Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
Когда день рождения заканчивается, гостей вежливо провожают, помогают им одеться. Члены семьи ложатся спать.
Данная игра детям очень понравилась, так как дети выполняли разнообразные роли в рамках этого игрового взаимодействия. Иногда возникали споры по поводу того, кто будет играть ту или иную роль, однако при помощи взрослого данный вопрос быстро решался.
В игре «Школа» расширять знания детей о школе, рассматривались иллюстрации, проводилась беседа о школьных принадлежностях, задавались загадки о школе и школьных принадлежностях. Читались произведения С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В.Воронковой «Подружки идут в школу», Э.Мошковской «Мы играем в школу».
Игровые роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, вахтер, уборщица.
Ход игры: подготовку начиналась с беседы о том, что дети они год пойдут в школу, что в школе учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (директор может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок.
В начале игры детям предлагалось построить школу, затем соорудить класс и коридор, оборудовать класс, расставив в нем парты и стол для учительницы. Затем ребятам раздаются картонные фигурки с информацией о том, что они «Папы и мамы. Это их дети. Им надо учиться в школе. Нужно купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к доктору. Он посмотрит, здоровы ли дети. Если дочка или сын больны, надо вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы приводят детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».
Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учительница (первый раз эту роль берет на себя ведущий). Учительница здоровается с детьми, знакомится с ними и говорит, что она будет их учить. После этого предлагает родителям попрощаться с детьми и уводит детей в школу, где объясняет им, показывая класс, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать. В классе учительница рассаживает детей за парты, вешает их портфели на место и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, завтракают в буфете и т. д.
Игра в «школу» заканчивается тем, что детей отпускают домой, их встречают родители, они готовят с ними уроки. При последующем проведении игры ребятам предлагается поиграть самостоятельно.
Игра в школу оказалась более сложной. В процессе игры дети нарушали внутренние правила игры, например, ребенок в роли учителя так увлекался своей ролью, что дети исполняющие роли директора и уборщицы не знали, что им делать в игровых ролях. В такой ситуации вмешивался экспериментатор и наталкивал детей на мысль о более правильном и интересном ролевом поведении.
По результатам игрового взаимодействия многим ребятам было интересно играть, им понравилась командная работа, понравилось разыгрывать разливные сюжеты и самими их создавать. В некоторых случаях дети испытывали дискомфорт, проявляли агрессию и обиду, но при помощи экспериментатора удавалось достаточно быстро регулировать общий эмоциональный фон группы.
Таким образом, с детьми удалось установить доверительный контакт, создать благоприятную эмоциональную атмосферу. В процессе общения детей друг с другом произошли некоторые изменения: в коллективе стало меньше конфликтов, появилось заботливое отношение друг к другу. Игра помогла преодолеть изначальное агрессивное и враждебное отношение в группе. У учащихся появился интерес к игре.
Выводы по главе 2
В рамках эмпирического исследования по результатам беседы и проведенной методики на самооценку «Лесенка» В. Г. Щур было зафиксировано, что у большинства детей завышенная самооценка. При этом в коллективе дошкольников наблюдаются вспышки агрессии, трудности в коммуникации, отсутствие эмпатии и изолированность в играх. В связи с данным обстоятельством было принято решение провести прсихологокоррекционную работу с применением сюжетно-ролевых на взаимодействие, развитие коммуникативных и творческих способностей, умения согласовывать свои действия с действиями партнера, развитие эмпатии и сотрудничества.
По итогам, проведенным игровых мероприятий, были зафиксированы некоторые изменения. В детском коллективе, взаимоотношения детей стали более теплыми, открытыми и эмпатичными.
Заключение
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, выступающая многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
Эмпирическое исследование проходило в дошкольном учреждении № 33, в эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
По результатам беседы и проведенной методики на самооценку «Лесенка» В.Г. Щур было зафиксировано, что у большинства детей завышенная самооценка. Как правило, дети ставили себя на саму высокую ступеньку аргументируя свой выбор тем, что это самое высокое место и тут находятся самые хорошие дети. В рамках наблюдения за межличностным взаимодействием детей были зафиксированы вспышки агрессии, непонимании, изоляции, трудности в коммуникации, а так же сложности с эмпатией.
