Файл: Стратег. менеджмент-2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6332

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее, необходимо зафиксировать основные (обычно одну - две) стратегические проблемы предприятия, которые могут дискредити­ровать стратегию. На нынешнем этапе такой стратегической пробле­мой может быть противоречие между рыночной внешней средой и про­изводственной ориентацией предприятия. Важнейшим средством раз­решения этой проблемы является развитие системы маркетинга на отечественных предприятиях. Другой стратегической проблемой отечественных предприятий является неэффективный менеджмент, несоответ­ствие системы управления персоналом новым условиям и т. д.

Стратегические проблемы отличаются от слабых сторон предпри­ятия тем, что слабые стороны определяются на базе сравнения пред­приятия с конкурентами по основным сферам деятельности и про­дуктам. А проблема возникает, когда наблюдается несоответствие (раз­рыв) хозяйственной цели, поставленной относительно какой-либо сферы деятельности, ее текущему состоянию.

Таким образом, стратегическая проблема предполагает осознание, выявление и четкую конструктивную формулировку проблемы, предпола­гающую определенные методы ее решения. При этом проблема может быть направлена как на преодоление выявленных слабых сторон, так и на развитие возможностей предприятия. Стратегические проблемы не всег­да могут быть устранены (особенно сущностные проблемы) и именно поэтому могут воспрепятствовать успешной реализации стратегии фирмы. Так, развитие маркетинга на предприятиях сдерживается не только отсутствием финансовых ресурсов, сложившимся менталитетом работников, но и неразвитостью инфраструктуры рынка, т.е. наряду с внутренними, присутствуют и внешние причины, затрудняющие реше­ние стратегической проблемы. Общими стратегическими проблемами предприятий являются менеджмент, конкурентоспособ­ность предприятия и его продукции, ценовая политика, хотя у каждо­го предприятия имеются свои стратегические проблемы.

Организационные возможности предприятия, такие, как структура и система управления, сложившаяся корпоративная культура и обычаи, система мотивации труда, управленческая «команда», в любой ситуации могут быть источниками сильных и слабых сторон предприятия. С этим явлением часто сталкиваются новые собственники отечественных предприятий: организационные возможности приобретаемых предпри­ятий, как правило, отличаются от аналогичных параметров основной фирмы. Это затрудняет управление новыми предприятиями.

Важной стороной управленческого анализа является анализ финансовых обязательств предприятия в части уплаты налогов, а также структуры задолженности, что является украинской спецификой (пра­вительство, например, приняло решение о том, что на финансовую поддержку в части инвестиций могут рассчитывать только предприя­тия, не имеющие задолженности по платежам в бюджет и внебюд­жетные фонды). По западным методикам на данном этапе должны определяться возможности фирмы в области инвестиционных ресурсов и планирования денежных потоков, т. е. должны рассматриваться вопросы о перераспределении инвестиций между стратегическими единицами бизнеса, о выплате дивидендов, привлечении долгосроч­ных кредитов, слиянии и т. д. Реалистическая оценка финансовых возможностей и обязательств предприятия позволяет сделать обосно­ванный выбор возможных стратегий.


Другим фактором стратегического выбора предприятия и умень­шения коммерческого риска является гибкость управления, которая может быть достигнута несколькими путями. Это в первую очередь связанная и не связанная диверсификация как средство адаптации предприятия к изменениям внешней среды. Однако диверсификация имеет свои ограничения, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Другой путь — вложение средств в обучение персонала, в повышение гибкости производства с целью обеспечения быстроты реакции предприятия на изменения рыночной конъюнктуры, формирование и оцен­ка управленческих альтернатив.

Ключевым этапом управленческого анализа является определение сильных/слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов). Во многих случаях это является целью управленческого анализа. Существует множество источников сильных и слабых сторон предприятия, часть из которых мы обсудили при анализе конкурентов. Здесь лишь отметим, что на практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

  • внутренний подход — определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов;

  • внешний — определение на основе сравнения с конкурентами;

  • нормативный — как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).

Кроме того, важно понимать, что определение сильных и слабых сторон предприятия следует начинать с определения сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, а затем уже сводить их в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес-единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающих факторов. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален. По сути, это беспристрастная и краткая характеристика предприятия. Американские экономисты У. Кинг (King) и Д. Клиланд (Cleland) приводят в качестве примера такие сильные и слабые стороны крупной компании (табл. 4.2)


Таблица 4.2.

Сильные и слабые стороны деятельности многоотраслевой компании

Основные сильные стороны

Основные слабые стороны

Технический опыт в производстве центрифуг


Низкая доля на рынке

Система сбыта в разных странах

Недостаточная стандартизация продукции

Высокая техническая оснащенность

Узкий ассортимент изделий

Внутрифирменный экономический механизм


Нездоровые трудовые отношения

Высокий технический авторитет среди покупателей

Неразвитая сбытовая сеть в США

Высокие цены (по мнению покупателей)


Далее, этот перечень раскрывался таким образом, что, например, выводы, обусловленные низкой долей рынка, сводились к предупрежде­нию против использования определенных стратегий, а не ориентировали на исправление этого недостатка. Тем самым концентрировалось внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны ком­пании, а не на призывах поправить дело путем увеличения доли рынка.

Акционерное общество «Харьковский тракторный завод» (ХТЗ), напри­мер, так определяет свои преимущества и недостатки (табл. 4.3).

Таблица 4.3.

