ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1565
Скачиваний: 1
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.
Льготное налогообложение остро ставит проблему заявительного характера налоговых льгот, который сводится к следующему: обязан ли налогоплательщик заявлять о намерении использовать (или отказаться от использования) налоговую льготу, в какой форме должно быть это заявление и в какие срокї предоставлено в налоговые органы. Налоговые органы настаивают на исключительно заявительном характере предоставления налоговых льгот. Однако, видимо, более обоснованно под отказом понимать активные действия налогоплательщика — путем подачи соответствующего заявления. При этом не учет льготы при составлена налоговой отчетности не должен означать отказ от использования налоговой льготы в соответствующем налоговом периоде Считаться отказавшимся от использования льготы или приостановившим ее использование налогоплательщик может только в том случае, если он подал в налоговый орган соответствующее заявление. При этом очень важным является следующее уточнение: правомерно отказавшийся от применения льготы налогоплательщик не вправе требовать возврата из бюджета уплаченной суммы налога или ее части.
3.2.Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.
Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.
Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам. В современных условиях, при становлении налоговых систем и быстро меняющейся хозяйственной и политической ситуации эта группа отличается большим количеством льгот и постоянным их изменением. Видимо, закон о налоговой системе должен прежде всего включать первую группу льгот, лишь касаясь второй, которая будет детализироваться при регулировании конкретного налогового платежа.
Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.
Чаще всего налоговая льгота определяется путем:
1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;
2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;
3) установления пониженной ставки налогообложения.
3.3 1. Отчисление (изъятие) — вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.
Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:
а) по видам плательщиков:
полные - предоставляются всем плательщикам;
частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;
б) по срокам:
постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;
временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);
чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;
в) по элементам объекта:
имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;
прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.
2. Скидка — вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.
Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):
а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;
б) не лимитированные — скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика .
Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.
3. Налоговый кредит — вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.
Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:
1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.
2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.
Представляет интерес термин «налоговая помощь», который вводится румынским налоговым законодательством. Юридические лица имеют право на отчисление из их налога на доход в пользу государства суммы, равной налоговой помощи, которая выплачивается из-за границы, на основании документов иностранных финансовых организаций, подтверждающих платеж. Эта сумма не может превышать налог на доход, который рассчитан согласно румынскому законодательству для доходов из всех источников с учетом связанных с этим затрат'.
3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.
Некоторая терминологическая неопределенность подобных форм порождает много неточностей при применении налогового законодательства. Так, льготами по уплате НДС при импорте товаров пользуются предприятия, объединения и организации, расположенные в зонах гарантированного добровольного отселения и усиленного радиологического контроля. Возникает вопрос: что означает «расположенные»? В данной ситуации предприятие может быть зарегистрировано в одном месте, а осуществлять деятельность в другом. Возникает основание для конфликтной ситуации между плательщиком и налоговой инспекцией. Конечно, налоговые органы исходят из необходимости регистрации предприятия по месту основной деятельности, однако это не всегда реализуется.
4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.
5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.
6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.
1. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).
В качества своеобразной льготы можно рассматривать и некоторые особенности уплаты налога, формы перерасчета, хотя это уже частный вопрос, который должен регулироваться на уровне инструкций. Много проблем было связано с фискальным характером авансовых платежей, однако подобный механизм уплаты может обеспечить и ряд удобств для плательщика.
В некоторых странах плательщику предоставляется возможность налоговой оптации — выбора способа уплаты налога на свое усмотрение. Так, в Японии получатель доходов от операций с ценными бумагами сам решает, что ему выгодно: уплатить 20% с дохода от всех операций с ценными бумагами или 1 % с сумм продажи ценных бумаг, которая зарегистрирована на фондовой бирже.
3.4 Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель — ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим. Такие территории могут существовать на двух уровнях:
1) низший уровень — территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;
2) высший уровень — территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством. При этом подобные территории делятся на два подвида:
а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);
б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).
Налоговое законодательство Украины не имеет четкого понятия «оффшорной зоны», и чаще всего термин «оффшор» применяется по отношению к компаниям, их подразделениям. Оффшорные компании отличаются упрощенной процедурой регистрации, низкой ставкой корпоративного налога или вообще его отсутствием; минимальным объемом и упрощенной процедурой ежегодной отчетности. При выполнении некоторых требований налог на прибыль или совсем не уплачивается, или уплачивается в чисто символическом размере.
Четкого и однозначного понятия оффшорного подразделения, закрепленного в каком-либо нормативном акте, не существует. Для его определения необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, это учреждение представляет собой организацию, которая является юридическим лицом и действует с целью получения прибыли. При определении понятия «оффшорное подразделение» необходимо подчеркнуть, что все положения затрагивают подразделения, которые имеют статус юридического лица (организация, объединение, филиал, представительство), а не внутреннего его подразделения, которое не имеет расчетного счета и баланса. Оффшорное подразделение предусматривает деятельность на специфической территории. Этот термин означает учреждения (иностранные и национальные), которые осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. В этой ситуации внутренний рынок ссудного капитала изолируется от внешнего путем обособления счетов резидентов от счетов нерезидентов, предоставления последним налоговых льгот, освобождения от налогового контроля. Учреждения, которые действуют в оффшорных зонах и пользуются территорией страны пребывания для операций за ее пределами.
С помощью оффшорных компаний обычно достигаются две взаимосвязанных цели: во-первых, защита от чрезмерного налогообложения; во-вторых, получение статуса наибольшего благоприятствования для инвестирования. Практика создания оффшорных компаний предусматривает ситуацию, когда собственник, проживающий в стране с высоким уровнем налогообложения, может зарегистрировать свое предприятие в другой стране, где уровень налогов значительно ниже.
Например, согласно кипрским законам собственником компании может выступать только нерезидент, который не ведет на территории острова коммерческой деятельности. При этом подобные компании получают ряд льгот, среди которых и символический налог на доход 4,25%'.
Оффшорные компании, зарегистрированные на Кипре, пользуются льготным налогообложением, беспошлинным приобретением товаров, они не должны получать разрешение Центрального банка Кипра на осуществление банковских операций с переводом валюты за границу. Если контроль за деятельность данных компаний осуществляется за границей, то их отделы и филиалы полностью освобождаются от уплаты налогов на доход. Иностранные работники компаний, которые живут и работают на Кипре, платят подоходный налог в размере 50 % от налога, установленного для киприотов.
Таким образом, одной из главных причин появления оффшорных компаний является разница в уровне налогообложения.
Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц — снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.