Файл: налоговое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1556

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, совокупностью которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Анализируя систему влияния на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основной чертой метода регулирования налоговых отношений являются государственно-властные распоряжения одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от лица государства.

Метод, основанный на властном подчинении одной стороны другой, присущ и другим отраслям права (например, административному), но при регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая состоит в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Так, характерной особенностью метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные распоряжения затрагивают круг плательщиков, порядок, условия и размер платежей в бюджеты или внебюджетные фонды, цели использования денежных средств и т.д. Круг государственных органов, уполномоченных давать распоряжения участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы. Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права с целью формирования бюджетов за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта — налогоплательщика. Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям налоговый кредит (отсрочку платежа) на основании специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны — плательщика налогов — может проявляться и в его возможности формировать свою налоговую политику. Однако все эти черты метода в конечном результате подчинены основному началу — методу властных предписаний.

Налоговое правоотношение выступает как определенная система правоотношений, которая базируется на обязанности уплаты налогов и сборов и соответственно праве требовать их уплаты. Это правоотношение и формирует границы реализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Действительно, обязанность уплаты налога и соответственно права контролировать эту уплату составляют обязанность налогового учета, отчетности, право на проведение налоговых проверок.

Основанием для этого является прежде всего императивный метод финансово-правового регулирования. Государство, закрепляя требования относительно достижения первоочередных потребностей (формирование денежных средств для обеспечения выполнения государственных функций), устанавливает четкие границы поведения подчиненных субъектов. Таким образом, обязанность уплаты налога опосредована правом требовать его уплаты и контролировать ее.


Определенная свобода зависимых субъектов (плательщиков) возможна лишь в рамках, ограниченных императивными предписаниями.

Режим свободы возможен в нескольких формах:

1) свобода в пределах императивного субъективного права, когда безусловное право налогового органа на налоговую проверку может реализовываться им по собственному плану, но при этом обязательна реализация этого права, которое является одновременно и обязанностью налогового органа, способом осуществления его функций;

2) свобода определенного субъекта в пределах делегированных государством прав прекращать налоговое правоотношение (зачет сумм налогового залога в счет налогового обязательства);

3) свобода плательщиков при использовании специфических прав (права на применение налоговых льгот, налогового кредита).



ТЕМА 2 : СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

План

2.1. Система налогового права

2.2. Источники налогового права

2.3. Налоговое законодательство


2.1. Налоговое право включает достаточно большую совокупность финансовых норм, объединенных в определенную систему. Эта система разбита на определенные группы, характеризующиеся специфическими особенностями, логической структурой, объективным составом.

Система налогового права — объективная совокупность общественных финансовых отношений, определяющая внутреннюю структуру налогового права, содержание и особенность размещения норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Нормы налогового права в зависимости от особенностей отношений, им регулируемых, делятся на отдельные структурные подразделы. В системе сложного института налогового права существует несколько подсистем институтов, которые можно выделить в разделы.

Общая часть налогового права аккумулирует институты, закрепляющие общие подходы к регулированию системы налогообложения, которые имеют отношение ко всем видам налогов и сборов, ко всем нормам Особенной части. Общая часть охватывает нормы, которые как бы вынесены за скобки. В скобках -институты Особенной части и именно к ним применяются положения Общей части, но уже в конкретном случае, обусловленном определенным налогом или сбором. В Общую часть включаются нормы, определяющие характер института налогового права, содержание налоговой системы, налога, элементы правового механизма налога, основания ответственности за нарушения налогового законодательства, устранение двойного налогообложения и т.д.

Особенная часть налогового права включает систему институтов, детализирующих налоговую систему в целом и определяющих конкретные механизмы отдельных налогов и сборов.

Именно Особенная часть и охватывает правовые механизмы элементов налоговой системы


2.2. Традиционно источниками права считаются нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи, прецеденты (судебные или административные), международные соглашения. Возможно несколько подходов к рассмотрению источника права:


-социально-экономический - определяющий совокупность социально-экономических факторов, которые регулируют объективные законы;

- государственно-политический - характеризующий реализацию государственной свободы в конкретных правовых нормах;

— юридический, - предусматривающий специфический механизм реализации свободы государства в конкретных нормах права.

Источник налогового права, должен: устанавливать определенные правила поведения, которые исключают его индивидуализацию по отношению к отдельному субъекту; быть изданным компетентным органом (в основном органами государственной власти); иметь четкое соответствие материальной и процессуальной стороны функционирования налогового механизма.

Таким образом, источниками налогового права является форма выражения правотворческой деятельности государства по поводу принятия компетентными государственными органами нормативных актов, устанавливающих нормы налогового права.

Источники налогового права могут быть разделены по нескольким принципам:

I. На основании властно-территориального признака (в основном это касается видов нормативных актов):

1. Общегосударственные нормативные акты.

2. Республиканские (Автономная Республика Крым).

3. Местные нормативные акты.

П. По характеру правовых норм:

1. Нормативные — акты, содержащие правовые нормы общего характера, принятые компетентными органами в установленном порядке.

2. Ненормативные — акты, не содержащие правовых норм общего характера.

III. По особенностям правового регулирования и характера установления:

1. Обычай, санкционированный компетентными органами в установленном порядке. Чаще всего речь идет об обычае, к которому делается отсылка в законе. Обычаем, как правило, регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, рамки компетенции государственных органов в сфере налогообложения.

