Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1720

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собственник природного объекта в любое время может прекратить право природопользования по основаниям и в порядке, предусмотренном в законодательстве.

Принцип целевого использования природных ресурсов является общим для земельного, горного, водного и лесного законодательства. Цели, для которых предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, отражаются в решениях о предоставлении их в пользование. Цели использования соответствующих природных объектов указываются и в государственных актах либо в договорах на землепользование, в специальных разрешениях (лицензиях) на право пользования недрами, разрешениях на специальное водопользование, в лесорубочном ордере или лесном билете. Использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается в качестве правонарушения и может служить основанием для принятия решения о приостановлении или прекращении права природопользования.

Принцип рационального и эффективного природопользования является традиционным для природоресурсового и экологического права. Содержание рассматриваемого принципа определяется теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, главными среди которых являются экономическая и экологическая. Рациональное и эффективное природопользование представляет собой экономически необходимое и экологически обоснованное природопользование, при котором одновременно учитываются экономические и экологические интересы человека и общества. К такому выводу приводит содержание ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды», предусматривающей «научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды». Такие требования содержатся и в других законодательных актах природоресурсового и экологического права.

Принцип стабильности и устойчивости права природопользования заключается в предоставлении природных объектов, как правило, либо в постоянное пользование, т.е. без заранее определенного срока, либо в долгосрочное пользование. Такие сроки характерны для земельного, горного, водного и лесного законодательства, в которых долгосрочное природопользование составляет не менее 20-25 лет, а в случаях необходимости они могут быть продлены на тот же срок. Примечательно, что сроки аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования согласно ст. 8 Земельного кодекса и ст. 17 Закона «Об аренде земли» от 6 октября 1998 года могут устанавливаться до 50 лет. Это не исключает краткосрочных видов природопользования, содержащихся в названных отраслях законодательства, и особенно для законодательства о животном и растительном мире.


Бессрочные и долгосрочные виды природопользования создают их устойчивость и придают стабильность правам и обязанностям природопользователей. Они гарантируют природопользователям стабильное удовлетворение своих материальных интересов в процессе использования природных ресурсов и бережное отношение к природным объектам. При таком правовом регулировании природопользования его долгосрочное прекращение может иметь место только по основаниям, предусмотренным в законодательстве.

Принцип бесплатности общего и платности специального природопользования является относительно новым принципом в отечественном законодательстве. На протяжении длительного времени советского периода и общее, и специальное природопользование были бесплатными. Однако бесплатность использования природных ресурсов не способствовала рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению их эффективной охраны. Поэтому современным природоресурсовым и экологическим законодательством осуществлен переход к принципу бесплатности общего природопользования и платности природопользования.

Введением платы за природопользование решаются как общегосударственные задачи охраны природных богатств, так и задачи, связанные с поддержанием благоприятного состояния используемых природных ресурсов. Значительная часть платежей за природопользование должна направляться на восстановление и воспроизводство природных объектов. Платежи за использование природных ресурсов согласно ст. 46 экологического закона поровну распределяются между общегосударственным и местными бюджетами, а платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в местные, региональные и общегосударственные внебюджетные фонды охраны природной среды соответственно в пропорциях 70, 20 и 10 процентов.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования предопределяется взаимосвязанностью природных процессов и взаимообусловленностью явлений, проистекающих в природной среде. Общеизвестно, что при использовании одних природных объектов, например земель, это может оказывать вредоносное воздействие на водные объекты, растительный и животный мир и другие объекты природы. Принцип экосистемного подхода к правовому регулированию природопользования вытекает из требований законодательства об охране окружающей природной среды. Его содержание составляют правовые требования о предупреждении и предотвращении причинения вреда в процессе использования одних природных ресурсов другим природным объектам и окружающей природной среде в целом.

Экосистемный принцип природопользования отражается в системе прав и обязанностей, возлагаемых природоресурсовым и экологическим законодательством на природопользователей. Так, ст. 24 Кодекса о недрах возлагает на недропользователей обязанность приводить земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования в общественном производстве. Этот принцип включает в себя полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, а также компетенцию и функции специальных органов управления в области охраны окружающей природной среды. На них согласно ст. 20 природоохранного закона возложены функции осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, недр, поверхностей и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и лесных ресурсов, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и морской экономической зоны



2.Право общего природопользования.

Согласно ч. 2 ст. 38 Закона «Об охране окружающей среды» гражданам гарантируется право общего использования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренным законодательством Украины. Из этого следует, что право общего природопользования представляет собой использование природных объектов и их полезных свойств без закрепления за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений на их использование. Характерным признаком общего природопользования является то, что она осуществляется без права владения. При общем природопользовании природный объект специально не выделяется конкретному физическому и юридическому лицу в пользование и не отводится в обособленное обладание природопользователя.

Право общего природопользования характеризуется общедоступностью. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами. Право общего природопользования граждан непосредственно предопределяется естественными правами человека на использование природных объектов: правом на свободное передвижение по земле, правом на пользование водными и озеленительными объектами для отдыха и оздоровления, правом на пользование атмосферным воздухом для того, чтобы дышать, правом на здоровую среду обитания. Оно является таким же естественным правом человека, как и право на жизнь, на здоровье, на производство потомства и т.д. право общего природопользования граждан возникает в силу факта рождения, сопровождающим их на всем протяжении существования в естественной природной среде.

