Файл: Гражданский процесс-2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 5196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Осуществление правосудия только судом

Принципы института судебного разбирательства

Гражданская процессуальная правоспособность – это установленная законом способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности сторон, третьего лица, заявителя, заинтересованного лица (ст. 28 ГПК). Гражданская процессуальная правоспособность принадлежит всем физическим и юридическим лицам.

4.3 Элементом гражданских процессуальных правоотношений

ТЕМА 2. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

5. Третьи лица в гражданском процессе

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – это лица, вступающие в уже возникший процесс, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. ( ст.35 ГПК Украины).

ТЕМА 3. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ И ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

ТЕМА 4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

ТЕМА 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3. Право на иск

4. Условия реализации права на предъявление иска

ТЕМА 8. ОТКРЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Немедленное исполнение судебного решения. Свойство исполнимости у судебного решения возникает со вступлением его в законную силу (ст.367ГПК) Однако для отдельных кате­горий дел процессуальное законодательство устанавливает ис­ключения, состоящие в том, что некоторые судебные решения становятся способными к принудительному исполнению до вступления в законную силу, т.е. вслед за их вынесением и огла­шением. Потребность в немедленном исполнении обуславлива­ется неотложностью подтвержденного судом требования истца.

6. Определения суда первой инстанции

План лекции

Стороны обязаны письменно оповещать государственного ис­полнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающие обя­зательное приостановление исполнительного производства, уста­новление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения, изменение места проживания или местонахождения, а должник — физическое лицо — об изменении места работы.

ТЕМА 15. НОТАРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Постановлением ВЦИК от 16 октября 1924 года было утвержде­но новое Положение о третейском суде, которым был установлен ряд ограничений на обращение в суд с заявлением. Кроме того, со­глашение на разрешение спора третейским судом полагалось со­ставить в виде третейской записи, удостоверенной г. нотариальном порядке. Согласно Положению не имели право обращаться в тре­тейский суд государственные, кооперативные, общественные ор­ганизации.

Данное Положение действовало до принятия ГПК Украины 1964 года, в котором в качестве приложения было дано новое По­ложение о третейском суде, которое действовало до 2004 года.

Сегодня вопросы организации и деятельности третейских судов регламентируются: Законом Украины от 11 мая 2004 года «О тре­тейских судах» (далее — Закон), Законом Украины «О междуна­родном коммерческом арбитраже», ГПК Украины, ХПК Украи­ны, а также некоторыми другими: нормативными актами, в том числе — локального характера, которые регламентируют деятель­ность отдельных постоянно действующих третейских судов (на­пример, положения (уставы) о третейских судах и регламенты тре­тейских судов).

Третейский суд — негосударственный независимый орган, ко­торый образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном законом, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений (ст.2 Закона).

Задачей третейского суда является защита имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов сторон третьего разбирательства путем всестороннего рассмотрения и раз­решения споров в соответствии с законом (ст.3 Закона).

Сущность третейского разбирательства заключается в том, что обе стороны доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицом. В этом существенное отличие третейского разби­рательства гражданских дел от других форм защиты субъектив­ных граждански» прав государственными органами и обществен­ными организациями

Цель третейского разрешения гражданских дел — урегули­рование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязанностей. В конечном счете третейское разбирательство правовых споров «может способствовать воспита­нию уважения к закону, повышению правового сознания, понима­нию необходимости исполнения обязанностей».

Виды третейских судов. Согласно ст.7 Закона в Украине мо­гут образовываться и действовать постоянно действующие третей­ские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды ad hok).

Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора образуются без статуса юриди­ческого лица.

Постоянно действующий третейский суд возглавляет председа­тель третейского суда, порядок избрания которого определяется Положением о постоянно действующем третейском суде.


Постоянно действующие третейские суды могут образовывать­ся и действовать при зарегистрированных согласно действующе­му законодательству Украины: всеукраинских общественных ор­ганизациях; всеукраинских организациях работодателей; фондо­вых и торговых биржах, саморегулирующих организациях про­фессиональных участников рынка ценных бумаг; торгово-про­мышленных палатах; всеукраинских ассоциациях кредитных союзов, Центральном союзе потребительских обществ Украины; объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской де­ятельности — юридических лиц, в том числе банков.

Постоянно действующие третейские суды не могут образовы­ваться и действовать при органах государственной власти и орга­нах местного самоуправления.

