ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 854
Скачиваний: 2
б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диспозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и т.д.).
2. Методы распределения денежных ресурсов:
а) метод финансирования представляет целевую, плановую, безвозмездную и безвозвратную передачу государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;
б) метод кредитования означает целевую, возмездную, срочную и возвратную передачу денежных средств, осуществляемую на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя банковское кредитование лишь частично относится к сфере публичного регулирования.
Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов субъектов и т.д.
3. Методы использования денежных ресурсов в большей степени связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:
а) в зависимости от направленности расходования:
— пообъектный — предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и т.д.);
— посубъектный — выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств — отдельным лицам, категориям лиц либо регионам);
б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:
— безналичные денежные перечисления, расчеты;
— наличные денежные средства.
Тема 3: БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
План.
3.1. Понятие и значение бюджета для функционирования государства и местного самоуправления.
3.2. Бюджетная система Украины и правовое регулирование структуры бюджетов.
3.3. Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления.
3.1. Понятие и значение бюджета для функционирования государства и местного самоуправления.
Внесение платежей в бюджет и получение денежных средств из него для покрытия расходов государства — это общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. Все это касается бюджета как экономической категории.
Теперь есть легальное определение бюджета в систематизированном законодательном акте Украины — Бюджетном кодексе: «Бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода».
Юристы же считают, что бюджет можно рассматривать как экономическую и правовую категорию.
В правовом назначении бюджета заключается и одна из важнейших гарантий закономерности и необходимости управления в стране, поскольку принятие и выполнение любого управленческого решения требует затраты денежных средств.
Правовое значение бюджет имеет только в странах, где парламент принимает бюджет в форме закона, в чем проявляется волеизъявление представительного органа власти.
Бюджет в большинстве стран принимается на один год.
Законодательство каждого государства устанавливает не только длительность бюджетного периода, но и срок, к которому закон о бюджете должен быть принят.
Так, ст. 44 Бюджетного кодекса Украины установила, что закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят до 1 декабря года, предшествующего плановому. Верховная Рада Украины не должна задерживать материалы по бюджету, установив срок, в течение которого проект закона о Государственном бюджете считается находящимся в Верховной Раде Украины (см. ст. 45 Бюджетного кодекса).
Статья 96 Конституции Украины предусматривает возможность в особых обстоятельствах утверждение бюджета на другой период, а статья 3 Бюджетного кодекса устанавливает обстоятельства, когда бюджетный период для государственного бюджета может быть иным, чем с 1 января по 31 декабря: если будет введено военное положение; объявлено чрезвычайное положение в Украине либо в отдельных ее местностях; отдельные местности объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации, необходимо ликвидировать природные или техногенные катастрофы.
Бюджет — центральное звено финансовой системы государства, а финансы, как мы уже знаем — это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, необходимые для выполнения задач и функций государства или органа местного самоуправления. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области бюджета и составляющих бюджетное право, является центральным разделом финансового права.
Предметом бюджетного права являются: отношения Украины и органов местного самоуправления в лице Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и соответствующих местных представительных и исполнительных органов. Отношения, регулируемые бюджетным правом, возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение государства и органов местного самоуправления на каждой территории.
Бюджетные правоотношения — вид финансовых правоотношений. Как виду финансовых правоотношений, бюджетным присущи те особенности, о которых шла речь выше (возникновение из финансовой деятельности и денежный характер; одна сторона отношений наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, какое бы место в системе органов государства она ни занимала; возникновение, изменение и прекращение их всегда связано с нормативно-правовыми актами). Однако, бюджетные отношения возникают из отдельного вида финансовой деятельности, поэтому они имеют свои специфические особенности.
Во-первых, как и все виды финансовых, бюджетные правоотношения возникают, изменяются и. прекращаются на основе законов (ст. 92 Конституции Украины).
Статья 96 Конституции Украины установила, что Государственный бюджет Украины утверждается на период с 1 января по 31 декабря, т.е. закон о Государственном бюджете принимается на годичный (бюджетный период), следовательно, все отношения, возникающие на основе закона о Государственном бюджете, действуют один период — с 1 января по 31 декабря. Это позволяет сделать вывод, что бюджетные правоотношения имеют периодический характер.
С началом нового бюджетного периода и действием нового закона о Государственном бюджете или решения местного совета о местном бюджете возникают новые бюджетные правоотношения. Если в этих актах о соответствующих бюджетах речь идет о тех же субъектах правоотношений, которые принимали участие в них в прошлом бюджетном периоде, то с началом нового бюджетного периода отношения возобновляются и длятся до окончания года.
Второй особенностью бюджетных правоотношений является то, что в них принимает участие более узкий круг субъектов, чем в других видах финансовых отношений.
Субъектами бюджетного права являются юридические лица, принимающие участие в распределении доходов и расходов между разными видами бюджетов, либо получающие из государственного или местного бюджета денежные средства в различных формах (финансирование, дотацию, субвенцию и т.п.), либо участвующие в стадиях (одной стадии) бюджетного процесса.
Таким образом, не бывают субъектами бюджетных правоотношений юридические лица — предприятия и организации негосударственной и немуниципальной формы собственности. Их взаимоотношения с бюджетом опосредуются через налоговые или кредитные отношения. Не могут быть субъектами бюджетных правоотношений и отдельные граждане. Их взаимоотношения с бюджетом также опосредуются через налоговые, трудовые и другие виды правоотношений.
Основным систематизированным актом среди названных источников является Бюджетный кодекс, который состоит из шести разделов и введен в действие с 1 января 2002 года.
Раздел первый — Общие положения. В этом разделе определяются отношения, регулируемые этим кодексом, разъясняются основные термины, даются понятие бюджетного периода, перечень источников бюджетного законодательства, принципы построения бюджетной системы, дано понятие бюджетной классификации. В нем содержится понятие бюджетного процесса по государственному и местным бюджетам. Определены главные распорядители бюджетных средств, их полномочия. Определен порядок формирования резервного фонда для разных видов бюджетов, порядок проведения финансового контроля и аудита, обнародования бюджетных материалов.
Раздел второй. Государственный бюджет Украины. В данном разделе определяется состав доходов и расходов Государственного бюджета. Раскрывается порядок составления прогнозов Государственного бюджета Украины, Основных направлений бюджетной политики, рассмотрения проекта бюджета Верховной Радой в трех чтениях, утверждения Государственного бюджета Украины, освещается роль Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства в разных стадиях бюджетного процесса. Определены основы ведения бухгалтерского учета и заключения бюджета после окончания бюджетного периода.
Раздел третий. Местные бюджеты. В нем определяются доходы и расходы местных бюджетов, закрепленные за местными бюджетами. Раскрываются стадии бюджетного процесса по местным бюджетам.
Раздел четвертый. Межбюджетные отношения. Здесь определяются критерии разграничения видов расходов между бюджетами и указываются расходы, не учитываемые при определении межбюджетных трансфертов. Раскрывается механизм передачи для выполнения собственных полномочий между местными бюджетами и передача права на исполнение делегированных полномочий. Определяются финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, регулируются вопросы межбюджетных трансфертов, дотаций выравнивания местным бюджетам, разных видов субвенций из Государственного бюджета. »
Раздел пятый. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за бюджетные правонарушения.
В нем определяются полномочия по контролю за соблюдением законодательства Верховной Рады Украины, Счетной палаты, Министерства финансов, Государственного казначейства, Государственной контрольно-ревизионной службы, Верховного Совета и Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов местных советов. Даются понятие бюджетного правонарушения, критерии нецелевого использования бюджетных средств, определен порядок принятия решения о наложении взыскания и обжалования его, и закрепляется за Министерством финансов определение формы, порядка и передачи по назначению протокола о бюджетном правонарушении.
Раздел шестой посвящен переходящим положениям. В них определяется срок действия некоторых положений — до 5 лет и дан перечень законов, которые необходимо принять Верховной Раде Украины для того, чтобы бюджетное законодательство соответствовало принятому Бюджетному кодексу Украины.
3.2. Бюджетная система Украины и правовое регулирование структуры бюджетов.
Бюджетная система Украины — это основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и урегулированная правовыми нормами совокупность видов бюджетов, существующих на территории Украины.
Статья 5 Бюджетного кодекса Украины установила, что бюджетная система Украины состоит из государственного и местных бюджетов.
К местным бюджетам относятся: бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах, а также бюджеты местного самоуправления — бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений. Как видим, в основу построения бюджетной системы Украины положено административно-территориальное деление Украины.
Правом на бюджет наделяется орган, который возглавляет территорию — государство, область, район. Этот орган и утверждает соответствующий бюджет, придавая основному финансовому плану правовую форму закона или решения местного органа самоуправления.
Для прогнозирования и анализа экономического и социального развития государства, административно-территориальных образований, расчетов социальных и финансовых нормативов, анализа эффективности бюджетных расходов и оснований выделения помощи бюджетам в Украине составляется сводный (консолидированный) бюджет.
Сводные бюджеты образуются на государственном, областном, районном и городском (с районным делением) уровнях. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины; сводного бюджета Автономной Республики Крым; сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
Бюджетный кодекс предусматривает деление Государственного бюджета на общий и специальный фонды. Такое деление может быть проведено в законе о Государственном бюджете. Источники формирования специального фонда предусматриваются только законодательством Украины.
В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса в общий фонд бюджета включаются: все доходы, кроме тех, которые предназначены для специального фонда; все расходы бюджета осуществляются за счет поступлений в общий фонд бюджета; финансирование проводится в общий фонд.
Специальный фонд включает: бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений; гранты, подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями на конкретную цель; разницу между доходами и расходами специального фонда.
Передача средств между общим и специальным бюджетами разрешается только в пределах утвержденных бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете или решение соответствующего совета.