ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 826
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
-
В соответствии с первой методикой величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения = веса, площади, объема … Такая пошлина называется специфической.
-
По второй методике пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Можно, например, назначить пошлину на автомобиль в виде 25% цены. Эта пошлина называется адвалорной.
Действует еще промежуточная методика заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать право между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина –альтернативная.
До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60 – 70% всех пошлин были специфические. Адвалорная пошлина более удобна при импорте машино - технических изделий. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70 – 80% всех таможенных пошлин. В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна в праве использовать цену СИФ (включающая стоимость страхования и фрахта) и цену ФОБ.
Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (франко вдоль борта судна), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены ФОБ на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.
Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являются членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взымаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают:
а) преференциальными (особо льготными);
б) договорными (min);
в) генеральными (автономными, т.е. max);
Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже min и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.
Тема 6 Валютное регулирование
ПЛАН:
6.1.Нормативные основы валютного регулирования.
6.2.Предмет валютного регулирования.
6.3. Валютные операции.
6.4.Порядок приобретения и использования иностранной валюты.
6.5.Финансовая отчетность резидентов.
6.1. Нормативные основы валютного регулирования
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЕД в целях соблюдения интересов государства. Все это делается в интересах защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Украину валютной выручки, полученной от экспорта.
В сложившееся в настоящее время валютное регулирование можно охарактеризовать как жестко регламентируемую, монопольно биржевую государственную систему. Если учесть сложности формирования валютного рынка и не могла стать иной. Валютное регулирование нуждается в существенном реформировании. В основе этого механизма ряд нормативных актов, принятых после провозглашения независимости Украины.
Важнейшие из них:
-
Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и контроля» –15-93 от 12.02.93г.
-
Закон «О порядке расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94г.
-
Декрет Кабмина «О временном порядке использования поступлений в иностранной валюте» –16-93 от 19.02.93г.
-
Приказ Минфина «Об утверждении формы декларации о валют ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.
Выше перечисленными документами установлен режим осуществления валютных операций на Украине, определены принципы валютного регулирования, полномочия государственных органов, права и обязанности субъектов валютных отношений.
-
Валютные операции
Иностранная валюта – это иностранные денежные знаки в виде банкнот, монет, находящихся в обращении и являющихся законными платежным средством на территории иностранного государства.
Иностранная валюта – это платежные документы и прочие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.
Иностранная валюта – это монетарные материалы: золото и металлы иридиево-платиновой группы в любом состоянии, ювелирных промышленных и бытовых изделий из этих металлов и их лома.
Валютное регулирование касается также и операций с национальной валютой, которая является единственным законным средством платежа на Украине, которое принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств.
Порядок ввоза, перевоза и пересылки за границу валюты Украины определяется НБУ.
Суммы в валюте Украине, которые были вывезены, переведены и пересланы на законных оснований за границу могут быть законно ввезены, перевезены, высланы обратно в Украину.
-
Порядок приобретения и использования иностранной валюты
Валютные операции – это операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; а также операции, связанные с использованием валют ценностей в международном обращении как средство платежа с передачей задолженности и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности, эта операции, связаны с ввозом, переводом, пересылкой за пределы Украины валютных ценностей.
Валютные операции делятся:
-
Текущие операции.
-
Операции, связанные с движением капитала.
К текущим операциям относятся переводы в Украину и из Украины для осуществления расчетов без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товара, работ, услуг.
К операциям, связанным с движением капитала относятся все операции с валютными ценностями, не являющиеся текущими, например:
-
Прямые инвестиции.
-
Переводы в оплату собственности на недвижимость и иное имущество.
-
Предоставление и получение отсрочки платежа по экспортно-импортным операциям на срок более 90 дней.
Для валютных операций используются:
-
Обменные курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины. Обменные курсы устанавливает НБУ на основании торгов валютными ценностями на межбанковском рынке Украины.
Выбор системы курсообразования имеет важное значение. Мировая практика показала, что фиксированные и свободные курсы имеют свои недостатки, поэтому большинство стран используют смешанные стратегии. С 1994г. НБУ придерживается именно такой политики. Подтверждением этому служит множество курсов, поэтому у НБУ нет основания отказываться от практики существования нескольких курсов, а официальный курс НБУ не обязательно должен совпадать с биржевым или с каким-то средним курсом межбанковского рынка.
Для осуществления валютных операций необходимо открыть валютный счет в одном из уполномоченных банков, для чего необходимы документы:
-
Заявление в установленной форме.
-
Нотариально заверенные копии учредителей документов.
-
Образцы подписей руководителей и главного бухгалтера.
-
Оттиски печати предприятия.
-
Справка за подписью руководителя об отсутствии валютного счета в другом банке.
-
Справка об открытии расчетного счета, если валютный счет открывается не в том же банке, где открыт расчетный счет.
-
Финансовая отчетность резидентов
Для приобретения валюты резидент (юридическое лицо, зарегистрированный в качестве предпринимателя) подает в банк заявку на покупку иностранной валюты в установленной форме. Приобретенная валюта должна быть использована по целевому назначению в течении 5 дней. Внешнеэкономический контакт представляется в банк вместе с заявкой на покупку валюты.
