Файл: Стратег. менеджмент-2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6244

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы и задания


1. Обсудите цели и направления управленческого анализа.

2. Проанализируйте методы, применяемые в управленческом анализе. По возможности, приведите примеры из практики.

3. Что такое проблема? Обоснуйте различия между слабыми сторонами деятельности предприятия и его проблемами.

4. Какие типы проблем выделяются на предприятиях? Приведите примеры сущностных и социокультурных проблем. Какие из этих проблем преобладают на современном этапе развития? Обоснуйте свой ответ.

5. Приведите примеры подмены проблемы.

6. В чем различие материальных и нематериальных активов предприятия? Приведите примеры таких активов.

7. Обсудите возможные подходы к проведению управленческого анализа.

8. Что дает «цепочка ценностей» Портера для анализа предприятия?

9. Какие сферы деятельности предприятия вы бы анализировали в первую очередь?

10. Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комплексного анализа деятельности предприятий?

11. Рассмотрите деятельность конкретных предприятий (можно использовать газетные и журнальные материалы) и определите их конкурентные преимущества.

12. Вам поручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпускающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопросов для руководителей и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать рекомендации по развитию маркетинга.



Рекомендуемая литература


1. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. Гл. 3.

2. Бизнес-диагностика промышленных предприятий / Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. — Новосибирск: НГУ, 1996.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. г Гл.13.

4. Голубков Е. П. Какое принять решение? — М., 1990. Гл. 1.

5. Глин Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. 2-е изд. — Новосибирск ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.

6. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998.

7. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.

8. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.

9. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 1989. Приложение ІІ

10. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. — Новосибирск: Экор, 1994. Ч. 1-3.

11. Семь нот менеджмента. — М., 1997.

12. Справочник директора предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996. С. 171-178.

13. Карась Л. Управленческая диагностика — основа совершенствования менеджмента/Проблемы теории и практики управления, 1996, № 6.

14. Пригожий А. Организационная диагностика. — Маркетинг, 1997, №4. С. 98-105.



ТЕМА 5.ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

План:

  1. Цели и основные этапы портфельного анализа.

  2. Матрица Бостонской консультационной группы.

  3. Матрицы McKinceyGeneral Electric и фирмы Arthur D.Little.

  4. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля.

  5. Деловой и комплексный анализ (проект PIMS).


1. Цели и основные этапы портфельного анализа

Ученые и практики разработали ряд аналитических методов и моделей, которые могут быть полезными при принятии стратегических решений. Наиболее известны среди них матрица Ансоффа, подходы к анализу конкуренции М.Портера, матрицы портфельного анализа Бостонской консультационной группы (БКГ), консультационных фирм МсKinсеу и Arthur D/ Little. Кроме того, особенно следует выделить проект PIMS. (Profit Impact of Market Strategies). В настоящее время одним из наиболее часто применяемых западными корпорациями инструментов стратегического менеджмента является портфельный анализ.

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, как ранее определено, - это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.

Портфельный анализ - это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам принять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании. Это, в свою очередь, требует тщательного анализа возможностей и угроз для каждого хозяйственного подразделения (бизнес-единицы).

Портфельный анализ обеспечивает менеджеров инструментом анализа и планирования портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой фирмы Он помогает также введению единой терминологии и управленческой структуры с целью облегчения коммуникаций внутри фирмы. Одним из наиболее важных направлений использования результатов портфельного анализа является принятие решений о реструктуризации фирмы с целью использования открывающихся возможностей как внутри фирмы, так и во вне. Приблизительно 75% компании из списка Fortune - 500 и многие более мелкие компании с широким ассортиментом продуктов и услуг используют ту или другую форму портфельного анализа при формировании своей стратегии. Проведенные в США исследования показали, что фирмы, применяющие портфельный анализ, имели в целом более выраженную ориентацию на долгосрочные цели.


