ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 822
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Получив в декабре 1988г. при содействии Моссовета земельный участок под строительство ПРК, «Макдональдс» в течении года построил производственный центр, объединяющий семь полностью автономных производств. Оснащенный самым современным оборудованием из ФРГ, Швеции, Нидерландов, США, Италии, Канады, комплекс производит все необходимые овощные, молочные, мясные и мучные изделия. Мощности комплекса позволяют перерабатывать в течении одной недели до 70 тысяч кг. картофеля, до 1тыс. литров молока, 32тыс. кг. натуральной говядины. «Макдональдс» уделяет внимание вопросам формирование и поддержания имиджа фирмы, осознавая свою социальную ответственность и стараясь максимум способствовать развитию общества. С открытием в 1955г. первого ресторана фирма уделяет большое внимание оказание помощи населению тех мест, где она ведет свою деятельность. Созданный в 1984г. детский фонд Роланда Макдональдса, оказывает большую финансовую поддержку в сферах здравоохранения, просвещения и социальной помощи. К разряду социально-ориентированных акций фирмы «Макдональдс» следует отнести и ее решение о реализации ее продукции в ресторанах только за рубли и соотносительно низкой цене.
Тема 3 Теории внешней торговли
ПЛАН:
-
Меркантилизм и идея «свободы торговли» Смита, Риккардо.
Меркантилизм – это экономическое учение и экономическая политика 15-18вв.
Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения, а ни сфера производства.
Они считали, что благосостояние государства зависит от возможно большего накопления в стране денег (золота и серебра) и добивались преобладания вывоза товаров за границу над возом их в страну. Сторонники учения утверждали, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Денежные средства в форме золота и серебра позволяют содержать армию, усиливает положение государя как правителя, накопление золота способствует проведению колониальных войн, построению фабрик, создание новых рабочих мест.
Внешняя торговля по мнению меркантилистов должна быть ориентирована на получение золота, так как в случае простого товарного обмена оба товара, будучи использованными, перестают существовать.
Для получения максимальной выгоды государства предполагалось усиление государственного вмешательства и контроль за состоянием внешней торговли.
Торговая политика: стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая в замен своих товаров золото и серебро. Количество металла (золота и серебра) в каждый определенный момент было фиксированным; приобретение большего количества золота было возможно за счет других стран или наций при ограничении их экспорта.
Отрицательные стороны этой политики: способствовало развитию национализма; стремлению получить больше преимуществ за счет других стран и увеличение числа конфликтных ситуаций. Вводившиеся в одностороннем порядке ограничение импорта осложняли международную торговлю, т.е. международная торговля разделилась на зоны.
Примером меркантильной политики является политика французского государства эпохи Людовика XIV и российского царя Петра I.
Смит и Риккардо – классики английской политэкономии. Выдвинули теорию «свободы торговли» в конце 17ст. В работе «исследования о природе и причинах богатства народа».
Идея: основы богатства наций и народов служит разделение труда. Международное разделение труда, утверждал Смит, должно осуществляться с учетом технически абсолютных преимуществ, которыми обладают та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того или иного товара, где она обладает абсолютными преимуществами.
Доктрина сравнительных преимуществ Риккардо. Понятие «условие торговли».
Дальнейшее развитие теории международного разделения труда принадлежит Риккардо. Он доказал, что абсолютное преимущество, рассматриваемое Смитом, представляет собой частный случай общего права (с.11-12 Буглай, пример).
Фирме или отдельному лицу целесообразно специализироваться на тех видах деятельности, где они обладают сравнительными преимуществами, приобретая основное путем обмена.
В реальности обмен происходит с участием денег, страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться с друг другом. После установления соотношений между ценами на экспортируемые и импортируемые товары вводят понятие «условие торговли».
