Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.

Данная игра детям очень понравилась, так как дети выполняли разнообразные роли в рамках этого игрового взаимодействия. Иногда возникали споры по поводу того, кто будет играть ту или иную роль, однако при помощи взрослого данный вопрос быстро решался.

В игре «Школа» расширять знания детей о школе, рассматривались иллюстрации, проводилась беседа о школьных принадлежностях, задавались загадки о школе и школьных принадлежностях. Читались произведения С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В.Воронковой «Подружки идут в школу», Э.Мошковской «Мы играем в школу».

Игровые роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, вахтер, уборщица.

Ход игры: подготовку начиналась с беседы о том, что дети они год пойдут в школу, что в школе учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (директор может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.

В начале игры детям предлагалось построить школу, затем соорудить класс и коридор, оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы. Затем ребятам раздаются картонные фигурки с информацией о том, что они «Папы и мамы. Это их дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы приводят детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».

Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя ведущий). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д.

Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки. При последующем проведении игры ребятам предлагается поиграть самостоятельно.


Игра в школу оказалась более сложной. В процессе игры дети нарушали внутренние правила игры, например, ребенок в роли учителя так увлекался своей ролью, что дети исполняющие роли директора и уборщицы не знали, что им делать в игровых ролях. В такой ситуации вмешивался экспериментатор и наталкивал детей на мысль о более правильном и интересном ролевом поведении.

По результатам игрового взаимодействия многим ребятам было интересно играть, им понравилась командная работа, понравилось разыгрывать разливные сюжеты и самими их создавать. В некоторых случаях дети испытывали дискомфорт, проявляли агрессию и обиду, но при помощи экспериментатора удавалось достаточно быстро регулировать общий эмоциональный фон группы.

Таким образом, с детьми удалось установить доверительный контакт, создать благоприятную эмоциональную атмосферу. В процессе общения детей друг с другом произошли некоторые изменения: в коллективе стало меньше конфликтов, появилось заботливое отношение друг к другу. Игра помогла преодолеть изначальное агрессивное и враждебное отношение в группе. У учащихся появился интерес к игре.

Выводы по главе 2

В рамках эмпирического исследования по результатам беседы и проведенной методики на самооценку «Лесенка» В. Г. Щур было зафиксировано, что у большинства детей завышенная самооценка. При этом в коллективе дошкольников наблюдаются вспышки агрессии, трудности в коммуникации, отсутствие эмпатии и изолированность в играх. В связи с данным обстоятельством было принято решение провести прсихологокоррекционную работу с применением сюжетно-ролевых на взаимодействие, развитие коммуникативных и творческих способностей, умения согласовывать свои действия с действиями партнера, развитие эмпатии и сотрудничества.

По итогам, проведенным игровых мероприятий, были зафиксированы некоторые изменения. В детском коллективе, взаимоотношения детей стали более теплыми, открытыми и эмпатичными.

Заключение

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, выступающая многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

Эмпирическое исследование проходило в дошкольном учреждении № 33, в эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста.

По результатам беседы и проведенной методики на самооценку «Лесенка» В.Г. Щур было зафиксировано, что у большинства детей завышенная самооценка. Как правило, дети ставили себя на саму высокую ступеньку аргументируя свой выбор тем, что это самое высокое место и тут находятся самые хорошие дети. В рамках наблюдения за межличностным взаимодействием детей были зафиксированы вспышки агрессии, непонимании, изоляции, трудности в коммуникации, а так же сложности с эмпатией.


В результате был проведен цикл сюжетно-ролевых игр, посредством которых удалось добиться следующих результатов:

  • общий эмоциональный климат в коллективе значительно улучшился;
  • взаимоотношения стали более теплыми;
  • дети стали более эмоционально уравновешенными, появились зачатки планирования и сотрудничества;
  • взаимодействовать со сверстниками стали более продуктивными;
  • появились затки способности к чередованию разных видов деятельности.

