Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то время как общение реализуется в определенных формах взаимодействия при помощи конкретных внешних средств, отношение является внутренней, душевной жизнью, определенной характеристикой сознания, не предполагающей конкретных способов выражения. Однако, следует помнить, что в реальной жизни отношение к другому субъекту выражается именно через действия, направленные на него, в том числе и в коммуникации. В результате, отношения являются внутренней психологической основой общения и взаимодействия субъектов.

Для определения особенностей развития детских отношений следует понимать, в чем они проявляются, и на какой психологической платформе они базируются. Без наличия данного аспекта сложно понять, что именно необходимо выявлять и воспитывать, это может быть: и статусное положение ребенка в группе; и способность к анализу социальных признаков; и желание, умение сотрудничать; и потребность в коммуникативных контактах. Безусловно, каждый момент в определенной степени важен и требует пристального внимания со стороны воспитателей и исследователей [12].

Одновременно в практике воспитания возникает необходимость определения ведущего образования, представляющего большую ценность и определяющего особенности межличностных отношений. Данная особенность выражается в тесной связи отношения ребенка к другому и к самому себе.

В рамках отношений человека с другими людьми всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Так как, оно не может быть только познавательным, оно всегда отражает особенности личности самого субъекта. Отношение к другому субъекту всегда обнажает ведущие мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и самоотношение. Именно в результате этого межличностные отношения фактически всегда эмоционально напряженные и характеризуются самыми яркими переживаниями [13].

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра приобретает статус коллективного взаимодействия. Одному ребенку сложно полноценно выразить драматизацию замысла, есть четкая потребность в деловом сотрудничестве, которое возникает на базе делового общения по типу «здесь» и «сейчас». Ребенок привлекает к себе внимание, проявляет особую чувствительность к различным «признакам» отношения к своей персоне исходящих со стороны других детей, одновременно в этом процессе он начинает замечать недостатки сверстников. Подобная специфичность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Помимо всего прочего для ребенка так же важен процесс самопознания и положительного самовосприятия.


К старшему дошкольному возрасту, сверстник выступает наиболее предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, средством самопознания, а так же неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Процесс сравнении и противопоставления себя со сверстником трансформируется во внутреннюю общность, предоставляющая возможность для более глубоких межличностных отношений у детей.

Общение со сверстниками характеризуется рядом значительных спецификаций, которые качественно отличают его от общения с взрослым[14].

Наиболее яркой отличительной особенностью коммуникации детей в этом возрасте является чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Контакты дошкольников отличаются от взаимодействия со взрослыми повышенной эмоциональностью и раскованностью. В эмпирических условиях было зафиксировано, что в общении между дошкольниками приблизительно в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических выражений, которые отражают самые различные эмоциональные состояния - от ласки и сердобольности до агрессии и драки, от бурной радости до ярости. В этом возрасте дети чаще одобряют и не одобряют своих сверстников, нежели при взаимодействии с взрослыми.

Такая чрезвычайная эмоциональная насыщенность коммуникации детей, может быть обусловлена тем, что другой ребенок является наиболее предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Сфера взаимодействия с ровесниками становится наиболее значимой, чем общение с взрослыми.

Другой важной спецификой контактов детей является их оригинальность и отсутствие регламентированости. В рамках общения с взрослыми даже у самых маленьких детей наблюдаются формы поведения соответствующие правилам взрослых, тогда как при взаимодействии с сверстниками они могут использовать самые нестандартные и оригинальные действия и движения. Для таких движений характерна специфическая раскованность, отсутствие нормированности и заданности образцов поведения. Среди таких движений у детей наблюдаются причудливые позы, прыжки, кривляния, передразнивания, придумывание новых слов, небылиц и т. д.

Данная свобода, отсутствие регламентированности общения детей дошкольного возраста предоставляет возможность выражать свою оригинальность и свое самобытное начало. В рамках взаимодействия с взрослыми происходит формирование культурно нормированных образцов поведения, тогда как в сфере общения с ровесниками создаются условия для индивидуального, ненормированного, свободного проявления ребенка. Безусловно, в процессе взросления такая непосредственность отходит на задний план, и контакты детей приобретают наиболее социально признанные формы поведения. Теме не менее, до конца дошкольного возраста отличительной чертой детей все еще остается нерегламентированность и раскованность общения, используются непредсказуемые и нестандартные средства.


Еще одной отличительной особенностью общения выступает преобладание инициативных действий над ответными. Это выражается в отсутствии возможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важным является собственное действие или высказывание, и совсем незначительна инициатива сверстника.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник выступает наиболее предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, средством самопознания, а так же неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я».

1.2 Игровая деятельность как предмет развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Один из ведущих исследователей игры в детском возрасте Д. Б. Эльконин выдвинул положение о том, что игра по своей природе социальна и по своей наполненности напоминает проекцию, которая снята с мира взрослых. Обозначая игру как «арифметику социальных отношений», автор рассматривает ее с позиции деятельности, которая возникает на конкретном этапе, и является одной из базовых форм развития психических функций и средств познания ребенком мира взрослых [15].

