Файл: Межд.экон.отнош.-2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 819

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА























«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Конспект лекций













УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2003г.















г. Краматорск, 2003г.

















Методические указания по дисциплине «Международные экономические отношения»

(для студентов специальности 06.0502). Сост. Остропольская Е. В.

- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2003г.





Тема 1. Мировая экономика и международные экономические отношения.


ПЛАН:

1.1.МЭО, их содержание и значение.

1.2.Понятие международного экономического права, МЭП.

1.3.Система МЭП.


    1. МЭО, их содержание и значение

Одним из главных факторов, которые оказывают влияние сегодня на уровень мирового процесса и развития экономики отдельной страны есть международное экономическое сотрудничество. На земном шаре насчитывается 200 больших и малых самостоятельных государств. Каждое из них проводит собственную политику, создает свою экономику, одновременно вступает в различные международные отношения, в частности и экономического характера.

В процессе международного экономического сотрудничества между государствами, между организациями и другими участниками возникают (укрепляются или прерываются) определенные отношения, которые требуют соответственного урегулирования.

Инструментом служат правовые нормы, система которых составляет МЭП – самостоятельную отрасль мирового права.

МЭП является основным нормативным регулятором отношений, которые возникают в сфере международного экономического сотрудничества (МЭС).

МЭО представляет собой составную часть системы существующих международных отношений.

Понятие МО (международные отношения) достаточно широко. Оно представляет собой международные отношения, в которых субъектами выступают государства и их объединения как носители власти.

Субъектами этих отношений могут быть и международные организации – экономические и др.

Анализ научной литературы дает возможность сделать вывод, что международные (межгосударственные) отношения – это отношения, которые выходят за границы государств и возникают между ними. Эти отношения регламентируются нормами международного права.

МЭО возникают и устанавливаются, прежде всего, между государствами, как политическими формами функции общества, которые выражаю политическую власть экономически господствующего класса или всего народа.

Т.е. МЭО – это форма связей между:

  1. Отдельными государствами.

  2. Государствами и международными организациями.

  3. Между международными организациями.


По своему содержанию МЭО являются очень сложными, что обусловлено:

1. Большим количеством стран, международных организаций, которые являются субъектами МЭО.

2. На сложность и характер этих отношений значительно влияет, и общественно-политический строй стран.

Изменения в восприятии окружающей действительности: предано наконец забвению искусственно навязывавшиеся нескольким поколениям в странах «реального социализма» черно-белое деление мира на капитализм и социализм.

Мы будем рассматривать современный мир как взаимосвязанное целое с едиными общими закономерностями экономического развития.

В странах, где рыночная сфера сформировалось давно, и стала неотъемлемой частью повседневной действительности, достаточно изучить теоретические основы функционирования рыночного механизма, анализировать конкретный инструментарий рыночного хозяйства и управления им.


Иная складывается в странах, в которых происходит переход от централизованного управления экономикой к рыночному механизму (по терминологии, принятой в системе экономических организмов ООН в странах с переходной экономикой. Это определение относится и к странам СНГ).

Разрыв между формирующейся в социальных странах несовершенной, искаженной системы рыночных отношений и теоретическими постулатами, применимыми в основном к идеальным ситуациям еще слишком велик.

Наша цель:

1. Связать теорию экономических отношений между микро и макро уровнями в мировом экономическом пространстве между субъектами национально обособленных суверенных территорий. С реалиями современной экономики. Это относится как к традиционным в сфере обмена товарами и услугами (видимая и невидимая внешняя торговля), так и к системе международных расчетов, к платежному балансу и обеспечению его равновесия, и к международному валютно-кредитному механизму (в первую очередь взаимной обратимости различных валют, т.е. к свободному обмену денежных единиц одной из страны на валюту других стран и на международно-признанные валютные средства).

2.

а) уяснить, в каком направлении развивается экономическая жизнь страны;

б) на сколько эффективны рецепты лечения экономики, предлагаемая государственными институтами;

в) каковы перспективы участия нашего государства в мировом хозяйстве на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

К традиционной и наиболее развитой форме экономических отношений можно отнести внешнюю торговлю.

По стоимостным масштабам в общем, комплексе мирохозяйственных связей внешнеторговый обмен (внешняя торговля или видимая торговля) продолжая сохранять ведущие позиции.

К ней относится (внешняя торговля): транспорт, страхование, туризм и другие услуги. Но к новым услугам, составляющим в свою очередь, невидимую торговлю относится: сбор, хранение и передача информации; долгосрочная аренда оборудования, консультационные услуги.

Эта сфера (невидимая) требует обновления торгово-политического инструментария (приемов, используемых государством) для обеспечения пропорциональности в хозяйстве страны – это и есть понятие «инструментария»), т.к. таможенные средства регулирования становятся все мание эффективными, уступая место постоянно совершенствующейся системе не тарифных барьеров – не тарифные ограничения ( не тарифные барьеры – это совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений).


    1. Понятие международного экономического права

Для урегулирования МЭО пользоваться нормами МЭП. Существует несколько концепций МЭП. В Западной юридической литературе существует много концепций МЭП, среди которых особенно четко выделяется две:

I. Концепция английского юриста Шварценбергера, который утверждал, что МЭП – это отрасль международного публичного права (МПП), которая включает компоненты:


  1. Владение природными ресурсами и их эксплуатация.

  2. Производство и распределение товаров.

