Файл: Товароведение и его задачи в условиях рыночной экономики в (ОКВЭД 10.71) пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфическими операциями подготовки продовольственной продукции к продаже являются операции, необходимость исполнения которых перед подачей товара в торговый зал связана со спецификой конкретного товара. В качестве примера подобных операций выступает фасовка весовых продовольственных, а также отдельных мелкоштучных непродовольственных товаров, а также предыдущие группировки мелкоштучных товаров[20].

Осуществление исполнения операций по подготовке товаров к продаже возлагается непосредственно на продавцов, которые проводят данные операции к открытию магазина. Важным условием эффективной реализации подобных операций является наличие в магазине соответствующего оборудования, инструментария и материалов.

Подготовка к продаже товара формирует предпосылки для использования самообслуживания и прочих прогрессивных методов продажи, обеспечивая достаточно высокий уровень производительности труда продавцов в процессе торгового обслуживания. Помимо этого, подготовка к продаже продовольственной продукции определяет сокращение товарных потерь, снижение затрат на обращение, увеличивает эффективность функционирования магазина. Кроме того, подготовка к продаже продовольственной продукции дает возможность увеличить культуру обслуживания покупателей. Централизация мероприятий по подготовке продовольственной продукции к продаже предполагает применение современного высокопроизводительного оборудования, сокращение количества технологических операций в магазине и рациональное использование площади при реализации подготовки товара к продаже.

Исполнение операций по подготовке продовольственной продукции к продаже формирует возможность для представления товаров в надлежащем виде в торговом зале. Для осуществления перемещения продукции в торговый зал применяются ручные и электрические грузовые тележки, тара-оборудование и прочее. Товары, которые подготовлены к продаже, перемещаются непосредственно в торговый зад для пополнения товарных запасов на то время, когда на полках находится минимальное количество товара для устранения дефицита.

Кондитерские изделия – пищевые продукты, которые обладают хорошими вкусовыми характеристиками и красивым внешним видом. Производство кондитерских изделий осуществляется из сахара, патоки, плодов и ягод, муки, крахмала, орехов, какао-бобов, жиров, яиц, кислот, ароматических эссенций и прочего.

Главным торговым помещением считается торговый зал. Он работает для размещения рабочего и выставочного запаса продуктов, тут делается подбор продуктов потребителями, исполняются расчетные операции за отобранные продукты, оказываются разные дополнительные услуги покупателям. Приспособление и планировка торгового зала магазина отвечает потребностям рациональной системы совершаемых тут операций. Важными из данных требований считаются: свободное перемещение покупательского потока; снабжение кратчайших путей перемещения продуктов из зон хранения и подготовки продуктов к реализации к участкам их выкладки и размещения; создание условий неплохой просматриваемости и удобств для ориентации клиентов[21].


Главную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые считаются главными средствами художественной выразительности композиции интерьера. Материалы, применяемые для отделки комнат торгового зала, обладают звукопоглощающими возможностями, экономичны в эксплуатации[22].

Важные требования предъявляются к свету торгового зала. Для определения степени непосредственного освещения рассчитывается оптический фактор (Кс) по следующей формуле:

==0,145

где Sз.п. - площадь застекленной поверхности;

Sп.т.з - площадь пола торгового зала (торговый зал 1 этажа).

Этот показатель должен составлять не менее 0,125. В магазине кондитерской фабрики «Сибирь» он равен 0,145. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня. Поэтому для освещения торгового зала магазина широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь бла­гоприятный спектральный состав.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов. Установочная площадь представляет собой площадь, на которой размещается оборудование. Для этих целей магазине кондитерской фабрики «Сибирь» отведено около 30% площади торгового зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала определим путем расчета коэффициента установочной площади по формуле:

= 54 / 180 = 0,3

где Ку – коэффициент установочной площади;

Sу - установочная площадь;

Sт.з - площадь торгового зала.

Но эффективность применения площади торгового зала обусловливается не только степенью применения ее под установку оснащения. Принципиально еще и то, чтобы установочная площадь была продуктивно применена под выкладку продуктов, что имеет возможность быть достигнуто при освещении торгового зала оборудованием, имеющим довольно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) вычисляется как сумма площадей всех частей оборудования (стеллажей, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены продукты. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных продуктов.

Показателем, описывающим степень применения площади торгового зала под выкладку продуктов, считается коэффициент применения площади торгового зала под выкладку товаров.


Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. В магазине кондитерской фабрики «Сибирь» этот показатель составляет 72,6%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов клиентов. При определении ширины доступов учитывается насыщенность покупательского потока, т. е. количество клиентов, приходящихся на единицу площади. Для создания удобных условий перемещения клиентов нужно от 4 до 10 кв. м торговой площади на клиента.

Организация процесса продажи и форма обслуживания покупателей включает в себя следующие этапы:

- ознакомление покупателя с реализуемой продукцией;

- формирование мотивации выбора товаров покупателем;

- осуществление отбора выбранных товаров;

- проведение расчета за отобранные товары.

