Файл: Гражданский процесс-2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 5325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Осуществление правосудия только судом

Принципы института судебного разбирательства

Гражданская процессуальная правоспособность – это установленная законом способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности сторон, третьего лица, заявителя, заинтересованного лица (ст. 28 ГПК). Гражданская процессуальная правоспособность принадлежит всем физическим и юридическим лицам.

4.3 Элементом гражданских процессуальных правоотношений

ТЕМА 2. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

5. Третьи лица в гражданском процессе

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – это лица, вступающие в уже возникший процесс, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. ( ст.35 ГПК Украины).

ТЕМА 3. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ И ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

ТЕМА 4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

ТЕМА 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3. Право на иск

4. Условия реализации права на предъявление иска

ТЕМА 8. ОТКРЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Немедленное исполнение судебного решения. Свойство исполнимости у судебного решения возникает со вступлением его в законную силу (ст.367ГПК) Однако для отдельных кате­горий дел процессуальное законодательство устанавливает ис­ключения, состоящие в том, что некоторые судебные решения становятся способными к принудительному исполнению до вступления в законную силу, т.е. вслед за их вынесением и огла­шением. Потребность в немедленном исполнении обуславлива­ется неотложностью подтвержденного судом требования истца.

6. Определения суда первой инстанции

План лекции

Стороны обязаны письменно оповещать государственного ис­полнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающие обя­зательное приостановление исполнительного производства, уста­новление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения, изменение места проживания или местонахождения, а должник — физическое лицо — об изменении места работы.

ТЕМА 15. НОТАРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Законодательством Украины могут быть предусмотрены и дру­гие действия, совершаемые консульскими учреждениями Украи­ны (ст.38 Закона).

Нотариальное производство — это совокупность процессу­альных действий, совершаемых нотариусами и другими субъекта­ми нотариального процесса в определенном, закрепленном нота­риальным законодательством порядке.


2. Общие правила совершения нотариальных действий

Основные правила совершения нотариальных действий опреде­ляют место и сроки их совершения; основания отложения и при­остановления нотариального производства; возмещение расходов, связанных с совершением нотариальных действий; установление личности, проверку документов и дееспособности, порядок подпи­си документов; регистрацию нотариальных действий; основания к отказу в их совершении, обжалование действий нотариуса. Эти правила регулируются в Законе «О нотариате» , Инструкцией о по­рядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины (далее — Инструкция) и другими актами законодательства.

Место совершения нотариальных действий. Согласно ч. 1 ст. 41 Закона нотариальные действия могут совершаться любым нота­риусом или должностным лицом местных органов исполнитель­ной власти на всей территории Украины.

Отдельные виды нотариальных действий, прямо предусмотрен­ные актами законодательства (статьи 9, 36, 55, 60, 65, 66, 70-73, 85, 93 и 103 Закона), должны быть совершены в определенном но­тариальном органе.

Так, удостоверение соглашений об отчуждении или залоге жи­лого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного уча­стка, другого недвижимого имущества производится нотариусом по местонахождению указанного имущества (ст.55 Закона).

Меры к охране наследственного имущества принимаются госу­дарственным нотариусом по месту открытия наследства (ст.60 Закона). О прекращении охраны наследственного имущества госу­дарственный нотариус по месту открытия наследства предвари­тельно извещает наследников, а в случае перехода имущества по праву наследования к государству — соответствующие финансо­вые органы (ст.65 Закона).

Свидетельство о праве на наследство на имущество, переходя­щее по праву наследования к наследникам или государству, выда­ется государственным нотариусом по месту открытия наследст­ва (ст.66 Закона).

Свидетельство о праве собственности на жилой дом, квартиру, дачу, садовый дом, гараж, земельный участок и другое недвижи­мое имущество, составляющее долю в общем имуществе супругов, выдается нотариусом по месту его нахождения (ст. 70 Закона).

Свидетельство о праве собственности на долю в общем имущест­ве супругов в случае смерти одного из них выдается государствен­ным нотариусом по месту открытия наследства (ст.71 Закона).

Свидетельство о приобретении жилого дома с публичных торгов выдается нотариусом по местонахождению дома (ст.72 Закона).


Запрещение отчуждения жилого дома, квартиры, дачи, садово­го дома, гаража, другого недвижимого имущества налагается по местонахождению этого имущества (ст. 73 Закона).

Принятие нотариусом в депозит денежных сумм и ценных бу­маг производится по месту выполнения обязательства (ст. 85 За­кона).

Принятие чеков для предъявления к платежу и удостоверение неоплаты чеков производится нотариусом по месту нахождения плательщика (ст.93 Закона).

В ряде случаев место совершения нотариального действия опре­деляется международными договорами Украины (ст. 103 Закона).

