ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1278
Скачиваний: 1
Из стран Западной Европы наиболее крупные импортерам рабочей силы является Германия.
Основными экспортерами на немецкий рынок труда являются Турция, Югославия (сегодня — республики, ранее входившие в состав СФРЮ) и Польша. В последние годы быстро растет экспорт рабочей силы из бывшего СССР и Восточной Европы. Велика также доля мигрантов из стран Африки.
Причины, по которым Германия является столь привлекательной для иностранной рабочей силы, заключаются в следующем. Это, прежде всего высокий уровень политической стабильности, высокий уровень социальной защиты (для легальных трудящихся-мигрантов) и один из самых высоких в мире уровней оплаты труда.
Кроме Германии среди стран Западной Европы крупными импортерами рабочей силы являются Франция, Великобритания, Бельгия и Нидерланды. Ведущими экспортерами труда на рынки этих стран являются их бывшие и оставшиеся нынешние колонии и заморские территории. Традиционными центрами иммиграции являются также Швейцария, Швеция, Норвегия и Австрия. Основной приток рабочих рук в эти государства обеспечивают Италия, экс-Югославия, другие страны Восточной Европы, страны Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии. Велико число иностранных рабочих и в таких странах, как Канада и Австралия. Эти государства импортируют рабочую силу практически из всех ведущих регионов-экспортеров (Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия, Ближний Восток, Восточная Европа, Африка, Латинская Америка).
Вместе с тем современный период миграции характеризуется развитием ее новых региональных центров. Прежде всего, это относится к району Персидского залива. После гигантского скачка в ценах на нефть в 70-е годы в нефтедобывающие страны этого региона хлынул поток из десятков и сотен миллиардов нефтедолларов. Нужно учесть, что экономики этих государств (особенно таких, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман и Бахрейн) оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Это проявилось, в частности, в том, что неожиданно возник острый дефицит как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы.
Причиной указанной нехватки была не только малая населенность этих стран, но и отсутствие у значительной части местного населения желания и готовности изменить образ жизни, т.е. отказаться от традиционных сфер деятельности (кочевого скотоводства, рыболовства и т.д.) в пользу высокооплачиваемой работы на строительстве и обустройстве нефтепромыслов, дорог, городов и т.д. Кроме того, в странах региона (за исключением Ирана и Ирака) практически отсутствовали квалифицированные специалисты соответствующего профиля.
В результате в 70-е годы в регионе резко повысился спрос на иностранную рабочую силу. В силу понятных причин предпочтение отдавалось арабам или мусульманам.
Отличительной особенностью современного периода международной миграции рабочей силы является диверсификация ее качественного состава.
Как уже отмечалось, основную массу трудящихся-иностранцев составляют на сегодняшний день наемные сельскохозяйственные и промышленные рабочие. При этом основная часть иностранных рабочих занята на малоквалифицированной работе. В большинстве развитых стран Запада уже сложился круг профессий, которые характерны именно для мигрантов. К ним, как правило, относятся виды деятельности, связанные с тяжелым физическим трудом, монотонностью его характера, вредные для здоровья, не требующие специального образования (грузчики, уборщики, посудомои, рабочие на конвейере и т.д.). Для представителей местного населения такие специальности являются непрестижными и неинтересными, и даже в условиях высокой безработицы (10,3% — в Великобритании, 11,5 — во Франции, 11,2% — в Канаде в 1993 г.) здесь остается ниша для иностранных рабочих.
Вместе с тем современный период международной миграции характеризуется и наличием принципиально иного по своему характеру потока. Речь идет о так называемой "утечке умов", т.е. миграции рабочей силы высшей квалификации (ученых и инженерно-технических специалистов самого высокого уровня). Хотя по сравнению с миграцией рабочей силы этот поток относительно невелик (не более 3-5% от общего числа эмигрантов), все же его экономическое значение в современных условиях весьма велико.
Главным импортером рабочей силы высшего качества являются США. За ними следуют Германия, Великобритания, Франция и некоторые другие страны Западной Европы, а также- Канада. "Утечка умов" осуществляется двумя основными способами.
-
Во-первых, из числа наиболее одаренных иностранных студентов колледжей и университетов в Северной Америке и Западной Европе происходит отбор самих перспективных, которым и предлагается продолжить научную или производственную деятельность в стране обучения.
-
Во-вторых, происходит фактическое переманивание уже подготовленных на родине или в третьих странах специалистов, которые получают приглашение переехать для работы на Запад временно либо на постоянной основе.