Образование постоянно действующего третейского суда ком­петентным органом субъектов, определенных в Законе, требует: 1) принятия решения об образовании постоянно действующего третейского суда; 2) утверждения Положения о постоянно действу­ющем третейском суде; 3) утверждения регламента третейского суда; 4) утверждения списка третейских судей.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкрет­ного спора определяется третейским соглашением, условия кото­рого не могут противоречить положениям Закона (ст.8 Закона).

Законодательство и правоприменительная практика едины во мнении, что третейский суд для разрешения споров между гражда­нами может созываться только на время разрешения спора, а потом должен прекратить свое существование. Однако в юридической ли­тературе сложилась точка зрения, что постоянно действующие суды более предпочтительны, так как судьей ad hoc может стать практически любое совершеннолетнее, дееспособное физическое лицо, не имеющее судимости (ст. 18 Закона). В состав же институ­ционного третейского суда включаются, как правило, авторитет­ные юристы, высококвалифицированные специалисты, иногда с опытом судейской работы, качество работы которых предполагает­ся более высоким.


4. Общие условия третейского разбирательства

Третейское соглашение. Спор может быть передан на разреше­ние третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

Третейское соглашение может быть заключено в виде третей­ской оговорки в договоре, контракте пли в виде отдельного пись­менного соглашения. Если стороны не договорились об ином при передаче спора в постоянно действующий третейский суд, а так­же при указании в третейском соглашении на конкретный посто янно действующий третейский суд регламент третейского суда рассматривается в качестве неотъемлемой части третейского со­глашения.

При любых обстоятельствах в случае противоречия третейского соглашения регламенту третейского суда применяются положе­ния регламента.


Третейское соглашение заключается в письменной форме. Тре­тейское соглашение считается заключенным, если оно подписано сторонами либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием средств электрон­ной либо иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглаше­ния, или путем направления отзыва на иск, в котором одна из сто­рон подтверждает наличие соглашения, а другая сторона против этого не возражает.

Ссылка в договоре, контракте на документ, содержащей условие о третейском разбирательстве спора, является третейским со­глашением при условии, что договор заключен в письменной фор­ме и эта ссылка является таковой, которая делает третейское со­глашение частью договора.

Недействительность отдельных положений договора, контрак­та, содержащего третейскую оговорку, не влечет недействительно­сти такой третейской оговорки. Третейское соглашение может со­держать как указание о конкретно определенном третейском суде, так и просто ссылку на разрешение соответствующих споров меж­ду сторонами третейским судом (ст. 12 Закона).

Если третейское соглашение заключено в виде третейской ого­ворки, то оно считается неотъемлемой частью соглашения и в отношении его действуют те же правила правопреемства, что и к соглашению в целом.

Если третейское соглашение заключено в виде отдельного со­глашения, то в случае замены кредитора в обязательстве послед­ний должен уведомить нового кредитора о его существовании. Из­менение третейского соглашения в таком случае возможно только при условии явно выраженного согласия другой (других) стороны (сторон) соглашения.

Формирование третейского суда. Состав третейского суда формируется путем назначения либо избрания третейских судей (третейского судьи).

Третейский суд может рассматривать дела в составе одного тре­тейского судьи или к любом нечетном количестве третейских судей.

В постоянно действующем третейском суде количественный и персональный состав третейского суда определяется по правилам, установленным регламентом третейского суда.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны по своему усмотрению могут договориться о количественном и пер­сональном составе третейского суда.

При всех условиях третейский суд может рассматривать дела в любом нечетном количестве третейских судей. Если стороны не со­гласовали количественный состав третейского суда в третейском суде для разрешения конкретного спора, то третейское разбира­тельство осуществляется в составе трех судей (ст. 16 Закона).

Формирование состава третейского суда в постоянно действую­щем третейском суде осуществляется в порядке, установленном регламентом третейского суда.

Формирование состава третейского суда в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в порядке, согла­сованном сторонами.


Если стороны не согласовали иного, то формирование состава третейского суда в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в следующем порядке:

1) при формировании третейского суда в составе трех и более третейских судей каждая из сторон назначает либо избирает рав­ное количество третейских судей, а избранные таким образом тре­тейские судьи избирают еще одного третейского судью для обеспе-чсния нечетного количества третейских судей.

Председательствующий состава третейского суда по делу и тре­тейский судья избираются не менее чем двумя третями от назначен­ного либо избранного состава суда путем открытого голосования.

Если одна из сторон не назначит либо не изберет надлежащего количества третейских судей в течение 10 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или если назначенные либо из­бранные сторонами третейские судьи в течение 10 дней после их назначения либо избрания не изберут еще одного третейского су­дью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и этот спор может быть передан на рассмотрение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей едино­лично и после обращения одной стороны к другой с предложением о назначении либо избрании третейского судьи стороны не назна­чат либо не изберут третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и этот спор может быть передан на разрешение компетентного суда (ст. 17 Закона).

