Файл: Процессы принятия решений в организации (Управленческое решение: сущность, содержание, классификация).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты принятия решений в организации
1.1 Управленческое решение: сущность, содержание, классификация
1.2 Факторы, формирующие качество управленческих решений
1.3 Модели процесса принятия решений в организации
2 Оценка техники принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Бобруйсксельмаш»
2.2. Анализ принятия управленческих решений в ОАО «Бобруйсксельмаш»
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений в организации
Подход к определению качества управленческого решения |
Характеристика |
Превосходство |
Качество как абсолютный, признаваемый всеми заинтересованными сторонами признак наилучшего управленческого решения |
Совокупность свойств |
Качество является системной категорией, объединяющей различные свойства управленческого решения |
Соответствие назначению |
Качество как способность принятого управленческого решения разрешить определенную проблемную ситуацию |
Соответствие стоимости |
Качество как соотношение результата, достигнутого при исполнении управленческого решения, к соответствующим затратам |
Соответствие стандартам |
Качество как соответствие принятого управленческого решения действующим в организации, а также законодательно установленным нормам, требованиям и стандартам |
Полнота удовлетворения запросов потребителей |
Качество как полнота удовлетворения требований и пожеланий потребителей в результате реализации управленческого решения |
Источник: [11, с.29, таблица 1].
Категория «качество управленческого решения» может применяться по отношению ко всем управленческим решениям, принимаемым и выполняемым в организации. Качество управленческих решений отражает не только потенциал, которым обладает организация, но и достигнутые результаты, а также саму деятельность по их достижению. Качество управленческого решения можно определить как системную, многоуровневую категорию, отражающую способность менеджеров организации принимать и реализовывать решения, удовлетворяющие потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся конкурентных условиях.
Свойства, отражающие качество управленческого решения, можно подразделить на две группы (рисунок 1.2).
К обобщающим свойствам управленческого решения можно отнести четкость формулировок, простоту, логическую последовательность, степень решения поставленной задачи. Данные свойства характеризуют управленческие решения, принимаемые на различных уровнях управления и в различных сферах деятельности организации.
Рисунок 1.2 - Качественные свойства управленческого решения
Источник: [11, с.29, рисунок 1].
В отличие от обобщающих единичные свойства характеризуют качество определенного типа управленческого решения.
Можно выделить такие единичные свойства, отражающие качество управленческого решения, как надежность, экономичность, этичность, технологичность, экологичность, длительность реализации, целенаправленность, зависимость от внешней среды, глубина воздействия.
Таким образом, обобщающие свойства отражают целостность решаемой проблемы и наличие четкого алгоритма либо методов ее решения. Своевременность и полезность принимаемого решения характеризуют его целостность в данный конкретный момент времени.
Качество управленческих решений и его свойства влияют на результативность и эффективность принимаемых решений (рисунок 1.3).
Качественные свойства управленческого решения
Обобщающие
Единичные
Результативность управленческого решения (степень достижения намеченного результата)
Эффективность управленческого решения (соотношение достигнутого результата от реализации решения с затратами на его осуществление)
Рисунок 1.3 - Взаимосвязь качества, результативности и эффективности управленческого решения
Источник: [11, с.30, рисунок 2].
Качество управленческих решений формируется под воздействием целой системы факторов (рисунок 1.4).
Факторы, определяющие качество управленческих решений
Качество управленческого решения
Факторы, обусловленные внешней средой организации
Факторы, связанные с особенностями решаемой проблемы
Факторы, обусловленные особенностями организации и лиц, принимающих решения
Рисунок 1.4 -Система факторов, определяющих качество управленческих решений
Источник: [11, с.31, рисунок 4].
Факторы, обусловленные воздействием внешней среды организации (объективные факторы) включают: экономические; демографические; природные; научно-технические; правовые; политические факторы, культурные традиции страны, а также влияние групп субъектов, непосредственно заинтересованных в деятельности организации.
Факторы, отражающие воздействие внешней среды на качество управленческих решений, в конечном счете играют определяющую роль по отношению ко всем остальным факторам. В теории управления принято разделять приведенные факторы внешней среды на факторы среды прямого и косвенного воздействия. К первой группе, как правило, относят влияние групп субъектов, непосредственно заинтересованных в деятельности организации. В состав данных групп входят поставщики, потребители, конкуренты, государство, инвесторы, кредиторы. Названные субъекты оказывают прямое влияние на качество управленческих решений, принимаемых в организации. Остальные факторы относятся к среде косвенного воздействия. Однако они могут переходить в разряд прямых факторов. Так, в период экономического и политического кризиса соответствующие факторы выдвигаются в разряд первостепенных, оказывающих влияние на качество принимаемых управленческих решений.
