Файл: Государственные и муниципальные услуги: понятие, принципы оказания, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1353

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третью тенденцию называют стремление повышать гибкость, так как социально-экономический и возрастной состав населения государства не остается неизменным. Необходимо проведение постоянного мониторинга востребованности услуг, повышение гибкости их состава и объема.

Расширение числа провайдеров государственных услуг выступает третьей тенденцией развития государственных услуг. На современном уровне развития государства наблюдается обратный процесс национализации – приватизация. Данный процесс благоприятствует созданию и продаже частных компаний инвесторам при полном отказе от контроля со стороны властных структур. Также в странах Северной Европы используется вариация сохранения за государством права собственности или наличия контрольного пакета акций предприятия (компании). Новейшим способом передачи государственных услуг частным предприятиям является государственно-частно партнерство, широко распространённое в использовании Соединённым Королевством, Австралией, Канадой и ЮАР.

Пятая тенденция развития государственных услуг зарубежных стран – использование современных информационных технологий. Развитие концепции электронного правительства предполагает «использование любых информационных технологий для облегчения работы государственных органов, предоставления информации и государственных услуг» [5]. Его конечная цель заключается в предоставлении населению обширного спектра государственных услуг в удобном и экономически эффективном виде, при этом потребитель экономит как временной, так и денежный ресурсы. Электронное правительство способствует прозрачности деятельности государственных органов, способствуя получению информации о том, над чем работает правительство.

Проанализировав опыт зарубежных стран в области предоставления государственных и муниципальных услуг, можно выделить закономерность прохождения сложного исторического процесса развития государств, на котором происходит непрерывная эволюция государственных услуг.

1.2. Предоставление государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры

В ходе реализации административной реформы, проводимой в Российской Федерации с середины 2000-х гг., особое внимание было уделено такому важному вопросу, как повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти, что, в свою очередь, предполагало не только внутреннее реформирование работы госаппарата, но и ориентирование на интересы граждан.


Для реализации поставленных в Концепции административной реформы целей были определены первоочередные задачи модернизации административной системы: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий; создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных услуг в электронной форме[6].

Актуальность вопросов качественного и доступного предоставления гражданам государственных услуг обусловлена тем, что данное направление реформирования названо среди ключевых целей административной реформы, которая должна повысить эффективность деятельности исполнительной власти и уменьшить избыточное государственное регулирование.

Такое усиленное внимание к данному аспекту государственного реформирования обусловлено прежде всего тем, что необходимо повысить не только качество работы государственных властных структур, но и степень доверия населения к органам власти, а также степень их открытости и прозрачности. А реализация на практике взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в целях качественного и доступного предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям должна осуществляться через созданные во всех населенных пунктах многофункциональные центры, работающие на принципе одного окна.

Следует сразу отметить, что термин «государственные услуги» появился в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Ука-зом Президента РФ от 15 августа 2001 г., и в федеральной программе «Реформи-рование государственной службы РФ (2003–2005 гг.)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г., где было указано о необходимости достижения качественного уровня исполнения госслужащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг.


В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены следующие определения государственных и муниципальных услуг: государственная услуга – деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения[7].

Предоставление государственных и муниципальных услуг стало, таким образом, одним из важнейших звеньев совершенствования государственного управления. Система нормативного и организационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг должна способствовать решению главной задачи – повышению доступности и качества предоставления государственных услуг населению. Рассмотрим правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры.

Прежде всего, следует отметить, что право граждан на оказание услуг закреплено в Конституции РФ. В частности, в статье 74 установлена невозможность ограничения перемещения товаров и услуг. Данные положения закрепляют право гражданина на свободное получение услуг любого характера, в том числе государственных и муниципальных[8].

В Федеральном законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (п. 7 ст. 47) закреплено, что должностной регламент государственной гражданской службы включает перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным ре-гламентом государственного органа[9].

К нормативно-правовой базе предоставления государственных и муниципальных услуг относятся также такие государственные концепции как Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах[10] и Концепция формирования в Российской Федерации Электронного Правитель-ства до 2010 года[11]. В данных концепциях были определены направления реформирования сферы государственных и муниципальных услуг.


Принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стало началом качественно нового этапа совершенствования системы государственного и муниципального управления. Соответственно после принятия указанного Закона стало возможным создание многофункциональных центров, функционирующих на его основе. В Законе прописаны принципы предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах, функции, права, обязанности и ответственность таких центров, требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое[12].

Кроме того, в 2012 г. Федеральным законом №133-ФЗ были конкретизированы функции, права и обязанности многофункциональных центров, принципы взаимодействия различных государственных органов друг с другом, устранены ограничения по оказанию государственных услуг по принципу одного окна, за предоставление которых отвечают федеральные органы исполнительной власти[13].

Важными правовыми актами, регламентирующими организацию работы, особенности правового положения, основы управления, а также ответственность МФЦ являются также два Федеральных закона – №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 и №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006.

Предоставление любой услуги, порядка ее получения, необходимого количества документов связано с обеспечением доступа заинтересованных лиц к информации о получении такой услуги со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому правовое регулирование открытости деятельности органов публичной власти и отношений, связанных с обеспече-нием доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного са-моуправления регламентируется Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[14], который устанавливает права пользователей информации на получение достоверной информации о деятельности государственных органов.

С учетом того, что МФЦ выполняют свои услуги посредством электронного документооборота, их деятельность базируется на нормах следующих федеральных законов: №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006; №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006; №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011. Указанные Законы дают гражданам право на получение, передачу, распространение информации, ее защиту, регулируют применение информационных технологий со стороны органов власти.


К иным нормативным правовым актам, регламентирующим отношения по предоставлению государственных и муниципальных услуг, следует отнести Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[15]. Согласно этому указу, время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган власти регионального уровня должно быть не более 15 минут. Вот почему качественное формирование административных регламентов на всех уровнях публичной власти является первоочередной задачей реализации права граждан на предоставление государственных услуг, что, в свою очередь, позволит создать условия для контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.

Самыми обширными по количеству и разнообразию вопросов, которые они регулируют, являются Постановления Правительства РФ: от 27.09.2011 №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления», в котором содержатся требования к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти различного уровня; от 22 декабря 2012 г. №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому во всех муниципальных образованиях организуется предоставление государственных и муниципальных услуг через МФЦ в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления; от 26 февраля 2014 г. №151, устанавливающее порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, и многие другие.

Выводы

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Основу качественного предоставления государственных и муниципальных услуг составляет эффективное нормативное регулирование данной сферы. В настоящий момент можно говорить о сложившемся правовом регулировании предоставления государственных и муниципальных услуг в стране, однако правовая база в данной сфере деятельности требует постоянного дополнения и уточнения.