Файл: Финансовое право-2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 858

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционные нормы, как основной источник финансового права, условно можно объединить в две группы: нормы непосредственного действия, регулирующие финансовые отношения, и нормы, которые являются базой разветвленного финансового законодательства.

В финансовом праве нормативно-правовые акты подразделяются на постоянно (длительно) действующие (таких большинство) и периодические, принимаемые на один годичный (бюджетный) период.

Среди законов Украины источниками финансового права являются ежегодные законы Украины «О Государственном бюджете Украины», принятый 21 июня 2001 года Бюджетный кодекс Украины, разветвленное налоговое законодательство1.

Значительное место среди источников финансового права занимают указы Президента по финансовым вопросам. Например, Указ Президента Украины «Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращении правонарушений в бюджетной сфере» от 25.12.2001 № 1251/2001, Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности контроля за использованием бюджетных средств» от19.09.2000 г. № 1074/2000, Указ Президента Украины «О Государственном казначействе Украины» от 27.04.95 г. № 335/95 и т.п.

Источниками финансового права являются постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины по финансовым вопросам.

Самостоятельную группу источников финансового права образуют решения органов местного самоуправления по финансовым вопросам. Их особенностью является территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся местных бюджетов, установления местных налогов и сборов (ст.ст. 142 и 143 Конституции Украины). Решения органов местного самоуправления обязательны для расположенных на их территории предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.








Тема 2: ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

План.


2.1. Понятие финансов. Финансовая система государства.

2.2. Финансовая деятельность государства: содержание, принципы, методы.


2.1. Понятие финансов. Финансовая система государства.

Понимание сущности и назначения финансов, особенностей их функционирования связано с природой и функциями государства, осуществлением расширенного воспроизводства, существованием товарно-денежных отношений.

С их помощью происходит распределение результата воспроизводства — совокупного общественного продукта, перераспределение и доведение его составных частей до конечного потребителя. За счет финансовых ресурсов организуется стимулирование, развитие производства, поддержание объективных и рациональных пропорций развития общественного производства, государства в целом.

Термин «финансы» от фр. finance- обязательная уплата денежных средств или денежный платеж.

С ХVII ст. этот термин становится международным и применяется для определения отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Финансы – это система экономических отношений, с помощью которых накапливаются и распределяются государственные средства

Государственные финансы - это система денежных отношений, которая возникает вместе с появлением государства и неразрывно связана с его существованием и функционированием.

Государственные финансы классифицируются на :

  • централизованные ( поступают в распоряжение государства, как субъекта власти)

  • децентрализованные ( создаются во всех отраслях народного хозяйства)

Существование финансов объективно связано с необходимостью изъятия, формирования и распределения государством части совокупного общественного продукта. Этим определяется и назначение финансов — распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в денежной форме. Именно этим характеризуются признаки финансов, их место и роль, особенности проявления, формы закрепления и регулирования государством.




Состав и структура государственных финансов




Особенности финансов определяются несколькими положениями:

1. Финансы тесно связаны с природой и функциями государства, определяются специфическими его формами и задачами государственного развития на конкретном этапе.

2. Финансы представляют специфические, однородные отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

3. Финансы неразрывно связаны с существованием товарно-денежных отношений.

4. Финансы связаны с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта.

Финансы как правовая категория могут использоваться в двух аспектах:

  • широкий (межотраслевой);

  • узкий (финансово-правовой).


В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т.д. — это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, иными отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение.

Финансовые отношения, будучи преимущественно денежными отношениями не адекватны им, ведь за пределами их остаются отношения, регулирующие уплату штрафов (административное право), отношения купли-продажи (гражданское право), отношения по выплате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с движением денег, но не являющиеся финансовыми.

Финансовые отношения связаны не только с деньгами. В определенной мере сюда вовлечена группа и натуральных отношений. Естественно, они неразрывно связаны или производны от денежных, но не адекватны им.

Например, действующее законодательство закрепляет возможность уплаты налога в натуральной форме (фиксированный налог с сельскохозяйственных производителей), хотя по своей природе налог — это денежные поступления.

Финансовые отношения охватывают и отношения по обеспечению обязанности по уплате налога (реализация имущества налогоплательщика). Естественно, что эти отношения либо опосредуют денежные, либо связаны с определенными трудностями, носят временный характер. Однако и это подчеркивает неадекватность финансов и денег. Объективная необходимость финансов обуславливается существованием государства, наличием товарно-денежных отношений.

