Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
На основании анализа деятельности гражданского служащего аттестационная комиссия дает ему одну из оценок, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 - Виды оценок гражданского служащего аттестационной комиссией [6]
Федеральным законом предусмотрено принятие специального правового акта государственного органа после проведения аттестации по ее результатам. Представитель нанимателя принимает одно из решений, представленных на рисунке 6.
Рисунок 6 - Решения по результатам аттестации гражданского служащего
При отказе государственного гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с законодательством.
В случае признания государственного гражданского служащего по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности возможны варианты решения:
а) оставить государственного гражданского служащего в прежней должности с последующим направлением на переподготовку или повышение квалификации (механизм данной процедуры требует скорейшей разработки на основе принципа нахождения в должности, обусловленного положительным результатом аттестации);
б) перевести государственного гражданского служащего на другую государственную должность (это должна быть должность с понижением статуса);
в) уволить с государственной гражданской службы[6].
Квалификационный экзамен - его основной целью является решение вопроса о присвоении классного чина государственному служащему по замещаемой должности. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки (квалификации) гражданских служащих требованиям к должностям государственной гражданской службы соответствующих групп[6].
В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» [6].
Квалификационный экзамен призван стать важным средством объективной оценки как принятых впервые на государственную гражданскую службу, так и тех, кто замещает в ней соответствующие должности.
Федеральным законом установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы и дифференцированные по трем классам (рисунок 7).
Рисунок 7 - Классные чины государственных гражданских служащих
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с законодательством вводятся другие квалификационные разряды: дипломатический ранг, воинское или специальное звание.
Основные задачи квалификационных экзаменов:
- определение уровня соответствия профессиональной компетентности экзаменуемого квалификационным требованиям категории, группы или специализации должности государственной гражданской службы;
- отбор персонала государственной службы на основе критериев профессиональной пригодности к исполнению функций конкретной должности гражданской службы.
Основанием для проведения квалификационного экзамена являются:
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается ему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин. равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;
- решение вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий[6].
Государственный гражданский служащий имеет право на сдачу квалификационного экзамена не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. В Федеральном законе содержится норма, предоставляющая возможность государственному гражданскому служащему пройти процедуру внеочередного (досрочного) квалификационного экзамена по его инициативе, т. е. в срок до одного года. Основанием для проведения подобного экзамена может быть назначение на новую должность, когда возникает потребность служащего в присвоении ему соответствующего новому должностному статусу классного чина.
Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.
Содержание квалификационного экзамена определяется комиссией. Независимо от требований должности государственной гражданской службы претендент обязан проявить необходимый уровень знаний Конституции Российской Федерации, иных ее нормативных правовых актов или соответствующего субъекта. Важно, чтобы служащий не только знал нормативные правовые акты, но и проявлял современные профессиональные качества, навыки и умения анализировать, определять и оценивать стратегические и текущие преобразования в подведомственной ему сфере и др.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями их должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
При проведении квалификационных экзаменов выявляются и оцениваются:
- структура, объем и уровень общих и профессиональных знаний гражданского служащего или лица, впервые назначенного на гражданскую должность, его интеллектуальности;
- готовность и способность гражданского служащего применять знания, проявлять творческий подход к делу, самостоятельно находить источники информации для профессиональной деятельности, компетентного выполнения функций и полномочий по должности гражданской службы, степень овладения управленческими умениями (конструктивными, коммуникативными, организационными и др.);
- степень приобретения практических навыков деятельности, овладения приемами, способами и средствами осуществления управленческих и технологических операций на рабочем месте;
- стиль мышления и действий гражданского служащего, его адекватность требованиям должности государственной гражданской службы[36].
Структура, объем и уровень профессионализма, стиль деятельности гражданского служащего определяются на основе их соответствия квалификационным должностным требованиям государственных органов и учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих соответствующей категории, группы и профиля должностей гражданской службы.
При проведении квалификационного экзамена все чаще используются тестовые методики, выполнение тестовых заданий, отражающих контролируемые знания, например: одного верного ответа из ряда предложенных вариантов; нескольких верных ответов из ряда предложенных вариантов; задание на упорядочение ответов (фактов, событий, явлений и т. д.); задание на реконструкцию (текста или схемы, пропущенного фрагмента); задание на соответствие (терминов, понятий); задание комбинированного типа (комплекс из предыдущих форм); задание со свободно конструируемым ответом.
Для каждого задания разрабатывается система критериев. По результатам тестирования составляется таблица, позволяющая определить служащих, успешно выполнивших тест, а также выявить типичные недостатки их профессиональной подготовки, провести выборочную и интегральную обработку данных для решения задач кадрового обеспечения государственной службы, отслеживать динамику ее качественного состава, повышая таким образом эффективность управления кадровыми процессами.
На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационных экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе[36, с. 65].
Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей, с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенное служащему на прежнем месте государственной службы.
Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена[6].
Таким образом, существующие в настоящее время правовые основы прохождения государственной службы ограничивают ее должностной системой, в рамках которой на первый план поставлены должностной регламент и связанные с ним технологии оценки его выполнения - аттестация и квалификационный экзамен.
Глава 2 Совершенствование кадровой работы и государственой гражданской службы на примере территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске
2.1 Основы кадровой работы в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.12.2004 г. № 35 «О создании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было образовано Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, которое является уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке на территории Красноярского края. Правовые основы деятельности службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организационная структура Управления представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Организационная структура Управления Росспотребнадзора по Красноярскому краю
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные отделы.