Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
Для игры воспитатель делит, детей на бригады и поручает каждой из них какой – нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна погрузить строительный материал на машины, другая – привезти его на стройку, третья – разгрузить, четвертая – возводить стены дома.
Воспитатель сначала должен возглавлять бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, воспитатель вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.
Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески должен поощрять все вносимые детьми в игру новшества, содействовать творчеству детей и в случае необходимости помогать им.
По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей можно вынести благодарность за добросовестный труд.
«Космос»
Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать ролевые взаимоотношения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Воспитывать умение быть в одной команде, сопереживать и радоваться, решать проблемы сообща. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Игровой материал: трафареты, линейки, карандаши, бумага, скафандры, ракета, крупный строительный материал для создания космодрома, техническая аппаратура (рации, компьютеры, телефоны, пульты и т. д.), космическая еда в тюбиках и пакетах, карта звёздного неба, планет, предметы – заместители по желанию детей.
Подготовка к игре: чтение рассказ В.Бороздина «Первый в космосе». Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос». Презентация «Этот удивительный космос». Конструирование: «Космические корабли», «Космодром». Игры – занятия: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».
Игровые роли: главный конструктор, космонавты, бортинженер, инструктор по полёту, инопланетяне, родственники, специалист по приготовлению еды.
Ход игры: с целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Космос». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Далее воспитатель предлагает ребятам соорудить космодром, космические корабли, используя строительный материал. Во время постройки учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца.
После этого воспитатель совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Строим ракету для полета на Марс», «Привет из космоса», «Мы летим!», «Встреча с инопланетянами».и т. д.
Игра «Строим ракету для полета на Марс» должна научить детей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.
Игра «Встреча с инопланетянами» должна научить детей, как правильно вступить во взаимодействие, познакомиться, соблюдая дистанцию, моральные нормы, вручить подарок.
Игра «Привет из космоса» не только способствует выстраиванию доброжелательных, «продуктивных» взаимодействий, но и воспитывает «заботу» о близких.
Важное место в работе взрослого занимает педагогическое воздействие на детский коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку. Доброжелательность, доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство собственного достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных педагогических воздействий может служить возрастание интереса ребенка к участию в коллективных играх, повышение индивидуального уровня игры, появление у него хороших друзей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.
-
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003. - 158 с. ↑
-
Мясищев В. Н. Психология отношений. – М. : МПСИ, 2011. – 400с. ↑
-
Лисина М. И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – 57 с. ↑
-
Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С.74-85. ↑
-
Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 65–72. ↑
-
Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 122–127. ↑
-
Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Кон И. С., Мудрик А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Просвещение, 2007. – 289 с. ↑
-
Харин С. С. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у детей первых трех лет. – Минск, 1988 – С. 210 ↑
-
Психология детства: учебник // под.ред. А. А. Реана. – Спб. : Прайм ЕВРО-ПРАЙМ, 2003-368с. ↑
-
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Владос, 2003. - 158 с. : ил. ↑
-
Рожков М. И. Теория и методика воспитания. – М. : Знание, 1998. – 298 с. ↑
-
Матюхин М. В., Михальчик Т. С., Прокин Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. ↑
-
Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М. : Аркти, 2011. – 96 с. ↑
-
Лисина М. И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. – М. : Педагогика, 1986. – 57 с. ↑
-
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 2009. - 360 с. ↑
-
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2010.-255с. ↑
-
Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. – №7. – М. – С. 16 – 19. ↑
-
Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 190 с. ↑
-
Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. – 2002. – №3. – М. – С. 25 – 28. ↑
-
Игра и развитие ребенка. Хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с. ↑
-
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 2009. - 360 с. ↑
-
Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М. : Просвещение, 2010.-96 с. ↑
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб. – Речь, 2001. – 156 с. ↑
-
Кларин М. В. Обучение как игра // Школьные технологии. – 2004. – №5. С. 45-59 ↑
-
Доронова Т. Н., Карабанова О. А. Игра в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2002.-124с. ↑
-
Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – М. – С. 58 – 61. ↑
-
Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – М. – С. 63 – 67. ↑