Файл: Товароведение и его задачи в условиях рыночной экономики в (ОКВЭД 10.71) пищевой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- акцентирование внимания на научных разработках по товароведной проблематике и выявление товароведных аспектов в смежных и интегрированных областях научных знаний;

- развитие товароведения как науки на основе принципа преемственности, базирующегося на учете, систематизации всей совокупности накопленных научных знаний, что диктует необходимость целенаправленного отбора передовой, современной и рациональной информации и исключение устаревших, не действующих и неперспективных положений;

- разработка и внедрение инновационных идей, положений, объектов, технологий упаковывания, маркирования, а также промышленного использования некачественных, но не опасных товаров;

-интеграция товароведения не только с традиционными науками и предшествующими в курсе изучения дисциплинами (химия, физика, математика и т. п.), но и с экономическими науками и дисциплинами (маркетинг, логистика, экономика и т. п.); исключение слепого и бездумного дублирования вопросов из указанных смежных областей научных знаний;

- реанимация научных школ в области товароведения по различным направлениям; повышение эффективности их функционирования[10].

Итак, выявление актуальных проблем − первый шаг на пути их решения; установление возможных рисков, возникающих от нерешенных проблем, − это второй шаг; определение стратегических задач и приоритетных третий шаг. Однако указанные шаги характерны только для подготовительного этапа. Проблемы решаются на основном этапе путем проведения научных исследований в области товароведения. На завершающем этапе должно происходить внедрение результатов исследований в теорию и практику товароведной деятельности.

1.3. Направления и задачи товароведения в рыночной экономике

Переход к рыночной экономике позволил насытить рынок товарами отечественного и импортного производства. В связи с этим возникла проблема сбыта товаров на предприятиях изготовителей и реализации в розничной торговле. Интенсификация коммерческих усилий по сбыту товаров потребовала не только выявления потребностей, но и средств их оптимального удовлетворения – товаров и услуг, наилучшим образом удовлетворяющих эти потребности. Потребительная ценность товаров, характеризуемая их основополагающими характеристиками, в значительной мере определяет потребительские предпочтения и способствует увеличению продаж[11].


Как известно, деятельность в области товароведения должна выполнять восемь функций: аналитическую, ориентационную, прогностическую, информационную, инновационную, моделирующую, систематизирующую, оптимизирующую. Так, например, аналитическая функция товароведов связана с изучением конъюнктуры рынка и спроса, сравнительной оценкой качества и конкурентоспособности отечественных и импортных товаров, предлагаемых поставщиками, закупаемых, а затем реализуемых потребителю. Информационную функцию товаровед выполняет как носитель информации об основополагающих характеристиках товара и, в первую очередь, о качестве и конкурентоспособности и др[12].

Определение приоритета сбыта над производством вызывает необходимость осуществления товароведами ряда новых функций: технологической, организационной, управленческой и экономической. Технологическая функция товароведа связана с обеспечением товародвижения и реализацией технологических мер по предотвращению или сокращению товарных потерь, доведением товаров до потребителя. Организационная функция обусловлена необходимостью составления заказов, формирования ассортимента, организации контроля за приемкой товаров по качеству, условиями и сроками их хранения, подготовки к продаже и реализации, а также предъявления претензий поставщику и рассмотрения претензий покупателей. Управленческая функция обусловлена необходимостью участия товароведа в управлении качеством при приемке, транспортировании, хранении, подготовке к продаже и реализации. Экономическая функция предусматривает изучение издержек обращения, товарооборачиваемости и ценообразования[13].

Важным направлением развития товароведения является сравнительная комплексная оценка новых и серийно выпускаемых товаров, выявление их достоинств и недостатков, что необходимо для определения конкурентоспособности товаров при внутривидовой и межфирменной конкуренции, а также обеспечение информационной поддержки для создания и поддержания потребительских предпочтений[14].

Задачи, которые должны решаться товароведами в период рыночной экономики, следующие:

- исследование процессов потребления и реальных потребностей граждан;

- изучение потребительских свойств отечественных и импортных товаров;

- исследование качественных и количественных сторон товаров как предметов потребления;


- оценка потребительских свойств, качества и уровня конкурентоспособности;

- проведение потребительской экспертизы товаров народного потребления;

- приобретение теоретических знаний и практических навыков своевременного выявления подделок и установление подлинности товаров (идентификация и фальсификация);

- исследование проблем, связанных с сохранностью товаров, их упаковкой, маркировкой и транспортированием[15].

В условиях практической действительности товаровед принимает непосредственное участие в формировании товароведной, ценовой и сбытовой политики торгового предприятия, в организации обратной связи с покупателями и производителями товаров[16].

Качественное высшее образование является залогом успеха любого государства. В условиях новых социально-экономических отношений изменяются роль и функции специалистов и требования к ним[17].