Сильные и слабые стороны деятельности ХТЗ

Преимущества

(достоинства и сильные стороны, выделяющие фирму среди конкурентов)

Недостатки

(слабые стороны фирмы, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не могли обратить их в свои преимущества)

Наличие оригинальных конструкторских разработок, что создает узнаваемость товарной марки

Узкий ассортимент продукции, невысокая доля новой продукции


Недостаточная надежность продукции

Экономичность эксплуатации и невысокая трудоемкость обслуживания тракторов

Негибкая ценовая политика, затратный принцип установления цен

Возможность регулировки дорожного просвета, что расширяет сферу применения машин

Неразвитая сбытовая сеть, слабый охват рынка

Небольшие габариты, хорошая маневренность и высокая проходимость тракторов


Отсутствие обратной связи, недостаточно эффективная работа с покупателями

Ремонтопригодность машин (модульный принцип создания изделия)


Слабая реклама, несложившийся имидж предприятия.

Недостаточно развитая система маркетинговой информации

В результате проведения управленческого анализа и анализа дея­тельности конкурентов предприятие должно определить свои конку­рентные преимущества. Поскольку предприятие в условиях конку­рентной внешней среды, как свидетельствует западный опыт менед­жмента, не в состоянии контролировать достижение жестко установ­ленных конечных результатов, то основной акцент в управлении необходимо перенести на создание и поддержание «индивидуальности» предприятия, т.е. его уникальных конкурентных преимуществ.


















Рис. 4.3. Ресурсы предприятия.

Конкурентные преимущества предприятия (КП) — это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Другими сло­вами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наи­лучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. В отли­чие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преиму­щества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.

В основе конкурентных преимуществ могут лежать ресурсы пред­приятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые и неося­заемые ресурсы (рис. 4.3).

Осязаемые ресурсы, или материальные активы — это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.)

Важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия может быть улучшение использования данных ресурсов — уменьшение материальных запасов, незавершенного производства, улучшение использования основных фондов, экономия ресурсов. Ин­вентаризация материальных активов предприятия и принятие реше­ний по их структуре являются первостепенным шагом на пути разра­ботки стратегии фирмы. К этому этапу вплотную подошли предприятия (особенно крупные), которые должны определить­ся, нужны ли для их дальнейшей работы все имеющиеся основные фонды и от каких основных фондов следует избавиться (списать их, попытаться продать или передать в дочерние структуры). Содержа­ние излишних материальных активов усложняет финансовое поло­жение предприятия, так как приходится платить налог на имуще­ство и налог на землю.

Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, — это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят:

  • не связанные с людьми неосязаемые активы — торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия;

  • неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал) — квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управ­ленческой «команды».

Некоторые компоненты неосязаемых ресурсов (торговая марка, ноу-хау) в соответствии с новым планом бухгалтерских счетов могут быть экспертно оценены и учтены в бухгалтерском балансе в статье «Нематериальные активы».

Другим важным источником конкурентных преимуществ любого предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами мо­гут быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, уп­равление персоналом и т. д. Так, в настоящее время слабой стороной практически всех предприятий является сбыт, а также управление финансами. Вместе с тем сильными сторонами предпри­ятий могут быть:


  • монопольное положение (энергетика, железнодорожный транс­порт);

  • высокоэффективное производство (металлургический комбинат по производству олова);

  • доступность источников сырья (добыча газа).

Для потребителей большее значение имеют известность торговой марки (кондитерские фабрики «Красный Октябрь», «АВК»), вы­годное местоположение (предприятия торговли, в частности «Белый Лебедь»), часы работы (круглосуточные магазины, банки), высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т. д. Указанные факто­ры могут стать конкурентными преимуществами предприятия. Следует отметить, что применительно к сильным и слабым сторонам дея­тельности предприятия возможна внутренняя оценка, тогда как кон­курентные преимущества должны восприниматься потребителями как таковые, иначе они не являются преимуществами предприятия (мни­мые преимущества).

Определение и оценку стратегических ресурсов предприятия, его сильных и слабых сторон можно проводить на основе специальной таблицы (табл. 4.4), в которую включаются количественные либо ка­чественные показатели. На основе данной таблицы можно оценить существующий и требуемый в перспективе стратегический потенци­ал предприятия. Хотя естественно, что наполнение этой таблицы, как по составляющим стратегического потенциала, так и по ресур­сам, может существенно меняться при изменении экономической ситуации в стране, отраслевой сферы анализа и других факторов.

Под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия. Некоторые авторы от­мечают, что «потенциал предприятия... представляется несколько аб­страктной категорией. Его границы расплывчаты, факторы не вполне определены, влияние на текущие процессы опосредованно. Но вме­сте с тем эта же категория весьма конкретна, поскольку практически каждое решение может оказать на него (и через его посредство на всю последующую историю предприятия) некоторое положительное либо серьезное отрицательное влияние» [8, с. 93 – 94] .

Таблица 4.4.

Стратегические ресурсы предприятия

Составляющие стратегического потенциала(способности к реализации)

Ресурсы

Финансовые

Кадровые

Информа-ционные

Технические

Технологи-ческие

Управлен-ческие

Организа-ционные

Макроэкономический анализ в стране и за рубежом








Выявление нужд, запросов потенциальных потребителей








Анализ конъюнктуры рынка и принятие управленческих ре­шений на его основе








Учет интересов заинтересованных лиц








Гибкость производства

Обновление продукции








Гибкость управления








Конкурентоспособ­ность фирмы








Доля рынка








Инвестиционные возможности








Другие важные составляющие