Файл: Товароведение и его задачи в условиях рыночной экономики в (ОКВЭД 10.71) пищевой промышленности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты товароведения
1.2. Основные тенденции развития товароведения
1.3. Направления и задачи товароведения в рыночной экономике
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Особенности товароведения в области подготовки кондитерских изделий к продаже
Введение
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что увеличивается роль и значение торговли, непосредственно торгового обслуживания потребителей. Достаточно трудоемким процессом в технологическом обслуживании магазинов является подготовка продовольственных товаров к продаже. Необходимость осуществления исследований в сфере организации и технологии подготовки продовольственных товаров к продаже в магазине не утратила свою актуальность в настоящее время и наоборот получила более широкий интерес в связи с развитием конкуренции и совершенствованием торгового процесса.
Важное место занимает предпродажная подготовка продукции, так как данный процесс позволяет ускорить реализацию продукции, тем самым повышая культуру обслуживания потребителей, улучшая внешний вид продукции, обеспечивая необходимые санитарные условия, а также способствуя выразительности товарной выкладки и художественного оформления торгового зала. В этом плане достаточно важным моментом представляется совершенствование и улучшение технологии предпродажной подготовки продукции, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса.
Осуществление подготовки продовольственной продукции к продаже формирует необходимые условия для достаточно широкого внедрения современных методов торгового обслуживания. Подготовка продовольственной продукции дает возможность упорядочить логистические и торговые процессы, что определяет повышение конкурентоспособности торгового и производственного предприятия в рамках сбыта продовольственной продукции. В условиях высокой конкуренции на продовольственном рынке подобный шаг является очень важным в области обеспечения качества торгового обслуживания и обеспечения эффективного функционирования предприятия.
В условиях активного развития рыночных отношений происходит совершенствование экономической деятельности, что определяет рост значимости товароведения, предметом которой является потребительская стоимость товаров. Отметим, что товар является достаточно сложным понятием и материальным объектом, обладающим определенными потребительскими свойствами. Тем самым товароведение является дисциплиной, которая определяет потребительскую ценность товаров, факторов обеспечения данных характеристик. Товароведение основывается на принципах безопасности, эффективности, взаимозаменяемости, систематизации, соответствия и совместимости.
Объект исследования: ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь»
Предмет исследования: товароведение продовольственной продукции
Цель исследования: изучить особенности товароведения и его задачи в условиях рыночной экономики
Основные задачи исследования:
- охарактеризовать понятие товароведения;
- выявить ключевые тенденции развития товароведения;
- определить направления и задачи товароведения в рыночной экономике;
- проанализировать товароведение продовольственной продукции в пищевой промышленности на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь».
1. Теоретические аспекты товароведения
1.1. Понятие товароведения
Tовароведение как наука и естественнонаучная дисциплина, раскрывающая основополагающие характеристики товаров и факторы, их обеспечивающие, нацелено на выполнение трех видов деятельности:
- научной;
- образовательной;
- практической, т. е. профессиональной товароведной.
Важнейшую проблему научного товароведения можно определить как недостаточность фундаментальных исследований в этой области. Большинство публикаций по научному товароведению, которые носят прикладной характер, направлены на решение следующих конкретных задач:
- совершенствование ассортимента продукции путем разработки инновационных товаров;
- формирование и оценка потребительских свойств новых товаров;
- обеспечение сохраняемости товаров и установление сроков их годности;
- выявление критериев и показателей идентификации товаров для обнаружения их фальсификации, а также для установления принадлежности к определенным товарным группам, подгруппам, категориям и маркам;
- обеспечение безопасности товаров;
- разработка инновационных технологий хранения пищевых продуктов;
- определение товарных потерь и мер по их сокращению или предупреждению;
- оценка конкурентоспособности товаров[1].
К числу научных публикаций последних десяти лет в области теоретико-методологических основ товароведения можно отнести работы, в которых были рассмотрены концепция, актуальные проблемы развития и совершенствования товароведения, представлены теоретические подходы к разработке инновационного товароведения.
Вторая актуальная проблема научного товароведения – недостаточность финансирования теоретических и прикладных товароведных исследований. В определенной мере это обусловлено тем, что результаты исследований предназначены, в основном, для предприятий частного бизнеса, руководители которых не заинтересованы в их проведении и не хотят обременять себя инвестициями в науку.
Органы государственной исполнительной власти, распределяющие бюджетные средства на конкурсной основе, отдают предпочтение научным работам в экономической, социальной или информационной сфере[2].
Одним из путей решения названной проблемы может служить интегрированный подход на стыке товароведения, экономики, маркетинга,
физиологии питания, осуществляемый силами ученых разных научных и образовательных учреждений. Примеры сочетания товароведных исследований с гигиеническими испытаниями представлены в ряде защищенных докторских диссертаций (Л.А. Маюрниковой, О.В. Евдокимовой), а также диссертаций, готовящихся к защите (Е. Поляковой, Т.С. Котовой и др.). На стыке товароведения и экономики была выполнена и защищена докторская диссертация Е.И. Мазанько, на стыке товароведения, маркетинга и категорийного менеджмента − докторская диссертация В.М. Киселева. В большинстве защищенных в последнее время докторских и кандидатских диссертаций по товароведению одна из глав посвящается маркетинговым исследованиям сегмента рынка продовольственных товаров,
для которого разрабатываются инновационные продукты питания (функциональные или обогащенные). Вместе с тем описанный путь решения второй актуальной проблемы товароведения имеет определенные риски – «размывание» проблем товароведения, слепое дублирование отдельных теоретических положений других наук, ставящих научное товароведение в тупиковую ситуацию.