Порядок использования поступлений в иностранной валюте:
-
Выручка резидентов подлежит зачислению на счета в банках в сроки задолженности, указанной в контракте не позднее 90 дней с даты таможенного оформления экспортируемой продукции.
-
50% валютных поступлений резидента подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины в пользу резидента. Остальные поступления в иностранной валюте остаются у резидента и используются им в соответствии с правилами валютного регулирования.
(Макагон «Управление ВЭД»)
Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (статья 1) дает определение терминов «резидент» и «нерезидент» которые имеют право быть собственниками валютных ценностей, а также осуществлять с ними соответствующие операции.
Резидент – (от лат. residens – сидящий или остающийся на месте) – это юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормативами этой страны, т.е. резидентами считаются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), которые имеют постоянное место проживания на территории Украины в том числе и те, которые временно находятся за границей; юридические лица – 1) субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статус юридического лица (дипломаты, представительства, филиалы) с местом нахождения территории Украины; 2) дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.
Иммунитет (от лат. immunitas – освобождение от чего-либо) – это юридически исключительное право не подчинятся некоторым общим законам, представленная лицам, занимающим особое положение в государстве (с. 121 «словарь экономических терминов»).
Нерезиденты – 1) это юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное в другой; 2) это физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установленные особые правила налогообложения. Т.е. нерезидентами могут быть физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), которые имеют постоянное место проживания за пределами Украины, в том числе, в которой временно находятся на территории Украины; юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статус юридического лица (филиалы, представительства и т.д.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и действуют согласно законодательству иностранного государства, в том числе юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и других субъектов предпринимательской деятельности Украины; расположенные на территории Украины иностранных дипломатических, консульские, торговые и другие официальные представительства.
Финансовая отчетность:
Иностранная валюта, которая располагает резидент на территории Украины, учитывается и контролируется государством на стадии зачисления ее на валютный счет резидента, поэтому законодательством не предусмотрены иные формы по этой категории валютных ценностей, кроме отторжения в балансе предприятия суммы средств на валютном счете.
Важное значение имеет и толкование термина «уполномоченные банки» (с.349 «словарь …»). Уполномоченные банки - это коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, обладающие разрешением правительственных органов на проведение банковских операций по поручению этих органов, а также представляющие интересы правительства международных финансово-кредитных организациях, т.е. уполномоченный банк должен быть официально зарегистрирован на территории Украины, иметь лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также банк имеет право осуществлять валютный контроль за операциями всех клиентов.
Валютная лицензия – это разрешение, выдаваемое ЦБ коммерческому банку на кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономических, валютных операций юридических и физических лиц (с.178 «словарь…»).
Тема 7. МЭО на примере деятельности концерна «Стирол» города Горловка.
ПЛАН:
-
Основные нормативы, на основе которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность ПО «Стирол».
-
Основные задачи фирмы «Стирол».
-
7.3.Особенности установления торговых связей с иностранными партнерами.
-
7.4.Создание внешнеторговой фирмы «Стирол трейд» и обеспечение правовой защиты деятельности объединения.
7.5.Функции группы маркетинга, лицензирования и сектора внешнеэкономических расчетов.
-
7.6.Необходимость создания брокерского контроля и дилерского сектора.
-
7.7.Внешнеторговые представительства в Польше, Словакии, Венгрии, Чехии, Болгарии и др.
-
7.8.Японская модель структуры управления.
7.1. Основные нормативы, на основании которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность ПО «Стирол»
ВЭД ПО «Стирол» осуществляется на основе следующих нормативов:
-
Порядка регистрации предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.
-
Закона Украины «О ВЭД, организационных и правовых вопросов».
-
Основных положений международного частного права в части организации и осуществлении торговых операций, материально-правовых норм международной купли-продажи.
-
Законодательство, регулирующего таможенные нормы ввоза и вывоза.
-
Положения о порядке лицензирования операции во внешнеэкономических связях.
-
Акт антидемпингового законодательства.
-
Порядка осуществления лизинговых и бартерных операций, их правового обеспечения.
-
Правила страхования грузов внешней торговли.
-
Техники осуществления экспортных сделок, биржевых операций.
-
Порядка заключения, изменения, исполнения и прекращения действия хозяйственных договоров на осуществление экспортных и импортных операций условий действительности.
-
Основные задачи фирмы «Стирол»
В 1991г. ВЭД предприятия представляла хозрасчетная торговая фирма, насчитывающая в своем штате 7 человек.
Основные задачи фирмы:
Осуществление по закрепленной номенклатуре продукции и услуг, на основании заключенных контрактов, согласовании торговых, ценовых и валютных вопросов, соответствующим внешнеторговым объединениям, изучение и использования коньюктуры мирового рынка; развитие экспорта товаров и услуг; рекламная деятельность.
7.3.Особенности установления торговых связей с иностранными партнерами
В период установления торговых связей с иностранными партнерами деятельность осуществлялась в основном на основе бартера. Торговыми партнерами были Венгрия, Чехия и Польша. Так как существовавшее законодательство ограничивало ВЭД, оставляя ее под жестким контролем Министерство внеэкономических связей, внешнеторговая фирма была преобразована в сектор маркетинга избыта в составе службы коммерческого директора.