  3. Не видимые международные отношения хозяйственного и финансового характера.

  4. Кредиты и финансы.

  5. Соответствующие услуги.

  6. Статус и организация субъектов, которые осуществляют такую деятельность.

I. Шварценберг подчеркивал, что МЭП включает в себя только те экономические аспекты, которые являются объектом воздействия МПП, и исключал внутренние регулирования, так как при этом не образуется единая для всех государств норма и принцип.

Подобная точка зрения у нидерландского юриста П. Верлорен ван Темаат, который считает, что МЭП не сможет включать в себя национальные нормы, которые регулируют внешнеэкономические связи и нормы международного частного права (МЧП).

Этой точки зрения придержутся:

  • итальянский ученый П. Пиконе;

  • француз Вель;

  • американец В. Леви;

Основной вывод первой концепции состоит в том, что нормы МЭП – это часть МПП. Они образуются субъектами международного права и используются для урегулирования отношений, что возникают между ними.

II. Вторая концепция разработана немецкими юристами Фишером, Фикентшером. В частности как считает Фишер, систему МЭП следует включать и нормы внутреннего права, которые регулируют хозяйственная международная деятельность – хозяйственное право. Фикеншер считает, что любая правовая норма, связанная с международной экономикой является нормой МЭП. Вывод: согласно этой концепции систему МЭП включаются не только нормы МПП, но и международного частного права (МЧП), государственные нормы, которые регулируют МЭО.

Общий вывод:

МЭП – это система норм и принципов, которая регулирует отношения между государствами, государствами и международными организациями, международными организациями в процессе международного экономического сотрудничества, что является самостоятельной отраслью МПП.


    1. Система МЭП

Разновидности прав: международное торговое право, валютное право, международное транспортное право, международное правовое регулирование промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического международного сотрудничества.

В системе МЭП выделяют: международное торговое право, международное валютное право, международное транспортное право, я также комплекс норм, которые призванные регулировать международные правовые отношения.


Тема 2 Международные организации

ПЛАН:

2.1.Виды международных организаций;

2.2.Закономерности современного развития МЭО;

2.3.Регулирование МЭО.


2.1. Виды международных организаций

Международные организации весьма многочисленны, любая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь.

Организации, обладающие удельным весом в экономических связях:

  1. Организации, располагающие собственными полномочиями или значит: средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияния как международное, так и национальное, экономическое и финансовое развитие.

  2. Организации, представляющие собой форумы, где правительства могут выражать свою точку зрения, где вырабатывается единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах.

  3. Международные организации, обеспечивающие сбор информации и публикацию статистических данных.


Что объединяет эти организации: все они вносят свой вклад в развитие связи и сотрудничество между странами.

Международные организации подразделяются на четыре категории:

  1. Всемирные организации – это организации, призванные заниматься всемирными проблемами и учрежденные в основном сразу после окончания второй мировой войны.

  2. Организации, созданные по инициативе Запада – это организации, инициаторами, создания которых были западные государства и которые объединяют развитые страны с рыночной экономикой.

  3. Европейские организации – это организации, связанные с европейским строительством.

  4. Органы регионального или двухстороннего сотрудничества со странами третьего мира и Восточной Европы – это различные ведомства регионального или двухстороннего сотрудничества.

I. Всемирные организации – это: организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничено. На практике ее вполне заменяет ЮНКТАД (это конференция ООН по торговле и развитию). Среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень важную роль играют органы, созданные по Бреттон – Вудским соглашениям и ГАТТ, заменяющие специальные учреждения ООН.

  1. ООН

ООН – международная организация, учрежденная на основе добровольного объединения усилий суверенных государств для поддержания и укрепления мира и безопасности, а также развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан в1945 году. Главные органы: генеральная ассамблея, совет безопасности, экономический социальный совет, совет по опеке, международный суд и секретариат, который возглавляет генеральный секретарь ООН. Место пребывания центральных учреждений ООН – Нью-Йорк, США.

  1. ГАТТ

ГАТТ – генеральное соглашение по тарифам и торговле – это многостороннее международное соглашение о взаимном предоставлении тарифных льгот, заключенные в 1947 году двадцати тремя странами. Цель создания ГАТТ: постепенное устранение различных форм дискриминации в торговле, снижение таможенных тарифов, обмена количественных ограничений импорта. Сейчас ГАТТ – это международная организация, действующая на базе многостороннего межправительственного договора, в котором содержатся принципы и правила международной торговли, обязательные для стран – участниц. Действует с 1 января 1948 года. В рамках ГАТТ действует большое число межправительственных органов, комиссий и секретариатов. В 1989 году число полноправных членов ГАТТ – 97 стран, еще 28 стран является участниками ГАТТ де-факто, 20 – в качестве наблюдателей. Высшим органом ГАТТ является сессия, а оперативно-исполнительным органом – совет представителей. Рабочие органы: постоянно действующий секретариат, постоянные комитеты, подкомитеты, рабочие группы. Важнейшей из них: комитет по торговле и развитию, комитет по тарифным уступкам, комитет по антидемпинговой практике. Основные принципы ГАТТ: обязательные применения во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования, не дискриминации, взаимные уступки и снижения таможенных пошлин др. не тарифных барьеров, выработавших в ходе многосторонних торговых переговоров, взаимность уступок, в течение политических, ведение внешней торговли на частноправовой основе.