В результате был проведен цикл сюжетно-ролевых игр, посредством которых удалось добиться следующих результатов:
- общий эмоциональный климат в коллективе значительно улучшился;
- взаимоотношения стали более теплыми;
- дети стали более эмоционально уравновешенными, появились зачатки планирования и сотрудничества;
- взаимодействовать со сверстниками стали более продуктивными;
- появились затки способности к чередованию разных видов деятельности.
Таким образом, при помощи проведенного цикла сюжетно-ролевых игр в рамках межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста удалось сформировать благоприятные межличностные отношения, что позволило подтвердить гипотезу исследования.
Список использованной литературы
- Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. – №7. – М. – С. 16 – 19.
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – М. – С. 24 – 26.
- Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С.74-85.
- Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – М. – С. 58 – 61.
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 122–127.
- Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Аркти, 2011. – 96 с.
- Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – №3. – М. – С. 25 – 28.
- Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 190 с.
- Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Кон И. С., Мудрик А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Просвещение, 2007. – 289 с.
- Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2002.-124с.
- Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2004. – №5. – М. – С. 14 – 24.
- Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С. 2 – 7.
- Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – М. – С. 124 – 126.
- Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т; Н. П. Аникеева. - Новосибирск: НГПИ, 2009. – 121 c.
- Игра и развитие ребенка. Хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с.
- Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 65–72.
- Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М. : Просвещение, 2010.-96 с.
- Кларин М. В. Обучение как игра // Школьные технологии. – 2004. – №5. С. 45-59.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2010.-255с.
- Лисина М. И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – 57 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб. – Речь, 2001. – 156 с.
- Матюхин М. В., Михальчик Т. С., Прокин Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
- Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - Екатеринбург: Деловая кн., 2009. - 175 c.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. – М. : МПСИ, 2011. – 400с.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003. - 158 с. : ил.
- Психология детства: учебник // под.ред. А. А. Реана. – Спб. : Прайм ЕВРО-ПРАЙМ, 2003-368с.
- Рожков М. И. Теория и методика воспитания. – М. : Знание, 1998. – 298 с.
- Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – М. – С. 63 – 67.
- Твой друг игра / Под ред. Л. М. Короткова Н. В. Студеницкого Е. М. Минскина А. Лукачи. – М. : Знание, 1988. – 187 с.
- Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет. – Минск, 1988 – С. 210
- Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 2009. - 360 с.
Приложение 1
Показатели методики Лесенка
№ п.п. |
позиция |
уровень |
1 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
2 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
3 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
4 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
5 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
6 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
7 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
8 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
9 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
10 |
Верхняя ступенька |
Зав. уровень |
Приложение 2
Сюжетно-ролевые игры
«Семья покупает полезные продукты. Магазин»
Цель: побуждение детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.
Игровой материал: игровые комплексы «Магазин» и «Дом» (созданные детьми из конструктора), корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка.
Подготовка к игре: игры-занятия «В магазин за продуктами», «Я с мамой и папой в магазин пойду», «Идем в магазин по просьбе бабушки», «Мы в магазине», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Игровые роли: продавец, мама, папа, бабушка, внучка, внук, сестра, брат.
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на темы «Где работают родители», «Магазин», «Полезные продукты питания». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома, магазина по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома, магазина учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки, игровые атрибуты.
«Строительство»
Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Способствовать овладению нормами и правилами социального поведения.
Игровой материал: строительный материал, каски, предметы – заместители, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.
Подготовка к игре: Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши. Просмотр компьютерной презентации о строителях. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке.
Игровые роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Ход игры: подготовку к игре воспитатель может начать с проведения беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также показа компьютерной презентации.
Во время разговора – беседы о строителях воспитатель должен обратить внимание детей на последовательность всех этапов строительства: разработку проекта, выбор и подготовку строительной площадки, обеспечение строительными материалами и механизмами, закладку фундамента, возведение стен и перекрытий, отдельные работы.
Воспитатель может обсудить с детьми нравственный смысл деятельности людей строительных профессий (машинисты экскаваторов и бульдозеров, бетонщики, каменщики, монтажники, сантехники, плотники, штукатуры).
Также при подготовке к игре воспитатель может прочитать детям произведения о строителях, такие как: «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши.
Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми заранее договаривается об том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Воспитателю можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.