В соответствии сч.2 ст.41 Закона нотариальные действия совер­шаются: в помещении государственной нотариальной конторы; в государственном нотариальном архиве; в помещении, являющим­ся рабочим местом частного нотариуса; в помещении исполнитель­ного комитета местных органов власти.

В отдельных случаях, если гражданин не может явиться в ука­занное помещение (например, вследствие инвалидности, болезни, престарелого возраста и т.д.), а также если этого требуют особен­ности удостоверяемого соглашения, нотариальные действия могут быть совершены вне указанных помещений. В этом случае место совершения нотариального действия должно быть указано в удо-стоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальный действий.

Сроки совершения нотариальных действий. Нотариальные действия совершаются после их оплаты в день подачи всех необхо­димых документов.

Совершение нотариальных действий может быть отложено в слу­чае необходимости истребования дополнительных сведений или до­кументов от должностных лиц предприятий, учреждений и органи­заций или направления документов на экспертизу, а также если со­гласно закону нотариус должен убедиться в отсутствии у заинтере­сованных лиц возражений против совершения данного действия.

Срок, на который откладывается совершение нотариального действия в этих случаях, не может превышать одного месяца.

По заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия должно быть отложено на срок не больше десяти дней. Если за этот срок от суда не будет получено сообщение о поступле­нии заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения от суда сообщения о поступлении заявле­ния заинтересованного лица, которое оспаривает право или факт, об удовлетворении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разре­шения дела судом (ст.42 Закона).

Помимо оснований, указанных в ст.42 Закона, Инструкция в п.31 предусматривает дополнительные основания для отложения. Так, если у нотариуса или другого должностного лица, совершаю­щего нотариальные действия, имеются основания предполагать что кто-либо из участников сделки вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, а сведений о признании такого гражданина недее­способным не имеется, нотариус откладывает удостоверение сдел­ки и выясняет, не было ли вынесено судом решение о признании гражданина недееспособным.


Расходы, связанные с совершением нотариал ьпых действий. Оплата совершаемых нотариальных действий регулируется ст. 19 и 31 Закона и Декретом Кабинета Министров Украины «О государ ственной пошлине» от 21 января 1993 года (далее - Декрет).

За совершение нотариальных действий государственные нота­риусы взимают государственную пошлину в размерах, установ­ленных действующим законодательством (ч. 1 ст. 19 Закона).

Частные нотариусы за совершение нотариальных действий изы­мают плату, размер которой определяется по договоренности меж ду нотариусом и гражданином или юридическим лицом (ч.1 ст.31 Закона).

Согласно п.3 ст.3 Декрета за нотариальные действия, совершае­мые государственными нотариусами и органами исполнительной власти взымается ставка государственной пошлины в таких раз­мерах:

за удостоверение договоров отчуждения жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домов, гаражей, а также других объектов недвижимого имущества, которые находятся в собственности, гражданина, который совершает такое отчуждение — 1 процент суммы договора, но не меньше одного необлагаемого минимума доходов граждан;

за удостоверение договоров отчуждений транспортных средств, других самоходных машин и механизмов детям, одному из супругов, родителям - 1 процент суммы договора, не ниже дей­ствительной суммы транспортного средства, другой самоходной машины, механизма;

за удостоверение завещаний 0,05 необлагаемого минимума доходов граждан;

за выдачу супругам свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе, нажитому р. период брака 0,03 необ­лагаемого минимума доходов граждан;

за совершение морского протеста - 0,3 необлагаемого мини­мума доходов граждан; и т.д.

Действующее законодательство предусматривает, что ряд лиц обладает льготами по уплате государственной пошлины. Так, ст.4 Декрета устанавливает, что от уплаты государственной пошлины освобождаются:

граждане — за выдачу или удостоверение верности копий до­кументов, необходимых для назначения и получения государ­ственных пособий и пенсий, а также но делам опеки и усыновле­ния (удочерения);

граждане - за удостоверение их завещаний и договоров да­рения имущества в пользу государства, а также в пользу государ­ственных предприятий, учреждений п организаций;

несовершеннолетние граждане - за выдачу им свидетель­ства о праве на наследство;

-- граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; - инвалиды I и II групп; и т.п.

Требования, предъявляемые к нотариальным документам. В соответствии со ст.47 Закона не принимаются для совершения но­тариальных действий документы, имеющие подчистки или допис­ки, зачеркнутые слова или другие не оговоренные исправления, документы, текст которых невозможно прочитать вследствие по­вреждения, а также написанные карандашом.


Если подлинность предоставленного документа вызывает со­мнение, нотариус вправе задержать этот документ и направить его на экспертизу, о чем выносит постановление.