Причина "утечки умов" кроется не только в гигантской разнице в оплате труда высшей квалификации в развитых и развивающихся странах, но и в лучшем качестве жизни на Западе, в более стабильной экономической и политической обстановке. Кроме того, иногда специалисту из менее развитой страны вообще не удается продолжать исследование или другую научную работу у себя на родине из-за отсутствия соответствующего оборудования, материалов, средств и т.д.
К сожалению, проблема "утечки умов" очень остро встала сегодня перед Украино, Россией и другими странами СНГ и бывшими социалистическими государствами Восточной Европы. Необходима специально продуманная государственная политика в этой области, призванная сохранить специалистов высшей квалификации, хотя бы в приоритетных отраслях.
8.3. Взаимодействие национального и международного рынка труда.
Как экономическое явление, международная миграция рабочей силы требует комплексного подхода для ее оценки. Миграция имеет большое значение в экономике, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Для первых эмиграция является и отрицательным, и положительным процессом.
С одной стороны, страна-экспортер лишается, как правило, наиболее активной и ценной части своей рабочей силы. Во многих случаях страну покидают наиболее квалифицированные работники (ученые, специалисты и т.д.), т.е. происходит "утечка умов". Ущерб от этого процесса трудно поддается количественному определению, однако, по некоторым оценкам, он достигает в среднем 10% национального дохода стран-экспортеров рабочей силы. Есть в этом процессе и определенный моральный минус, имеющий, в свою очередь, дополнительные экономические последствия. Так, постоянная ориентация страны на экспорт рабочей силы рождает внутри общества, а особенно у молодого поколения, отсутствие веры в перспективы национальной экономики, а следовательно, приводит к снижению уровня инвестиций внутри страны. Кроме того, отток за границу специалистов высокой квалификации чреват усилением позиций конкурентов в международной торговле товарами и услугами.
Однако влияние миграции на страну-экспортера не ограничивается только отрицательной стороной. Во многих случаях вывоз своей рабочей силы приносит государству и немалую экономическую выгоду. Для некоторых стран доходы, случаемые от экспорта трудовых ресурсов, являются важнейшей статьей поступлений в бюджет. Основной составляющей этих доходов являются денежные переводы работающих за границей граждан на родину.
Помимо указанной страны-экспортеры получают и другую выгоду. Так, возвращаясь, домой с заработков за границей, мигранты привозят с собой значительные материальные ценности в виде денежных средств, автомобилей, товаров .длительного пользования и т.д. По некоторым оценкам, объемы этих ценностей примерно равны объемам поступлений в страны-экспортеры рабочей силы от денежных переводов. Кроме того, во многих случаях домой возвращается более квалифицированная рабочая сила (особенно это касается развивающихся стран).
Также следует отметить, что возвратившиеся на родину мигранты, как правило, стремятся использовать накопленные за границей денежные и другие материальные средства, а также знания и опыт с целью организации производства и других форм предпринимательской деятельности в своей стране.
Таким образом, однозначно оценить значение миграции рабочей силы для стран-экспортеров очень сложно.
С точки зрения стран-импортеров рабочей силы, оценка международной миграции тоже не может быть однозначной.
С одной стороны, страны-импортеры получают безусловную выгоду от привлечения мигрантов в том случае, если речь идет об импорте высококвалифицированной рабочей силы. История знает много примеров того, как ум и талант иммигрантов приносили славу их "новой родине". Например, трудно переоценить вклад во французскую культуру Ван Гога или Пикассо. Еще более трудно представить Санкт-Петербург без творений Трезини, Росси, Растрелли, Монферрана, Кваренеги, Фальконе и многих других великих зодчих, выходцев из Италии, Франции, Швейцарии, Германии и т.д
За счет "утечки умов" страны-импортеры не просто приобретают высококлассных специалистов, а экономят большие деньги на их начальном, среднем, а зачастую и высшем образовании. Привлекая готового или перспективного ученого или изобретателя, страна-импортер получает возможность сократить покупки лицензий, патентов и ноу-хау за границей и соответственно увеличить их продажу на мировом рынке. Кроме того, созданные с помощью "импортных умов" и "импортного труда" товары и услуги можно также с успехом реализовывать на мировом рынке.
Привлечение иностранной рабочей силы приводит к росту конкуренции на внутреннем рынке труда и, в определенной мере, стимулирует рост производительности труда и эффективности производства в стране.
Также необходимо отметить, что экономики целого ряда промышленно развитых государств были созданы за счет массового привлечения рабочей силы извне. Практически стопроцентный вклад в создание и развитие экономик таких стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, внесли иммигранты. Неоценим вклад последних и в развитие экономик США, ЮАР, Аргентины и других стран.
