Файл: Финансовое право-2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 857

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших на эту цель.

Бюджетный кодекс запрещает создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и бюджетными организациями.

В юридической литературе принято доходы бюджетов классифицировать по социально-экономическому признаку на доходы от хозяйствующих субъектов всех форм собственности, на основе которой они действуют, и от граждан.

По порядку зачисления их в бюджеты — на закрепленные и регулирующие, а юридическим формам — на налоговые и неналоговые.

Статья 29 Бюджетного кодекса установила состав доходов Государственного бюджета Украины. Доходы Государственного бюджета Украины включают:

1) доходы (за исключением тех, которые в соответствии со статьями 64, 66 и 69 Бюджетного кодекса закреплены за местными бюджетами), получаемые по законодательству о налогах, сборах и обязательных платежах и Закону Украины «Об основах социальной защиты инвалидов», а также от платы за услуги, предоставляемые предприятиями государственной формы собственности, других определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству, предприятиям, организациям, проценты и дивиденды, начисленные на часть имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных товариществ;

2) гранты и подарки в денежном выражении;

3) межбюджетные трансферты из местных бюджетов.

Взаимоотношения между звеньями бюджетной системы в Украине строятся так, чтобы создать заинтересованность у органов местного самоуправления эффективнее вести местное хозяйство, более тщательно планировать и собирать доходы, получаемые на местах, и не учитывать их государству при определении объема межбюджетных трансфертов.

Так, статья 69 Бюджетного кодекса содержит перечень доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов. Например, местные налоги и сборы, налог на промысел; налог на владельцев транспортных средств; фиксированный сельскохозяйственный налог в части, которая зачисляется в бюджеты местного самоуправления, и др.

Для постоянного обеспечения населения страны необходимыми услугами со стороны государства в Украине, как и в любом другом государстве, применяется механизм перераспределения (регулирования) доходов и расходов между бюджетами через Государственный бюджет и через местные бюджеты. В Бюджетном кодексе предусмотрен специальный механизм межбюджетных трансфертов (см.: ст. 96 Бюджетного кодекса).

Особым методом бюджетного регулирования является установленная Бюджетным кодексом дотация выравнивания.

Она определяется по специальным формулам как разница между объемом расходов бюджета, исчисленным на основе установленных государственных стандартов социальной обеспеченности, и наличием в этом бюджете доходами. Однако, если по формуле доходов в местном бюджете окажется больше, сумма превышения подлежит обязательному изъятию в бюджет более высокого уровня.


Финансовый норматив бюджетной обеспеченности определяется делением общего объема финансовых ресурсов, используемых на выполнение бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг. В зависимости от приоритетов бюджетной политики объем финансовых ресурсов каждого местного бюджета распределяется по объему расходов.

Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности коррегируются коэффициентами в зависимости от количества населения и потребителей социальных услуг, социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других условий. »

Из Государственного бюджета межбюджетные трансферты распределяются на основе формулы, утверждаемой Кабинетом Министров Украины (см.: ст. 98 Бюджетного кодекса).

Для обеспечения своевременности, равномерности и полноты перечисления межбюджетных трансфертов законодательно разрешен и порядок их предоставления. Дотация выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства. Перечисление средств, передаваемых в Государственный бюджет из бюджетов верхних звеньев местных бюджетов, обеспечивается соответствующими органами Государственного казначейства Украины.

Порядок перечисления дотаций выравнивания и субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам и из местных бюджетов — в Государственный, а также перечисление межбюджетных трансфертов между местными бюджетами определяется Кабинетом Министров Украины.


3.3. Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления.

Конституция Украины предоставила право на собственный бюджет как материально-финансовую базу функционирования государству и органам местного самоуправления всех уровней. Общее право на бюджет составляет ряд полномочий для каждого субъекта бюджетных правоотношений, определяемых действующим законодательством. Поскольку бюджет для органа государственной власти и органа местного самоуправления является основным централизованным фондом денежных средств, без которого невозможно его существование, все отношения, возникающие в области бюджетной деятельности, урегулированы нормами финансового (бюджетного) права.

Бюджетные права (полномочия в виде прав и обязанностей) представляют собой субъективные права (в отличие от бюджетного права как совокупности правовых норм), принадлежащие органам государства и органам местного самоуправления и их исполнительным органам. Бюджетное право, как часть финансового, определяет круг субъектов, делая их правосубъектными.

Бюджетные права — это субъективное право, принадлежащее тем субъектам бюджетных правоотношений, которые наделены нормами бюджетного права, правосубъектностью.


Субъекты бюджетного права способны иметь субъективные права и нести установленные законодательством обязанности. Анализ действующего бюджетного законодательства, законов об органах местного самоуправления и местных государственных администрациях дают возможность классифицировать бюджетные права Украины и местных органов самоуправления в такие группы:

Бюджетные права Украины:

1) в области консолидированного бюджета Украины;

2) в области Государственного бюджета;

3) в области местных бюджетов.

Бюджетные права местных органов самоуправления также можно объединить в три группы:

1) в области Государственного бюджета;

2) в области своего бюджета (областного, городского, районного);

3) в области бюджетов нижестоящих органов местного самоуправления.

