Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование («Сабвей»).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы коммерческой деятельности
1.1.Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики, ее предмет и цели
1.2. Развитие коммерческой деятельности в России – исторический аспект
1.3. Коммерческая деятельность в общественном питании
2.1 Организационно-правовая характеристика компании
2.2.Административная структура управления компании
С. Н. Виноградова, О.В. Пигунов трактуют коммерческую деятельность как организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли [8]. Целью коммерческой деятельности является максимизация выгоды (дохода, прибыли) от выполнения различных видов коммерческих операций, каждая из которых должна быть направлена на получение максимально возможной выгоды в конкретных условиях. Гарантией реализации данной цели выступает собственно содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении потребительского рынка, осуществлении коммерческих коммуникаций, установлении коммерческих связей с партнерами, организации эффективной системы распределения и обмена, организации системы торгового обслуживания, развитии сферы услуг.
Таким образом, под коммерческой деятельностью следует понимать совокупность процессов, связанных с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.
Предметом коммерческой деятельности участников служит совокупность процессов по купле-продаже товаров и услуг в сфере товарного обращения. В качестве объектов коммерческой деятельности выступают товары, услуги, работы, а также коммерческие сделки, коммерческие риски. Субъектами коммерческой деятельности являются: все участники рынка, в том числе государство (правительство, государственные органы); юридические лица и индивидуальные предприниматели; домашние хозяйства и граждане. Развитию коммерческой деятельности способствует специально сформированная и отвечающая рыночным требованиям инфраструктура, которая должна способствовать оперативному и эффективному осуществлению товарообменных операций, юридическому и экономическому контролю за их проведением, осуществлять информационное обеспечение.
Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации.
1.2. Развитие коммерческой деятельности в России – исторический аспект
Первые упоминания о российских предпринимателях относятся к IХ – X вв. По данным древнерусских летописей, на которые ссылается Н. М. Карамзин в своей работе «История государства российского», основным занятием в то время была торговля с иноземцами [6]. Предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, называли в то время «гостями», а горожан, ведущих торговлю в пределах страны, – «купцами».
Ремесленники Киевской Руси были мелкими предпринимателями. Они не только производили изделия, но и выполняли предпринимательские функции: закупали сырье, сбывали готовую продукцию. А поскольку их благосостояние зависело от выручки за реализованную продукцию, то они были заинтересованы в ее увеличении, т. е. в получении прибыли. А в XI–XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Кроме ремесла, а в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства, которые стали характерны для России – артели и подряды.
Таким образом, исторической предпосылкой развития коммерческой деятельности на Руси было образование класса земельных собственников, желающих и имеющих возможность обменивать свои натуральные продукты на товары иностранного происхождения. Данную потребность удовлетворяли предприниматели - гости и купцы, отбиравшиеся из военного сословия. За счет внешнеторговой деятельности, приносившей огромную торговую прибыль, происходило первоначальное накопление капитала.
Местом для купли-продажи товаров натуральным способом были города, а время торговли ограничивалось специальными ярмарочными днями. Купцы объединялись в купеческие артели, каждая из которых имела своего старосту – хранителя общего капитала. Татаро-монгольское иго, разорившее Русь и резко затормозившее торговлю с Византией и странами юго-восточного направления, практически не нанесло вреда северу страны. Новгородцы в этот период достигли величайшего торгового процветания и стали единственными посредниками между Западной Европой и всем населением Северного Востока. Но в XV в. Москва активно начинает развивать торговлю. Ее единственными конкурентами в этой деятельности являлись новгородские купеческие артели [17].
Для новгородского купечества наступают тяжелые времена. В ноябре 1494 г. Иван Грозный начинает кровавый поход против новгородского купечества. Наблюдается резкое сокращение численности предпринимателей вследствие политики массовых репрессий со стороны государства. Лишь очень небольшому количеству посчастливилось перебраться в Москву. По предварительным подсчетам, за годы правления Ивана IV Грозного погибло от репрессий около 60 тыс. человек при общем населении Руси 4,3 миллион человек. Происходит слияние предпринимательского сословия с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей. Естественно, все это тормозило развитие городского ремесла [12].
Кроме того, от монгольского нашествия ремесла пострадали больше, чем сельское хозяйство. Монголы разрушали города, угоняли в плен ремесленников. Когда в период нашествия монголов ремесло на время почти перестало существовать, а нужда в ремесленных изделиях осталась, крестьянам приходилось самим делать необходимые вещи. Естественно, стали выделяться люди, которые готовили изделия не только для себя, но и по заказам соседей или на продажу.
Таким образом, промыслы заняли «экономическую нишу» ремесла, заняли то место в хозяйстве, которое в западной Европе занимало городское ремесло. Этому способствовало еще одно обстоятельство – климатические условия российского сельского хозяйства. Полгода крестьянин свободен от сезонных полевых работ. С другой стороны, из-за тех же климатических условий урожайность была низкой, не обеспечивала крестьянина и его семью продуктами питания. Чтобы докупать их, надо было заработать деньги. Началась специализация промыслов, а не ремесла.
Специализация промыслов начинается уже в XVI в. И усиливается в XVII в [15]. Промыслы напрямую зависели от феодалов. Иногда феодал выступал в качестве организатора – предпринимателя. Примером может служить многоотраслевое хозяйство боярина Морозова. В хозяйстве Морозова сочеталось использование крестьянских промыслов с организацией новых железоделательных, поташных и винокуренных заведений, достигавших иногда стадии мануфактуры. Эти заведения возникли в отраслях, связанных с государственным хозяйством и государственными потребностями. Естественно, на предприятиях Морозова использовался крепостной труд, а в традиционных промыслах практиковалась барщина, или продукция поступала боярину в виде оброка. Промышленное предпринимательство Морозова сочеталось с оптовой торговлей. Он не только продавал хлеб, производимый в собственных имениях, но занимался также скупкой, перепродажей зерна и других сельскохозяйственных продуктов и вел экспортную торговлю хлебом и кожами. Морозов к тому же был еще и одним из крупнейшим ростовщиков.
Таким образом XVI–XVII вв. – это время становления частного промышленного предпринимательства. и, да их руководителям и в голову не приходил вопрос о рентабельности.
Купечество – это социальный слой, занимавшийся торговлей, покупая товары для последующей перепродажи, выступая посредником между производителем и потребителем и присваивая часть стоимости, создаваемой трудом мелких производителей. В 1775 г. в России были образованы гильдии купечества, которые существовали до 1917 г. как сословные объединения купцов [17].
В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.
Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства. Они известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории Отечества (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Никита Афанасьев, солеторговцы Панкратьевы, братья Елисеевы и др.) [20].
Реформы 1861 г. создали более благоприятные условия для функционирования частного предпринимательства благодаря расширению рынка рабочей силы, развитию акционерных обществ и финансово-кредитных организаций.
Российское предпринимательство в этот период формировалось главным образом путем вытеснения крепостного вотчинно-дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий формами разного рода деятельности. В соответствии с российским законодательством организационными формами предпринимательства являлись единоличные предприятия, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые, частно-коллективные) [6]. Участники торгового дома (товарищи) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Для того чтобы стать участником торгового дома, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение предприятий акционерно-паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе законодательных актов. Что касается акционерных обществ и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному. В первом случае мобилизовывался капитал заинтересованных лиц, и на этой основе открывалось новое предприятие, во втором – пайщики руководствовались мотивами расширения и укрупнения «общественного бизнеса». Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, чтобы сохранить решающую роль в фирме за ее прежними владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо товарищей, несших полную ответственность за дела фирмы, участниками торгового дома были также лица, отвечавшие только в пределах своего вклада.
В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Акционерно-паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901–1905 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доходность которых достигала 8,9–14,6% [21].
Иностранный капитал активно инвестировался и играл существенную роль в экономике России. Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность, ориентируясь прежде всего на развитие внутреннего рынка. Они реинвестировали значительную часть полученной в нашей стране прибыли.
Таким образом, в период с конца XIX в. до Первой мировой войны происходило бурное развитие торгово-промышленного капитала.
Начиная с 1914 г., включая этап военного коммунизма, по 1921 г. проводилась политика ликвидации коммерческого рынка, характеризующаяся антирыночной экономикой, насаждающей директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Следует отметить, что, несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось полностью разрушить рынок со всеми его атрибутами. На протяжении долгого времени действовали, хотя и в искаженном виде, банковский механизм, денежная система, предприятия совместного капитала. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства вне закона крайне сузили возможности рынка.
Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), частично ориентированной на частнопредпринимательскую деятельность, и использование рыночных принципов хозяйствования, был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, рассматривался как вынужденная мера.
Временное отступление от антипредпринимательской политики военного коммунизма было сопряжено с определенными трудностями, поскольку речь шла о пересмотре устоявшихся представлений и преодолении администрирования в экономике страны. Государственные предприятия перестали финансироваться из государственного бюджета, закрывались неэффективные производства, в промышленности наметился переход к трестам – объединениям однотипных предприятий. Тресты рассматривались как государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляло самостоятельность в производстве продукции согласно утвержденному для каждого из них уставу. Они действовали на коммерческих началах в целях извлечения прибыли [7].