки на транспортировку (основываясь на сроках поставки) заранее выбирают транспортную компанию (из числа партнеров) и вид транспорта. В этом случае транспортировка будет оптимальной с точки зрения всех видов затрат (для формирования этих данных заполняется общая таблица, которая пополняется ежедневно).
Кроме того, отдел логистики ежемесячно предоставляет данные о складских запасах, которые включают так называемый «возрастной ценз», т.е. срок, в течение которого запчасть уже находится либо на складе, либо у клиента и до сих пор не установлена. Эти данные необходимы сервисному отделу, который распределяет текущие и будущие работы, и коммерческому отделу, который работает с клиентами по послегарантийным ремонтам.
Таким образом, в работе отдела логистики появляется возможность разносторонне использовать результаты учета затрат как в стоимостном выражении, так и во «временном» разрезе, а также определять показатель «возрастного ценза» складских запасов. Совокупность показателей сервиса, производительности, замораживания капитала в запасах и др. создает базу для оценки эффективности ЛС и ее звеньев и поиска путей ее повышения.
2.2 Предложения по управлению логистическими издержками ООО «Дара»
Важность четко работающей на предприятии комплексной системы управления издержками трудно переоценить. Например, при уровне рентабельности 15% сокращение издержек на 6% по своему влиянию на прибыль равноценно росту реализации на 33%. Аналогичное изменение издержек с обратным знаком может нанести сокрушительный удар по благосостоянию предприятия.
Измерение и анализ логистических издержек предприятия является первым этапом системы управления издержками. Это целостная аналитическая процедура, которая включает в себя следующие этапы:
- Сбор данных по издержкам на основании принятой системы центров затрат и центров прибыли.
- Выделение переменной части всех видов издержек, приходящейся на единицу продукции (на основании информации об издержках в течение последних 6-10 месяцев).
- Локализация постоянных издержек по видам продукции с использованием АВС-метода.
- Проведение стандартного анализа безубыточности, который выражается в оценке точки безубыточности, запаса безопасности и прибыльности для каждого вида продукции.
- Проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет оценить объем продаж для достижения заданной величины прибыли, и оценка запаса безопасности для планируемого объема реализации.
В реальной практике нельзя ограничиваться только этой аналитической процедурой. Данная процедура должна использоваться непрерывно в процессе деятельности предприятия. На рисунке 4 представлен вариант реализации системы непрерывного анализа и планирования логистических издержек. Существенной частью этой системы является совместный анализ двух дополнительных факторов: