Файл: Финансовое право-2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 835

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расходы на культуру и искусство. В соответствии с функциональной структурой расходов бюджетов в Украине раздел 10 — культура и искусство включает расходы на: искусство, культуру, библиотеки, музеи, заповедники, клубы, другие учреждения, кинематографию, архивное дело и другие учреждения в области искусства и культуры.

При финансировании расходов на культуру денежные средства из государственного бюджета выделяются главному распорядителю бюджетных средств — Министру культуры и искусства Украины, который распределяет средства для 20 распорядителей бюджетных средств. В их число входят Комитет по Национальным премиям Украины имени Тараса Шевченко, Академия искусств Украины, Всеукраинский музыкальный союз, Союзы композиторов, писателей, художников, театральных деятелей и т.д.

После получения средств из бюджета (бюджетные назначения) распорядители бюджетных средств переводят их на счета подведомственных предприятий, организаций и учреждений культуры.

Финансирование обороны. Финансирование обороны осуществляется по принципу минимальной достаточности.

Согласно функциональной структуре расходов бюджетов Украины расходы на оборону финансируются на: содержание Вооруженных Сил; закупку вооружения и военной техники; капитальное строительство; научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы; другие расходы в области обороны.

Главным распорядителем бюджетных средств является министр обороны.

Финансирование Министерства обороны и Пограничных войск осуществляется на основе смет, исходя из сумм, утвержденных в Государственном бюджете. Содержание воинских частей осуществляется на основании смет, где основными статьями расходов являются денежное содержание военнослужащих и заработная плата вольнонаемных. Приобретение вооружения и военной техники определяется потребностями постоянной замены техники и вооружения в связи с моральным старением и окончанием срока эксплуатации. Финансируются расходы на оборону исключительно из Государственного бюджета Украины.

Финансирование органов законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов. Функции государства, возложенные на него Конституцией Украины, выполняют органы государственной власти. Согласно статье 6 Конституции Украины, государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Финансирование веток государственной власти осуществляется из Государственного бюджета.

На содержание Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Администрации Президента Украины и местных государственных администраций составляются штатные расписания с количеством работающих и сметы расходов. Из Государственного бюджета финансируются расходы на проведение выборов и общегосударственные референдумы.


Судебная власть, прокуратура, органы безопасности и органы внутренних дел содержатся также за счет Государственного бюджета в соответствии с правилами сметно-бюджетного финансирования и штатных расписаний.

Расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов делятся на два фонда — общий и специальный, аналогично тому, как разделяются расходы Государственного бюджета. Районные и областные бюджеты исполняются местными администрациями на основе решений о местных бюджетах, принятых соответствующими советами, а сельскими, поселковыми, районными бюджетами распоряжаются советы и их исполнительные органы.

Согласно статье 70 Бюджетного кодекса расходы местных бюджетов, установленные решениями о местных бюджетах, включают бюджетные назначения на цели, связанные с реализацией программ, установленных статьями 88-91 Бюджетного кодекса, которые зависят от уровня местного бюджета. Из бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений финансируются расходы на: содержание органов местного самоуправления сел, поселков, городов районного значения; образование: дошкольное и общее среднее; первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь; сельские, поселковые и городские дворцы культуры, клубы и библиотеки.

Из районных бюджетов, бюджетов городов, Автономной Республики Крым и городов областного значения финансируются расходы на: государственное управление; образование; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные культурно-просветительные и театральные зрелищные учреждения; государственные программы развития физкультуры и спорта.

Все вышеперечисленные расходы местных бюджетов учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов.





Тема 5: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, государственного долга и государственного кредита.

План.

    1. Правовые основы валютного регулирования.

    2. Правовые основы государственного долга.

5.3.Правовые основы государственного кредита.




    1. Правовые основы валютного регулирования.

Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» №15-93 от 19 февраля 1993 г определяет валюту Украины как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории Украины.

К валюте также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, которые находятся в обращении, средства на счетах, во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины (ст. 1). Это и есть собственно валюта.

Второй составляющей категории — «валюта Украины» (наряду с собственно валютой Украины) являются платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины.


Категория «иностранная валюта» имеет несколько составляющих. Это:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов или монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы государств;

2) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В зависимости от степени и особенностей режима конвертируемости, национальные валюты отдельных государств можно разграничить на:

— неконвертируемые — валюты, которые используются в пределах одного государства;

— частично конвертируемые — валюты, которые применяются по отношению не ко всем внешним валютным операциям или не ко всем субъектам;

— свободно конвертируемые — валюты, которые свободно обмениваются на иностранные валюты и выступают как платежное средство на международном рынке.

В соответствии с Классификатором иностранных валют, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 04.02.1998 г. свободно конвертируемые иностранные валюты дифференцируются на две группы:

1) валюты, широко используемые для осуществления платежей по международным операциям и продаются на основных валютных рынках мира;

2) валюты, которые не используются широко для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на основных валютных рынках мира.

Среди свободно конвертируемых валют сформировалась особая группа — резервные. К резервным валютам относятся несколько валют, в которых центральные банки других государств, а также международные финансово-кредитные организации накапливают собственные резервы. Это валюты государств с экономически развитым, стабильным финансовым потенциалом и банковской системой. Основной резервной валютой является доллар США. Также в качестве резервных валют используются фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, коллективная европейская валюта — евро и специальные права заимствования — СПЗ (Special Drawing Rights).

Валютный курс выступает как соотношение валют двух государств. Он устанавливается на основании спроса-предложения валют на валютном рынке. При этом возможно установление валютного курса государством в собственном, одностороннем порядке.

Кроме национальной и иностранной валюты в виде денежных знаков и средств на счетах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях к валютным ценностям относятся:

платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, иностранной валюте или банковских металлах;

— банковские металлы — золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, имеющих сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов (ст. 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля»).


Содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование представляет собой деятельность государства и уполномоченных им органов относительно организации и осуществления валютных операций.

Согласно ст.1 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» субъекты валютных отношений в Украине делятся на резидентов и нерезидентов.

Центральное место в сфере валютного регулирования занимает Национальный банк Украины. Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 г. N2679-XIV. (п.12 ст.7) закрепляет, что Национальный банк Украины осуществляет в соответствии с определенными специальным законом полномочиями валютное регулирование, определяет порядок осуществления платежей в иностранной валюте, организует и осуществляет валютный контроль за коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, которые получили лицензию Национального банка на осуществление операций с валютными ценностями.

Использование иностранной валюты в Украине ограничено.

Она может применяться только в порядке и целях, установленных действующим законодательством Украины.

Валюта Украины является единым законным средством платежа на территории Украины, принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств. Порядок ввоза, перевода и пересылка из-за границы, а также вывоза, перевода и пересылки за границу резидентами и нерезидентами валюты Украины определяется Национальным банком Украины.

Валютные операции можно разделить на два типа:

1. Текущие — расчеты по экспортно-импортным операциям и обеспечение перемещения валютных ценностей — средств физических лиц, которые работают или проживают за границей.

2. Валютные операции, которые связаны с движением капитала, осуществляются при перемещении капитала (национального — за границу, иностранного — в государство).

Уполномоченные банки и другие кредитно-финансовые учреждения, которые получили лицензию Национального банка Украины:

а) от своего имени покупают и продают иностранную валюту на межбанковском валютном рынке Украины по поручению и за счет резидентов;

б) имеют право от своего имени и за свой счет покупать наличную иностранную валюту у физических лиц — резидентов и нерезидентов, а также продавать ее физическим лицам-резидентам.

Следует отметить важную особенность организации осуществления валютных операций на валютном рынке Украины — установление обязательной продажи поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов — юридических лиц. В соответствии с п.1 постановления Правления Национального банка Украины «О введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов — юридических лиц» от 04.09.1998 г. №349 на период до стабилизации ситуации на валютном рынке Украины 50% поступлений в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют Национального банка Украины в пользу резидентов — юридических лиц подлежат обязательной продаже через уполномоченные банки и уполномоченные кредитно-финансовые учреждения на межбанковском валютном рынке Украины в порядке, установленном Национальным банком Украины, за исключением случаев, предусмотренных в данном постановлении.


Перемещение иностранной валюты через таможенную границу Украины регулируется Инструкцией о перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов, других банковских документов и платежных карточек через таможенную границу Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 12.07.2000 г. № 283.

Физическим лицам (резидентам и нерезидентам), выезжающим с туристической целью или по личным делам, разрешается вывоз за пределы Украины при условии устного декларирования таможенному органу наличной иностранной валюты и/или дорожными чеками на сумму до 1000 долларов США или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному обменному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день пересечения таможенной границы.

Валютный контроль представляет собой деятельность государства и уполномоченных органов по обеспечению соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является специфическим видом финансового контроля, именно поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. При этом некоторые специфические черты предоставляют ему содержание именно определенного вида финансового контроля.

Во-первых, — это цель валютного контроля — соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Во-вторых, — отдельная сфера действия этого вида контроля, что определено ст. 12 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Так, валютному контролю подлежат операции при участии резидентов и нерезидентов. Валютному контролю подлежат также обязательства относительно декларирования валютных ценностей и другого имущества. Органы, которые осуществляют валютный контроль, имеют право требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состоянии банковских счетов в иностранной валюте в границах полномочий.

В-третьих, — специфические направления валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется двумя типами субъектов — органами валютного контроля и агентами валютного контроля.





    1. Правовые основы государственного долга.


Государственный кредит, наряду с бюджетной системой, занимает важное место в процессе перераспределения совокупного общественного продукта. Несмотря на детальное обсуждение состава доходов и расходов на стадии проекта бюджета, добиться их четкой сбалансированности, соответствия не удается ни на этапе обсуждения проекта бюджета, ни на стадии исполнения его. На сбалансирование этих составных частей бюджета и направлен механизм государственного кредита.

Государственный кредит обеспечивает аккумуляцию временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Необходимо учитывать, что денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и через механизм обязательных, безусловных платежей (налогов и сборов).