Денежные же фонды образуют материальное содержание финансов, но не их сущность.


Различия между государственными и частными финансами






Отличительные черты денег и финансов

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между субъектами (предприятиями, предприятиями и вышестоящими организациями, государством

Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих финансовых институтов составляет финансовую систему государства.

Финансовые институты – совокупность взаимосвязанных, однородных экономических отношений.

Финансовый механизм – это совокупность форм и методов создания и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения нужд государственных структур, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовый кризисглубокий разлад финансовой системы государства, спричинений экономическими и политическими явлениями.

Финансовую систему часто характеризуют в двух аспектах:

а) как совокупность финансовых институтов, опосредующих формирование и использование денежных фондов;

б) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Второй аспект будет затрагиваться при анализе компетенции органов финансовой деятельности, органов финансового контроля, содержание же финансовой системы раскрывается через систему финансовых институтов.

Финансовая система включает следующие звенья:

  • Государственные финансы

  • Кредитование

  • Страхование

  • Финансы предприятий, учреждений и организаций

  • Внебюджетные фонды

Органы управления государственными финансами Украины

  • Верховная Рада Украины

  • Президент Украины

  • Кабинет Министров Украины

  • Верховная Рада Украины и Рада Министров Автономной Республики Крым

  • Органы местного самоуправления




Система финансовых органов Украины




2.2. Финансовая деятельность государства: содержание, принципы, методы.

Объективная необходимость финансов (существование товарно-денежных отношений; распределение совокупного общественного продукта; контроль за хозяйственной деятельностью) делает абсолютно необходимой деятельность по их управлению.

Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях обеспечения осуществления функций государства, задач социально-экономического характера, управления, обороноспособности, деятельности государственных органов.



Содержание финансовой деятельности является, в конечном итоге, проявлением всех функций государства, поскольку реализация любой государственной функции требует адекватного финансового обеспечения.

В зависимости от содержания и характера функций финансовая деятельность осуществляется:

а) как реализация государственной власти;

б) как исполнительно-распорядительная деятельность, реализующая государственное управление.


Финансовая деятельность, выступая необходимой составной частью механизма социального управления, обеспечивает направление финансовых ресурсов в соответствующие отрасли экономики, управления, социальную сферу.

При этом финансовой деятельности характерны определенные особенности:

1) в отличие от однородных сфер государственной деятельности, она имеет межотраслевой, всеобщий характер, поскольку обеспечение финансовыми ресурсами направлено на все отрасли и сферы государственного управления, область контроля;

2) финансовая деятельность реализуется как государственными органами, так и органами местного самоуправления (в некоторых случаях она реализуется через совместную деятельность этих органов);

3) финансовая деятельность сочетает как непосредственное управление с использованием императивных методов (в отношении государственных предприятий и т.д.), так и косвенное, рекомендательное управление (в отношении денежных ресурсов негосударственных юридических лиц, физических лиц);

4) финансовая деятельность осуществляется через деятельность как представительных, так и исполнительных органов власти.

Объектом финансовой деятельности являются отношения, регулирующие движение государственных денежных фондов на всех стадиях их оборота (формирования, распределения, использования). В узком смысле слова речь идет о движении денег, образующих государственные фонды.

Субъектный состав отношений, регулирующих финансовую деятельность, довольно традиционен и определенный (государство, территориальные громады, юридические и физические лица). Однако, хотелось бы подчеркнуть особенность роли государства. Его роль и место характеризуются в этих условиях определенной двойственностью:

с одной стороны, государство выступает в качестве хозяйствующего субъекта, сочетающего статус собственника денежных средств и организатора хозяйственной деятельности;

— с другой стороны, государство выступает носителем власти, что реализуется и в области финансовой деятельности.

Принципы финансовой деятельности государства:

  • публичный характер;

  • распределение функций между представительскими и исполнительными органами власти;

  • приоритет представительских органов власти перед исполнительными;

  • финансирование безопасности государства;

  • единство финансовой деятельности и денежной системы государства;

  • межотраслевой характер;

  • самостоятельность;

  • социальная направленность;

  • плановость;

  • гласность.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов:

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности, их выполнение, гарантии, обеспечивающие это выполнение. Реализуется оно прежде всего через формы налоговых платежей, иных безусловных и обязательных сборов. Императивно определяются и гарантируются вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и т.д.( налоги, сборы, штрафы, страхование);