Тексты нотариально удостоверяемых соглашений, копии доку­ментов и выписок из них, переводов и заявлений должны быть на­писаны ясно и четко; числа и сроки, касающиеся содержания удо­стоверяемых соглашений, должны быть обозначены хотя бы один раз словами, а названия юридических лиц — без сокращений и с указанием их адресов.

Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны пол­ностью с указанием места их жительства.

Документы, изложенные на двух и более отдельных страницах, должны быть прошиты, а страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Регистрация нотариальных действий. Все нотариальные действия, совершенные нотариусом, регистрируются в реестрах нотариальных действий (ст.52 Закона).

Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер. Номер, иод которым нотариальное действие зарегистрировано в реестре, указывается на документах, выдавае­мых нотариусом, или в удостоверительных надписях.

Реестры должны быть прошнурованы, листы их пронумерова­ны. Количество листов в реестре должно быть заверено подписью должностного лица Главного управления юстиции в Крыму, управ­ляющий юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, упол­номоченными для этого начальниками этих управлений.

Подпись должностного лица скрепляется гербовой печатью Главного управления юстиции в Крыму, управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

Запись нотариального действия в реестр производится нотариу­сом или иным работником государственной нотариальной конто­ры или лицом, находящимся в трудовых отношениях с частным нотариусом, только после того, как удостоверительная надпись на документе или выдаваемый нотариусом документ им подписаны. Запись в реестр карандашом не допускается.

Нотариус вправе выдавать выписки из реестров для регистра­ции нотариальных действий по письменному заявлению граждан, предприятий, учреждений или организаций, относительно кото­рых или по поручению которых совершаются нотариальные дей­ствия, а также по письменному требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с делами, находящимися в их производстве.

Выписки из реестров нотариальных действий о завещаниях вы­даются только после смерти завещателя.

Статья 53 Закона предусматривает возможность выдачи дубли­ката нотариально удостоверенного документа.

В случае утраты документа, удостоверенного или выданного но­тариусом или должностным лицом органа исполнительной власти, по письменному заявлению лиц, по доверенности которых или от­носительно которых производилось нотариальное действие, госу­дарственным нотариальным архивом выдается дубликат утрачен­ного документа.


Дубликат завещания может быть выдан указанным в завеща­нии наследникам после представления свидетельства о смерти за­вещателя. В случае смерти наследников, указанных в завещании, он может быть выдан их наследникам после представления ими свидетельства о смерти завещателя и умершего наследника.

Дубликат документа должен содержать в себе весь текст удо­стоверенного или выданного документа. На дубликате документа делается отметка о том, что он имеет силу оригинала, и произво­дится удостоверительная надпись. Кроме того, о выдаче дублика­та нотариус делает отметку на экземпляре документа, хранящего­ся в делах государственной нотариальной конторы или частного нотариуса.

3. Понятие, сущность и виды третейского судопроизводства

Третейский суд считается самым старым судом в истории обще­ства, кроме того — наиболее демократично формируемым органом правосудия. Некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд возник раньше, чем государственный.

Правовые нормы, оформляющие сегодня процедуру третейско­го судопроизводства, имеют глубокие исторические корни. Анализ нормативного материала показывает, что третейское разбиратель­ство играло большую роль в механизме защиты нарушенных прав в Древней Греции и Риме, а также на Руси. Затем постепенно оно было включено в систему правоохранительных органов Россий­ского государства в качестве особого элемента, однако в VIII-XIX веках по ряду причин не получило такого широкого распростране­ния, как в Западной Европе.

Официальное становление правового института третейских су­дов начинается с 1831 года, когда указом императора России от 15 апреля 1831 года было утверждено Положение о третейском суде в Российской империи. В соответствии с этим положением были пред­усмотрены добровольные третейские суды (разовые, для рассмотре­ния конкретного спора) и узаконенные (постоянно действующие).

Впоследствии Положение о третейском суде было включено в свод законов Российской империи (1833 г.).

При разработке Устава гражданского судопроизводства Россий­ской империи 1864 года нормативные положения о третейских су­дах (ст.1367-1400) были включены в УГС как составная его часть. В результате судебной реформы 1864 года узаконенный (по зако­ну) третейский суд был отменен и было предусмотрено формирова­ние третейских судов исключительно на добровольной основе для разрешения конкретных споров.

Институт третейских судов не был забыт и после Октябрьской революции 1917 года. В Декрете о суде №1 (ст.5) предусматрива­лось право сторон на обращение «по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам» к третейскому суду.

В период НЭП институт третейского судопроизводства успешно использовался частными предпринимателями, заинтересованны­ми в том, чтобы их коммерческие операции не становились достоя­нием гласности.