Право общего природопользования неотъемлемо присуще гражданам независимо от его признания государством и предоставления государственными органами. Государство и его органы не могут представлять или изымать право общего природопользования. Государство и его органы обязаны обеспечивать надлежащие условия для его реального осуществления, а в случаях нарушения – нести ответственность перед гражданами государства. Такая трактовка природоресурсовых прав человека получила широкое признание в международных документах. В таком содержании право граждан на общее природопользование закреплено в современном национальном законодательстве Украины.

Из этого не следует, что государство и его органы вовсе лишены возможности регламентировать право общего природопользования граждан законодательными актами или в ином нормативно-правовом порядке, устанавливать пределы его надлежащего осуществления, ограничивать в целях достижения общественных интересов и обеспечения общего блага. Такие ограничения права общего природопользования содержатся, например, в лесном законодательстве, регламентирующие право пребывания граждан в лесах в пожароопасные периоды года, в законодательстве о природно-заповедном фонде с целью обеспечения сохранности особо охраняемых объектов, в законодательстве о растительном мире с целью предотвращения чрезмерного сбора целебных трав и т.д. Таким образом, право общего природопользования граждан основано на законодательстве и подвергается правовому регулированию.


Правом общего природопользования обладают не только граждане, но и юридические лица.

Особенности содержания недр земли как природных объектов определяют специфику использования их полезных свойств. Горное законодательство не подразделяет природопользование на общее и специальное, но само содержание видов недропользования позволяет выделить как общие, так и специальные виды использования недр. Пользователи в пределах представленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений (лицензий) и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд. При этом виды землепользования для физических и юридических лиц являются специальными, а недропользование – общим.


3.Право специального природопользования.

В порядке специального использования природных ресурсов гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями согласно ч. 3 ст. 38 Закона «Об охране окружающей природной среды» предоставляются во владение, пользование или в аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, - льготных условиях. Приведенное положение природоохранного закона охватывает основные характерные признаки специального природопользования. К ним относятся: наличие специального разрешения на использование природных ресурсов, выделение в обособленное владение и пользование природного объекта, регистрация в установленном порядке соответствующего вида специального природопользования, внесение платы за специальное использование природных объектов и ресурсов и некоторые другие характерные черты. Таким образом, право специального природопользования представляет собой постоянное или временное владение и пользование природными объектами для осуществления природно-хозяйственных и иных видов деятельности, в том числе на условиях аренды или концессии, на основании специальных разрешений и на платных условиях в целях извлечения полезных свойств природных ресурсов.

По сравнению с общим природопользованием, специальное природопользование оказывает более значительное влияние на состояние природных ресурсов и качество окружающей среды. Специальное природопользование характеризуется выделением юридическим и физическим лицам природных объектов и обособленное обладание. Учитывая это обстоятельство, действующее законодательство более детально регламентирует право специального природопользования.


4.Основания возникновения и прекращения права природопользования.


Основаниями возникновения права природопользования являются административные акты органов государственной власти и местного самоуправления, юридические факты в виде действий, направленных на порождение права природопользования и события не волевого характера. В связи с тем, что подавляющее большинство природных объектов находится в ведении органов государственной власти и местного самоуправления, их административные акты преобладают в качестве оснований возникновения различных видов права природопользования.

Административно-правовые основания возникновения права природопользования заключается в принятии решений о предоставлении природных объектов в пользование. При этом оно должно быть надлежащим образом рассмотрено, принято компетентным органом, отвечать требованиям законности и т.д. По своим формам они могут быть решениями, лицензиями, удостоверениями, ордерами, билетами и т.д. Административно-правовые основания природопользования должны отвечать всем требованиям разрешительного способа предоставления природных объектов в пользование.

Решение о предоставлении права природопользования может быть в форме обыкновенного решения как административного акта на предоставление, например, земельного участка во временное краткосрочное пользование и сложного многостадийного акта, имеющего место при отводе земельного участка в постоянное пользование. Предоставление природного объекта в пользование в порядке отвода предполагает не только принятие решения, но и совершение определенных юридически значимых действий. Поэтому акт отвода представляет собой не документ, а является сложным юридическим фактом, порождающим право природопользования.

Лицензия как административное основание возникновения права специального природопользования представляет собой специальное разрешение на осуществление определенных видов деятельности с использованием природных ресурсов. Природоресурсовая лицензия предусмотрена в горном законе и некоторых других природоресурсовых законодательных актах.

Договорные основания природопользования могут иметь место применительно к использованию других природных ресурсов. Например, законодательству о животном мире известен договор о заготовке мяса и пушнины диких зверей, законодательство о растительном мире допускает возможности заключения договоров на заготовку лекарственных растений и древесных соков и других природных компонентов нелесной растительности.

Основания прекращения права природопользования предусмотрены в отраслевых природоресурсовых кодексах и законах. Так, в соответствии со ст. 55 Водного кодекса право юридических и физических лиц на специальное водопользование прекращается в случае: если отпала необходимость в специальном водопользовании; истечения срока специального водопользования; ликвидация предприятий, учреждений или организаций; передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; признания водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность; нарушения правил специального водопользования и охраны вод; возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения; систематического не внесения платы в сроки, определенные законодательством.