Таким образом, при помощи проведенного цикла сюжетно-ролевых игр в рамках межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста удалось сформировать благоприятные межличностные отношения, что позволило подтвердить гипотезу исследования.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. – №7. – М. – С. 16 – 19.
  2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – М. – С. 24 – 26.
  3. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С.74-85.
  4. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – М. – С. 58 – 61.
  5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 122–127.
  6. Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Аркти, 2011. – 96 с.
  7. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – №3. – М. – С. 25 – 28.
  8. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 190 с.
  9. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Кон И. С., Мудрик А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Просвещение, 2007. – 289 с.
  10. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2002.-124с.
  11. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2004. – №5. – М. – С. 14 – 24.
  12. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С. 2 – 7.
  13. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С. 124 – 126.
  14. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т; Н. П. Аникеева. - Новосибирск: НГПИ, 2009. – 121 c.
  15. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с.
  16. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 65–72.
  17. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М. : Просвещение, 2010.-96 с.
  18. Кларин М. В. Обучение как игра // Школьные технологии. – 2004. – №5. С. 45-59.
  19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2010.-255с.
  20. Лисина М. И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – 57 с.
  21. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
  22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб. – Речь, 2001. – 156 с.
  23. Матюхин М. В., Михальчик Т. С., Прокин Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  24. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - Екатеринбург: Деловая кн., 2009. - 175 c.
  25. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М. : МПСИ, 2011. – 400с.
  26. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003. - 158 с. : ил.
  27. Психология детства: учебник // под.ред. А. А. Реана. – Спб. : Прайм ЕВРО-ПРАЙМ, 2003-368с.
  28. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. – М. : Знание, 1998. – 298 с.
  29. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – М. – С. 63 – 67.
  30. Твой друг игра / Под ред. Л. М. Короткова Н. В. Студеницкого Е. М. Минскина А. Лукачи. – М. : Знание, 1988. – 187 с.
  31. Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет. – Минск, 1988 – С. 210
  32. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 2009. - 360 с.

Приложение 1

Показатели методики Лесенка

№ п.п.

позиция

уровень

1

Верхняя ступенька

Зав. уровень

2

Верхняя ступенька

Зав. уровень

3

Верхняя ступенька

Зав. уровень

4

Верхняя ступенька

Зав. уровень

5

Верхняя ступенька

Зав. уровень

6

Верхняя ступенька

Зав. уровень

7

Верхняя ступенька

Зав. уровень

8

Верхняя ступенька

Зав. уровень

9

Верхняя ступенька

Зав. уровень

10

Верхняя ступенька

Зав. уровень

Приложение 2

Сюжетно-ролевые игры

«Семья покупает полезные продукты. Магазин»

Цель: побуждение детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

Игровой материал: игровые комплексы «Магазин» и «Дом» (созданные детьми из конструктора), корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка.

Подготовка к игре: игры-занятия «В магазин за продуктами», «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».

Игровые роли: продавец, мама, папа, бабушка, внучка, внук, сестра, брат.

Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на темы «Где работают родители», «Магазин», «Полезные продукты питания». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.


Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома, магазина по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома, магазина учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки, игровые атрибуты.

«Строительство»

Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.

Игровой материал: строительный материал, каски, предметы – заместители, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.

Подготовка к игре: Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши. Просмотр компьютерной презентации о строителях. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке.

Игровые роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начать с проведения беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показа компьютерной презентации.

Во время разговора – беседы о строителях воспитатель должен обратить внимание детей на последовательность всех этапов строительства: разработку проекта, выбор и подготовку строительной площадки, обеспечение строительными материалами и механизмами, закладку фундамента, возведение стен и перекрытий, отдельные работы.

Воспитатель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машинисты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, каменщики, монтажники, сантехники, плотники, штукатуры).

Также при подготовке к игре воспитатель может прочитать детям произведения о строителях, такие как: «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми заранее договаривается об том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Воспитателю можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.