Файл: Финансовое право-2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 834

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В юридической литературе подробно обосновывается различие между этими формами.

Во-первых, государственный кредит имеет добровольный и договорной характер, налоги — обязательный и императивный; во-вторых, налоги уменьшают денежные средства плательщика, государственный кредит не уменьшает (даже предполагает их увеличение — за счет выплаты процента); в-третьих, полученные налоговые платежи не порождают никаких обязанностей государства, получение же средств от государственного кредитования — предполагает возврат денежных средств с выплатой процентов; в-четвертых, налоговые поступления направляются в бюджет, без детализации цели, тогда как средства, полученные за счет государственного кредитования, — исключительно на минимизацию дефицита бюджета.

Таким образом, государственный кредит представляет собой урегулированные нормами права отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях платности, срочности, возмездности и возвратности в целях уменьшения дефицита бюджета.

Содержание государственного кредита раскрывается в его специфических чертах:

а) носит добровольный и договорной характер;

б) заемщиком выступает государство, кредиторами — юридические и физические лица;

в) средством обеспечения государственных займов является все государственное имущество;

г) имеет возвратный, платный, срочный характер;

д) средства, вырученные за счет государственного кредита, направляются на минимизацию бюджетного дефицита;

е) применяется путем размещения государственных ценных бумаг.

Финансово-правовые отношения в области государственного кредита характеризуются следующими чертами:

1) привлекаемые государством временно свободные денежные средства юридических лиц идут на определенную цель — уменьшение бюджетного дефицита;

2) заключению соглашения о государственном займе предшествует принятие закона о Государственном бюджете на текущий год, которым детализируются размеры и иные условия займа;

3) государство выступает в денежных отношениях в роли заемщика и гаранта долга;

4) государство в одностороннем порядке определяет условие займа.


    1. Правовые основы государственного кредита.

Использование государством механизма государственного долга обеспечивает

регулирующие процессы в экономике, воздействует на весь процесс воспроизводства. Однозначно оценить воздействие государственного долга на создание, распределение и движение в целом совокупного общественного продукта, его частей сложно, эти процессы довольно противоречивы. С одной стороны, несколько ослабляется напряжение при исполнении или планировании бюджета, уменьшается его дефицит за счет привлечения временно свободных денежных средств путем размещения государственных ценных бумаг, обеспечивается непрерывность финансирования государственных задач. С другой стороны, денежные средства, предоставленные государству в долг, могут обесцениться за счет большего процента инфляции, чем процент, гарантируемый по государственным ценным бумагам, и кредиторы потеряют реальные деньги, несмотря на ту же вернувшуюся (или даже возросшую) абсолютную сумму.


Понятие государственного долга (долга Автономной Республики Крым или долга местного самоуправления) закреплено ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, под которым понимается общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), состоящая из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), включая долговые обязательства (Автономной Республики Крым или городских советов), которые вступают в силу в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора1. Анализируя содержание государственного долга, необходимо иметь в виду, что речь идет, во-первых, об определенных суммах денежных обязательств государства на определенную дату; во-вторых, все непогашенные долговые обязательства государства включают как основную сумму долга, так и проценты по ним; в-третьих, государственный долг включает обязательства государства по отношению к юридическим и физическим лицам (внутренний государственный долг)

Отношения государственного внутреннего долга регулируются Законом Украины «О государственном внутреннем долге Украины» от 1 сентября 1992 года. В широком смысле государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности, охватывает различные формы кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Законодательство более лаконично в определении внутреннего государственного долга: «Государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности »J.

Заемные средства могут аккумулироваться государством, в основном, двумя способами:

а) размещением долговых ценных государственных

бумаг;

б) получением кредитов (у иностранных государств, специализированных финансово-кредитных институтов, иных субъектов и т.д.).

Формы государственного долга. Государственный долг можно классифицировать по нескольким основаниям:

1. В зависимости от характера, статуса кредиторов:

а) внешний;

б) внутренний.

2. В зависимости от заемщика:

а) государственный;

б) местный.