Следующая группа факторов, воздействующих на качество управленческих решений, представлена на рисунке 1.5.
Каждый из перечисленных факторов оказывает существенное воздействие на качественные свойства управленческого решения. Так, одним из факторов, связанных с особенностью решаемой задачи, является фактор времени. Количество и цели участников, принимающих управленческое решение, а также их заинтересованность в результатах его реализации оказывают значимое воздействие на качество этого решения. Влияние данного фактора во многом зависит от того, к какому типу относится принимаемое решение — к индивидуальному или групповому.
Рисунок 1.5 - Факторы, обусловленные особенностями решаемой проблемы
Источник: [11, с.32, рисунок 5].
Третья группа факторов, воздействующих на качество управленческих решений, обусловлена особенностями организации, в рамках которой принимаются решения, а также личностью лила, принимающего решения (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 -Факторы, обусловленные особенностями организации и лица, принимающего решения
Источник: [11, с.34, рисунок 6].
Факторы, представленные на рисунке 1.6, в отличие от факторов первой группы носят внутренний характер. Во многом факторы, связанные с особенностями организации, зависят от факторов внешнего воздействия, которые могут играть и ведущую роль по отношению к другим факторам, влияющим на качество управленческих решений. Особенности формируют организацию как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования.
Влияет на качество управленческих решений и блок факторов, связанных с лицами, принимающими решения. Участие в управлении невозможно без принятия обязательств и ответственности. Качество принимаемых в организации управленческих решений непосредственно определяется профессиональной подготовкой самого руководителя; профессионализмом подобранного им персонала; организационными и социально-экономическими условиями, созданными руководителем, в которых возможно проявление профессионализма; стимулированием реализации потенциала работников в их деятельности.
Обобщая вышеизложенное, представим совокупность факторов, воздействующих на качество управленческих решений, в виде схемы (рисунок 1.7).
Факторы, связанные с особенностями решаемой проблемы
Факторы, связанные с особенностями организации
Факторы внешней среды
Значимость
Время
Срочность
Цели и стратегия
Организационная культура
Взаимосвязь с другими аспектами деятельности
Наличие альтернатив
Риск
Участники
Масштаб деятельности
Структура
Персонал
Лидерство и стиль управления
Политическая и правовая среда
Социально-экономические и культурные особенности
Природная среда
Конкуренты
Партнеры
Государство
Внешние воздействия
Потребители
Рисунок 1.7 - Система факторов, определяющих качество управленческого решения
Источник: [11, с.35, рисунок 7].
Качество в наступившем веке становится стратегической целью развития любой организации. Стратегия, ориентированная на качество во всех его проявлениях, предполагает разработку и реализацию управленческих решений, нацеленных на достижение баланса интересов производителей, потребителей, партнеров, собственников, персонал; организации, а также общества в целом. Достижение этого баланса служит гарантией устойчивого развития и постоянного совершенствования деятельности организации в условиях меняющегося конкурентного мира.
1.3 Модели процесса принятия решений в организации
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному.
При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный поход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая, «идеальная» схема принятия решений (рисунок 1.8) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение. Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
Рисунок 1.8 – Этапы процесса принятия решений
Источник: [8, с. 87, таблица 1.20].
В таблице 1.3 представлена более детальная структуризация процесса принятия решений, в которой наряду с выделением четырех этапов показан состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.
Таблица 1.3 - Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы |
Процедуры |
1. Постановка проблемы |
1 Возникновение новой ситуации 2 Появление проблемы 3 Сбор необходимой информации 4 Описание проблемной ситуации |
2. Разработка вариантов решений |
5 Формулирование требований-ограничений 6 Сбор необходимой информации 7 Разработка возможных вариантов решений |
3. Выбор решения |
8 Определение критериев выбора 9 Выбор решений, отвечающих критериям 10 Оценка возможных последствий 11 Выбор предпочтительного решения |
4. Организация выполнения решения и его оценка |
12 План реализации выбранного решения 13 Контроль хода реализации решения 14 Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации |
Источник: [8, с. 87, таблица 1.20].
Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа — поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ являются организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.