Но импорт рабочей силы имеет и свою "обратную сторону". Так, дополнительная конкуренция на рынке труда ведет к росту безработицы. Например, в активно импортирующих рабочую силу Франции, Великобритании, скандинавских странах уровень безработицы превышает 10%, что во много связано с притоком туда иностранных рабочих. Кроме дополнительного бремени, которое при этом несут налогоплательщики, широкомасштабный импорт рабочей силы имеет и другие отрицательные последствия. Рост социальной напряженности в обществе, конфликты на расовой, национальной или религиозной почве, рост преступности и других негативных явлений всегда сопровождают массовую иммиграцию.
Здесь, как и в случае со странами-экспортерами, однозначную оценку миграции дать трудно. Сложно сделать и общий вывод о том, является ли экспорт или импорт рабочей силы чисто положительным либо чисто отрицательным явлением в экономике любой страны. Другое дело, что в каждой конкретной ситуации возможна достаточно объективная оценка этого явления для того или иного государства. Вместе с тем есть достаточно оснований утверждать, что импорт высококвалифицированной рабочей силы более выгоден, чем ее экспорт.
Необходимо отметить, что трудящиеся-иностранцы, как правило, испытывают в стране-импортере рабочей силы различные формы дискриминации, наиболее распространенные в следующих сферах:
— при найме на работу;
— в вопросах продолжительности и режима рабочего дня;
— в оплате труда;
— в вопросах получения пенсий, пособий и других форм социального обеспечения;
— в возможности повышения квалификации и получения образования;
— в области найма жилья;
— в сфере медицинского страхования и обслуживания, в возможности свободного перевода (трансферта) заработанных денег на родину;
— при объединении в профсоюзы и т.д.
Кроме того, иностранцы в большинстве случаев находятся, по сравнению с местными трудящимися, в неравноправном положении из-за языковых трудностей, различий в культуре, обычаях, вероисповедании и т.д.
Конечно, нельзя утверждать, что все иностранные рабочие в равной степени испытывают вышеперечисленные формы дискриминации. Однако в той или иной мере отсутствие во многих областях равноправия с трудящимися, представляющими коренную национальность, касается подавляющего большинства мигрантов.
В мировом масштабе вопросы миграции рабочей силы регулирует Международная организация труда (МОТ).
Многие документы и соглашения (конвенции), разработанные и принятые на конференциях МОТ, были направлены на ликвидацию различных форм дискриминации иностранной рабочей силы. В этой связи следует, прежде всего, упомянуть следующие документы: "Об инспекции режима перевозок эмигрантов" (1926 г.), "О социальной политике на территориях вне метрополий" (1955 г.), "Против умаления прав в области труда и занятий" (1958 — 1960 гг.), "О трудящихся на плантациях " (1960 г.), "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.), "О сохранении прав мигрантов в области социального обеспечения" (1981 — 1982 гг.) и др.
Во многом благодаря деятельности МОТ смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся-мигрантов. Большинство государств мира в той или иной форме включили в свои законы положения, отвечающие духу конвенций МОТ. Таким образом, у иностранных трудящихся появилась юридическая база для отстаивания своих прав законным путем и борьбы с откровенной дискриминацией.
Конечно, МОТ не может решить всех проблем, связанных с международной миграцией рабочей силы. Так, если вопросы труда и социального обеспечения легальных мигрантов так или иначе регулируются международными и национальными правовыми нормами, то нелегальные мигранты, как правило, ничем не защищены и испытывают на себе весь комплекс различных форм дискриминации. Как отмечалось, нелегалы составляют во многих случаях значительную и даже основную часть иностранной рабочей силы в США, ФРГ, Аргентине, Гонконге и многих других странах.
Несмотря на незащищенность нелегальных мигрантов, их количество не сокращается, а даже увеличивается. Никакая дискриминация не может перевесить тех побудительных причин, которые вызывают нелегальную миграцию, да и миграцию вообще. Главная из них — разница (порой огромная) в оплате труда между странами-экспортерами и импортерами рабочей силы. Так, средняя зарплата сельскохозяйственного рабочего в США выше, чем у его коллеги из Мексики, примерно в 10 раз. Почасовая оплата труда рабочего в обувной промышленности США выше соответствующего показателя для Индонезии примерно в 25 раз. Подобных сравнений можно приводить очень много и все они будут лишь подчеркивать объективность причин, толкающих представителей развивающихся стран, а с некоторых пор и наших соотечественников, к нелегальной эмиграции.