3. В зависимости от вида выплат:

а) капитальный;

б) текущий.

Основной формой государственной задолженности являются государственные ценные бумаги. Именно этот институт регулирует кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. О природе подобных отношений речь шла в главе «Правовые основы государственного кредита», поэтому возвращаться к этому не имеет смысла.


Рынок государственных ценных бумаг является органичной частью финансовой системы. Эмиссия государственных ценных бумаг более удобна и эффективна по сравнению с заимствованием денежных ресурсов Национальным банком, позволяет оперативно осуществлять действия по управлению государственным долгом. Государство, привлекая дополнительные ресурсы, укрепляет вторичный рынок ценных бумаг, что и обеспечивает удовлетворение потребности в дополнительных денежных средствах преимущественно через эмиссию ценных бумаг.

Государственные внутренние займы могут оформляться различными видами ценных бумаг: облигациями государственного внутреннего займа, государственными краткосрочными бескупонными облигациями, казначейскими векселями, казначейскими обязательствами, государственными долговыми товарными обязательствами и т.д. В Украине используются далеко не все формы этих ценных бумаг. Условия, порядок выпуска государственных ценных бумаг регулируются Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года.


Список литературы.

1. Конституция (Основной Закон) Украины. К., 1996.

2. Бюджетный кодекс Украины К. — 2002.

3. Закон України "Про цінні папери та фондову біржу" // ВВР України. — 1991. —№38.

4. Закон України "Про аудиторську діяльність" // ВВР України. — 1993. —

№23.

5. Закон України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" // ВВР України. — 1994. —№11.

6. Закон України "Про державну податкову службу в Україні" // ВВР України. — 1994.—№ 15.

7. Закон України "Про Рахункову палату Верховної Ради України" // Голос України. — 1996. — № 196.

8. Закон України "Про державне регулювання ринку цінних паперів" // Голос України. — 1996.— №221.

9. Закон України "Про режим іноземного інвестування" // Уряд, кур'єр.

1996. —№77-78.

10. Закон України "Про страхування" // ВВР України. — 1996. — № 18.

11.Закон України "Про систему оподаткування" // Голос України.

1997. —№52.

12. Закон України "Про оподаткування прибутку підприємств" // Уряд, кур'єр.— 1997. —№105-106.

ІЗ.Закон України "Про місцеве самоврядування в Україні" // Уряд, кур'єр. — 1997. — № 107-108.

14.Закон України "Про Національний банк України на 2000 рік" // Уряд, кур'єр. — 1999. — № 120-121.

15. Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування у зв'язку з тимчасовою втратою працездатності та втратами, зумовленими народженням та похованням"// Закон і бізнес. — 2001. — № 8.16. Закон України "Про банки та банківську діяльність" // ВВР України. — 2001.-—№5-6.

17. Закон України "Про платіжні системи та переказ грошей в Україні" // Закон і бізнес. — 2001. — № 21.

18. Закон України "Про обіг векселів в Україні"//Дебет і кредит. — 2001. _ №20.

19. Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття" // Уряд, кур'єр. — 2002. — № 72.

20. Закон України "Про державний бюджет України на 2003 рік" // Закон і бізнес. — 2003. — № 2.

21. Інструкція про міжбанківські розрахунки в Україні: Постанова Правління НБУ від 27.12.99 № 621 // Закон і бізнес. — 2000. — 10.

22. Інструкція про безготівкові розрахунки в Україні в національній валюті // Дебет і кредит — 2001. — №21.

ІЗ.ПоложеІшя про валютний контроль: Постанова Правління НБУ від 08.02.2000 № 49 // Дебет і кредит. — 2000. — 17.

24. Положення про порядок проведення перевірок дотримання антимонопольного законодавства: Розпорядження Антимонопольного комітету України від 29.11.99 // Дебет і кредит. — 2000. — № 21.

25. Положення про Головне контрольно-ревізійне управління України: Указ Президента України від 28.11.2000 № 1265/2000 // Президентський вісник. — 2000. — № 24.

