Файл: Финансовое право-2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 836

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диспозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и т.д.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования представляет целевую, плановую, безвозмездную и безвозвратную передачу государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездную, срочную и возвратную передачу денежных средств, осуществляемую на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя банковское кредитование лишь частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов субъектов и т.д.

3. Методы использования денежных ресурсов в большей степени связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

— пообъектный — предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и т.д.);

— посубъектный — выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств — отдельным лицам, категориям лиц либо регионам);

б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:

— безналичные денежные перечисления, расчеты;

— наличные денежные средства.



Тема 3: БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

План.

3.1. Понятие и значение бюджета для функционирования государства и местного самоуправления.

3.2. Бюджетная система Украины и правовое регулирование структуры бюджетов.

3.3. Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления.



3.1. Понятие и значение бюджета для функционирования государства и местного самоуправления.


Внесение платежей в бюджет и получение денежных средств из него для покрытия расходов государства — это общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. Все это касается бюджета как экономической категории.

Теперь есть легальное определение бюджета в систематизированном законодательном акте Украины — Бюджетном кодексе: «Бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода».

Юристы же считают, что бюджет можно рассматривать как экономическую и правовую категорию.

В правовом назначении бюджета заключается и одна из важнейших гарантий закономерности и необходимости управления в стране, поскольку принятие и выполнение любого управленческого решения требует затраты денежных средств.

Правовое значение бюджет имеет только в странах, где парламент принимает бюджет в форме закона, в чем проявляется волеизъявление представительного органа власти.

Бюджет в большинстве стран принимается на один год.

Законодательство каждого государства устанавливает не только длительность бюджетного периода, но и срок, к которому закон о бюджете должен быть принят.

Так, ст. 44 Бюджетного кодекса Украины установила, что закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят до 1 декабря года, предшествующего плановому. Верховная Рада Украины не должна задерживать материалы по бюджету, установив срок, в течение которого проект закона о Государственном бюджете считается находящимся в Верховной Раде Украины (см. ст. 45 Бюджетного кодекса).

Статья 96 Конституции Украины предусматривает возможность в особых обстоятельствах утверждение бюджета на другой период, а статья 3 Бюджетного кодекса устанавливает обстоятельства, когда бюджетный период для государственного бюджета может быть иным, чем с 1 января по 31 декабря: если будет введено военное положение; объявлено чрезвычайное положение в Украине либо в отдельных ее местностях; отдельные местности объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации, необходимо ликвидировать природные или техногенные катастрофы.

Бюджет — центральное звено финансовой системы государства, а финансы, как мы уже знаем — это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, необходимые для выполнения задач и функций государства или органа местного самоуправления. Поэтому совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области бюджета и составляющих бюджетное право, является центральным разделом финансового права.


Предметом бюджетного права являются: отношения Украины и органов местного самоуправления в лице Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины и соответствующих местных представительных и исполнительных органов. Отношения, регулируемые бюджетным правом, возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение государства и органов местного самоуправления на каждой территории.

Бюджетные правоотношения — вид финансовых правоотношений. Как виду финансовых правоотношений, бюджетным присущи те особенности, о которых шла речь выше (возникновение из финансовой деятельности и денежный характер; одна сторона отношений наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, какое бы место в системе органов государства она ни занимала; возникновение, изменение и прекращение их всегда связано с нормативно-правовыми актами). Однако, бюджетные отношения возникают из отдельного вида финансовой деятельности, поэтому они имеют свои специфические особенности.

Во-первых, как и все виды финансовых, бюджетные правоотношения возникают, изменяются и. прекращаются на основе законов (ст. 92 Конституции Украины).

Статья 96 Конституции Украины установила, что Государственный бюджет Украины утверждается на период с 1 января по 31 декабря, т.е. закон о Государственном бюджете принимается на годичный (бюджетный период), следовательно, все отношения, возникающие на основе закона о Государственном бюджете, действуют один период — с 1 января по 31 декабря. Это позволяет сделать вывод, что бюджетные правоотношения имеют периодический характер.

С началом нового бюджетного периода и действием нового закона о Государственном бюджете или решения местного совета о местном бюджете возникают новые бюджетные правоотношения. Если в этих актах о соответствующих бюджетах речь идет о тех же субъектах правоотношений, которые принимали участие в них в прошлом бюджетном периоде, то с началом нового бюджетного периода отношения возобновляются и длятся до окончания года.

Второй особенностью бюджетных правоотношений является то, что в них принимает участие более узкий круг субъектов, чем в других видах финансовых отношений.

Субъектами бюджетного права являются юридические лица, принимающие участие в распределении доходов и расходов между разными видами бюджетов, либо получающие из государственного или местного бюджета денежные средства в различных формах (финансирование, дотацию, субвенцию и т.п.), либо участвующие в стадиях (одной стадии) бюджетного процесса.

