Файл: Межд.экон.отнош.-2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 826

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. В соответствии с первой методикой величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения = веса, площади, объема … Такая пошлина называется специфической.

  2. По второй методике пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Можно, например, назначить пошлину на автомобиль в виде 25% цены. Эта пошлина называется адвалорной.

Действует еще промежуточная методика заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать право между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина –альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60 – 70% всех пошлин были специфические. Адвалорная пошлина более удобна при импорте машино - технических изделий. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70 – 80% всех таможенных пошлин. В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна в праве использовать цену СИФ (включающая стоимость страхования и фрахта) и цену ФОБ.

Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (франко вдоль борта судна), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены ФОБ на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являются членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взымаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают:

а) преференциальными (особо льготными);

б) договорными (min);

в) генеральными (автономными, т.е. max);

Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже min и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.


Тема 6 Валютное регулирование


ПЛАН:

6.1.Нормативные основы валютного регулирования.

6.2.Предмет валютного регулирования.

6.3. Валютные операции.

6.4.Порядок приобретения и использования иностранной валюты.

6.5.Финансовая отчетность резидентов.


6.1. Нормативные основы валютного регулирования

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЕД в целях соблюдения интересов государства. Все это делается в интересах защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Украину валютной выручки, полученной от экспорта.


В сложившееся в настоящее время валютное регулирование можно охарактеризовать как жестко регламентируемую, монопольно биржевую государственную систему. Если учесть сложности формирования валютного рынка и не могла стать иной. Валютное регулирование нуждается в существенном реформировании. В основе этого механизма ряд нормативных актов, принятых после провозглашения независимости Украины.

Важнейшие из них:

  1. Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и контроля» –15-93 от 12.02.93г.

  2. Закон «О порядке расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94г.

  3. Декрет Кабмина «О временном порядке использования поступлений в иностранной валюте» –16-93 от 19.02.93г.

  4. Приказ Минфина «Об утверждении формы декларации о валют ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.

Выше перечисленными документами установлен режим осуществления валютных операций на Украине, определены принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов, права и обязанности субъектов валютных отношений.


    1. Валютные операции

Иностранная валюта – это иностранные денежные знаки в виде банкнот, монет, находящихся в обращении и являющихся законными платежным средством на территории иностранного государства.

Иностранная валюта – это платежные документы и прочие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.

Иностранная валюта – это монетарные материалы: золото и металлы иридиево-платиновой группы в любом состоянии, ювелирных промышленных и бытовых изделий из этих металлов и их лома.

Валютное регулирование касается также и операций с национальной валютой, которая является единственным законным средством платежа на Украине, которое принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств.

Порядок ввоза, перевоза и пересылки за границу валюты Украины определяется НБУ.

Суммы в валюте Украине, которые были вывезены, переведены и пересланы на законных оснований за границу могут быть законно ввезены, перевезены, высланы обратно в Украину.

    1. Порядок приобретения и использования иностранной валюты

Валютные операции – это операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; а также операции, связанные с использованием валют ценностей в международном обращении как средство платежа с передачей задолженности и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности, эта операции, связаны с ввозом, переводом, пересылкой за пределы Украины валютных ценностей.

Валютные операции делятся:

  1. Текущие операции.

  2. Операции, связанные с движением капитала.

К текущим операциям относятся переводы в Украину и из Украины для осуществления расчетов без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товара, работ, услуг.


К операциям, связанным с движением капитала относятся все операции с валютными ценностями, не являющиеся текущими, например:

  1. Прямые инвестиции.

  2. Переводы в оплату собственности на недвижимость и иное имущество.

  3. Предоставление и получение отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней.

Для валютных операций используются:

  1. Обменные курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины. Обменные курсы устанавливает НБУ на основании торгов валютными ценностями на межбанковском рынке Украины.

Выбор системы курсообразования имеет важное значение. Мировая практика показала, что фиксированные и свободные курсы имеют свои недостатки, поэтому большинство стран используют смешанные стратегии. С 1994г. НБУ придерживается именно такой политики. Подтверждением этому служит множество курсов, поэтому у НБУ нет основания отказываться от практики существования нескольких курсов, а официальный курс НБУ не обязательно должен совпадать с биржевым или с каким-то средним курсом межбанковского рынка.

Для осуществления валютных операций необходимо открыть валютный счет в одном из уполномоченных банков, для чего необходимы документы:

  1. Заявление в установленной форме.

  2. Нотариально заверенные копии учредителей документов.

  3. Образцы подписей руководителей и главного бухгалтера.

  4. Оттиски печати предприятия.

  5. Справка за подписью руководителя об отсутствии валютного счета в другом банке.

  6. Справка об открытии расчетного счета, если валютный счет открывается не в том же банке, где открыт расчетный счет.


    1. Финансовая отчетность резидентов

Для приобретения валюты резидент (юридическое лицо, зарегистрированный в качестве предпринимателя) подает в банк заявку на покупку иностранной валюты в установленной форме. Приобретенная валюта должна быть использована по целевому назначению в течении 5 дней. Внешнеэкономический контакт представляется в банк вместе с заявкой на покупку валюты.