Более перспективным научным направлением является, по нашему мнению, рассмотрение потребностей, удовлетворяемых определенными товарами, причем с учетом того, что каждый товар обладает способностью удовлетворить комплекс индивидуальных потребностей. Исходя из таких потребностей следует разрабатывать новые товары и осуществлять их продвижение на рынке. Так, пищевые продукты удовлетворяют физиологические, психические потребности, а отдельные виды и торговые марки (например, осетровая и лососевая икра, элитный алкоголь) – престижные потребности[3].
Вопрос о потребностях, удовлетворяемых товарами, является ключевым не только для товароведения, но и для маркетинга, а также для управления качеством, поскольку потребности – это важнейшие объекты маркетинга, а товар как средство удовлетворения потребностей относится к объектам товароведения. Основополагающий принцип систем менеджмента качества – ориентация на потребителей – предполагает выявление и удовлетворение потребностей (запросов) потребителей, что особенно важно при проектировании новых товаров и выпуске их на рынок. Как указывалось ранее, это направление товароведения в настоящее время находит реальное воплощение в научных товароведных работах.
1.2. Основные тенденции развития товароведения
Как одна из старейших наук товароведение окончательно сформировалось в конце XIX – начале XX века, выделившись из химии и технологии и пройдя свойственные многим наукам этапы: фактологический (описательный), аналитический и синтетический. Современный этап развития товароведения можно охарактеризовать как интеграционный, включающий в себя элементы названных этапов, а по мнению авторов ряда передовых работ, высший этап – прогностический.
Как любая прикладная наука, товароведение должно основываться на теоретических положениях, имеющих реальную значимость для товароведной практической и научной деятельности. Предметная область знаний науки товароведения базируется на использовании принципов, функций, объектов, средств и методов. При этом товароведение имеет как собственные, так и общенаучные принципы, средства и методы. Кроме того, для товароведения, как и для любой науки, должны быть определены приоритетные направления развития, которые разрабатываются на основе анализа исторических и современных путей развития науки[4].
Большинство регламентированных ТР показателей и их значений для целей идентификации поддаются фальсификации (например, массовая доля жира и белка – регламентируемое значение, которое легко фальсифицируется за счет растительных масел и соевого белка). В ряде случаев отсутствуют или не относятся к стандартизированным методы испытаний идентифицирующих показателей (например, метод определения сухого молока, добавляемого в питьевое молоко), да и приборы для измерений отсутствуют во многих испытательных лабораториях (например, для определения ГМО-источников). В случае, если указанная проблема не будет решена, возможны следующие риски: дискредитация процедуры идентификации, недостоверность ее результатов; увеличение количества фальсифицированных, в том числе контрафактных, товаров, реализуемых в торговле. Чтобы предупредить эти риски, для товаров каждой однородной группы и каждого вида требуется определить минимально необходимый перечень идентифицирующих показателей, которые трудно или экономически нецелесообразно фальсифицировать. Пока таких показателей очень мало, а имеющиеся научные разработки не внедряются в практику[5].
Наряду с определением идентифицирующих показателей с помощью сложных и дорогостоящих измерительных методов следует осуществлять поиск или разработку недорогих экспресс-методов с использованием реакций обнаружения специфических для данного продукта веществ или, наоборот, не свойственных ему[6].
Примером такого экспресс-метода служит определение крахмала по йодкрахмальной пробе в молочных продуктах − кисломолочных напитках, сметане, твороге, сгущенном молоке и т. п. Вместе с тем во многих молочных, кондитерских изделиях (в шоколаде, кремах и др.) производится замена молочного жира или какао-масла на твердые растительные жиры, спреды или маргарин. Поэтому разработка экспресс-методов определения указанных фальсификатов относится к числу первоочередных задач научного товароведения[7].
В последние годы практически прекращено проведение исследований, направленных на разработку инновационных технологий хранения, хотя это и очень важно для обеспечения продовольственной независимости страны. При разработке новых продуктов, в основном, усилия исследователей сводятся к установлению сроков годности при соблюдении ранее регламентированных условий хранения. Новые технологии хранения при этом не применяются[8].
Возможные риски таковы: устаревание традиционных технологий хранения и, соответственно, отставание страны в данном направлении; рост товарных потерь и нерациональное использование продовольственных ресурсов; повышение цен на продукты питания. Для предупреждения или смягчения указанных рисков необходимо проводить исследования по разработке инновационных технологий с учетом современных логистических схем и цепей, при этом целесообразно усилия товароведов объединить с усилиями логистов[9].
Таким образом, анализ указанных тенденций научного товароведения показывает неизбежность возникновения рисков, если эти проблемы не будут решены. Для предотвращения рисков или смягчения их последствий предстоит решить ряд стратегических задач и определить приоритетные направления развития научных исследований в области товароведения.
Стратегические задачи развития и совершенствования товароведения:
- разработка и совершенствование теоретических и методологических основ науки товароведения (в том числе написание докторских диссертаций, издание монографий и статей);