Транспортные средства, которые доставляют товар в магазин без задержки разгружаются с продукцией предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь». Разгрузка осуществляется с соблюдением общих правил исполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие в магазин товары доставляются в зону приемки магазина. Приемка производится товароведом. Осуществление приемки кондитерских изделий производится в соответствии с инструкцией «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству».

Приемка кондитерских изделий в магазине предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» производится в соответствии с массовой, числом мет, единиц фактически поставивших товаров с показателями счетов-фактур, а также товарно-транспортных накладных и прочих сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительной документации, то формируется акт с указанием отсутствующих документов, а товары принимаются на хранение.

Приемка кондитерских изделий проводится в кратчайшие сроки. Так, товары, которые поступили без тары, в открытой или поврежденной таре, принимаются в момент их доставки в магазин. Кондитерские изделия, которые поступили в магазин в исправной таре, принимаются в момент получения от поставщика в соответствии с массой нетто и количеством товарных единиц в каждом месте со вскрытием тары. Если в процессе приемки выявляется недостача, приемка товаров в этом случае приостанавливается. В рамках приемки продукции кондитерской фабрики «Сибирь» обеспечивается сохранность продукции. При выявленной недостаче составляется акт.


Кондитерские изделия в магазин предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» принимаются в соответствии с сопроводительными документами. На наружной таре указывается маркировка с содержание даты выпуска, сроком продажи. Данные изделия принимаются по количеству мест, массе и качеству. Кондитерские изделия штучные принимаются в обязательной выборочной проверкой фактической массы товара, приемке не подлежат те кондитерские изделия, которые имеют истекший срок хранения, имеют деформированную или нарушенную упаковку, имеют признак порчи, а также располагают посторонним привкусом и запахом.

2.3. Разработка рекомендаций по развитию товароведения в области подготовки к продаже кондитерских изделий

Товарная обработка продовольственной продукции производится для обеспечения сохранения качества продукции на достаточно длительный срок, товару придается привлекательный внешний вид, производится количественное разделение продукции, которая наиболее интересна потребителям.

Ключевые операции по товарной обработке продовольственной продукции – количественная и качественная приемка, распаковка, сортировка по видам и сортам, проверка упаковки, маркировка, проведение очистки товаров, фасовка и придание продукции товарного вида, осуществление составления ценников[23].

Количественная и качественная приемка продукции проводится материально-ответственными лицами, к примеру, товароведом. Приемка продукции регулируется соответствующими положениями договоров, стандартов, инструкций П-6 и П-7 относительно приемки товаров по количеству и качеству.

В магазинах кондитерских изделий предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» не предусмотрена выкладка по образцам, однако такой способ размещения товара достаточно удобен и рационален. Так, после выбора товара и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, которые соответствуют образцу. При подобном методе обслуживания рабочие запасы размещаются отдельно от образцов. Подобный метод организации продаж удобен тем, что на довольно небольшой площади торгового зала возможно выставление широкого ассортимента предлагаемой предприятием продукции.


Выставленные таким образом товары снабжаются оформленными ярлыками, в которых производится указание наименования товара, изготовителя и цены. При необходимости продавцами может быть оказана консультативная поддержка.

При продаже кондитерских изделий крупными партиями возможно организовать доставку покупателям со склада магазина и потовых баз, что в существенной степени сократит потребность в складских помещениях, снизить совокупные транспортные расходы на доставку кондитерских изделий, а также избавит покупателя от лишних хлопот, которые связаны с доставкой приобретенной продукции[24].

Кроме того, при реализации продаж по образцам сокращается система предварительной подготовки по продаже кондитерских изделий. У продавца нет необходимости осуществлять фасовку товара по весу, так как фасовка производится по запросу потребителя. В этом плане процесс организации подготовки по продаже кондитерских изделий в магазинах предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» упрощается и тем самым ускоряется процесс торгового обслуживания потребителя, снижается нагрузка на персонал магазина по подготовке товара к продаже. Между тем, ключевые операции по подготовке продовольственной продукции сохраняются, в частности, распаковка, сортировка, облагораживание и маркировка. Облагораживание производится по мере необходимости. Как правило, доставка осуществляется в коробках и ящиках логистической компанией с учетом специфики перевозимого товара, в результате магазин получает зачастую в удовлетворительном состоянии упаковку кондитерских изделий.

Особое внимание следует уделить на маркировку и комплектование продукции. В силу существенного потока кондитерских изделий в магазинах предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» можно обеспечить применение современных приборов маркировки поступающей продукции для оперативного учета. Маркировка продукции предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» по большей части проставляется на фасовочные коробки. Для этого может применяться принтер для маркировки Zebra S4M, которая даст возможность сократить время на маркировку больших партий кондитерской продукции. Ключевыми преимуществами использования указанной модели в процессе маркировки можно отметить большой графический дисплей легкая интеграция в логистических решениях с поставщиком, возможность печати текста, использование красящей ленты.

Для оперативной ориентации среди множества коробок кондитерской продукции предприятия предлагается применять технологию штрих-кода, что ускорит процесс считывания информации по необходимой номенклатуре товара. Информация на этикетке-штрих-код дает возможность оптимизировать функционирование магазина и избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.