В рамках отечественной психологии процесс развития рассматривался, как процесс происходит усвоение общечеловеческого опыта и ценностей. Посредством игры происходит воспроизведение стабильного и инновационного в повседневной практике, а следовательно выступает деятельностью, в основе которой стабильное отражается при помощи соответствующих правил и условности игры, в которых так же фиксированы устойчивые традиции и нормы, а в рамках повторяемости правил игры создается тренинговая основа развития ребенка. Инновационный аспект вытекает из установки игры, который оказывает воздействие на степень доверия ребенка всего того, что происходит в сюжете игры.

Как правило, во многих играх «реальный аспект» имеет место или форме срезовых условий, или в форме предметов – аксессуаров, или в самой интриге игры. А. Н. Леонтьевым было доказано, что овладение более широким и непосредственно недоступным кругом реальности ребенок может только в рамках игры. В процессе игры ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для многих детей игра выступает сферой их общественного творчества, социального и творческого самовыражения. Игра несет информативную основу и является путем поиска ребенка себя в коллективе сверстников, получение социального опыта, освоение культуры прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, которая доступна пониманию[16].


В рамках игрового взаимодействия между детьми складываются реальные общественные отношения, которые обусловлены уровнем социального развития каждого участника игры, но при этом часто могут не совпадать с теми отношениями, которые ребенок изображает, опираясь на сюжет или взятую на себя роль.

В рамках эмпирических исследований Т. В. Антоновой, Р. А. Иванковой, Т. А. Марковой, Е. И. Щербаковой были рассмотрены особенности взаимодействия детей в игре. На базе данных исследований была выделена группа показателей, характеризующие взаимодействие детей в игре [17]:

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие?

2. Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику?

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия детей в игре?

Из наблюдений за игрой и бесед с воспитателями была выяснена степень участия взрослого в игровом процессе. Так же исследователями было замечено, что обособленно играющего ребенка можно вовлечь в совместную игру посредством интересных игровых ситуаций, в которых он может принять активное участие.

Сюжетно-ролевые игры способствуют созданию благоприятных условий для формирования взаимоотношений детей. Для дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра выступает ведущим видом деятельности, а главной частью и необходимым условием является общение[18].

Сюжетно – ролевая игра старших дошкольников характеризуется следующими особенностями[19]:

1) устойчивый, развивающийся и динамичный игровой замысел;

2) достижение согласия при совместном обсуждении замысла игры;

3) возникновение высокого уровня игрового креативности и длительность перспективы игры;

4) появляется планирование и импровизация в игровом взаимодействии;

5) осуществляется моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми;

6) происходит совместное строительство и творческое развитие сюжетов игр, посредством знание почерпнутых из разнообразных наблюдений, книг, кинофильмов и т. д.

7) применяются разнообразные выразительные средства в содержательном ролевом взаимодействии;

8) существенное место в реализации роли занимает общение, при помощи которого дети раскрывают специфику ролевых отношений;

9) использование в игровом взаимодействии предметов – заменителей, вроде различных подручных или природных материалов, самоделок и пр.;


10) происходит осознание, что важным условием реализации роли выступает соблюдение правил.

Часто в игровом взаимодействии дети утверждают собственные волевые и деловые качества, радостно относятся к успехам и сложно переживают неудачи. В рамках общения детей появляются цели, выполнение которых должно быть незамедлительным.

Посредством включения ребенка в игру, сосредоточения на предметах, которые включены в игровую ситуацию, а атак же на содержании сюжетов происходит активное обучение. В случае невнимательности к требованиям игры, или нежелания считаться с ее условиями, ребенка изгоняют из ее процесса. Однако в силу необходимости общения со сверстниками и эмоционального подкрепления с их стороны способствуют тому, чтобы ребенок мог целенаправленно сосредоточится и запомнить все необходимые условия игры [20].

Как считает Д. Б. Эльконин для деятельной натуры детей характерно желание проявить себя и овладеть определенным набором ролей [21].

Для сюжетно-ролевой игры характерны следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Базовым элементом сюжетно-ролевой игры выступает сюжет, являющийся той сферой реальности, которая отображается детьми. На данном этапе ребенок осознанно подходит к выбору сюжета, первоначально происходит его обсуждение и планирование развития содержания на примитивном. Появляются новые сюжеты, основанные на впечатлениях обусловленных границами дошкольного учреждения, а так же из мультсериалов, прочтенных книг, рассказов взрослых и др. Игровые ситуации, как правило, обобщаются и помимо условных и символических действий активно используются речевые комментарии, представляющие словесное замещение определенных ситуаций. Главным образом, ребенок использует их для логического развертывания содержания игры[22].

Разворачивание сюжетно-ролевой игры осуществляется на базе роли, которую ребенок на себя принял. Для старшего дошкольника роль является игровой позицией, в рамках которой, он может отождествить себя с определенным персонажем сюжета и выполнять функции в соответствии с представлением о данном герое. В период дошкольного детства становление роли в игре происходит от реализации действий к ролям-образам.

В основе сюжетно-ролевой игры расположены значительные возможности для формирования коммуникативных навыков, главным образом, это касается рефлексии, основой которой выступает осмысление собственных действий, потребностей и переживаний в соотношении с действиями, потребностями и переживаниями других людей. Благодаря рефлексии человек может понимать и чувствовать другого человека[23].