2. Прецедент получил широкое распространение в государствах англосаксонской системы, особенно при наличии пробела в законодательстве. Специфика в данном случае состоит в том, что правоприменительный орган фактически выступает в качестве нормотворческой структуры. Многие процессуальные нормы родились в ходе судебных слушаний по налоговым делам. Так, рассмотрение по налоговым правонарушениям в американском суде усложнялось ссылками на пятую поправку Конституции США, которая предоставляла право отказаться от дачи показаний, так как это могло привести к «самообвинению». Верховный Суд США, наделенный полномочиями конституционного контроля, отказал подозреваемым в возможности использовать пятую поправку к Конституции в случае рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Подобные ситуации приводят и к необходимости систематизации самых важных судебных решений. В США судебное нормотворчество осуществляют Верховный Суд, апелляционные суды, претензионный суд, федеральные окружные суды и налоговый суд США.


3. Международные договора (конвенции, соглашения) важное значение приобретают при урегулировании двойного налогообложения, других вопросов налогообложения. Применение данного источника налогового права не всегда однозначно. Международные договора наделены различной юридической силой. Если в Украине они имеют преимущество над законами, принятыми Верховной Радой, то в США их действие равнозначно законам, и включаются международные договора в систему законодательства наравне с законами США. Это порождает проблемы как обеспечения правового регулирования этих норм, так и системы гарантий такого обеспечения

4. Правовая доктрина характерна для мусульманских стран, где, являясь одним из важных источников шариата, восполняет -пробелы законодательства в соответствии с предписаниями мусульманской доктрины.

5. Нормативный правовой акт — самый важный, а иногда единственный источник налогового права. В некоторых случаях другие источники рассматриваются как производные от нормативного акта.

2.3. Налоговое законодательство, выступая формой реализации налогового права, содержит достаточно широкий круг нормативных актов, регулирующих налогообложение. Основу налогового законодательства должны составлять только законы и наиболее важные подзаконные акты (в большинстве случаев — приравненные к законам. Таковыми были Декреты Кабинета Министров Украины в конце 1992 — начале 1993 года). Иными словами, это нормативные акты, устанавливающие основные права и обязанности плательщиков, механизм действия отдельного налогового рычага. С. Г Пепеляев считает, что налоговое законодательство включает вообще только законы и решения органов власти, изданные на основе Конституции.

Основой нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, несомненно, являются законы. Тем не менее их использование характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, следует говорить не об отдельных действующих налоговых законах, а о группе взаимосвязанных законов (с четко выраженными отсылочными нормами).

Во-вторых, действие многих специальных налоговых законов невозможно без широкой системы подзаконных актов — инструкций, разъяснений. Например, Декрет Кабинета Министров Украины «О налогообложении доходов предприятий» от 26 декабря 1992 года предусматривал особый подзаконный акт, который регулировал состав затрат, относимых на себестоимость, принятый в сентябре 1993 года. В США, например, Закон о повышенной влажности территорий предусмотрел пересмотр условий применения поземельного налога в приливно-отливных зонах, водно-болотных угодьях. Тем не менее до принятия Управлением налогообложения соответствующих инструкций налоговые инспектора не могли полностью использовать механизм данного нормативного акта.


Анализируя эту проблему, необходимо обратить внимание на решение Конституционного Суда Украины №12-рп198 от 9 июля 1998 года по толкованию термина «законодательство». Конституция Украины значительно расширила круг вопросов общественной жизни, которые определяются или устанавливаются исключительно законами Украины как актами высшей после Конституции Украины юридической силы в системе нормативно-правовых актов. В соответствии со ст. 92 Конституции Украины законами Украины должны регламентироваться наиболее важные общественные и государственные институты (права, свободы и обязанности человека и гражданина; выборы, референдум; организация и деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и т.п.).

Вместе с тем особенностью правового регулирования является то, что отношения регламентируются широкой системой нормативных актов, принятых органами различных уровней. Наиболее социально важная часть отношений определяется только законом, остальные — законами, постановлениями Верховной Рады Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, актами центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Термин «законодательство» довольно широко используется в правовой системе в основном в значении совокупности законов и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют ту или иную сферу общественных отношений и являются источниками определенных отраслей права. Этот термин без определения его содержания использует и Конституция Украины (статьи 9, 19, 118, п. 12 Переходных положений). В законах в зависимости от важности и специфики регулируемых общественных отношений этот термин употребляется в различных значениях: в одних имеются в виду лишь законы; в других, прежде всего кодифицированных, в понятие «законодательство» включаются как законы и другие акты Верховной Рады Украины, так и акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в некоторых случаях — также и нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти.

Частью национального законодательства в соответствии со ст. 9 Конституции Украины являются также действующие международные договора, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Таким образом, термином «законодательство» охватываются законы Украины; действующие международные договора Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; постановления Верховной Рады Украины; указы Президента Украины; декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в рамках их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины.

В связи с этим необходимо сделать одно замечание. Важность подзаконных нормативных актов в форме инструкций, разъяснений и т.д. дает возможность некоторым авторам выделять их в качестве самостоятельных источников налогового права. Думается, что это чрезмерное преувеличение их роли и значения. Такие подзаконные акты являются дополнением, разъяснением законов и могут рассматриваться только как инструмент, обеспечивающий функционирование общих и специальных законов.