Методы портфельного анализа деятельности предприятия (по аналогии с размещением капиталов в финансовой сфере) разработаны в 1960-е годы для решения задач стратегического управления на корпоративном уровне и являются одними из немногих специализированных методов стратегического менеджмента. Теоретической базой портфельного анализа является концепция жизненного цикла товара, опытная кривая и база данных PIMS. При этом портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт компании, ее хозяйственные подразделения рассматривались независимо, что позволяет сравнить их между собой и с конкурентами.

Особенным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых бизнес единицы, или продукты могут сравниваться друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (попарного сопоставления критериев) Следует отметить, что хотя в матрицах разных консультационных фирм используются различные наборы переменных, но это все равно двухмерные матрицы, у которых по одной оси фиксируются значения внутренних факторов, а по другой – внешних.

Портфельный анализ предназначен для решения следующих проблем:

  • согласование бизнес-стратегии или стратегии хозяйственных подразделений предприятия. Он призван обеспечить равновесие между хозяйственными подразделениями с быстрой отдачей и направлениями, подготавливающими будущее;

  • распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями;

  • анализ портфельного баланса;

  • установление исполнительных задач;

  • проведение реструктуризации предприятия.

Главными достоинствами портфельного анализа являются возможность логического структурирования и наглядного отражения стратегических проблем предприятия, относительная простота представления результата, акцент на качественные стороны анализа. Некоторые авторы считают, что портфельный анализ вынуждает менеджеров, занятых в основном текущими делами, обратить внимание на будущие предприятия

Во всех матрицах портфельного анализа по одной оси определяются оценка перспектив развития рынка, по другой - оценка конкурентоспособности хозяйственных подразделений предприятия. Обычно процесс портфельного анализа идет по одной схеме:

1. Все виды деятельности предприятия разбиваются на стратегические единицы бизнеса. Задача идентификации или выделения бизнес-единиц достаточно сложна, особенно для крупных корпораций. Считается, что бизнес-единица должна:


- обслуживать рынок, а не работать на другие подразделения предприятия. Эмпирические исследования западных специалистов свидетельствуют, что если свыше 60% продукции производственной единицы используется внутри фирмы другой производственной единицей, то целесообразно рассматривать эти два подразделения как один объект для целей стратегического анализа;

- иметь своих потребителей и конкурентов;

- руководство бизнес-единицы должно контролировать ключевые факторы, которые определяют успех на рынке.

Руководствуясь указанными критериями, крупные предприятия призваны решать, что из себя представляет бизнес-единица отдельную фирму, подразделение предприятия, продуктовую линию или отдельный продукт? Ответ зависит от сложившейся на предприятии структуры управления. В организациях с функциональной структурой управления в качестве бизнес-единицы выступает продуктовый ассортимент, тогда как при дивизиональной структуре основной единицей анализа является хозяйственное подразделение.

2. Определяется относительная конкурентоспособность этих бизнес-единиц и перспективность развития соответствующих рынков. При этом разные консультационные фирмы предлагают различные критерии оценки перспектив развития рынка и деятельности бизнес-единиц на этих рынках.

3. Разрабатывается стратегия каждой бизнес - единицы со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.

4. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений предприятия с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребление каждому подразделению. На основе такого сравнительного анализа возможно принятие решений о корректировке бизнес-стратегий. Это самый сложный этап стратегического менеджмента, где велико влияние субъективного опыта менеджеров, их умения прогнозировать и предвидеть развитие событий внешней среды, своевременного «чутья рынка» и других неформализуемых моментов.

Рассмотренные ниже методы и подходы призваны помочь менеджеру принять наиболее рациональные решения, но они отнюдь не могут подменить самого менеджера. Это лишь инструмент, который хорошо работает в опытных руках. Если выполнить все стадии портфельного анализа, то менеджер получит хорошее определение стратегических единиц бизнеса, их положения на рынке, перспектив развития и вклада каждой бизнес-единицы в корпоративный портфель. Тем самым будет сформирована полная картина корпоративного портфеля с учетом конкретных стратегий, выработанных для каждого вида бизнеса. Портфельные матрицы позволяют обобщить результаты разработки стратегии и представить их в наглядной форме. Кажущая простота этих методов обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынка, о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентах. Построение портфельных матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде.