Файл: Особенности сервиса в гостинично-ресторанном бизнесе города (Сервисная деятельность как форма удовлетворения человеческих потребностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Туристические услуги в России

В настоящее время туристический бизнес является одной из высокодоходных отраслей экономики. За последнее время экономика многих стран мира испытывает кризис и в том числе в России. И это не может не отразиться на состояние туристического бизнеса.

До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстро растущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.

Как сообщает UNWTO (Всемирная туристическая организация), международный турпоток составил 1,18 млрд. туристов, этот показатель выше на 4,4% от предыдущего года и является абсолютным рекордом.

Так, наибольший приток туристов наблюдался в европейских странах, общее количество туристов в которые составило 609 млн.человек (+5%). Азиатско-Тихоокеанский регион посетили в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом на 5% больше туристов. США посетило 277 млн. чел. (+5%). Страны Ближнего Востока также отметились увеличением туристического потока – до 54 млн.человек. Приток составил 3%.

Увеличение доли туристических услуг в мировой ВВП в течение последних 10 лет объясняется усилением экономик развивающихся стран на фоне снижения темпов развития экономики всего мира.

Более динамичному развитию международного туризма препятствуют:

- падение цен на нефть,

- колебания валютного курса,

- ужесточения требований о безопасности,

- нестабильная политическая обстановка.

Эксперты Всемирной туристической организации (UNWTO) прогнозируют, что в 2016 году тенденция будет примерно такой же и прирост составит 4%.

На фоне стабильного международного рынка туристических услуг, туризм в России испытывает структурные изменения. Так, наиболее существенным изменением стала переориентация отрасли на внутренний туризм [3, c. 43].

Неразвитости внутреннего и въездного туристического рынка России способствует множество факторов:

- рост цен на услуги, предназначенные туристам;

- недостаточная реклама за рубежом туристических возможностей России;

- ограниченное количество гостиниц туркласса в регионах и в столице страны;

- неразвитость индустрии развлечений;

- сложный и долгий процесс оформления виз и их высокая стоимость.

Практическое их применение, по прогнозам ВТО, к 2020 г. позволит России войти в первую десятку стран как по выезду туристов за пределы страны (1,9% в мировом потоке туристов, что составляет 30,5 млн. чел), так и по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9%). Причем данные цифры не включают данных об объеме внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной объемы. Россия обладает огромным туристическим потенциалом, и лишь целенаправленные действия по его развитию позволят увидеть положительную динамику развития всех видов туризма.


К факторам развития туррынка России также относят [6, с.375]:

1. Поддержка государственными органами, федеральными туристическими организациями;

2. Формирование имиджа РФ как страны благоприятной для туризма;

3. Урбанизация (концентрация всё большей доли населения в городах);

4. Упрощение визовых режимов;

5. Создание и модернизация туристической инфраструктуры в стране, повышение качества сервиса;

6. Совершенствование законодательной базы по туризму;

7. Подготовка квалифицированный кадров;

8. Маркетинговые мероприятия;

9. Развитие областей, тесно связанных с туризмом.

Рейтинг самых популярных у туристов регионов России был составлен ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России». Масштабное исследование туристической привлекательности регионов было составлено на основе ряда критериев: уровень развития туристического бизнеса, оборот туристических услуг, популярность региона у россиян и иностранцев, туристическая 5 уникальность и др. Ниже представлен список 10 самых популярных у туристов регионов России [16, c. 173].

Таблица 2

Рейтинг популярных туристических направлений России

Регион России

Общий балл

Краснодарский край

70,9

Санкт-Петербург

63,2

Москва

60,7

Крым

59,5

Московская область

56,8

Калининградская область

56,6

Карелия

56,0

Ярославская область

53,1

Нижегородская область

52,8

Алтайский край

52,0

Согласно данным Росстата самыми популярными достопримечательностями в России стали:

Таблица 3

Рейтинг самых популярных достопримечательностей России [16, c. 174]

Достопримечательность

Регион России

Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Волгоградская область

Троице-Сергиева Лавра, Коломенский кремль

Московская область

Ростовский Кремль

Ярославская область

Нижегородский кремль

Нижегородская область

Петергоф

Санкт-Петербург

Кижи

Республика Карелия

Озеро Байкал

Республика Бурятия

Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни»

Чеченская республика

Псковский кремль

Псковская область


Таким образом, Россия обладает огромным природным и культурно- историческим потенциалом для развития внутреннего рынка туристических услуг. Но вместе с этим возможности отрасли сопряжены с проблемами: несовершенство законодательной базы, неразвитая инфраструктура, негативное отношение к стране, санкции, неподготовленность кадров и т.д. Для того, чтобы вывести туристический рынок на новый уровень необходимо внести изменения в законодательство, модернизировать производственно-техническую базу, подготовить квалифицированные кадры для обслуживания туристов, сформировать благоприятный имидж о стране путем эффективной маркетинговой политики, внедрять новейшие достижения науки, создавать новые направления туризма и поддерживать рынок туристических услуг со стороны государства.

1.3. Гостиничная индустрия как сфера сервиса и тенденции ее развития

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства и важную составляющую экономики туризма.

Сфера ее деятельности связана с функционированием многочисленных предприятий разной направленности и специализации. Не существует перечня, охватывающего все виды деятельности в этой области, но принято выделять следующие основные направления:

- общественное питание,

- размещение,

- перевозка и отдых.

