Файл: Налоговая декларация в налоговом учете(Признаки и понятие налога).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая декларация является одним из документов исчисления и уп­латы налога, заполняется на основании обобщенной информации полученной на основе данных налогового учета.

Потребность в выделении налогового учета как самостоятельного вида учета в России возникла в начале 90-х годов ХХ века с развитием рыночной экономики, и переходе к новой налоговой системе. Изначально почерпнуть информацию об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы и суммы налога, полноту и своевременность его уплаты можно было только из бухгалтерского учета. Поэтому возникла необходимость трансформации данных бухгалтерского учета, и законодательное выделение налогового учета в обособленный учёт.

В течение развития налогового учёта основы для формирования налого­вых обязательств изменялись, и в последствие были выделены следующие этапы 11, с. 10

– «Бухгалтерский налоговый учёт» (1992-1994 гг.) – основой для опре­деления налоговой базы служат данные бухгалтерского учета без корректи­ровки. В законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» была закреплена обязанность плательщика вести бухгалтерский учёт и от­чёты о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с методикой налогообложения прибыли, и признания затрат только в преде­лах установленных лимитов и в соответствии с перечнем [10];

– «Смешанный налоговый учёт» (1995-2001 гг.) – показатели налого­вой базы формируются путём корректировки показателей бухгалтерского учёта. Начало этого учёта связано с принятием новой редакции Положения о составе затрат, в котором государство отказалось от контроля за показате­лями фактической себестоимости продукции (работ, услуг), и появилось по­нятие себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. В этот период бухгалтерский учёт решал задачу подготовки данных о фактах хозяйственной деятельности, а также обеспечивал достоверную информацию о се­бестоимости для целей налогообложения;

– «Абсолютный налоговый учёт» (с 2002 г. по настоящее время) – связан с вступлением в силу гл. 25 НК РФ, и предполагает обособленность налого­вого учёта, и формирование показателей величины налоговых обязательств без участия бухгалтерского учёта.

Требования об организации и ведении налогового учёта отдельно по ка­ждому налогу содержаться в Налоговом Кодексе РФ, гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» и т.д.


Понятие Налоговый учет сформулировано в ст. 313 НК РФ [3] «Налого­вый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в со­ответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Налоговый учёт ведётся для достижения следующих целей [11, с.5]:

  1. формирование полной и достоверной информации о порядке учета для це­лей налогообложения хозяйственных операций;
  2. получения информации для внутренних и внешних пользователей, кон­троля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и упла­той налога в бюджет;
  3. получение информации для формирования налоговой базы в хронологиче­ском порядке в разрезе отдельных отчетных (налоговых) периодов;
  4. формирование налоговой базы и расчет суммы авансового платежа по на­логу или суммы налога;
  5. расчет и обоснование суммы налоговых льгот;
  6. составление деклараций и других форм отчетности.

Порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно, с применением норм и правил НК РФ, в зависимости от вида деятельности организации, объёма документооборота, используемых про­граммных продуктов, и закрепляется в учетной политике для целей налого­обложения, утверждаемой приказом руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций может производиться только в случае изменения законодательства или применяе­мых методов учета, появление новых или исключение прежних видов хозяй­ственной деятельности. Решения об изменении учета обязательно отража­ются в учетной политике для целей налогообложения и вступают в силу:

  • при изменении законодательства – с даты вступления в силу измене­ний норм о налогах и сборах;
  • при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;
  • появление новых или исключение прежних видов хозяйственной дея­тельности – с даты осуществления новых или исключение прежних видов хозяйственной деятельности в соответствии с распоряжениями.

Данные налогового учета отражают порядок формирования суммы до­ходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем На­логовом (отчетном) периоде, порядок формирования сумм создаваемых ре­зервов, сумму расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в сле­дующих налоговых периодах, а также суммы налогов подлежащих уплате в бюджет.

Подтверждением данных налогового учета являются ст. 313 НК РФ [3]:


1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения на­логовой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязатель­ном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к инфор­мации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налого­вую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Аналитические регистры налогового учета ст. 314 НК РФ [3] – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработоч­ных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогооб­ложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в несколь­ких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирова­ния налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для система­тизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету пер­вичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумаж­ных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных доку­ментов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно, и устанавли­ваются приложениями к учетной политике организации для целей налогооб­ложения.


Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налого­вого учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосно­вано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

2.2 Понятие налоговой декларации

Из регистров налогового учёта налогоплательщик берёт информацию для заполнения налоговой декларации по каждому налогу. Налоговая декла­рация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогопла­тельщика по установленной форме на бумажном носителе или по установ­ленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в со­ответствии с Налоговым Кодексом должны прилагаться к налоговой декла­рации (расчету), п. 3, ст. 80 НК РФ [2].

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, от которых налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате, в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осу­ществления такой деятельности, п. 2, ст. 80 НК РФ [2].

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки согласно п. 4, ст. 80 НК РФ 2.


Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, п. 5, ст. 80 НК РФ 2.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, п. 7, ст. 80 НК РФ 2.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

  1. вида документа: первичный (корректирующий);
  2. наименования налогового органа;
  3. места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
  4. фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
  5. номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
  6. сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса РФ.