Таким образом, не бывают субъектами бюджетных правоотношений юридические лица — предприятия и организации негосударственной и немуниципальной формы собственности. Их взаимоотношения с бюджетом опосредуются через налоговые или кредитные отношения. Не могут быть субъектами бюджетных правоотношений и отдельные граждане. Их взаимоотношения с бюджетом также опосредуются через налоговые, трудовые и другие виды правоотношений.


Основным систематизированным актом среди названных источников является Бюджетный кодекс, который состоит из шести разделов и введен в действие с 1 января 2002 года.

Раздел первый — Общие положения. В этом разделе определяются отношения, регулируемые этим кодексом, разъясняются основные термины, даются понятие бюджетного периода, перечень источников бюджетного законодательства, принципы построения бюджетной системы, дано понятие бюджетной классификации. В нем содержится понятие бюджетного процесса по государственному и местным бюджетам. Определены главные распорядители бюджетных средств, их полномочия. Определен порядок формирования резервного фонда для разных видов бюджетов, порядок проведения финансового контроля и аудита, обнародования бюджетных материалов.

Раздел второй. Государственный бюджет Украины. В данном разделе определяется состав доходов и расходов Государственного бюджета. Раскрывается порядок составления прогнозов Государственного бюджета Украины, Основных направлений бюджетной политики, рассмотрения проекта бюджета Верховной Радой в трех чтениях, утверждения Государственного бюджета Украины, освещается роль Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства в разных стадиях бюджетного процесса. Определены основы ведения бухгалтерского учета и заключения бюджета после окончания бюджетного периода.

Раздел третий. Местные бюджеты. В нем определяются доходы и расходы местных бюджетов, закрепленные за местными бюджетами. Раскрываются стадии бюджетного процесса по местным бюджетам.

Раздел четвертый. Межбюджетные отношения. Здесь определяются критерии разграничения видов расходов между бюджетами и указываются расходы, не учитываемые при определении межбюджетных трансфертов. Раскрывается механизм передачи для выполнения собственных полномочий между местными бюджетами и передача права на исполнение делегированных полномочий. Определяются финансовые нормативы бюджетной обеспеченности, регулируются вопросы межбюджетных трансфертов, дотаций выравнивания местным бюджетам, разных видов субвенций из Государственного бюджета. »

Раздел пятый. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за бюджетные правонарушения.

В нем определяются полномочия по контролю за соблюдением законодательства Верховной Рады Украины, Счетной палаты, Министерства финансов, Государственного казначейства, Государственной контрольно-ревизионной службы, Верховного Совета и Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и исполнительных органов местных советов. Даются понятие бюджетного правонарушения, критерии нецелевого использования бюджетных средств, определен порядок принятия решения о наложении взыскания и обжалования его, и закрепляется за Министерством финансов определение формы, порядка и передачи по назначению протокола о бюджетном правонарушении.


Раздел шестой посвящен переходящим положениям. В них определяется срок действия некоторых положений — до 5 лет и дан перечень законов, которые необходимо принять Верховной Раде Украины для того, чтобы бюджетное законодательство соответствовало принятому Бюджетному кодексу Украины.


3.2. Бюджетная система Украины и правовое регулирование структуры бюджетов.

Бюджетная система Украины — это основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и урегулированная правовыми нормами совокупность видов бюджетов, существующих на территории Украины.

Статья 5 Бюджетного кодекса Украины установила, что бюджетная система Украины состоит из государственного и местных бюджетов.

К местным бюджетам относятся: бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах, а также бюджеты местного самоуправления — бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений. Как видим, в основу построения бюджетной системы Украины положено административно-территориальное деление Украины.

Правом на бюджет наделяется орган, который возглавляет территорию — государство, область, район. Этот орган и утверждает соответствующий бюджет, придавая основному финансовому плану правовую форму закона или решения местного органа самоуправления.

Для прогнозирования и анализа экономического и социального развития государства, административно-территориальных образований, расчетов социальных и финансовых нормативов, анализа эффективности бюджетных расходов и оснований выделения помощи бюджетам в Украине составляется сводный (консолидированный) бюджет.

Сводные бюджеты образуются на государственном, областном, районном и городском (с районным делением) уровнях. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины; сводного бюджета Автономной Республики Крым; сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Бюджетный кодекс предусматривает деление Государственного бюджета на общий и специальный фонды. Такое деление может быть проведено в законе о Государственном бюджете. Источники формирования специального фонда предусматриваются только законодательством Украины.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса в общий фонд бюджета включаются: все доходы, кроме тех, которые предназначены для специального фонда; все расходы бюджета осуществляются за счет поступлений в общий фонд бюджета; финансирование проводится в общий фонд.

Специальный фонд включает: бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений; гранты, подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями на конкретную цель; разницу между доходами и расходами специального фонда.

Передача средств между общим и специальным бюджетами разрешается только в пределах утвержденных бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете или решение соответствующего совета.