Они объединены общей целью - удовлетворение любых запросов и желаний потребителей. Как результат, прибыль предприятий данной отрасли экономики сильно зависит от качества процесса оказания услуг и степени удовлетворённости гостей.

Туризм, в том числе сфера гостеприимства, в настоящее время является быстроразвивающейся отраслью во всем мире и в России, это важная составляющая экономики государства: он способствует развитию сопутствующих отраслей (транспорт, бытовое обслуживание, торговля, строительство, сувенирная промышленность, общественное питание, индустрия досуга и развлечений) [1, c. 12]. Гостиничный бизнес оказывает воздействие на рост благосостояния населения страны через занятость в гостиничном хозяйстве и сопутствующих отраслях. Индустрия гостеприимства оказывает влияние на повышение образования, культуры населения, политику государства и др. социальных сфер; формирует имидж государства в глазах мировой общественности.


В настоящее время туризм обретает все более глобальный характер. Таким образом, сейчас основной тенденцией развития мировой экономики является процесс глобализации. Сложно дать однозначную оценку этому процессу, так как он одновременно приводит к ряду положительных и отрицательных последствий. Процесс глобализации, безусловно, влияет и на индустрию гостеприимства в России.

Одной из форм проявления глобализации в гостиничной отрасли является создание и широкое распространение гостиничных сетей. По предварительным данным доля гостиничных сетей в общем объеме гостиничных предприятий составляет около 20%. В основе гостиничных цепей положена система осуществления коллективного бизнеса, находящегося под непосредственным контролем руководства цепью. Все гостиницы сети придерживаются единых норм, правил, стандартов, стиля, форм управления и ведения бизнеса. Создание гостиничных цепей позволяет предприятием получать преимущества перед индивидуальными гостиницами. Это обосновывается экономией от масштабов, повышением инвестиционных возможностей, приобщением к мировым брэндам, объединением систем бронирования, обеспечения и информирования; возможностью постоянного роста качества обслуживания. Таким образом, развитие уже существующих гостиничных цепей, таких как MarriottInternational, InterContinentalHotelsGroup и других всемирно известных сетей – это процесс, который будет продолжаться в следующие годы со скоростью глобализации.

Самые большие туристические компании международного уровня представлены в: США; Великобритания; Германия; Япония.

Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Touristik Union International (TUI) u Neckermann und Reisen (NUR), производящие более половины всех турпакетов – соответственно 33% и 18% в Европе. Третье, четвертое и пятое места на германском рынке занимают соответственно Hertzel, ITS, DER. Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире Thomson Holidays.

Кроме гостиничных сетей, создаются международные альянсы – авиаперевозчиков, которые объединяют в себе различных перевозчиков из разных стран мира. Так, наиболее крупным выступает альянс «Стар Альянс», который включает в себя авиакомпании: Германии; Канады; Швеции; Бразилии. В сфере общественного питания выступают сети: Макдональдс, Старбагс.

Так, глобализация в сфере туризма привела к созданию Глобального этического кодекса туризма. Необходимость в данном кодексе была озвучена в 1997 г. на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле.


Исходя из всего вышесказанного, глобализация международного туризма имеет следующие черты:

– изменение и унификация туристских технологий, которые направлены на улучшение обслуживания;

– модернизация транспортной инфраструктуры;

– интернационализация деловой активности;

– создание механизма управления и регулирования международного туризма через создание региональных и международных организаций в сфере туризма

В последние годы в России появились собственные национальные сети такие, как «Амакс» и «Гелиопарк». В число лидеров также входит AzimutHotelCompany, созданная в 2004 году и сформировавшая свой изначальный гостиничный фонд из более чем трех тысяч номеров (отели в Санкт-Петербурге, Костроме, Самаре, Уфе, Астрахани, Мурманске и Владивостоке). Затем AzimutHotelCompany приобрела европейскую гостиничную сеть, ранее принадлежавшую AustrianHotelCompany и состоящую из 21 действующего отеля уровня три и четыре звезды под брендами Eurohotel, Belmondo и HighwayHotels. Почти все расположены в Германии (три – в Австрии, один – в Чехии). Можно сделать вывод о том, что национальный гостиничных бизнес находится еще на стадии формирования, однако, по прогнозам РГА, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти [17, c. 359].

Рынок гостиничных услуг представляет собой систему экономических отношений между субъектами в процессе купли-продажи и потребления гостиничных продуктов и услуг в определенное время и в определенных условиях. Гостиничная индустрия представляет собой важный сегмент туристического бизнеса.

Результаты проведенного исследования показывают, что стоимостной объем рынка гостиничных услуг в 2018 году составил 174,7 млрд. рублей. Однако рост данного показателя существенно замедлился: если в предыдущие годы наблюдался средний рост на уровне 12,9%, то в 2019 году он составит 7,6%.

Состояние рынка гостиничных услуг характеризуется следующими показателями: значение средней цены пребывания в гостинице, наличия свободных гостиничных мест и уровень обеспеченности потребителей гостиничными услугами. В 2017 году средний уровень цены пребывания составил 2327,8 рублей. Так, в 2012-2016 годах цены на услуги гостиниц ежегодно увеличивались в среднем на 10,4%. В 2017 году произошло замедление темпов роста до 4,5%. Снижение темпа роста цен обусловлено в первую очередь перераспределением спроса потребителей в сторону отелей более низкого ценового сегмента.

Так, по данным Госкомстата РФ лидером по количеству отелей является Центральный федеральный округ, на его территории расположены 1861 гостиница (рис. 1).