Порядок использования поступлений в иностранной валюте:

  1. Выручка резидентов подлежит зачислению на счета в банках в сроки задолженности, указанной в контракте не позднее 90 дней с даты таможенного оформления экспортируемой продукции.

  2. 50% валютных поступлений резидента подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины в пользу резидента. Остальные поступления в иностранной валюте остаются у резидента и используются им в соответствии с правилами валютного регулирования.

(Макагон «Управление ВЭД»)

Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (статья 1) дает определение терминов «резидент» и «нерезидент» которые имеют право быть собственниками валютных ценностей, а также осуществлять с ними соответствующие операции.


Резидент – (от лат. residens – сидящий или остающийся на месте) – это юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормативами этой страны, т.е. резидентами считаются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), которые имеют постоянное место проживания на территории Украины в том числе и те, которые временно находятся за границей; юридические лица – 1) субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статус юридического лица (дипломаты, представительства, филиалы) с местом нахождения территории Украины; 2) дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.

Иммунитет (от лат. immunitas – освобождение от чего-либо) – это юридически исключительное право не подчинятся некоторым общим законам, представленная лицам, занимающим особое положение в государстве (с. 121 «словарь экономических терминов»).

Нерезиденты – 1) это юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное в другой; 2) это физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установленные особые правила налогообложения. Т.е. нерезидентами могут быть физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), которые имеют постоянное место проживания за пределами Украины, в том числе, в которой временно находятся на территории Украины; юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статус юридического лица (филиалы, представительства и т.д.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и действуют согласно законодательству иностранного государства, в том числе юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и других субъектов предпринимательской деятельности Украины; расположенные на территории Украины иностранных дипломатических, консульские, торговые и другие официальные представительства.

Финансовая отчетность:

Иностранная валюта, которая располагает резидент на территории Украины, учитывается и контролируется государством на стадии зачисления ее на валютный счет резидента, поэтому законодательством не предусмотрены иные формы по этой категории валютных ценностей, кроме отторжения в балансе предприятия суммы средств на валютном счете.

Важное значение имеет и толкование термина «уполномоченные банки» (с.349 «словарь …»). Уполномоченные банки - это коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, обладающие разрешением правительственных органов на проведение банковских операций по поручению этих органов, а также представляющие интересы правительства международных финансово-кредитных организациях, т.е. уполномоченный банк должен быть официально зарегистрирован на территории Украины, иметь лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также банк имеет право осуществлять валютный контроль за операциями всех клиентов.


Валютная лицензия это разрешение, выдаваемое ЦБ коммерческому банку на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономических, валютных операций юридических и физических лиц (с.178 «словарь…»).



Тема 7. МЭО на примере деятельности концерна «Стирол» города Горловка.


ПЛАН:

    1. Основные нормативы, на основе которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность ПО «Стирол».

    2. Основные задачи фирмы «Стирол».

  1. 7.3.Особенности установления торговых связей с иностранными партнерами.

  2. 7.4.Создание внешнеторговой фирмы «Стирол трейд» и обеспечение правовой защиты деятельности объединения.

7.5.Функции группы маркетинга, лицензирования и сектора внешнеэкономических расчетов.

  1. 7.6.Необходимость создания брокерского контроля и дилерского сектора.

  2. 7.7.Внешнеторговые представительства в Польше, Словакии, Венгрии, Чехии, Болгарии и др.

  3. 7.8.Японская модель структуры управления.


7.1. Основные нормативы, на основании которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность ПО «Стирол»

ВЭД ПО «Стирол» осуществляется на основе следующих нормативов:

  1. Порядка регистрации предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.

  2. Закона Украины «О ВЭД, организационных и правовых вопросов».

  3. Основных положений международного частного права в части организации и осуществлении торговых операций, материально-правовых норм международной купли-продажи.

  4. Законодательство, регулирующего таможенные нормы ввоза и вывоза.

  5. Положения о порядке лицензирования операции во внешнеэкономических связях.

  6. Акт антидемпингового законодательства.

  7. Порядка осуществления лизинговых и бартерных операций, их правового обеспечения.

  8. Правила страхования грузов внешней торговли.

  9. Техники осуществления экспортных сделок, биржевых операций.

  10. Порядка заключения, изменения, исполнения и прекращения действия хозяйственных договоров на осуществление экспортных и импортных операций условий действительности.


    1. Основные задачи фирмы «Стирол»

В 1991г. ВЭД предприятия представляла хозрасчетная торговая фирма, насчитывающая в своем штате 7 человек.

Основные задачи фирмы:

Осуществление по закрепленной номенклатуре продукции и услуг, на основании заключенных контрактов, согласовании торговых, ценовых и валютных вопросов, соответствующим внешнеторговым объединениям, изучение и использования коньюктуры мирового рынка; развитие экспорта товаров и услуг; рекламная деятельность.

7.3.Особенности установления торговых связей с иностранными партнерами

В период установления торговых связей с иностранными партнерами деятельность осуществлялась в основном на основе бартера. Торговыми партнерами были Венгрия, Чехия и Польша. Так как существовавшее законодательство ограничивало ВЭД, оставляя ее под жестким контролем Министерство внеэкономических связей, внешнеторговая фирма была преобразована в сектор маркетинга избыта в составе службы коммерческого директора.