Решение актуальных проблем в теории и практике современного товароведения – исследование процессов потребления и реальных потребностей граждан по всем товарным группам с учетом эволюции потребностей и потребления, совершенствование содержания товароведных дисциплин с учетом требований рынка, учебно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, форм связи науки, образования и производства, учебно-методического механизма подготовки кадров, углубление практической составляющей процесса обучения – позволят осуществлять подготовку современного специалиста-товароведа для сферы рыночной торговли и производства, востребованного на рынке труда.

2. Анализ товароведения продовольственной продукции в пищевой промышленности на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь»


2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Отдел по управлению персоналом компании ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» состоит из следующих подразделений: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, а также отдел социального обеспечения и развития. Отделом кадров решаются такие вопросы как планирование и развитие кадров, движение кадров, осуществление подготовки и переподготовки кадров, руководство учебными центрами, проведение планирования поступления новых специалистов.

Отдел кадров является центральным элементом отдела по управлению персоналом. Отдел труда и заработной платы отвечает за реализацию системы оплаты труда в компании. Отдел напрямую подчиняется отделу по управлению персоналом, бухгалтерии и финансовому отделу компании, а также отделу экономического развития ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь». Отдел социального развития активно взаимодействует с отделом экономического развития компании, а также подчиняется отделу по управлению персоналом и решает преимущественно вопросы социального характера в области планирования социального развития организации.

В компании применяются преимущественно экономические методы управления персоналом, в частности хозяйственный расчет, материальное стимулирование. Оплата труда сотрудника компании ОАО «Кондитерская фабрика «Сибирь» на уровне сотрудников формируется из основной заработной платы, дополнительной заработной платы, вознаграждения за полученный результат, премий за основные результаты труда. Кроме того, в компании предусмотрена материальная помощь сотрудникам. За счет прибыли выплачивается премия за основные результаты труда и материальная поддержка. В отношении руководителей отделов предусмотрена система оклада и премии по результатам квартала.

Рентабельность затрат

Rс=П/(Себестоимость+Расходы на продажу)

Rс(2016)=-2351/427442=-0.55%

Rс(2017)=1223/499794=0.24%

Оборачиваемость активов за анализируемый период показывает, что организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов за 115.4 календарных дня.

Поскольку оборачиваемость кредиторской задолженности выше оборачиваемости дебиторской задолженности, то такое положение дел можно назвать положительным фактором в деятельности предприятия.

Показатель длительности оборота краткосрочной задолженности по денежным платежам (32.7 дн.), рассматриваемый как индикатор платежеспособности в краткосрочном периоде, не превышал 180 дней. Таким образом, можно предположить, что сроки выполнения обязательств еще не истекли или у предприятия хватит ресурсов, чтобы расплатиться с кредиторами.


Фондоемкость

Fe=OC/V

Fe(2016)=89578/425091=0.21

Fe(2017)=95390.5/501017=0.19

Рентабельность основных средств

RОС=Чистая прибыль/ОС

RОС(2016)=1722/89578=1.92%

RОС(2017)=-6083/95390.5=-6.38%

Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств организации (на 1 рубль основных средств приходится 5.25 рубля выручки). Фондоотдача увеличилась на 0.5 и составила 5.25 руб.

Рентабельность основных средств предприятия снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в предприятие.

2.2. Особенности товароведения в области подготовки кондитерских изделий к продаже

Подготовка к продаже продовольственной продукции является комплексом операций, которые выполняются с товаром в магазине перед подачей в торговый зал, то есть до места продажи и ориентированы на доведение товара до полной готовности для продажи потребителям. Характер и объемы операций данного комплекса мероприятий определяются сложностью ассортимента продукции, характеристиками отдельных товаров, особенностями упаковки, в частности тара или упаковка, уровнем готовности продукции к продаже, размеров покупок, использованием тех или иных методов продажи.[18]

Все операции подготовки продовольственной продукции делятся на общие, которые распространяются на любой товар и специфические, которые связаны с конкретными характеристиками продукции. Комплекс общих операций подготовки продовольственной продукции к продаже включает в себя осуществление распаковки продукции, улучшение товарного вида, сортировку, проверку цены и маркировку. Осуществляется заполнение ярлыков, ценников на товар, проводится комплектование и подготовка продукции к подаче на рабочее место. Общие операции представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Характеристика общих операций подготовки продовольственных товаров к продаже[19]

Наименование операции

Характеристика

1

Распаковка

Осуществление освобождения продукции от транспортной тары. Ключевое требование к данной операции заключается в сохранении количества и качества продукции, тары и упаковки

2

Сортировка

Проведение группировки продукции по товарным группам, видам и размерам, сортам, другим ассортиментным характеристикам. Осуществление проверки соответствия цены, сортности, указанных на маркировке и сопровождение их в документах по продукции

3

Облагораживание

Осуществление предоставления товарного вида. Проведение очистки от пыли, различных загрязнений, зачистка верхнего слоя, устранение мелких дефектов

4

Маркировка

Реализация оформления и прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования изделия, артикула, сорта, размера и цены

5

Комплектование

Объединение в единый набор продукции различных наименований общего назначения