Согласно ст.18 Закона третейские судьи не являются предста­вителями сторон. Третейским судьей может быть назначено либо избрано лицо, которое прямо либо косвенно не заинтересовано в результате разрешения спора, а также имеет признанные сторона­ми знания, опыт, деловые и нравственные качества, необходимые для разрешения спора.

Третейскими судьями не могут быть: лица, не достигшие совер­шеннолетия, и лица, находящиеся под опекой либо попечитель­ством; лица, не имеющие квалификации, согласованной сторона­ми непосредственно либо определенной в регламенте третейского суда; лица, имеющие судимость; лица, признанные в судебном по­рядке недееспособными.

При единоличном разрешении спора третейский судья постоян­но действующего третейского суда должен иметь высшее юридиче­ское образование. При коллегиальном разрешении спора требова­ния о наличии высшего юридического образования распространя­ются только на председательствующего состава третейского суда.

При разрешении спора третейским судом для разрешения кон­кретного спора соглашением сторон могут быть установлены до­полнительные требования к третейским судьям.

Полномочия третейского судьи прекращаются: по соглашению сторон; при отводе либо самоотводе; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; при вступ­лении в законную силу судебного решения о признании его огра­ниченно дееспособным либо недееспособным; в случае его смерти, признания его безвестно отсутствующим или объявления умер­шим решением суда, вступившим в законную силу.


Полномочия состава третейского суда, который разрешал спор, прекращаются после принятия им решения по конкретному делу (ст.21 Закона).

При неисполнении или ненадлежащем исполнении третейским судьей своих обязанностей без уважительных причин он несет от­ветственность, предусмотренную регламентом третейского суда или Положением о постоянно действующем третейском суде либо контрактом, кроме случаев, когда действия третейских судей со­держат признаки состава правонарушения, за совершение кото­рых законом предусмотрена административная либо уголовная от­ветственность (ст. 22 Закона).

В случае, если полномочия третейского судьи прекращены, другой третейский судья назначается либо избирается согласно

правилам, которые применялись при назначении либо избрании заменяемого третейского судьи.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны и третейские судьи такого третейского суда могут заключать меж­ду собой контракты, в которых обусловливаются взаимные права и обязанности и иные вопросы.

В третейском суде для разрешения конкретного спора третей­ский судья получает гонорар за свои услуги, размер которого обу­словливается в контракте между ним и стороной.

В третейском суде для разрешения конкретного спора третей­ский судья имеет право зак.почить контракт и получать гонорар только от одной из сторон спора (ст.24 Закон).

Правила третейского разбирательства в третейском суде для разрешения конкретного спора определяются Законом Украи­ны «О третейских судах» и третейским соглашением.

Правила третейского разбирательства, определенные соглаше­нием сторон не могут противоречить обязательным положениям закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам.

Правила третейского разбирательства постоянно действующим третейским судом определяются регламентом третейского суда, который не должен противоречить закону.

По вопросам, не урегулированным регламентом третейского суда или третейским соглашением в третейском суде для разрешения конкретного спора относительно правил третейского разбиратель­ства, третейский суд применяет нормы закона и может определить собственные правила третейского разбирательства только в той ча­сти, которая не противоречит принципам организации и деятельно­сти третейского суда, определенным законом (ст.28 Закона).

Расходы, связанные с разрешением спора третейским судом. В состав расходов, связанных с разрешением спора третейским су­дом, входят: 1) гонорары третейских судей; 2) третейский сбор, раз­мер, сроки и порядок уплаты которого сторонами определяются регламентом третейского суда; 3) расходы, понесенные третейски­ми судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы, понесенные третейскими судьями на оплату проез­да к месту разрешения спора; 4) расходы, связанные с оплатой услуг экспертов, переводчиков, если такие были приглашены либо назначены для участия в третейском разбирательстве; 5) расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных и письменных доказательств в их местонахождении; 6) расходы, понесенные свидетелями; 7) расходы, связанные с оплатой стороной, в пользу которой было принято решение третейского суда, услуг представи­теля, связанных с оказанием правовой помощи; 8) расходы, свя­занные с организационным обеспечением третейского разбирательства; 9) расходы на переписку третейского суда; 10) расходы на те­лефонную, телеграфную, телексную, факсимильную, электронную и другую связь; 11) гонорар секретаря третейского суда и другие расходы, определенные регламентом третейского суда или контрак­том с третейским судьей (ст.25 Закона).