Для определения условий вводится индекс, рассчитываемый по формуле:
Рост величины индекса со 100 – 105 свидетельствует об улучшении условий торговли, т.е. меньше количество экспорта потребляется, чтобы оплатить данное количество импорта. Все страны стремятся улучшить условие торговли, чтобы добиться более благоприятного соотношения цен на импортируемые и экспортируемые товары. Индекс в условиях торговли дает информацию, характеризующую положение страны в мировой торговле. Пример, допустим, производство вина в Англии и сукна в Португалии осуществляется в соотношение с индивидуальными издержками. Учитывая их, можно построить пример сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
Количество труда (единицах), необходимое для производства:
Сукна (1шт.) Вина (1баррель)
Португалия 90 80
Англия 100 120
Видно, что Португалия имеет абсолютное преимущество по всем видам товара; она может произвести дешевле как одну бочку (баррель) вина, так и одну (шт.) сукна.
Но, отмечал Рикардо, для Португалии именно торговля вином является выгодной, так как ее преимущества в производстве вина выше, чем аналогичная преимущество производство сукна.
Различия в сравнительных преимуществах позволяет каждой нации выигрывать при обмене. Продав 1б. вина, обошедшуюся 80 ед., за 120 ед. в Англии и купив по соответствующей издержкам цене сукном, Португальская фирма может приобрести в Англии 1,2 шт. сукна. Если бы аналогичное количество труда (80 ед.) использовалось для производства сукна в Португалии, оно было бы 8/9 шт. сукна (80/90 = 8/9). Иначе, выиграли Португальцы, принявши решение произвести вино и продав его купить сукно, составит:
120/100-80/90 = 1,2 – 0,18 = 0,31шт. сукна
От внешней торговли выигрывает и Англия. Специализируясь на производстве сукна, она при его успешной продаже Португалия сможет приобрести 8/9 барреля вина (90/80 = 9/8) по сравнению с 5/6 (100/120 = 5/6) барреля, которые она получила бы, если бы затратила первоначальное количество труда, равное 100 ед., на вино, но не произвела бы сукна на продажу. Выигрыш Англии составит:
90/80 – 100/120 = 9/8 – 5/6 = 7/24 = 0,29б. вина.
Экю – денежная единица, лежащая в основе европейской валютной системы, введенная в обращение в 1979г. Стоимость этой денежной единицы, ее курс по отношению к другим валютам определяется по «корзине валют» стран, входящих в европейское сообщество. В соответствии с решением Маастрихтского договора экю будет в дальнейшем самостоятельной валютой.
Демпинг («сбрасывание») – продажа товара на внешних и внутренних рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем с/с. Цель: проникновение на рынок, завоевание его и вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков.
Тема 4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине
ПЛАН:
4.1. Значение правового регулирования;
4.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине;
4.3. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
4.I. Значение правового регулирования
Украина по своей территории и населению является одной из наиболее обширных стран Европы. Территория Украины составляет 603 тыс. км2, на 1 января 1998г. по данным Госкомстата численность населения Украины составила 50,5 млн. чел. Общее сокращение численности населения по сравнению с 1 января 1997г. составила 415 тыс. чел., за счет превышения смертности, а также за счет сальдо миграции на 115 тыс.
Украину, как самостоятельное государство, признали 152 страны мира, а 140 из них установили с Украиной дипломатические отношения. Наше государство является членом ООН, участником Совета безопасности и сотрудничества. Украина вошла в состав многих международных и в частности экономических организаций, заключила более 900 двухсторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, направленных на сотрудничество в политических, экономических, научно-технических, экологических, социально-культурных и др. сферах. Сегодня предприятия Украины имеют торговые отношения с фирмами многих стран мира, зарегистрировано более 3000 совместных предприятий, более 600 представительств иностранных фирм.
Одним из главных условий успешной и эффективной внешнеэкономической деятельности Украины являлось создание соответствующей правовой базы; ее несовершенство отрицательно влияет на развитие внешнеэкономических отношений нашей страны, приводит к бесконтрольному вывозу крайне дефицитных ресурсов и продаже их на мировом рынке по демпинговым ценам.
Полная бесконтрольность и отсутствие валютного регулирования привели к массовому вывозу валюты за границу. Только за 10 месяцев было выдано 1298 лицензий на экспорт на общую сумму 5 млр. долларов США (кроме бартера).
Доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности за этот период составили 11,5% годового плана, т.е. внешнеэкономическая деятельность требует коренных изменений, прежде всего ее законодательное регулирование. В Украине уже сделаны первые шаги к созданию собственной правовой базы внешнеэкономической деятельности:
-
Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991г. В нем нормативно определены принципы, виды и субъекты внешнеэкономической деятельности, вопросы правового регулирования и др.
-
12 декабря 1991г. был принят таможенный кодекс Украины, который определил принципы организации таможенного дела в Украине. Были приняты соответствующие законы о государственной таможне, единый таможенный тариф. В ряде законов, посвященных другим вопросам правового регулирования, содержатся нормы которые касаются организации и осуществления внешнеэкономической деятельности.
Такие нормы, в частности содержатся в законах «О предприятии» от 7 февраля 1991г., «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991г. и др.
По руду вопросов внешнеэкономической деятельности принимались постановления Верховного Совета Украины и Кабмина.
Это свидетельствует об активной работе государственных органов Украины, направленных на осуществление правового регулирования общественных отношений в области внешней экономики. Регулирование дает возможность государству с учетом интересов общества упорядочить отношения внешнеэкономического характера, создать соответствующий правовой режим (правопорядок), придерживание которого содействует развитию международного экономического сотрудничества, повышению его эффективности.
4.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине.
Основным нормативным актом, который регулирует внешнеэкономическую деятельность, является закон Украины «О внешне экономической деятельности». Исходя из этого закона, субъектами внешнеэкономической деятельности в Украине являются:
-
Физические особы – это граждане Украины, иностранные граждане и особы без гражданства, которые имеют правомочность и трудоспособность согласно с законами Украины и постоянно проживают на территории Украины.
-
Юридические особы – это особы, которые зарегистрированы как таковые в Украине и которые имеют постоянное местонахождение на территории Украины. К юридическим лицам относятся: предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и другие виды хозяйственных товариществ, ассоциации, объединения, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и другие, в том числе юридические особы, имущество (и/или), капиталы которых находятся полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
-
Объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно с законами Украины, но которые имеют постоянное местонахождения на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины, не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.
-
Структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими особами согласно с законами Украины (филиалы, отделения и др.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины.
-
Другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины.
-
Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность, как любая другая, не может осуществляться сама по себе. Для выполнения функций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, необходимо создать соответствующею систему государственных органов, четко обозначить их цели, функции и полномочия. Система и правовой статус органов, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в нашей стране, в наиболее общей форме обозначены в статье 9 и статье 10 закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Наивысшим органом, который осуществляет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, является Верховный Совет Украины.
-
Функции Верховного Совета Украины:
а) Принятие, изменение и отмена законов, которые касаются внешнеэкономической деятельности;
б) Утверждение главных направлений внешнеэкономической политики Украины;
в) Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
г) Заключение международных договоров Украины согласно с законами Украины «О международных договорах» и приведение законодательства в соответствие с правилами, установленными этими договорами;
д) Установление специальных режимов внешнеэкономической деятельности на территории Украины соответственно с утвержденными списками товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию или запрещается.
2. Полномочия Кабмина Украины во внешнеэкономической деятельности:
а) Разрабатывает меры, нацеленные на осуществление внешнеэкономической политики Украины;
б) Осуществляет координацию деятельности Министерств, Государственных комитетов и ведомств Украины, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности;
в) Координирует работу торговых представительств Украины в иностранных государствах;
г) Принимает нормативные акты управления по вопросам внешнеэкономической деятельности в случаях, предусмотренными законами Украины;
д) Проводит переговоры и заключает межправительственные договора Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности; обеспечивает исполнение международных договоров Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности всеми государственными органами управления, которые находятся в подчинении Кабмина Украины;
е) В соответствии со своей компетенцией, обозначенной законами Украины, вносит на рассмотрение Верховного Совета предложения о системе Министерств, Государственных комитетов и ведомств, полномочия которых не могут быть выше полномочий Кабмина;
ж) Осуществляет меры, касающиеся рационального использования средств государственного валютного фонда Украины;
-
Функции НБУ во внешнеэкономической деятельности: