Файл: финансы предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2062

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Документальная проверка осуществляется на основании Программы проверки, утвержденной главой Государственной налоговой инспекции или заместителями, которая составляется, исходя из главной цели проведения проверки.

При планировании и проведении документальных проверок работники органов государственной налоговой службы обязаны обеспечивать соблюдение служебной и коммерческой тайны.

4.6. Предыдущая проверка состояния расчетов предприятий с бюджетом

Предыдущая (камеральная) проверка предприятий, объединений и организаций по вопросам соблюдения ими налогового законодательства, правильности вычисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль осуществляется непосредственно в налоговой инспекции в присутствии главного бухгалтера, который сдает отчет. Проверке подлежат такие вопросы:

1) полнота и своевременность представления отчета и расчета налога на прибыль;

2) наличие в представленных документах всех необходимых реквизитов;

3) согласованность отчетных данных;

4) последовательность данных в формах отчетности;

5) соответствие данных, которые используются для составления расчетов налога на прибыль, данным, отображенным в отчетности;

6) правильность составления расчета налога, определение сумм и сроков уплаты или возвращение из бюджета надлежащих сумм.

При проверке последовательности отчетных данных сопоставляются показатели на конец предыдущего отчетного периода и на начало настоящего. Если они совпадают, то последовательность отчета соответствует.

В случае выявления расхождений выясняются причины и производится соответствующее корректирование валового дохода (прибыли) или расхода.

4.7. Порядок отображения в актах документальных проверок анализа финансово – хозяйственной деятельности плательщиков налога на прибыль

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия более достоверно проводить по данным квартальной и годовой бухгалтерской отчетности и баланса предприятия, статистической и налоговой отчетности.

Основными задачами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

- определение экономической ситуации, которая сложилась на предприятии;

- выявление причин и факторов, которые отрицательно влияют на результаты работы предприятия;

- оценка эффективности важнейших экономических и финансовых показателей;

- поиск вариантов решений, которые бы обеспечили улучшение деятельности предприятия.

Целями такого анализа являются

: - оценка состояния предприятия на внутреннем и внешнем рынках;

- прогнозирование работы предприятия, которое проверяется относительно условий рынка и др.

Источниками анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

- план или прогноз экономического и социального развития предприятия, организации:


-. статистическая, бухгалтерская и налоговая отчетности;

- данные первичных документов бухгалтерского учета;

- объяснительная записка к бухгалтерскому отчету;

- материалы (акты, справки) предыдущих проверок контролирующих органов и вышестоящих организаций.

Анализ деятельности предприятия проводится как в динамике, так и в сравнении с другими предприятиями и со средними по области.

4.8. Использование косвенных методов проверки при налогообложении прибыли

Серьезной проблемой для налоговых органов Украины стало выявление и привлечение к налогообложению доходов субъектов предпринимательской деятельности, которые стремятся скрыть эти доходы. Неуплата налогов такими субъектами приводит к значительным потерям средств Государственного бюджета.

В связи с этим органам налоговой службы, с целью повышения эффективности проведения документальных проверок и максимального привлечения к налогообложению теневых доходов, необходимо овладевать и применять в работе косвенные методы, широко распространенные в международной практике, для определения объектов, подлежащих налогообложению хозяйствующих субъектов и, соответственно, их налоговых обязательств.

Целью проведения проверки налогоплательщика с применением косвенных методов являются выявления всех его доходов - отображенных и не отображенных - в предоставленных для проверки документах.

При существовании подозрения относительно утаивания дохода инспектора-ревизоры используют косвенные методы для отслеживания финансовых операций налогоплательщика.

Таким образом, под косвенными методами определения объектов налогообложения следует понимать метод отслеживания операций хозяйственной деятельности плательщика с помощью информации, полученной из других источников, чем отчеты, декларации и бухгалтерские записи, книги, с целью определения дохода и соответственно размеру налоговых обязательств налогоплательщика.

Разницу между прямыми и косвенными методами можно определить так:

- прямые методы используют информацию, которая непосредственно связана с данными налоговых деклараций. Результаты проверки получаются на основании бухгалтерских книг, отчетов, записей и документов, которые предоставляет налогоплательщик;

- косвенные методы используют информацию, которая непосредственно не связана с данными налоговой декларации и требуют систематического отслеживания операций деятельности плательщика для вычисления дохода, который не указан в отчете.

Существует пять основных методов косвенного определения величины дохода, которые возможно применять в случае недостаточной информации о налогоплательщике (см. рис. 11):

1. Метод определения источников получения средств и их использование (вложение);

2. Метод определения «чистой» стоимости имущества (богатства);


3. Метод определения банковских депозитов;

4. Метод определения процентных показателей (расчета процентов);

5. Метод определения товаров и их количества (валовой метод).

При определении косвенных методов проверки необходимо учесть все обстоятельства деятельности налогоплательщика, на основании которых можно установить возможную сумму его налогооблагаемого дохода. При этом необходимо учесть:

- типы предприятий ( большие, средние, малые);

- экономическую активность в динамике (по годам существования предприятия);

- целесообразность бизнеса (почему он существует, норма рентабельности, прибыльность, причины убыточности и т.п.);

- место нахождения (юридическое, фактическое, монопольное, геополитическое и т.п.);

- форму собственности;

- объемы реализации (продажи), удельный вес в поступлениях в бюджеты;

- уровень жизни основателей, руководителей и т.п.;

- отношения налогоплательщика с органами государственной налоговой службы в прошлом.

Косвенные методы используются в США, Германии, Франции, Великобритании, Индии, Дании, Аргентине, Чили, Уругвае, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Понятно, что налоговые законодательства стран значительно отличаются, однако косвенные методы широко используются, даже если они не указаны в законодательстве.



Тема 5. Финансовое обеспечение текущей деятельности предприятий

План

5.1. Источники формирования оборотных средств

5.2.Политика формирования собственных финансовых ресурсов

5.3. Нормирование собственных оборотных средств

5.1. Источники формирования оборотных средств

Оборотные средства (оборотный капитал) — это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы, совокупность оборотных производственных фондов, фондов обращения, авансированных для обеспечения текущей деятельности.

В сфере производства - это:

-производственные запасы;

-топливо;

-тара;

-малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

-животных на выращивании и откорме;

-расходы будущих периодов

-незавершенное производство.

В сфере обращения:

  • товарная продукция;

  • средства в расчетах и в ценных бумагах;

  • денежные средства в кассе, банке.

Источники формирования оборотных средств бывают:

а) собственные;

б) одолженные;

в) привлеченные (временное использование части средств других предприятий). К ним принадлежат:

  • кредиторская задолженность поставщикам, срок оплаты которых не наступил;

  • задолженность рабочим и служащим;

  • задолженность финансовым органам.

В отдельных случаях для формирования оборотных средств используют внеплановые ресурсы:

- временно свободные средства фондов экономического стимулирования и специального назначения на текущем счету;

  • перераспределенная прибыль;

  • просроченные и пролонгированные (отсроченные) кредиты банка;

  • просроченная кредиторская задолженность поставщикам
    и другим организациям.

5.2. Политика формирования собственных финансовых ресурсов

Основу управления собственным капиталом предприятия в процессе его развития составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по таким основным этапам:

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятий в предыдущем периоде.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресур­сах.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из разных источников.
4.
Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

5.Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых­ ресурсов из внешних источников.

6.Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением таких основных задач:

  • обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

  • формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

  • формированием на предприятии эффективной амортизационной политики;

  • формированием и эффективным осуществлением политики ­
    дополнительной
    эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечение дополнительного паевого капитала.


5.3. Нормирование собственных оборотных средств

В условиях рынка возникает проблема рационального объединения собственных и привлеченных источников формирования оборотных средств. Границей между собственными и источниками привлеченных средств, а значит и основой для установления границ между ними, есть норматив собственных оборотных средств.

Норматив собственных оборотных средств — это минимальный размер собственных оборотных средств, постоянно необходимых предприятию для обеспечения беспрерывного процесса воспроизведения.

Нормирование оборотных средств предусматривает учет ряда факторов: условий снабжения предприятия товарно-материальными ценностями; организации производства; условий реализации продукции.

Нормирование оборотных средств имеет производственное и финансовое значения. Производственное значение заключается в расчете минимальных размеров вложений в оборотные средства, постоянно необходимых предприятию для нормальной деятельности. Финансовое значение нормирования состоит в определении суммы и состава собственных источников покрытия.

В состав нормированных включаются все виды производственных оборотных фондов, а также значительная часть фондов обращения:

  • готовая продукция (на складе);

  • денежные средства в кассе (для них устанавливается лимит остатка, о чем уже говорилось раньше).

К ненормированным принадлежат оборотные средства, которые не влияют непосредственно на процесс производства.

При отсутствии собственных средств делаются ссуды.

Индивидуальные нормативы определяются двумя методами:

  • прямого счета;

  • аналитическим.

Метод прямого счета предусматривает расчет, исходя из конкретных условий и планов производства. Зная однодневные расходы товарно-материальных ценностей, путем умножения их на норму определяют норматив оборотных средств.

Аналитический метод базируется на данных отчетного года. После определения остатков оборотных средств на конец каждого месяца в текущем году выбирается наименьший из них и корректируется с учетом изменений в условиях производства и реализации.

Метод прямого счета используется при нормировании оборотных средств, размеры которых определяются в основном условиями конкретного предприятия:

  • размерами незавершенного производства;

  • потребностью в сырье и материалах;
    расходами будущих периодов.

Рассмотрим порядок расчета норматива методом прямого счета по принципу максимальности. В эту группу включают нормативы на:

сырье и материалы;

  • животных на откорме и выращивании;

  • незавершенное производство;

  • расходы будущих периодов.

При расчетах нормативов по этим видам оборотных средств используется формула

Н = Во х N.

где Н - норматив оборотных средств на конец запланированного периода; Во - однодневные расходы сырья, материалов полуфабрикатов (грн.); N — норма оборотных средств (дней).