На каждом уровне бюджетной системы Украины бюджетные права (полномочия) имеют свои особенности, связанные с общими полномочиями органов власти соответствующего уровня (Крымская АР, область, район и т.д.), но есть и общие черты, дающие возможность определить их: бюджетные права Украины и местных органов самоуправления — это совокупность полномочий (прав и обязанностей), принадлежащих им в лице органов государственной власти или местного самоуправления и установленных законодательством по формированию, утверждению и исполнению соответствующего бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории.




Тема 4 : ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ


План.

4.1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

4.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов.



4.1. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — вид финансовых отношений, связанных с беспрерывным целевым использованием денежных средств.

Расходы, осуществляемые на территории государства, представляют определенную систему и классифицируются по разным основаниям.

Расходы государства можно классифицировать: на текущие расходы и расходы на развитие; на связанные с финансированием действующих учреждений, учебных заведений, социальных программ и т.д. и на расходы, связанные с отдельными специальными мероприятиями, программами; на развитие материального производства и нематериальной сферы;

по общественному назначению:

экономическое развитие, социально-культурные мероприятия, наука и образование, оборона страны; правоохранительная деятельность, управление, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание государственного долга; по целевому назначению: на заработную плату, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт.

в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, — на государственные и муниципальные.


В финансово-правовых отношениях по расходам всегда участвуют 3 субъекта: орган, уполномоченный государством или органом местного самоуправления, представляющий публичный интерес, поскольку отношения возникают не в интересах отдельного юридического или физического лица, а в интересах государства или местного самоуправления.

Вторым непременным субъектом отношений в области расходов является банк, через который Государственное казначейство выдает средства, и третьим — получатель денежных средств. Получателем денежных средств выступают государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации. А если есть решение о выделении средств из государственного или местного бюджета предприятиям негосударственной или немуниципальной формы собственности, средства будут выданы и им.

В случаях недостаточности бюджетных средств для покрытия всех расходов, включенных в бюджет, применяется секвестр расходов, т.е. пропорциональное сокращение всех расходов, кроме защищенных (ст. 55 Бюджетного кодекса). Защищенные расходы определяются ежегодно Законом о Государственном бюджете Украины.

В Государственном бюджете расходная часть, начиная с 2000 года, разделяется на 2 части — общую и специальную, а в Бюджетном кодексе дается распределение полномочий и механизм делегирования полномочий между уровнями бюджетной системы Украины. Статья 82 Бюджетного кодекса устанавливает расходы, финансируемые из Государственного бюджета, а статья 87 — государственные программы.

В расходную часть общей части Государственного бюджета включается и Резервный фонд. Расходование средств Резервного фонда проводится по распоряжениям Кабинета Министров Украины, а контроль осуществляют Верховная Рада Украины и Счетная палата.


4.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются в порядке финансирования.

Финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств. Финансирование осуществляется из разных источников — бюджетов разных уровней — от Государственного до сельского, внебюджетных целевых фондов, собственных средств государственных и муниципальных предприятий. В зависимости от источников финансирования можно выделить три его вида: бюджетное финансирование, самофинансирование и кредитование.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов разных уровней на полное содержание органов, учреждений и организаций, определенных Конституцией Украины, а также учреждений и организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления (ст. 2 п. 6 Бюджетного кодекса).


На сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и коммунальные: учреждения социальной сферы; школы, средние специальные и высшие учебные заведения; учреждения охраны здоровья — больницы и поликлиники, детские дошкольные учреждения; учреждения культуры — библиотеки, дома культуры, детские театры, объекты физической культуры; учреждения Министерства обороны, Пограничных войск, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины; органы законодательной и исполнительной власти, суда и прокуратуры.

Смета — основной финансово-плановый акт, в котором устанавливается объем бюджетных ассигнований, их постатейное и поквартальное распределение.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, которые имеют строго обязательный характер и не подлежат изменению, поскольку они распределяют бюджетные назначения, утвержденные законом о Государственном бюджете или решением о местном бюджете.

Расходы бюджетных учреждений подразделяются на 2 группы: капитальные и текущие.

Капитальные — это расходы на развитие, а текущие, в свою очередь, подразделяются на административно-хозяйственные и операционные.

Административно-хозяйственные — это расходы на содержание аппарата управления, хозяйственного и обслуживающего персонала, командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные — это расходы, связанные с характером деятельности учреждения (приобретение книг для библиотеки, зарплата библиотекарей, библиографов и т.д.).

Из Государственного бюджета финансируются только общегосударственные учреждения, мероприятия и расходы.

В основном социально-культурные и медицинские учреждения финансируются из местных бюджетов.

Наше государство расходует значительные средства на социальную защиту населения, текущие социальные программы, а по остаточному принципу финансируются наука, образование и культура.

Финансирование охраны здоровья и физической культуры. Статья 49 Конституции Украины установила право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. В государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности.

Кроме бюджетов, источниками финансирования медицинских учреждений могут быть доходы, получаемые от предприятий, учреждений по договорам на проведение медицинского обслуживания, проведение профилактических мероприятий (прививок от гриппа и т.п.), доходы от предоставления платных услуг и т.п., поступление спонсорских взносов, благотворительных взносов (например, за счет денежных взносов клуба « Ротари » из канадского города Ванкувера было оборудовано отделение «Детское сердце» в клинике им. Н. Амосова, а за счет ротариацев из Австралии подготовлены хирурги для этого отделения).