26. Положення про Державну податкову адміністрацію України: Указ Президента України від 13.07.2000 № 886/2000 // Дебет і кредит. — 2000. — №31.

27. Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні//Закон і бізнес. — 2001. —№14.

28. Порядок проведення пільгового продажу акцій відкритих акціонерних товариств: Наказ Фонду державного майна України від 03.07.2000 № 1368 // Закон і бізнес. — 2000. — № 36.


29. Про систему валютного регулювання і валютного контролю: Декрет KM України // Уряд, кур'єр. — 1993. — 6 берез.

30. Про кредитування і Положення НБУ України: Постанова Правління НБУ від 28.09.95 № 246.

31. Яро порядок проведення перевірок, ревізій Рахунковою палатою: Інструкція Колегії Рахункової палати України від 03.12.99 // Закон і бізнес. — 2000. — № 5.

32.Аржевітіп С. Інвестіційні можливості банківської системи // Економ, часопис. —2001.—№ 11-12.

33. Банковско-финансово-правовой словарь-справочник / Авт.-сост. Л. К. Воронова. — К.: А. С. К., 1998.

34. Безгубенко Л. М. Фінансова наука і практика періоду трансформацій // Фінанси України. — 2000. — № 4.

35. Бескид Й. М. Теоретичні підвалини дослідження суті державного бюджету України // Фінанси України. — 1998. — № 1.

36. Бугулов В. М., Бугулова Т. В. Національний банк та його операції: Конспект лекцій. — К.: МАУП, 1997.

37'. Буковинський С. А. Концептуальні засади управління бюджетними коштами в Україні // Фінанси України. — 2001. — № 5.

38. Бюджет і фінансова політика України / А. О. Єпіфанов, І. В. Сало, 1.1. Дякова. К.: Наук, думка, 1997.

39.Васшик О. Д. Державні фінанси України: Навч. посіб. К.: Вища шк., 1997.

40. Вдовиченко М. І. Про ефективність податкової системи в Україні // Фінанси України. — 1999. — 3.

41. Версаль Н.І., Олексіснко С.М. Кредитні ризики як важлива складова ризиків банківської діяльності // Фінанси України. — 2002. — №8.

42.Воронкова О. М. Трансформація системи оподаткування в Україні // Фінанси України. — 2000. — № 1.

43.Гега П. Т. Правовий режим оподаткування в Україні. К.: Юрінком, 1997.

44. Гецько В. В. Місцеві фінанси: суть, структура і принципи формування ресурсів // Фінанси України. — 1999. — № 5.

45.Гикиш Л. В. Финансы: Учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 1998.

46. Голубцова О. А. Сучасний стан банківської системи України та напрямки її реформування у контексті інтеграції до Європейського Союзу // Актуальні проблеми економіки. — 2002. — №6.47. Гордіснко О. Небанківський фінансово-кредитний сектор: формування і законодавче регулювання // Закон і бізнес. — 2001. — № 20.

ЛВ.ДароІи Н. Складові елементи системи внутрішнього контролю // Вісн. Терноп. акад. нар. госп-ва. — 1996. — № 6.

49.ЄФІІМЄІІКО К. О. Розвиток законодавчої і нормативної бази страхування та облік його операцій // Фінанси України. — 1998. — № 4.

50. Загородиш А. Г., Возпюк Г. Л., Смоетенко Т. С. Фінансовий словник. К.: Знання, 2000.

51. Задоя А. О., Ткаченко І. П. Структура та функції сучасного фінансового ринку // Фінанси України. — 1999. — № 5.

52. Калина А. В., Кощеев А. А. Работа современного коммерческого банка: Учеб.-метод. пособие. — К.: МАУП, 1997.

53. Киуп О. Б. Концептуальні засади формування механізму міжбюджетних відносин в Україні // Фінанси України. — 2001. — № 6.

54. Ковилюк О. М. Використання фінансових методів у економіці // Фінанси України. — 1999. — № 2.

55. КршшцкшІ И., Кучерявеико Н. Налоговое право. К., 1995.